Максимальное количество баллов за всю работу – 67.




Задание для проведения школьного этапа

Всероссийской олимпиады по русскому языку – 2016

Класс

 

  1. Распределите слова по группам в соответствии с особенностями ударения (7 б):

 

Нормативные варианты ударения Допустимые варианты ударения Устаревшие варианты ударения
     

 

насторожЁнно и насторОженно, газирОваный и газИрованный, посУмерничать и посумЕрничать, заплЕсневелый и заплесневЕлый, фольгА и фОльга, сноровИстый и снорОвистый, прихОдский и приходскОй.

 

2. Даны сложные числительные, встречающиеся в рукописях и былинах 12-17 вв.: полтретьяста – 250, полшестадесять -55, полпята – 4,5. Какие количества передавались числительными полшестаста и полтретьядесять? (2 б.)

 

3. Что значит брать начало, разделять взгляды, выпустить в свет? (6 б)

 

4. Вставьте пропущенные буквы, согласуя сказуемое с подлежащим (3 б):

1)У князя в сакле собрал…сь уже множество народа. (Л.).

2)С баржи несли раненых. Некоторые стонали, но большинство молчал… (К.С.)

3)Вокруг каждой чашки садил…сь десять человек. (М.Г.)

 

5. Какой частью речи может быть слово верно, правда, так?. Приведите примеры. (6 б)

 

6. Когда произносят фразу «Утром я покушал и пошёл в школу», допускают речевую ошибку. Как вы думаете, какую именно? (4 б)

 

7. Чем различаются архаизмы от историзмов? Определите, к какой из этих семантических групп принадлежат следующие слова: пищаль, сей, зело, секира. Укажите их значение. (9 б)

 

8. Творческое задание.

В пословицах и поговорках заключена народная мудрость.

Н.В. Гоголь отмечал: "В них все есть - издевка, насмешка, попрек, словом - все шевелящее и задирающее за живое".

По одной из предложенных пословиц напишите сочинение - миниатюру.

1. Корень учения горек, а плод его сладок.

2. Правда со дна моря вынырнет, а неправда потонет.

3. Мнениями высок, да делами низок.

Раскройте смысл выбранной пословицы, выскажите аргументы "за" и "против", обоснуйте свою позицию.

 

 

Ответы к олимпиадным заданиям 7 - 8 класс

 

1.

Нормативные варианты ударения Допустимые варианты ударения Устаревшие варианты ударения
посУмерничать и посумЕрничать, прихОдский и приходскОй.   заплЕсневелый и заплесневЕлый, сноровИстый и снорОвистый, насторожЁнно и насторОженно газирОванный и газИрованный, фольгА и фОльга  

 

2. 550, 25.

3. Брать начало - возникать, восходить, начинаться, иметь своим началом, иметь исходной точкой, иметь отправной точкой, брать начало, иметь началом, иметь своей исходной точкой, иметь своей отправной точкой.

Разделять взгляды –соглашаться, сходиться во мнение, разделять точку зрения;, выпустить в свет - произвести, выпустить, переиздать, напечатать, опубликовать, источить, выдать, испустить.

4. 1) У князя в сакле собралОсь уже множество народа. (Л.).

2) С баржи несли раненых. Некоторые стонали, но большинство молчалО. (К.С.)

3) Вокруг каждой чашки садилОсь десять человек. (М.Г.)

5. ВЕРНО. 1. Кр. прил. Это решение верно. 2.Нареч. Верно служить. 3. Вводное слово. Он, верно, не придёт. 4. Частица (утвердит.) Он прекрасный работник. Верно.

ПРАВДА. 1. Сущ. Сказать правду. Искать правды. Твоя правда. 2. Вводное слово. Я, правда, не знал этого. 3. Союз. Погуляли хорошо, правда устали. 4. Частица. Я правда уезжаю.

ТАК. 1.Мест.наречие. Так рассказывал, что все смеялись. 2. Частица. Он так, какой-то жалкий человек. 3.Союз. Обещал, так сделай. Нечего раздумывать: жениться так жениться.

6. Глагол кушать означает «есть, принимать пищу» (употребляется при вежливом приглашении других к еде: Кушайте, пожалуйста!). В данном случае следовало сказать: Я позавтракал и пошёл в школу или Утром я поел и пошёл в школу.

 

7. Архаизмы и историзмы — это устаревшие слова.

Названия предметов, которые были известны лишь нашим предкам и вышли из употребления,— это историзмы (пищаль, секира). И то и другое слова обозначает старинное оружие. Может быть и так: вещь или понятие остались, а названия их ушли из языка, заменились другими. Такие ушедшие слова — архаизмы: сей — этот, зело — очень.

 

 

Рекомендации по проведению школьного тура олимпиады

По русскому языку в 7-8 классе

На проведение олимпиады отводится 1,5 астрономических часа.

Работы предварительно должны быть зашифрованы.

Объем работы не регламентируется и не влияет на повышение и снижение оценки.

Если участник использовал черновик, то он сдает его вместе с работой. Черновик может быть учтен при оценке работы в пользу ученика.

5. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за задания 1 - 7 равно 37 баллам.

6. При оценке задания 8 учитываются следующие критерии:

1. Глубина и точность содержания/ 10 баллов
2. Знание фактического материала. Грамотная аргументация. 10 баллов
3. Язык и стиль работы учащегося (композиционная стройность, логичность, орфографическая, пунктуационная, грамматическая, речевая грамотность) 10 баллов
Максимальное количество 30 баллов

Максимальное количество баллов за всю работу – 67.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: