ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Задачами физического воспитания учащихся1классов являются:
1.Укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
2.Обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам.
3.Развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей.
4.Приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта.
5.Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, укрепления здоровья.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы знаний:
-Техника безопасности на уроках в зале, бассейне, катке и на спортплощадках.
-Роль физических упражнений для физического развития.
-Гигиенические правила и умение применять их.
-Спортивная одежда, обувь на лето, осень, зиму.
-Беседа: «Забота о здоровье», «Закаливание», об осанке,
-об утренней гигиенической зарядке, о гимнастике до занятий, о физкультминутках,
-о режиме дня, о правильном дыхании, о подготовке к урокам по лыжам, конькам, основы изучения плавания,
-о летних и зимних играх на свежем воздухе, о новом в физкультуре и спорта.
Навыки. Умения. Развитие двигательных качеств.
ГИМНАСТИКА.
-Строевые упражнения: построение в колонну по одному, построение в шеренгу, построение в круг, повороты направо, влево, размыкание приставным шагом, перестроение из одной колонны по две, по четыре, перестроение из одной шеренги в две, в три, перестроение в круг.
-Акробатика: группировка, перекаты в группировке, кувырок вперед, кувырок назад, стойка на лопатках, «мост» лежа на спине, переворот боком «колесо».
-Ритмическая гимнастика: комплексы упражнений под музыку.
-Лазание и перелезание: лазание по гимнастической стенке, по гимнастической скамейке.
-Висы и упоры: сгибание-разгибание ног в висе; поднимание ног в висе до 90; вис на согнутых руках; подтягивание в висе; упоры на скамейке; сгибание-разгибание рук в упоре.
-Равновесие: стойка на носках, на 1 ноге, на полу и гимн. скамейке; ходьба по гимн. скамейке; перешагивание через набивные мячи, поворот на 90.
-Танцевальные шаги: шаг с подскоком, переменный шаг, шаг галопа в сторону.
-Гимнастические упражнения: общеразвивающие упражнения с предметами (мяч, гимнастическая палка, скакалка), без предмета
-Циклические упражнения: упражнения в ходьбе, в беге, на гимнастической стенке, на гимнастической скамейке.
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА.
-Бег с изменением направления, в чередовании с ходьбой, с преодолением препятствий; бег 30 м. челночный бег 3х5, 3х10 м; эстафеты, равномерный медленный бег до 3 мин; кросс по слабопересеченной местности до 500 м.
-Прыжок в длину с места, с разбега, через препятствия, прыжки через скакалку, многоскоки.
Лыжная подготовка
- перенос веса тяжести с ноги на ногу на лыжах, ступающий шаг, повороты с переступание вокруг пяток.
- передвижение ступающим шагом без палок, подъем в уклон ступающим шагом.
-торможение палками при спуске с пологого склона на низкой скорости, торможение падением на бок на спуске с небольшого склона.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
-«К своим флажкам», «Два мороза», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры».
-«Кто дальше бросит», «Точный расчет», «Метко в цель», «Играй, играй, мяч не теряй», «Мяч водящему», «У кого меньше мячей», «Школа мяча», «Мяч в корзину», «Попади в обруч».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по физической культуре являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
- Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения обучающихся содержания программы по физической культуре являются следующие умения:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела), развития основных физических качеств;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
- выполнять акробатические и гимнастические комбинации на необходимом техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Тематический план
Для 1 класса
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Даты проведения | |
Планируемая | Фактическая | |||
I четверть Легкая атлетика и гимнастика | ||||
1.Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики. 2.Разучить построение в колонну по одному. 2.Разучить строевые упражнения. | ||||
1.Разучить технику выполнения высокого старта. 2.Повторить строевые упражнения. | ||||
1.Повторить построение в колонну по одному. 2.Разучить бег с изменением направления. | ||||
1.Повторить технику выполнения высокого старта. 2.Разучить ходьбу с изменением темпа движения. | ||||
1.Разучить технику выполнения низкого старта. 2.Повторить бег с изменением направления. | ||||
1.Разучить бег с остановкой по сигналу. 2.Разучить технику выполнения бега. | ||||
1.Повторить технику выполнения низкого старта. 2.Повторить бег с остановкой по сигналу. | ||||
1.Разучить прыжки на скакалке. 2.Повторить технику выполнения бега. | ||||
1.Разучить прыжки на качающей скакалке. 2.Повторить прыжки на скакалке. | ||||
1.Разучить бег с остановками в шаге, с изменением направления движения. 2.Повторить прыжки на скакалке. | ||||
1.Разучить медленный длительный бег. 2.Повторить бег с остановками в шаге, с изменением направления движения. | ||||
1.Разучить бег с препятствиями. 2.Повторить прыжки на качающей скакалке. | ||||
1.Развиваем выносливость, координационные способности. 2.Повторить медленный длительный бег. | ||||
1.Бег на дистанцию 30 м. (на результат) 2.Разучить семенящий бег. | ||||
1.Повторить семенящий бег. 2.Разучить челночный бег 3х10 м. | ||||
1.Разучить бег на дистанцию 60 м. (на результат). 2.Повторить челночный бег 3х10 м. | ||||
1.Развиваем скоростно-силовые способности. 2.Повторить команды «Становись!», «Смирно!». | ||||
1.Разучить широкий, свободный шаг. 2.Разучить бег с ускорением. | ||||
1.Разучить бег спиной вперед. 2.Повторить широкий, свободный шаг. | ||||
1.Разучить прыжки с продвижением вперед. 2.Повторить бег спиной вперед. | ||||
1.Повторить бег с ускорением. 2.Разучить прыжки в длину с места. | ||||
1.Разучить бег из различных исходных положений. 2.Повторить прыжки с продвижением вперед. | ||||
1.Разучить передаче эстафетной палочки. 2.Повторить бег из различных исходных положений. | ||||
1.Повторить передаче эстафетной палочки. 2.Разучить прыжки в высоту с места толчком двумя ногами. | ||||
1.Разучить эстафету. 2.Повторить прыжки в высоту с места толчком двумя ногами. | ||||
1.Совершенствовать строевые упражнения. 2.Повторить эстафету. | ||||
1.Разучить бег с высокого старта на дистанцию 100 м. 2.Разучить ОРУ на силу. | ||||
1.Разучить перестроение в одну колонну. 2.Разучить перестроение на «6,3, на месте». | ||||
1.Повторить перестроение в одну колонну. 2.Разучить ползание на гимнастической скамейке. | ||||
1.Повторить перестроение на «6,3, на месте». 2.Разучить группировку. | ||||
1.Разучить перестроение из одной колонны в две колонны. 2.Повторить ползание на гимнастической скамейке. | ||||
1.Разучить перекаты назад. 2.Разучить технику выполнения кувырка вперед. | ||||
1.Повторить перестроение из одной колонны в две колонны. 2.Повторить перекаты назад. | ||||
1.Разучить технику выполнения кувырка назад. 2.Повторить группировку. | ||||
1.Повторить технику выполнения кувырка вперед. 2.Повторить технику выполнения кувырка назад. | ||||
1.Разучить перекаты в группировке вперед, назад. 2.Разучить стойку на лопатках, согнув ноги. | ||||
1.Повторить стойку на лопатках, согнув ноги. 2.Разучить комплекс упражнений по развитию двигательных качеств. | ||||
1.Повторить перекаты в группировке вперед, назад. 2.Повторить комплекс упражнений по развитию двигательных качеств. | ||||
1.Разучить технику выполнения мостика в упоре лежа. 2. Разучить положение группировки, лежа на спине. Перекаты в группировки вперед, назад, влево, вправо из положения приседа на носках. | ||||
1.Повторить технику выполнения мостика в упоре лежа. 2.Разучить подьем туловища в упоре лежа. | ||||
1.Разучить сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 2.Повторить положение группировки, лежа на спине. Перекаты в группировки вперед, назад, влево, вправо из положения приседа на носках | ||||
1.Повторить подьем туловища в упоре лежа. 2.Разучить движение противоходом. | ||||
1.Повторить сгибание и разгибание рук в упоре лежа. 2.Разучить вис на согнутых руках. | ||||
1.Разучить движение змейкой. 2.Повторить движение противоходом. | ||||
1.Разучить движение по диагонали. 2.Повторить вис на согнутых руках. | ||||
1.Разучить равновесие на одной ноге. 2.Разучить шаг галопа в сторону. | ||||
1.Повторить движение по диагонали. 2.Повторить шаг галопа в сторону. | ||||
1.Разучить ОРУ с гимнастическими палками. 2.Повторить равновесие на одной ноге. | ||||
1.Разучить переменный шаг. 2.Разучить комплекс упражнений из 4 элементов. | ||||
1.Разучить подтягивание в висе. 2.Повторить комплекс упражнений из 4 элементов. | ||||
1.Разучить в висе на перекладине поднимание согнутых ног. 2.Повторить подтягивание в висе. | ||||
II четверть Лыжная подготовка и подвижные игры | ||||
1.Инструктаж по ТБ на уроках лыжной подготовки и подвижных игр. 2.Разучить скреплять лыжи для переноски их к месту урока. 2.Разучить переносу веса тяжести с ноги на ногу на лыжах. | ||||
1.Разучить ступающий шаг. 2.Повторить скреплять лыжи для переноски их к месту урока. | ||||
1.Разучить передвижение ступающим шагом без палок. 2.Повторить переносу веса тяжести с ноги на ногу на лыжах. | ||||
1.Повторить передвижение ступающим шагом без палок. 2.Разучить подъему в уклон ступающим шагом. | ||||
1.Разучить торможение падением на бок на спуске с небольшого склона. 2. Разучить торможение палками при спуске с пологого склона на низкой скорости. | ||||
1.Повторить торможение падением на бок на спуске с небольшого склона. 2.Повторить подъему в уклон ступающим шагом. | ||||
1. Разучить одновременно одношажному ходу. 2.Повторить торможение палками при спуске с пологого склона на низкой скорости. | ||||
1.Дистанция 500 м скользящим шагом. 2.Повторить одновременно одношажному ходу. | ||||
1.Разучить одновременно двухшажный ход. 2.Развиваем скорость,выносливость. | ||||
1.Дистанция 800 м, одновременно одношажным ходом 2.Повторить одновременно двухшажный ход. | ||||
1.Чередовать одновременно одношажный и одновременно двухшажный ход. | ||||
1.Разучить подьем лесенкой. 2.Разучить подьем Елочкой. | ||||
1.Повторить чередовать одновременно одношажный и одновременно двухшажный ход. 2.Повторить подьем лесенкой. | ||||
1.Разучить торможение плугом. 2.Закрепить ступающий шаг. | ||||
1.Повторить подьем Елочкой. 2.Дистанция 500 м, на результат. | ||||
1.Закрепить технику выполнения одновременно одношажному ходу. | ||||
1.Повторить торможение плугом. 2.Передвижение любым ходом. | ||||
Повторение изученного материала. | ||||
1.Разучить подвижную игру «К своим флажкам». 2.Разучить подвижную игру «Космос» | ||||
1.Разучить подвижную игру «Пятнашки» 2.Повторить подвижную игру «К своим флажкам». | ||||
1.Разучить подвижную игру «Кто дальше бросит» 2.Повторить подвижную игру «Космос» | ||||
1.Разучить подвижную игру «Лисы и куры». 2.Повторить подвижную игру «Пятнашки» | ||||
1.Разучить подвижную игру «Совушка» 2.Повторить подвижную игру «Кто дальше бросит». | ||||
1.Разучить подвижную игру «Мяч водящему». 2.Повторить подвижную игру «Совушка». | ||||
1.Разучить подвижную игру «Вызов номеров. | ||||
1.Разучить подвижную игру «Мяч в корзину» 2.Повторить подвижную игру «Вызов номеров». | ||||
1.Разучить подвижную игру «День и ночь». 2.Повторить подвижную игру «Мяч в корзину». | ||||
1.Разучить подвижную игру «Метко в цель». 2.Повторить подвижную игру «День и ночь». | ||||
III четверть Легкая атлетика и подвижные игры | ||||
1.Инструктаж по ТБ на уроках легкой атлетики и подвижных игр. 2.Разучить подвижную игру «Точный расчет». 3.Закрепить технику выполнения высокого старта. | ||||
1.Бег на дистанцию 60 м с препятствиями. 2.Разучить подвижную игру «Попади в обруч» | ||||
1.Повторить подвижную игру «Точный расчет». 2.Закрепить технику выполнения низкого старта. | ||||
1.Бег на дистанцию 100 м. 2.Разучить подвижную игру «Играй, играй, мячик не теряй». | ||||
1.Разучить подвижную игру «Третий лишний». 2.Разучить прыжки на скакалке на левой и на правой ноге. | ||||
1.Повторить подвижную игру «Третий лишний». 2.Повторить прыжки на скакалке на левой и на правой ноге. | ||||
1.Закрепить бег с изменением направления по сигналу учителя. 2.Разучить подвижную игру «Карусель». | ||||
1.Разучить подвижную игру «Берег и речка» 2.Бег в медленном темпе на дистанцию 100 м. | ||||
1.Развиваем выносливость, скорость. 2.Повторить подвижную игру «Карусель». | ||||
1.Разучить подвижную игру «На рыбалке». 2.Закрепить челночный бег 3х10 м. | ||||
1.Повторить подвижную игру «На рыбалке». 2.Разучить подвижную игру «Медведь во бору» | ||||
1.Закрепить передачу эстафетной палочки. 2.Разучить эстафету на 30 м. | ||||
1.Разучить подвижную игру «Охотник и сторож». 2.Повторить подвижную игру «Медведь во бору» | ||||
1.Разучить подвижную игру «Не упусти мяч». 2.Повторить подвижную игру «Медведь во бору» | ||||
1.Повторить подвижную игру «Не упусти мяч». 2.Закрепить семенящий бег. | ||||
1.Разучить семенящий бег на дистанцию 100 м. 2.Разучить подвижную игру «Прела-горела». | ||||
1.Повторить семенящий бег на дистанцию 100 м. 2.Разучить подвижную игру «Собери яблоки». | ||||
1.Повторить подвижную игру «Прела-горела». 2.Повторить подвижную игру «Собери яблоки». | ||||
1.Закрепить прыжки в высоту с места толчком двумя ногами. 2.Разучить подвижную игру «Белый мяч и черный мяч» | ||||
1.Разучить подвижную игру «Забрасывание белого мяча» 2.Повторить «Белый мяч и черный мяч» |