Конструкт воспитательного мероприятия.
Направление ВР: семейное воспитание; интеллектуально - познавательное.
Проблема: непонимание между детьми и родителями (дети начинают хотеть большего, родители не разрешают, дети начинают злиться, происходит конфликт)
Тема: «Семья, родственные отношения»
Возраст: учащиеся 5 класса
Цель:
· деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
· содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: семейный конфликт, двух поколенная семья, многопоколенная семья. познакомить учащихся с типами семейных ношений, видами семей, причинами семейных конфликтов;
· воспитательная цель: сформировать представления о различных социальных ролях людей в семье (мать, отец, жена, муж и т. д.); обучить способам взаимодействия между людьми, живущими в одной семье.
Задачи:
· развивать потребность узнавать историю своей семьи;
· воспитывать уважение к отцу и к матери, родным, чувство ответственности к членам своей семьи.
Форма работы: рассказ, беседа, проблемное изложение, игра, логические задачи.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- формирование и развитие творческих способностей через активные формы деятельности;
- воспитание уважительного и бережного отношения друг к другу и близким.
Метапредметные:
- развивать умения применять знания в новой учебной ситуации;
- отрабатывать навыки самостоятельной работы;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.;
- формировать навыки рефлексии разными формами представления результатов своей деятельности.
Предметные:
- сформировать потребность в знаниях о семейных отношениях, способах разрешения семейных конфликтов;
- научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
Технологическая карта воспитательного мероприятия
Этапы занятия | Действия педагога | Действия ребенка | Личностные | Познавательные | Коммуникативные | Регулятивные |
1) Организационный этап. Цель этапа: настроить учащихся на учебную деятельность и открытие новых знаний. | Проверяет готовность обучающихся к уроку: приветствие проверка явки учащихся заполнение учителем классного журнала проверка готовности учащихся к уроку эмоциональный настрой учащихся на работу | Приветствуют учителя | Формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | Осуществляемые действия | Настрой на деятельность | Взаимодействие с учителем |
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Цель этапа: создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Подводит учащихся к формулировке цели урока и его задач. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Живут в соседних домах две разные семьи. Одни все время ссорятся, у других всегда тишина и взаимопонимание. Однажды, позавидовав миру в соседской семье, жена говорит мужу: -Сходи к соседям и посмотри, что такого они делают, что у них всегда все хорошо. Пошел, спрятался и наблюдает. Вот видит, женщина моет пол, вдруг что-то ее отвлекло, и она побежала на кухню. В это время ее муж вошел в дом. Он не заметил ведро с водой, зацепил его, и вода разлилась. Тут вошла его жена, извиняется перед мужем, говорит: -Прости, дорогой, я виновата. -Нет, это ты прости, я виноват. Расстроился сосед и пошел домой. Дома жена спрашивает: -Ну, что посмотрел? -Да! -Ну что? -Все понял! У нас все правы, а у них все виноваты. Вопросы к классу · О чем эта притча? · В чем ее смысл? - Какое отношения она имеет к нашему уроку? Тема нашего урока: «Семейные отношения». · Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. · На какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников.) | Активно слушают, | Строят понятные для собеседника высказывания | Выдвигают предположения о теме урока, его целях и задачах | Формулируют собственные ожидания | Слушают собеседника |
3) Проверка домашнего задания. | (Приложение №1) | Учащиеся выполняют задания в картах основываясь на знаниях, полученных на предыдущем уроке и в результате подготовки домашнего задания, а так же из личного опыта. | Строят понятные для собеседника высказывания | Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи. | Индивидуальная работа. | |
4) Актуализация знаний. Цель этапа: организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания; актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания; предъявить задания, близкие жизненному опыту детей. | Формулирует проблему, ставит вопросы, организует обсуждение. «Семьей дорожить — счастливым быть» Семья основана на трех типах отношений: · супружество; · родительство; · родство. Проблемный вопрос. Как вы думаете, на чем основаны эти отношения? (Ответы учеников.) Задание 1: прочитайте материал рубрики «Дополнительное чтение стр. 146 учебника и составьте схему «типы семей»: двух поколенная, многопоколенная. Коллективная проверка. | Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы учителя, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта, составляют схему | Формируются компетенции в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности; умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности: | Формируются умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы; умения обобщать и классифицировать по признакам; умения находить ответы на вопросы | Взаимодействие с учителем во время опроса, участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений |
5) Проблемное изложения нового знания. Цель этапа: организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового материала организовать фиксацию преодоления затруднения; первичное усвоение новых знаний; оживить эмоциональные впечатления детей, побудить их оценить свои интересы. | Физминутка. У каждого в семье есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. Самые сложные обязанности лежат на родителях. Их любовью и терпением достигается семейное счастье, а непрестанным трудом - достаток и благополучие. Запомните мудрую пословицу «Почитай отца твоего и мать, и будет тебе хорошо, и будешь ты долго жить». Почитать родителей - значит: в детстве - их слушаться, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте — о них заботиться. Через тысячи поколений прошла бережно хранимая традиция почитания матери. Для каждого сына и дочери мать - самый близкий человек. Мама - это первое слово, которое осознанно произносит младенец. Если отец - глава семьи, то мать - ее душа. Если отец обеспечивает достаток и порядок в доме, то только мать может создать уют, покой и особую теплоту отношений. Счастье каждой семьи - дети. Обязанность родителей - достойно воспитать своих детей, передать им свой жизненный опыт. Но не во всех семьях складываются одинаково хорошие отношения. Почему? Что нужно, чтобы они стали хорошими? Разделимся на группы – команды по рядам в режиме игры «Сто к одному» выполним задание, которое для нас оформили ученики 8 д класса. Укажите качества членов семьи, которые способствуют укреплению семьи. (Проверка выполнения задания коллективная, по очереди открывают слова, скрытые на ватмане, прикреплённом к магнитной доске) 2. Второй вопрос нашего урока - Семейные конфликты Послушайте легенду. В Древнем Китае жила удивительная семья из 100 человек. Царил в ней лад, любовь и уважение. Слава об этой семье дошла до самого императора, и он посетил эту семью. Убедившись, что молва ничего не преувеличила, император спросил у старейшины семьи: «Как удается вам жить в мире и согласии, не ссорясь и не обижаясь друг на друга?». В ответ старейшина назвал лишь одно слово. (Ответы учеников.) Да, как раз терпения у многих из нас не хватает. Очень часто возникают семейные конфликты. · Что такое конфликт? · Какую роль в семейных отношениях он играет: положительную или отрицательную? Свою позицию аргументируйте. (Ответы учеников.) Почему же происходят семейные конфликты? Задание 3: работая с текстом п. 2 § 20 учебника стр. 147, определите причины появления семейных конфликтов и оформите свой ответ с помощью схемы. Проверка – обмен тетрадями друг у друга в соответствии с образцом – текстом учебника. Конфликты между родителями и детьми Еще одной очень распространенной причиной конфликтов в семье является отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми. И это третий вопрос нашего урока. Исследования показывают, что отношения между родителями и детьми в большинстве случаев складываются довольно гармонично. Но бывает, что родители и дети не понимают друг друга. · Приведите примеры подобного непонимания. · Какие образы приходят вам в голову, когда произносите слово «конфликт»? (Проверка выполнения задания.) Но если конфликты все-таки возникают, их причины можно классифицировать по пяти обстоятельствам. Задание 4: работая с текстом п. 3 §20 учебника, назовите обстоятельства конфликтов между родителями и детьми. Запишите все 5 в тетрадь. Проверка – парная в соответствии с текстом учебника. | Развивают умения получать информацию из диаграммы, текста и строить сообщения в устной форме; проводят сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям | Понимать текст | Осуществляют поиск необходимой информации, используя дополнительные источники информации. | Формируются умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию | Весь класс в коллективном режиме обсуждает текст учебника |
6) Первичное закрепление знаний учащихся Цель этапа: зафиксировать алгоритм выполнения заданий; организовать закрепление учащимися нового материала | А теперь закрепим полученные знания. Работа с презентацией. Задание. 1. Назовите типы семей. Назовите отношения, на которых основана семья. Определите обстоятельство конфликта по признакам. Психологи считают, что конфликты бывают во всех семьях, главное — научиться быстро их разрешать. Сегодня наш маленький проект – вы практикующий психолог по решению семейных конфликтов. Ваша задача - составьте своеобразный рецепт от конфликтов. Вы можете взять правила дополнительного материала и расположить их в правильной последовательности. Если надо, прибавьте к ним свои собственные правила и расположите в рецепте по убыванию – от самых важных до незначительных. | Работают с презентацией, отвечают на вопросы. | Формируются умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | Развивают умения обобщения, синтеза, классификации, определения понятий. | Формируются умения применять полученные знания, обсуждать | Формируются умения применять полученные знания, обсуждать |
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель этапа: включить новый способ действий в систему знаний учащихся; тренировать способность применять новый алгоритм действий в стандартной и не стандартной ситуации | Объясняет домашнее задание: Общее для всего класса: §20, вопросы, материал в тетради. Задание по выбору 1. Выполнить задание практикума №1. Или 2. Выполнить задания практикума № 3. Сообщение о теме следующего урока «Семейные ценности и традиции» | Творчески перерабатывают изученную информацию на основе анализа и синтеза | Формируются умения взаимодействия с представителями социума в целях поиска информации | Отрабатывают алгоритм по изученной теме. | Формируются умения поиска и выделения информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств | Взаимодействуют с учителем |
8) Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель этапа: организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке; организовать проведение самооценки учениками работы на уроке по результатам анализа работы зафиксировать направления будущей деятельности. | Подводит итоги урока. Оценивает работу учащихся. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Осуществляет рефлексию по достижению целей урока. Даёт объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке. | Фиксируют новое содержание изученного на уроке | Формируются умения оценивать деятельность свою и партнёров по уроку | По результатам анализа работы определяют направления будущей деятельности | Формируются умения делать выводы, анализировать свою деятельность. | Оценивают учебную деятельность, выражают свои эмоции по поводу урока |