Формы решения проблемных ситуаций.




Вопрос 24.Проблемный метод обучения на уроках истории и обществознания.

Проблемный метод обучения,являясь частью проблемно-поисковой методики, направлен на реализацию модели «обучение через открытие».Его цель – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся. Сущность метода состоит в последовательном и целенаправленном выдвижении перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучающиеся активно усваивают знания. К проблемным относятся методы

-проблемного изложения, -частично-поисковый, -исследовательский.

Формы организации пространства: парное взаимодействие, микрогрупповое взаимодействие, групповое взаимодействие и межгрупповое взаимодействие.

Технологические приемы организации учебного процесса:1.создание значимой для ученика проблемной ситуации, 2. наполнить проблемную ситуацию противоречивостью и создать условия для осознания этого противоречия как проблемы, 3.сформулировать задачу продуктивного (творческого) типа, вытекающую из осознанной учеником проблемы.

Примеры проблемных вопросов по истории.

· Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;

· Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?

· Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?

· XVII век в истории России – шаг вперед или назад?

· Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?

Примеры проблемных вопросов по обществознанию.

· Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»

· Сильная президентская власть в России: за и против».

· Независимость судебной власти: миф или реальность?»

· Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»

Формы решения проблемных ситуаций.

· Учебная дискуссия;

· Научный спор;

· Проблемная лекция;

· Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.

Результативность метода оценивается по следующим критериям: -наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации, -наличие положительных изменений в эмоционально-волевой сфере, -переживание учеником субъективного открытия, - осознание усвоения нового как личностной ценности, -овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций.

 

Вопрос 40.Способы проверки и оценивания результатов обучения истории и обществознанию. Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся.Проверка результатов обучения (контроль) является необходимым компонентом процесса обучения.

Ее цель - выявить уровень знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный стандартом и программой; - выявить динамику индивидуальных достижений обучающихся; - предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения, испытания (тесты) и иное).

На уроках истории и обществознания могут быть использованы такие формы контроля,как итоговый, промежуточный и текущий контроль, хотя уроки обязательных проверочных работ рабочими программами не предусмотрены.

Текущий контроль можно осуществлять с помощью разных видов и форм: устных и письменных; индивидуальных, фронтальных и групповых; нетрадиционных; с применением ИКТ и т.д.

Примерами устных форм текущего контроля могут служить

- Фронтальный опрос

- рассказ «незнайки» с ошибками;

-ответы на вопросы в конце параграфа;

-взаимоконтроль (ученики составляют дома вопросы друг для друга);

-описательный рассказ с опорой на наглядный образ, например, египетские пирамиды или средневековый замок;

-рассказ от имени очевидца событий, например, участника Столетней войны, участника Народного ополчения Минина и Пожарского.

- слабоуспевающему ученику - изложение фактического материала по составленному учителем плану или памятке.

К письменным формам контроля относятся: - самостоятельные и контрольные работы. - Очень важно в условиях введения ГИА и ЕГЭ использовать тесты;.-Написание эссе -Исторический диктант.-Написание писем.-Написание сочинений-рассуждений.- Составление таблиц, схем.

Как итоговый контроль могут использоваться такие нетрадиционные формы:КВН, судебные процессы. круглые столы,.аукционы,проекты.

Немаловажное значение при проверке знаний и умений имеет оценка. Она должна быть объективной и всесторонней, учитывать требования стандарта, соответствовать уровню усвоения знаний и умений.В оценке важен не только балл, но и оценочное суждение учителя, что бывает дороже баллов. Ученики должны знать критерии выставления оценки, понимать ее правильность и объективность, уметь самооценивать свой ответ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: