Роман «Господа Головлевы». Особенности реализма М.Е. Салтыкова-Щедрина




В романе «Г.Г» (1875-1880) отражена ценная программа писателя по вопросу содержания литературы и взаимоотношений литературы и действительности. В критических статьях 60-70х годов отражена целая программа С-Щ, обращенная к актуальным для своего времени проблемам реализма и народности литературы. В статье «Напрасные опасения» он возражает против мнения об отставании литературы от жизни. По мнению писателя, литература – организатор общественной мысли, ее роль велика в определении не только настоящей, но и будущей физиономии общества.

Особенности художественного метода С-Щ воплотил в романе «Господа Головлевы». Замысел романа возник из отдельных очерков цикла «Благонамеренные речи». Там появились первые рассказы о семействе Головлевых. По совету Тургенева С-Щ продолжил эту тему. Так получился роман «Господа Головлевы». В нем проявилась иная, чем публицистике, направленность творчества писателя. Не злоба дня, а социальные процессы общественной жизни. Это объясняет форму монументального романа. Потому, что именно она позволяет показать жизнь нескольких поколений и каждого человека на протяжении длительного времени.

Первоначально роман не был замыслен как большое произведение. Рассказ о Головлевых под названием «Семейный суд» должен был войти в цикл «Благонамеренные речи. Успех главы предопределил написание романа. В июле 1880 года вышло первое отдельное издание романа.

Следует отметить, что центральная тема романа – историческая судьба дворянства – поднималась еще до С-Щ. Например, роман Тургенева «Дворянское гнездо» или Гончарова «Обрыв».

В произведении показан процесс экономического распада и процесс душевного вырождения Головлевых. Поместье Головлевых – это государство в миниатюре. С-Щ поставил задачу раскрыть социально-экономические проблемы, сосредоточившись на внутреннем мире семьи. Борьба за собственность, показанная в романе, неизбежно ведет к гибели семейства. И виноваты в этом все члены семьи Головлевых.

В романе соединяются семейно-бытовой и социально-политический планы, и полностью отсутствует интрига, что нехарактерно для романа. С-Щ одновременно включается в классическую традицию и «выпадает» из нее. Речь идет о теме дворянских гнезд. Эта тема одна из самых больших в русской литературе. Шире – тема рода, дома. Для С-Щ родовое гнездо – это не способ укрыться от мира, не способ слиться с природой, естественной жизнью; это точная маленькая копия внешнего мира с его пороками, проблемами, бесчеловечностью. Тем трагичнее судьба героев романа, что жизнь в гнезде для них еще мучительнее, чем жизнь вне его.

С-Щ показывает, как жажда власти, денег, амбиции людей, негативные свойства его их характеров разрушают родовые связи. Распад головлевской семьи автор воспринимает как распад крепостнической системы, русского дворянского класса.

В связи с особенностями решения темы дворянских гнезд символическое значение приобретает название романа. Господа – это одновременно способ наименования и хозяева жизни. В отличии от помещиков Некрасова, в пореформенной России Головлевы не утратили своего состояния. В соответствии со своим художественным методом С-Щ заставляет героев «обожествить» материальные ценности, совершенно не имея в виду нравственные. Это гоголевские «мертвые души» по-щедрински. Но Гоголь дает героям надежду на духовное возрождение. У С-Щ этого нет.

Художественное пространство романа построено по типу христианского ада или фольклорного мира мертвых. В нем все наизнанку. Это объясняет природу гиперболизации романа: С-Щ, уловив наиболее характерные тенденции, отбрасывая все лишнее, доводит их до предела, до крайности. Он показывает болезнь в чистом виде. Главная тема в романе – тема духовной и физической смерти.

Композиция романа стройна. От главы к главе прослеживается постепенный выход членов семьи.

Вся система художественных персонажей строится по принципу 3-х поясов: 1) Головлевы старшие (отец и мать); 2) средние (Степан, Павел, Порфирий-Иудушка); 3) головлята (дети Анны, Анинька и Любенька; Порфирия – Владимир, Петр и младший Володька).

История жизни каждого включает в себя три этапа: праздность, непригодность к какому-либо делу или праздномыслие, запой.

1-ая глава представляет центральную фигуру семьи, Арину Петровну. Она подчинила себе всех крестьян и домашних. Это активная и деятельная натура. Она вышла замуж за бесхарактерного человека, у них оказались разные взгляды на жизнь, и в результате Ар. Петровна отодвинула мужа на задний план. Благодаря своей активности и энергии, Ар. Петр-а удесятеряет доходы. Богатство ей далось ценой тяжкого труда. Но она не гнушалась подкупом, иногда шла на откровенный шантаж. В семье Головлевых Арина Петровна – единственный человек, который проявил себя как натура действенная. Но на протяжении всего повествования С-Щ показывает, что ее накопительство является настоящим расточительством: многое гниет, пропадает. Накопительство становится бессмысленным. Арину П-ну губит два обстоятельства: отмена крепостного права и предательство Иудушки. Не пережив двух ударов, она умирает. Арина Петровна становится рабыней установленного ею порядка. И как только он изменяется, она становится беспомощной. Всеми забытая, она умирает.

1-й рассказ о старшем сыне Степане Владимировиче (Степке-балбесе). Он ни с чем возвращается в родовое гнездо. С-Щ применяет худ-ый прием воспоминания героя. За счет этого можно ознакомится с процессом формирования характера героя.

Степан был похож на своего отца. Автор неоднократно указывает, что по природе своей Степка умный человек. Но в обстановке постоянного подавления личности, его развитие приобретает совсем другие черты: умение выкрутиться, робость и повадливость. Так, например, в университете он становится приживальщиком и попрошайкой у богатых студентов.

Степан поступает в университет и заканчивает его благодаря своему природному уму. Он пытается работать, но не получается. Записывается в ополчение, но и тут ничего не выходит.

Автор подробно описывает безрадостное возвращение в родовое имение. Вся система художественных средств наводит на мысль, что дорога в Головлево – это дорога в никуда (образ гроба, сельского кладбища, семейного склепа и т.д.) Арина Петровна поселяет своего сына в малюсенькой конторе. Ему не дают свечей и кормят остатками еды с барского стола. Степан изолирован от внешней жизни и постепенно теряет ощущение реальной жизни и способность думать. Заканчивается это шкаликом водки. Процесс выпивания для него становится ритуалом. Степан пытается убежать. После побега он будто лишается ума. Смерть Степана Головлева открывает историю постепенного умирания рода Гловлевых.

Следующая история брата Павла. Героя представляют начиная с детства. Это апатичное и угрюмое существо. Его любимое занятие, забившись в угол, мечтать о будущей прекрасной жизни. Павел становится личностью без поступков. Сейчас, как и в детстве, он живет в мире иллюзий. Жизненный путь Павла можно разделить на следующие этапы: армия, отставка, дорога в имение Дубровино. В маленькой комнатке он заканчивает жизнь. Его история повторяет историю Степан. В связи с этим мы можем говорить о принципе двойничества.

Умирает и сестра Анна. Она пытается сохранить свое человеческое «Я» и убегает с военным. Рождаются две девочки, Анна же умирает.

Центральная фигура романа Иудушка Головлев. Он объединяет всех героев. Порфирий–Иудушка играет ключевую роль в судьбе каждого. Он выделялся с детства смирением, любил понаушничать, любимое занятие – приласкаться к любимому другу маменьке. Иудушка вырос, женился, стал служить в Петербурге. Для того, чтобы завладеть имением, он плетет сеть интриг. Этот персонаж представляет собой социальный тип (крепостник), с др. стороны, психологический тип лжеца и пустослова. Получив все, он бежит от реальности. Настоящим для него становится фантастический мир, мир призраков.

Имя Иудушки Головлёва стало нарицательным. Прозвище этого персонажа образовано от имени Иуды Искариота, предавшего Христа. Прозвище, которое ему дал брат Степан, означает человека, скрывающего вероломство, порок под маской добродетели. Он, как и братья, проходит три стадии деградации: 1)запой празднословие; 2) запой праздномыслие; 3) пьяный запой.

Нравственное одеревенение Иудушки так велико, что он без малейшего содрогания обрекает на гибель поочередно каждого из своих сыновей: Владимира, Петра и Володьку младшего. В пустословии и лицемерии Иудушки автор увидел особую форму вырождения дворянского класса.

Дополняет характеристику Иудушки финал романа. В финале главная тема романа тема выморочности принимает трагический оборот. Под влиянием разговоров с племянницей Анинькой Иудушка начинает задумываться, к чему привела его жизнь? Трагизм подчеркивается тем, что Порфирий понимает безысходность своего положения. В конце романа происходит воскрешение одичалой совести Иудушки. Он ощущает свою причастность не только к собственному, но и к человеческому роду вообще, свою вину не только перед родственниками, но и перед Тем, Кто всех простил. В сцене рассматривания иконы с ликом Христа, предатель глядит в лик преданного. Примечательно, что покаяние Иудушки происходит на Страстной неделе.

Особую роль в организации композиции романа играет мотив изоляции или самоизоляции (во многом именно эти мотивы определяют течение сюжетных линий, уровень пространства), усиливается это замкнутостью пространства.

Головлёво показано как средоточие хаоса и разрушения. И с усадьбой, и с барским домом постоянно соединяется в романе представление о смерти и выморочности, о гибельном воздействии неподвластной человеку и угрожающей жизни злой силы: «Головлёво – это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву…»

Если дом в литературе традиционно обеспечивает человеку приют и защиту, то в романе С-Щ. родовой дом связан с чем-то нечеловеческим, мёртвым. В романе говорится: «Чувствовалось что-то выморочное и в этом доме, и в этом человеке (в Иудушке), что-то такое, что наводит невольный и суеверный страх».

В романе важен мотив дороги, который приобретает идейно-художественную насыщенность. Это дорога в никуда. Вырваться из Головлево невозможно. Есть только две дороги: в Сибирь или в помойную яму. Мотив смерти развивается с образами мрака, холода, ночи.

Устойчивым становится образ зимнего омертвения, несущий идею враждебности живому, всему тому, что связано с головлевским родом, с самим его существованием: «…кругом во все стороны стлалась сиротливая снежная равнина», вокруг была «окрестность, схваченная неоглядным снежным саваном», она «тихо цепенела». Действия, описываемые в романе, в основном происходят осенью или зимой, то есть и на уровне времени проводится идею умирания.

С-Щ показал в своем романе «Господа Головлёвы» «мёртвые души» на более поздней стадии их исторического разложения.

 

 

СКАЗКИ М.Е.САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА

 

Сказки Салтыкова-Щедрина рассматриваются как итог наблюдения за русской действительности. С первыми сказками С-Щедрин выступил в 1869 году. Современные исследователи выдвигают несколько предположений о причинах обращения С-Щедрина к жанру сказки.

1.Некоторые считают, что причиной стала болезнь, которая не позволила работать писателю над большим произведением.

2.В 80-е годы писатель находился вдали от детей, и он писал письма своим детям в виде писем.

3.Щедрин обращается к этому жанру, следуя общему увлечению сказкой. В 70-е годы в русской литературе наблюдается второе рождение литературной сказки.

4.Щедрин и другие писатели видели в сказке возможность воздействовать на широкую аудиторию. Художественные средства сказки должны были служить освободительному движению. Сказка помогала укрупнить масштаб художественного изображения, подчеркнуть значимое и большое.

5.Сказочная фантастика в какой-то мере служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно-политических замыслов.

Сказки С-Щедрина отличаются от литературных сказок и от фольклорных своей ярко выраженной сатиричностью.

Сказочный цикл был задуман писателем как единое произведение. Но из-за того, что сами сказки печатались неравномерно, отдельными сериями в разное время, трудно понять композицию задуманного цикла. Сказка — один из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования с фантастическим вымыслом имеет многовековую историю. Сказки Салтыкова-Щедрина связаны, с одной стороны, с фольклорной традицией, с другой – с сатирической литературной сказкой XVIII—XIX веков. Основная часть сказок была написана с 1883 года по 1886 год. С-Щ создает сборник «Сказки для детей изрядного возраста». Они, по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир.

К сказкам Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.

В сложном идейном содержании сказок исследователи условно выделяют следующие тематические группы сказок:

1) сатира на самодержавных правителей («Сказка о ретивом начальнике»); 2) царское самодержавие и положение угнетенного народа («Медведь на воеводстве»); 3) отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»); 4) трагическое положение угнетенного и ограбленного народа, его каторжный труд («Коняга»); 5) осмеяние подлых и трусливых буржуазных интеллигентов, болтающих о свободе и демократии, а на деле служащих господствующим классам («Либерал»); 6) осмеяние обывательщины («Карась-идеалист», «Премудрый пескарь»).

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЕТОДА И ПОЭТИКИ СКАЗОК

1. По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины, присказки, пословицы, языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику, постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.

2. При близком соответствии фольклорной и литературной сказке темы и образы С-Щ. отличаются новизной, художественным совершенством. В основе сказок С-Щедрина лежат народные сказки о животных. Это освобождало писателя от дополнительных развернутых характеристик. Для аллегории С-Щедрин использовал образы, закрепленные фольклором и басенной традицией. Отталкиваясь от них, он создавал свои образы (вобла, пискарь).

3. Щедрин широко использует прием переключения повествования из сферы фантастической в реалистическую, из зоологической – в человеческую. Условные образы сохраняют прямое, самостоятельное значение. Они сохраняют свои натуры. Не нарушается дистанция между человеком и животным.

4. С-Щедрин использовал принцип социального контраста, например в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» противопоставляются образы беспомощных и деспотичных генералов образу простого, покорного и мастеровитого мужика.

5. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

6. С-Щедрин использовал в сказках эзопов язык. Писатель обосновывал иносказательность, исходя из трех моментов: цензура; художественная ценность; уровень читателя.

7. Широко использовались в сказках ироническая похвала, сарказм, гротеск, аллегория, а также прием, при котором автор формально занимает позицию солидарности с противником.

 

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» и «Дикий помещик» впервые были опубликованы в журнале «Отечественные записки» в 1869 году.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Тема: сатирическое обличение привилегированных классов и сословий; всевековая рабская покорность простого народа.

Основная мысль: противоречие между огромной потенциальной силой и классовой пассивностью крестьянства.

В образе мужика С-Щ. изобразил силу и слабость русского крестьянства в эпоху самодержавия. Генералы же беспомощно блуждают среди обилия плодов, дичи и рыбы чуть не погибают на острове от голода. Само развитие сюжета указывает на важную для автора мысль: простой мужик, народ является залогом жизни правящих классов.

В основе композиции лежит прежде всего принцип антитезы (противопоставления). Об этом заявлено уже в названии текста: число “один” противопоставлено числу “два”, мужик – генералам.

Образ мужика строится на контрасте внешнего и внутреннего: автор подчеркивает в своем герое богатырство (огромный рост, большая физическая сила и ловкость), но этому противопоставлен низкий уровень самосознания, вечная привычка быть рабом. Последнее выявляется с помощью гротеска: суп варит в пригоршне, плетет из своих волос силки, чтобы ловить рябчиков, плетет веревку и сам себя привязывает, чтобы генералы не беспокоились о его побеге.

Знакомясь с генералами, мы ничего не знаем об их индивидуальных качествах; по сути, перед нами один человек. Личностные качества начинают у них проявляться на острове, когда оба они пробуждаются ото сна.

Остров, как органичное и естественное жизненное пространство, противостоит Петербургу. Именно на острове проявляются черты, отличающие одного генерала от другого, это различия не только психологического (один растерялся; другой, напротив, призывает действовать), но и профессионального плана (один из них “служил ещё в школе военных кантонистов учителем каллиграфии и, следовательно, был поумнее”).

Остров, на котором оказались генералы, – очень богатый. Это по сути райский уголок: “растут деревья, а на деревьях всякие плоды”, в ручье “рыба... словно в садке на Фонтанке, так и кишит, и кишит”, в лесу “рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают”. В этом описании можно услышать и отголоски ветхозаветного описания Эдема: “И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи... Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку...” (Быт. 2, 8–9, 19). Остров-рай – это особый фон, который позволяет выявить абсолютную неприспособленность к жизни генералов.

В сказке автор использует фольклорные элементы, например зачин, характерный для народной сказки; прием реалистической фантастики (газета «Русские ведомости»); прием гротеска (мужик силки из волос сплел, в пригорошне суп сварил и т.п.); канцеляризмы и прием иносказания.

«Дикий помещик» (1869)

Тема: сатирической изображение правящих классов. С помощью приемов остроумной фантастики С-Щ. показывает, что труд мужика является источником не только материального благополучия, но и дворянской культуры. Если в «Повести…» появление мужика спасает генералов от одичания и окончательного озверения, то в этой сказке показано, что с ними бы стало, если бы мужик не появился. Помещик одичал, с головы до ног оброс волосами, «ходил же все больше не четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки».

Многие сказки посвящены разоблачению поведения и психологии интеллигенции, запуганной правительственными преследованиями. Этой теме посвящена сказка «Премудрый пискарь» (1883), которая впервые была опубликована в Женевской газете «Общее дело». В России эта сказка впервые была напечатана в журнале «Отечественные записки» в 1884 году. В образе премудрого пискаря писатель изобразил интеллигента-обывателя, который, покоряясь инстинкту самосохранения, уходит от активной общественной борьбы в узкий мир личных интересов.

Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи — проблему судьбы русского народа.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: