Тесты для проверки знаний




Занятие № 1

Тема: Региональная география мира

Цели и задачи:

ü Совершенствовать навыки работы с понятийным аппаратом.

ü Систематизировать историко-географические знания студентов по данной теме.

 

Основные понятия, термины и представления Основное содержание
Регион, макрорегион, субрегион, региональная география. 1. Понятие о регионе и региональной географии 2. Физико-географические регионы мира (материки) 3. Культурно-географические регионы современного мира: Англо-Америка, Латинская Америка, Европа, Исламский мир, Тропическая Африка, Россия, Индийский мир, Китайско-Японский мир, Юго-Восточная Азия, Австралия, Океания 4. Историко-географические регионы и особенности их изучения (географическое наследие и географическая специфика) 5. Россия на стыке двух регионов Краткая общая характеристика историко-географических регионов
Номенклатура: Географические регионы современного мира.

 

Оборудование:

Настенные карты (политическая карта мира), атласы (учебный атлас мира, атласы для 10 класса).

 

Вопросы и задания:

Задание 1. Проанализируйте определение региона Э.Б.Алаева «это территория (геотория), по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих ее элементов, целостностью, причем эта целостность – объективное условие и закономерный результат развития данной территории». Докажите, что данный термин «регион» имеет синоним «район». Правильны ли следующие словосочетания:

- «европейский район»;

- «районная овощная база»;

- «районная поликлиника»;

- «региональная овощная база»;

- «регион Ю-В Азии».

Задание 2. Покажите различия понятий регионоведение (региональная география) и страноведение.

Страноведение – это «географическая дисциплина, занимающаяся комплексным изучением стран, систематизирующая и обобщающая разнородные данные об их природе, населении, хозяйстве, культуре и социальной организации» (ГЭС, 1988).

 

 

Страноведение

комплексное проблемное

(комплексная (ресурсообеспеченность,

характеристика отраслевое качество населения)

стран) (физико-географическое

страноведение, этноконфессиональное,

социально-экономическое)

Регионоведение (региональная география) – понятие более емкое, чем страноведение, как область научного и образовательного знания, имеющая целью изучение специфики социально-экономического, политического, культурного, природного, экологического развития относительно целостных территориальных образований, именуемых регионами (Ю.Н.Гладкий, А.И.Чистобоев, 2000).

В связи с этим страноведение логично рассматривать как очень важную и специфическую часть региональной географии. Его задача – создание страноведческих «образов» отдельных стран с учетом множества позиций.

Вопрос: Почему любая страна (физико-географическая или страна-государство) является регионом, но далеко не каждый регион является страной?

 

Факторы регионализма

       
   

 


 

Примеры

  1. Природная среда Природные комплексы

разных рангов (материки, океаны)

  1. Природно-ресурсный (почвенные, минеральные)

 

  1. Этнический (человеческие расы, этносы)

 

  1. Демографический (численность, структура населения)

 

  1. Расселение (плотность населения, типы

поселений, размещение по странам)

  1. Конфессиональный христианство – 1,9 млрд.чел.,

(религиозный) ислам – 1,1 млрд.чел.,

буддизм - 325 млн. чел.

  1. Политико-географический (ПГП, типы суверенных стран,

интеграция стран мира)

 

Задание 3. Изучите факторы регионализма и докажите необходимость знаний данных факторов.

 

Уровни территориальных общностей (по В.П.Максаковсому)

критерий географический Макрорегионы

 

Субрегионы

 

Страны


Социально-экономические районы

 
 


Подрайоны

Задание 4. Заполните ячейки таблицы, используя учебный справочник А.П.Макошева

Макрорегионы Субрегионы Страны
Европа      
     
     
   

 

Макрорегионы мира – это исторически сложившийся комплекс соседних народов, принадлежащих к одной региональной цивилизации и взаимозависимо развивающихся в определенных географических условиях (по В.П.Максаковскому).

Задание 5. Докажите, что культурно-географический регион Латинская Америка – это результат сложного и неравномерно размещенного сплава нескольких культур – традиционно индейских, европейских (в основном иберийсих), африканских, современных североамериканских.

Задание 6. Изучите историко-географические регионы мира (А.П.Макошев, 2005, С.37) Рис.2 и докажите на конкретном регионе, что географическое наследие влияет на современное социально-экономическое развитие региона и отдельных стран.

Задание 7. На контурной карте мира цветом выделите цивилизационные регионы мира (Социально-экономическая география зарубежного мира / Под ред. В.В.Вольского, Крон-Пресс, М., 1998. Рис.II.4)

Задание 8. Дайте краткую характеристику историко-географических регионов.

Задание 9. Один из вариантов регионального деления мира предполагает выделение пяти «миров»: 1. Восточноазиатский

2. Индийский

3. Исламский

4. Африканский

5. Западный

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. На каких критериях основано выделение «миров»? _______________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие страны (территории) можно отнести к каждому «миру»? _____________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Можно ли считать подобное деление географическим? Почему? ____________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. К какому «миру» можно отнести Россию? Почему? _______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тесты для проверки знаний

1. Регион – это ________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По какому признаку выделен регион свеклосеяния

а) единичному

б) по нескольким признакам

в) по совокупности проявлений человеческой деятельности

3. Регионализм – это факт существования в стране районов со значительными природ-

ными, хозяйственными, социальными и этнокультурными различиями.

Да Нет

4. Страноведение логично рассматривать как очень важную и специфическую часть

региональной географии.

Да Нет

5. Западноафриканский, восточноафриканский, североафриканский — это субрегионы Африки.

Да Нет

6. Автором первой классической региональной теории был:

а) И.Г.Тюнен

б) А.Вебер

в) А.Леш

г) У.Изард

7. Страноведение — важная и специфичная часть региональной географии

Да Нет

8. Понятие «страноведение» раскрывали:

а) Ю.Д.Дмитриевский

б) Я.Г.Машбиц

в) В.М.Гохман

г) все верно

Основная литература:

  1. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Регионоведение: Учебник. – М.: Гардарики, 2000. – 384 с.. - 592 с.
  2. Макошев А.П. Типология стран, районирование мира и международные организации в картах. Горно-Алтайск. РИО ГАГУ, 2005. С.33-54.
  3. Смирнов Е.Н. Введение в курс мировой экономики (экономическая география зарубежных стран): учебное пособие (Е.Н.Смирнов. - М.:КНОРУС. 2008. - 416 с.)
  4. Социально-экономическая география /Под ред. В.В.Вольского. – М.:КРОН-ПРЕСС, 1998. С. 115-162, Дрофа, 2001

 

 

Дополнительная литература:

  1. Экономическая и социальная география: Основы науки. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: М.:ВЛАДОС. 2003. - 400 с.:ил.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: