Опишите сущность эксперимента Ж.Пиаже.




Каковы стадии когнитивного развития ребёнка согласно концепции Ж.Пиаже?

-сенсомоторная (от рождения до 2 лет);

-дооперационная (от 2 до 7 лет);

-стадия конкретных операций (от 7 до 11 лет);

-стадия формальных операций (она начинается в подростковом возрасте и охватывает всю взрослую жизнь человека).

Какие типы разговора между детьми одного возраста выделяет Ж.Пиаже?

1) Эгоцентрическую (ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его). «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно поэтому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него-первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что его слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает».

Эгоцентрическая речь разделяется на 3 категории.

-повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов.

-монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал.

-монолог вдвоем или коллективный монолог. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо парадоксальность детских разговоров (о чем мы только не говорили!), во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель».

2) Социализированную.

Какие потребности удовлетворяет ребёнок, когда говорит?

- Речь (общение)

- Потребность сообщения мысли

- Потребность в общении,не важно слышит ли тебя собеседник или нет

- Потребность в слушании и понимании

- Наряду с этим обменом констатирующего, или объективного, порядка можно еще отметить обмен более императивного, или субъективного, порядка, состоящий в приказаниях или в насмешках, критике, подтверждении собственного превосходства и т. д. Кроме того, можно отметить простые повторения, лишенные смысла, вопросы и ответы.

 

В ходе исследований он пришел к нескольким интересным выводам, однако одной из его ошибок стало утверждение, что для полного понимания образа мыслей ребенка достаточно анализа одной лишь его речи, поскольку слова непосредственно отражают действия. Позднее другие психологи опровергли такой неверный догмат, а явление эгоцентрического языка в детском общении стало понятно глубже.

Когда же Пиаже исследовал данный вопрос, то утверждал, что речь у детей, как, впрочем, и у взрослых, существует не только для сообщения мысли, но имеет и другие функции. В ходе исследований и экспериментов, проведенных в «Доме малюток», Ж.-Ж. Руссо и Ж. Пиаже удалось определить функциональные категории детской речи. На протяжении месяца велись тщательные и подробные записи того, о чем говорил каждый ребенок. После внимательной обработки собранного материала психологи выделили две основные группы детской речи: эгоцентрическая речь и социализированная.

Типы эгоцентрической речи:

Повторение слов. Монолог. «Монолог вдвоем». Выделенные типы эгоцентрического детского языка применяются малышами в соответствии с определенной ситуацией и их сиюминутными потребностями.

Как считает Ж. Пиаже, речь для маленького ребенка, в отличие от взрослого человека, является не столько орудием общения, сколько вспомогательным и подражательным действием. С его точки зрения, ребенок в первые годы жизни представляет собой обращенное на себя замкнутое создание. Пиаже, основываясь на самом факте того, что эгоцентрическая речь ребенка имеет место, а также на ряде экспериментов, приходит к такому выводу: мышление малыша эгоцентрично, а значит, он думает только для себя самого, не желая, чтобы его поняли, и не стремясь понимать образ мышления собеседника.

Опишите сущность эксперимента Ж.Пиаже.

Испытуемого (ребенок 4 лет и старше), показывая ему объекты, изображенные на рисунке слева, спрашивали, одинаковы ли эти объекты (одинаково ли количество бус в обоих рядах? Одинаков ли уровень воды в обоих сосудах? Одинаково ли глины в двух комочках?). Во всех случаях испытуемые обычно говорят: «Одинаково».

Затем на глазах испытуемого изменяли форму одного из предметов: 1)один ряд бусин расставляют на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняют; 2) воду из одного сосуда переливают в сосуд другой формы (например, более узкий); 3) один из комочков глины раскатывают в длинную колбаску.

После этого испытуемого снова спрашивали: «Одинаковы ли теперь эти два предмета?» (одинаково ли количество бус в обоих рядах? Одинаков ли уровень воды в обоих сосудах? Одинаково ли глины в двух комочках?)

И хотя ребенок внимательно наблюдал за изменением формы одного из предметов, обычно дошкольник (4-6 лет) отвечал, что в первом ряду бусин больше, чем во втором; в более узком сосуде воды больше; в колбаске больше глины. Дети более старшего возраста давали другие ответы.

Пиаже считал, что ребенок 4-6 лет находится на первой стадии развития познавательной способности, когда он еще не владеет принципом сохранения (количества, объема, массы). На второй промежуточной стадии ребенок (обычно 7-10 лет) в одних случаях дает верный ответ, а в других –неверный: он только начинает овладеть принципом сохранения. И, наконец, на третьей стадии (обычно 11-13 лет)ребенок всегда уверенно дает верный ответ, что предметы остались одинаковыми, и может как-то обосновать свое утверждение. В этом случае ребенок владеет принципом сохранения. Эти явления, происходящие в психологическом развитии любого ребенка, были впоследствии названы «феноменом Пиаже».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: