КТД «Перестроечный процесс»




Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГОУ СПО «Каменск-Уральский педагогический колледж»

 

 

Рекомендации вожатому

По работе с трудными детьми

В детском оздоровительном лагере

 

 

Г. Каменск-Уральский

 


Составитель: Ермощенко Ирина Валерьевна, студентка 5 курса специальности «Иностранный язык» ГОУ СПО «Каменск-Уральский педагогический колледж».

Руководитель: Вислобокова Марина Владимировна, заведующая ИМЦ и преподаватель ГОУ СПО «Каменск-Уральский педагогический колледж», высшая квалификационная категория.

Рекомендации вожатому по работе с трудными детьми в детском оздоровительном лагере [Текст]: методические рекомендации /сост. И.В. Ермощенко, под ред.М.В. Вислобоковой; ГОУ СПО «Каменск-Уральский педагогический колледж». - Каменск-Уральский, 2010. – 48 с.

Сборник предназначен для студентов педагогического колледжа для подготовки к работе с детьми в детском оздоровительном лагере. В сборнике описаны формы и методики работы с трудными детьми в условиях детского оздоровительного лагеря.

 

Одобрен на заседании научно-методического совета ГОУ СПО «Каменск-Уральский педагогический колледж», протокол № 4 от 26.01.2010 г.

Отпечатано в Информационно-методическом центре ГОУ СПО КУПедК, тираж 100 экз.


Оглавление

Обращение к вожатому……………………………………………. 4

  1. Игра…………………………………………………………….9
  2. КТД……………………………………………………………14
  3. Тренинг………………………………………………………..23
  4. Беседа…………………………………………………………..29
  5. Огонек………………………………………………………….33
  6. Упражнения……………………………………………………35

Список литературы............................................................................45

 

 


Дорогой вожатый!

Это пособие поможет тебе найти общий язык со своим отрядом. Став вожатым, ты столкнешься с совершенно новой жизнью, которая идет по своим законам, увидишь детский летний лагерь не глазами ребенка, а глазами взрослого, организатора, творца, если хочешь, и одновременно глазами человека, ответственного за жизнь и здоровье детей. Но также тебя могут ожидать небольшие трудности, которые ты сможешь преодолеть благодаря этому сборнику. В нем я попыталась описать о своем небольшом опыте работы с «трудными» детьми в лагере и дать советы. Эти рекомендации помогут тебе эффективно включить таких детей в общественную деятельность.

Что такое лагерь? Лагерь – социально-воспитательная среда, в которой ребята умнеют, приобретают новые умения и навыки, проходят практику самых разных, важных ролей и положений.

Лагерь – это спортивные и игровые площадки, это туристические городки и городки аттракционов. Это место дружинной линейки, это сказочный городок и павильон для выставок, это тир и открытый бассейн.

Лагерная внешняя среда – это цветы, зелень, к которым приложены руки детей. Это внешнее оформление корпусов. Это интересно придуманная заправка постелей. Это сюрпризные уголки на территории лагеря. Это традиция старших ребят, последний раз отдыхавших здесь.

В лагере ребят воспитывает все, что составляет мозаику внешней среды и ее духовную наполненность.

Но в каждом отряде есть дети, с которыми вожатому трудно общаться, найти общий язык, привлечь к общественным мероприятиям и т.д. У вожатого не хватает опыта, знаний, времени для выяснения причин этих трудностей.

Все педагоги сталкиваются в работе с подростками с трудностями, которые вызваны особенностями поведения ребят: неадекватность поступков, склонность к конфликтам, эмоциональная неустойчивость, резкие колебания самооценки, аффективные вспышки, пристрастие к шоковым эффектам, повышенная критичность по отношению к окружающим, особенно к родителям и учителям, отвращение к запретам и поучениям.

«Трудный» подросток является членом отрядного коллектива. Несмотря на изолированное положение в нем, он живет по законам коллектива, так или иначе подчиняется нормам коллективных взаимоотношений, микроклимат отрядного коллектива, его нравственные ценности влияют на формирование личности подростка, на особенности его поведения и межличностные взаимоотношения со сверстниками. Поэтому, организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и приемы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

В целях увеличения положительного влияния на педагогически запущенного подростка, усиления коррекционного воздействия коллектива на него можно использовать следующие педагогические приемы:

· доверия - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение коллектива, в котором он сможет проявить свои знания и умения;

· постепенного приучения к деятельности на общую пользу - поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью;

· поддержки коллективистических проявлений - поощрение и одобрение коллективом усилий подростка выполнять общественную работу в сочетании с возрастанием доброжелательного отношения к нему окружающих;

· недоверия - коллектив высказывает сомнение в том, поручать или нет какое-либо дело данному подростку из-за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

· отклонения недобросовестного и некачественного выполнения работы - коллектив заставляет переделать работу, мотивируя свое решение возможностью более качественного ее выполнения;

· осуждения безнравственности эгоистических установок и взглядов подростка;

· переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную оценку своему поступку, подумать о причинах недовольства этим поступком окружающих;

· включения подростка в коллективные общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое отношение к совместным коллективным делам, умение сотрудничать с одноклассниками.

Коллективистический характер совместной деятельности - сильный фактор в изменении личности и характера поведения подростка, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием.

Без положительного отношения подростка к необходимости самоисправления, без понимания, как это сделать, надеяться на скорейший успех в коррекционно-педагогической работе с девиантными подростками, на эффективность методов и приемов педагогического воздействия не приходится. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком. Эти приемы следующие:

· мобилизации внутренних сил подростка на выполнение задания - перед учащимся раскрываются его возможности, умения, необходимость предстоящей работы лично для него;

· активизации (создания) целевой установки - с подростком разрабатываются правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до конца, не браться за множество дел сразу, качественно выполнять любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

· контрастности - от регулярных неудач в деятельности подводить подростка к первым значительным успехам в ней;

· стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия - предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка в трудных ситуациях;

· требовательного доверия - подчеркивается неизбежность выполнения задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

· поощрения - похвала-поддержка, похвала-побуждение к выполнению принятых решений, доброе участие.

Особые условия детского оздоровительного лагеря требуют специальных форм, методов и приемов работы с трудными детьми.

В литературе, рекомендованной для работы вожатым, существует очень много описанных игр, сценариев мероприятий, но очень редко даются рекомендации по их использованию.

В этом сборнике представлены методики проведения игр, упражнений, тренингов, коллективных творческих дел и др., в которые можно включить «трудного» ребенка вашего отряда. Для вожатого предложены советы, как использовать коррекционную направленность каждой методики.

Существуют важнейшие педагогические правила, которым вожатый должен следовать:

1. Принимать ребенка таким, какой он есть: не бороться с его природой, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет. Спокойно, без спешки ожидать того, что придет с возрастом. У каждого человека свои скорость развития и темп жизни. Не раздражаться от неказистого вида воспитанника, от ошибок в его поведении, которые к тому же могут повторяться. Ребенок имеет на них право. Его путь к людям, есть путь неизбежных проб и ошибок. Вожатый должен быть искренне убежден (иметь установку), что каждый ребенок талантлив, а значит, интересен. Если ребенок «сер» и «невыразителен», значит, его талант пока не обнаружен и не развит. Вожатый должен безусловно верить, что все дети хотят быть хорошими, только не знают и не умеют как.

2. Относиться к воспитаннику так, как будто он уже стал таким, каким хотел бы его видеть (Л.С.Выготский). То есть, если вожатый хочет, чтобы ребенок был добр, честен, великодушен, трудолюбив, ответствен, он должен вести себя с ним так, как будто он уже добр, честен, великодушен, трудолюбив и ответствен. Он должен последовательно внушать ему эти социально-ценные установки. Основные способы (каналы) воспитательного влияния на ребенка – подражание, внушение, заражение, то есть передача вожатым собственных отношений к воспитаннику и неосознаваемое присвоение их последним.

3. Педагогическая задача – организовать бытие ребенка так, чтобы дать воспитаннику побывать в них собой идеальным, желаемым: настойчивым, умным, благородным. И дать испытать от этого удовольствие, пережить упоительное наслаждение от себя благородного, от благородности окружающих.

 

Счастливого летнего общения тебе, вожатый!

Желаю, чтобы после лагерной смены ты сказал:

«А у меня в отряде не было трудных!»

 

 

 

 


Игра

Игра – один из видов деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации, обучения различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых будут зависеть его отношения с окружающим миром и самим собой, его успешность в этом мире.

Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов. Для ребят не всегда важен ее результат, победа, успех, им нравится сам процесс, каким бы трудным он ни был. Но в процессе игры заложены огромные воспитательные возможности. Для детей – это труд, требующий настоящих усилий, настоящих человеческих качество, свойств, а не воображаемых «понарошку». Они преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки. Здесь ребенок чувствует себя до некоторой степени самостоятельным. Уже поэтому он предъявляет к себе высокие требования, те требования, которые к нему предъявляют взрослые с неигровой деятельности.

Игра – пример универсальной деятельности детей, т.к. впитывает в себя многие качества разных видов деятельности. Ребята в играх участвуют чаще всего, на добровольных началах, без принуждения. Во время игры дети укрепляют свое здоровье, развиваются физически, улучшают координацию движений. Игра снимает усталость, развивает организаторские способности, воспитывает навыки жизни в коллективе, способствует психическому развитию. Взаимопомощь и взаимовыручка, порядочность и честность рождаются в умело организованной игре.


Веревочка

 

(разработана Н.Е. Щурковой) [7, с. 54]

Предложенная игра потребует сообразительности, находчивости и выдумки. Главная особенность игры заключается в том, что выполнение заданий всех конкурсов так или иначе связано с применением веревочек. По ходу игры за каждое правильное выполнение задания команды также получают веревочки одинаковой длины.

Данная форма групповой деятельности проводится с целью сплочения коллектива. Ее эффективно применять в детском оздоровительном лагере, как в помещении, так и на улице (на стадионе, игровой площадке).

Методика проведения

В начале игры выбираются капитаны команд. Для этого ведущий проводит небольшой конкурс (например, нужно как можно больше предметов, способных заменить веревку). Два последних человека, назвавших эти предметы, становятся капитанами. За определенное время капитаны должны набрать себе команду, название команды должно быть связанным с веревкой (например: канат, нитка и т.д.)

Затем начинаются конкурсы:

- на скорость при помощи веревки и гвоздиков на игровом поле «построить» дом с крышей и окном, причем размещать веревку по одному месту и обводить гвоздики можно не более двух раз;

- встать в линию и взяться за руки, изображая веревку или держаться за веревку.

Затем, не расцепляя рук, изобразить какую-нибудь геометрическую фигуру или предмет:

- из имеющейся веревки команды изготавливают лассо, которым необходимо поймать «зверя». Роль «зверя» может выполнить один из помощников ведущего;

- как можно быстрее связать все заработанные веревочки. Чья веревочка оказалась длиннее, та команда и выиграла;

- поменяться местами.

Комментарий вожатому:

Эта игра воспитывает командный дух участников. Для того чтобы создать доброжелательную атмосферу, нужно каждой команде выбрать группу поддержки.

В ходе проведения данной игры реализуется один из приемов коррекционной педагогики – созидающий прием, который содействует улучшению между вожатым и воспитанниками, вовлекает воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения (убеждение, доверие, моральная поддержка в укреплении веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность). Поэтому «трудным» нужно оказать доверие самым сложным участком работы (в зависимости от его умений: например, заранее подготовить место для «строительства» дома, а затем доверить показ данного упражнения».

 

Гномы

Эта игра проводится с целью создания доброжелательной атмосферы в детском коллективе. Проводить можно от одного вечера до 3 дней, количество участников от 10 до целого отряда. Возраст: от 8 лет.

Местом проведения может быть вся территория лагеря.

Методика проведения

Начало игры: каждый пишет свое имя и фамилию на листочке, сворачивает в трубочку и опускает в шляпу. После того, как шляпа наполнилась, записки в ней перемешивают, и каждый достает себе из нее записку. Человек, имя которого написано в записке становится Великаном, для того, кто ее вытянул. А он для него становится добрым Гномом.

Гном должен в течение игры делать своему великану добрые сюрпризы, но так чтобы тот не мог догадаться о том, кто он.

Комментарий вожатому:

В игре обязательно должны участвовать и вожатые, чтобы подхлестывать фантазию ребят. Они могут играть в своем кругу или с детьми вместе. Кроме того, «трудным» ребятам необходимо подсказывать возможные действия (чтобы не допустить некорректных сюрпризов и способствовать выявлению положительных черт личности воспитанника).

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Эту игру можно отнести к созидающему приему:

она содействует улучшению взаимоотношений между вожатыми и воспитанниками, устанавливает душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство).

Игра идет параллельно с остальными мероприятиями, но о ней надо помнить и рассказывать всему отряду о самых забавных проделках Гномов (ну, например, порядок навели в комнате Великана, платье на люстру повесили, букет цветов через третьих лиц передали и т.д.)

 

Тайный друг

(разработана А.П. Красичковой, Д.Н. Зиминым) [2, с.115]

Данная игра направлена на развитие толерантности.

Методика проведения

Начинается игра с объявления: «Внимание! В нашем отряде много добрых, симпатичных людей. Но всегда ли у нас есть возможность выразить им свое доброе отношение. Иногда нам мешает занятость, забывчивость, застенчивость.

Сегодня мы можем проявить свои истинные чувства. Выбери человека, для которого сегодня ты станешь Тайным другом. Сегодня ты сможешь сделать что-нибудь приятное своему Избраннику. Это может быть подарок, помощь, добрая штука. Главное, чтобы Избранник почувствовал твое внимание и заботу. Но не забывай, что ты – Тайный друг».

Вечером на сборе отряда детей просят разбиться на две группы: тех, кто делал подарки и получал их, и тех, кто получал недостаточно внимания. Задача счастливцев, изведавших вкус теплоты и внимания ответить на вопрос: «Как поддержать тех, кто получил недостаточно внимания?». Можно сделать так: внешний большой круг счастливчиков двигается, и каждый, стоящий в нем, говорит каждому участнику внутреннего круга (тем, кому было оказано мало внимания) что-нибудь приятное. И «обделенные» не обижены: им говорят комплименты, теплые слова благодарности. Желательно подвести отряд к тому, что необходимо создать общество «Тайных друзей». Члены общества «Тайных друзей» могут делать подарки друзьям в отряде, любым другим людям в лагере.

У «Тайных друзей» есть своя эмблема: каждый желающий вступить в общество обводит на ватмане цветным мелком свою руку и расписывается внутри контура. Диковинный коллаж из цветных ладошек – это напоминание о том, что у каждого из нас обязательно есть Тайный друг. Самое главное, что остается от этой игры, - удивительное ощущение праздника. Его создали чувства тех, кто оказался способным дарить друзьям радость и заботу.

Комментарий вожатому:

Эта простая игра вызывает у участников глубокие чувство и серьезные совместные переживания. Она способствует созданию ситуации сотрудничества (сотворчества), а значит, избеганию конфликтов.

Обращайтесь чаще с поручениями и просьбами к «трудным», подберите заранее им «тайного друга» (или станьте им сами). Не забывайте поощрять и хвалить ребят, а если с чем-то они не соглашаются – не стесняйтесь показать своё огорчение). Эту игру можно отнести к созидающему приему: она содействует улучшению взаимоотношений между вожатыми и воспитанниками, устанавливает душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство).


КТД

 

Коллективное творческое дело – это общая работа, важное событие, в организации которого участвует каждый член коллектива. Оно – коллективное, так как планируется, готовится, свершается и обсуждается совместно и вожатыми, и воспитанниками. Оно – творческое, потому что, планируя и осуществляя задуманное, оценивая сделанное и извлекая уроки на будущее, воспитанники вместе с вожатыми и во главе с ними ведут поиск лучших путей, способов решения практических задач. Кроме того, отвергаются шаблоны, готовые сценарии, коллектив всегда создает свой вариант.

Логика организации дела состоит из шести последовательных этапов.

1 этап – выдвижение воспитательных задач, продумывание содержания деятельности, осознание роли конкретного дела в жизни коллектива.

2 этап – коллективное планирование (может проводиться как «мозговой штурм», аукцион идей, круг общения). Вожатый разъясняет коллективу перспективы предстоящей деятельности и подключает детей к обсуждению, как интереснее провести дело, что учесть в его организации. В зависимости от особенностей коллектива вожатый выбирает ту или иную форму обсуждения. На данном этапе определяется совет дела – инициативная группа, которая возглавит подготовку и проведения дела. Совет дела принимает на себя организаторские функции, распределяет поручения, конкретизирует задания микрогруппам.

3 этап – коллективная подготовка. Вожатый помогает совету дела координировать работу микрогрупп, создавать условия для осуществления задуманного. Необходимо обращать внимание, все ли дети включены в работу, какие взаимоотношения складываются между ними.

4 этап – проведение дела. Все члены коллектива выполняют роли, предусмотренные сценарием. От каждого ожидается активное участие в КТД. Происходит совместное проживание события, при котором для коллектива важно проявление поддержки, взаимовыручки, сопереживания.

5 этап – коллективный анализ дела. Если дети научатся понимать причины своих успехов и неудач, они сумеют предвидеть их в будущем, тем самым, получая опыт управления. Совет дела оценивает свою работу, анализирует выполнение организаторской роли, отмечает, что удалось, и кто этому способствовал.

6 этап – осознание коллективом общих выводов. Вожатые и ребята обсуждают результаты КТД между собой и при необходимости вносят изменения в дальнейшие планы коллектива. Важно закрепить положительный опыт, исправить в будущем ошибки, если они были допущены.

Методика организации КТД предполагает целую цепочку дел. Детский коллектив от дела к делу обогащается организаторским опытом, совершенствует систему управления. Все дети получают возможность проявить свои способности, система временных поручений позволяет каждому побывать и в роли лидера, и в роли подчиненного. Изменяется позиция педагога: исчезает необходимость прямого руководства, он становится сотрудником в общем деле. Безусловно, эффективность методики зависит от содержания деятельности детского коллектива.

КТД «Комплиментарий»

(разработано С.Афанасьевым, С. Комориным) [1, с.41]

Данное дело поможет сплотить отряд, создаст у детей ощущение, что он важен, будет способствовать развитию в детях творческого и соревновательного духа.

Методика проведения

Комплиментарий можно создать почти в любом месте. Для его организации достаточно расставить по кругу стулья. Начинается эта игра с выбора водящего, с помощью считалки:

Начинается игра, и тебе водить пора.

В эти чудные моменты

Ты услышишь комплименты.

Только долго не зевай, самый лучший выбирай.

После того как водящий выбран, все по очереди начинают говорить в адрес водящего комплименты. При этом допускаются комплименты как искренне-откровенные, так и шутливо-иронические. Всего комплиментов должно прозвучать не менее 10 и не более 50. Из всех хвалебных слов в свой адрес водящий выбирает только один, наиболее понравившийся ему, комплимент. Тому, кто его произнес, водящий вручает конфету. Затем игра возобновляется, и новым водящим становится обладатель первой конфеты.

Комментарий вожатому:

При проведении этого мероприятия лучше всего будет притушить свет: есть мнение, что при ярком освещении комплименты звучат не так искренне, как в полутьме. Иногда игра «не клеится», то есть участники не могут найти добрых и ласковых слов. В таком отряде необходима предварительная работа вожатого. Предварительно вожатый должен объяснить, что такое комплименты, какие существуют их виды и как их следует произносить. Желательно, чтобы вожатый сопровождал свое разъяснение примерами.

В ходе этого упражнения реализуется метод реконструкции характера подростка: выявление положительных качеств воспитанника, которые надо использовать в процессе перестройки характера, а также прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни. Поэтому расширяйте свой словарный запас: нужно делать комплименты ребятам, которые не всегда их заслуживают (по вашему мнению).

 

КТД «Перестроечный процесс»

(предложено С.Афанасьевым, С. Комориным) [1, с.64]

Данное мероприятие поможет снять агрессию, избежать конфликтных ситуаций, дать возможность детям разрядиться.

Методика проведения

«Перестроечный процесс» - игра командная. Играют в нее две и более команды, состоящие из десяти человек каждая. Задача команд очень проста - построиться в одну линию согласно прозвучавшему распоряжению. Команда, построившая быстрее других, получает 10 очков (за второе место присуждается 9 очков и т.д.).

Всего построений – перестроений нужно сделать 10.

Распоряжения при этом звучат такие:

-построиться по росту в порядке увеличения;

-построиться по росту в порядке уменьшения;

-построиться по размеру обуви в порядке увеличения;

-построиться по длине волос в порядке уменьшения;

-построиться по цвету глаз в порядке увеличения светлости;

-построиться по первой букве имени в алфавитном порядке;

-построиться по величине растяжки большого и указательного пальцев в порядке увеличения;

-построиться по количеству пуговиц на одежде в порядке уменьшения;

-построиться по ширине плеч в порядке увеличения;

-построиться по величине кулака в порядке уменьшения.

На перестроечной площадке действует комиссия, которая проверяет правильность построения, то есть его соответствие распоряжению.

Команде, заработавшей наибольшее количество очков, вручается вымпел «Передовики перестройки».

Комментарий вожатому:

На этом мероприятии трудных детей нужно вовлечь в работу комиссии, так как их трудно привлечь в общественные мероприятия. На индивидуальные же поручения они охотно соглашаются. Также этой комиссии следует выдать необходимый проверочный инвентарь: весы, линейки и меры, список алфавита. В данном мероприятии прослеживается такой педагогический прием, как доверие - подросток выполняет наиболее значимое общественное поручение вожатого, в котором он сможет проявить свои знания и умения.

Это мероприятие отлично подходит для отрядов, где большое количество детей.

 

КТД «Газета»

Содействует сплочению коллектива, развитию творческой сообразительности. Это способ показа детям того, что они должны искать в окружающей жизни больше положительных моментов, в отличие от современных СМИ, которые освещают слишком много негативного.

Методика проведения

Отряд делится на команды по 10-12 человек (2-3 команды). Вожатый (главный редактор) объясняет задание и засекает время. Лучше, если задание будет ещё и написано на отдельном листе у каждой команды. Дальнейшая работа вожатых - наблюдение. Дети могут обращаться за советом.

30мин. Дети придумывают название газеты, названия рубрик. Делятся в соответствии с заданием.

1час. Дети выполняют задание.

1час 30мин. Оформление газеты, редактирование. Статьи лучше сопровождать рисунками, фотографиями. Объём газеты можно увеличивать (минимум-4листа).

Затем готовые газеты сдаются вожатому. Лучшей газете полагается приз. Далее можно размножить газету и отдать другим отрядам, старшему вожатому, директору. Если такой возможности нет, то можно её повесить на видное место в лагере (в этом случае статьи следует писать с одной стороны листа). За лучшую статью можно также определить приз (для этого в конце каждой статьи должен быть указан автор). После проведения мероприятия все газеты нужно вывесить в отрядном уголке.

Задания:

1 лист (2-3человека) - Взять интервью у кого-нибудь из сотрудников лагеря (старшего вожатого, директора, физрука, кочегара и т.д.)

2 лист (3 человека) - Написать статью о мероприятии лагеря, после которого дети получили заряд положительной энергии (если останется место - можно заполнить его анекдотами в тему).

3 лист (3 человека) - Собрать информацию в рубрику: «Завтра в нашем лагере» (название дети могут придумать своё).

4 лист (3 человека) - Последний лист команды оформляют по-своему усмотрению на свободную тему (кроссворд, анекдоты или любую другую рубрику).

Комментарий вожатому:

Данное мероприятие нужно проводить для детей 9 – 14 лет, в середине или в конце смены.

В ходе проведения такого КТД реализуется один из методов коррекционной педагогики – метод реконструкции: особое внимание уделяется нахождению в нравственном облике девиантного подростка точки опоры (положительных черт, поступков), которая может стать исходным направлением изменения, переориентации личности. Вожатый вовлекает воспитанника в совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного поведения (убеждение, доверие, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, вовлечение в интересную деятельность). Например, суметь убедить, что только он сможет взять интересное интервью у начальника лагеря (а для этого помочь подготовить интересные вопросы, привести в порядок свой внешний вид). Если в отряде есть ребенок, который отказывается выполнять любое из поручений, убедите его в том, что вам необходима его помощь (к примеру, фотографировать работу групп, включать музыку, фиксировать время и др.) только при подведении итогов не забывайте отметить эту важную роль!

 

 

Турнир СЛАБОков

(предложено С.Афанасьевым, С. Комориным) [1, с.84]

Методика проведения

«Турнир СЛАБОков» - это не «турнир слабаков». Потому что слабаки – это люди слабые душой и телом. А СЛАБОки – это люди, быстро откликающиеся на призыв: «А вам слабо?»

Самый безопасный и – одновременно – самый веселый – это «удержательный» турнир СЛАБОков. В этом турнире главный приз звучит так: «А вам слабо удержать хотя бы 10 секунд…на…?!» проводится такой турнир обычно на сцене. На нее выходят от пяти до десяти претендентов на победу. Все претенденты должны пройти 10 проверок-испытаний. На каждое из десяти испытаний отводится две минуты. Если хотя бы 10 секунд удерживают что-то на чем-либо, считается, что они справились с заданием. За это каждый справившийся получает жетон, подтверждающий успех. У кого к концу турнира этих жетонов оказывается больше всех – тот и есть победитель. При этом все испытания начинаются и заканчиваются одновременно по сигналу главного арбитра. А испытания в турнире СЛАБОков такие:

- удержать спичку на реснице;

- удержать копейку под ногтем мизинца;

- удержать карандаш на верхней губе;

- удержать шахматную фигуру на носу;

- удержать волейбольный мяч на сгибе шеи и плеча;

- удержать столовую ложку за ручку складками живота;

-удержать книгу на одном пальце;

- удержать бутылку в сгибе коленного сустава;

- удержать теннисный мяч на ступне ноги;

- удержать волейбольный мяч локтями за спиной.

Советы вожатому:

В этом соревновании вожатый должен задействовать «трудных» детей, как своих помощников: доверить главную роль – арбитра, а также тех ребят, кто будет наблюдать за правильностью выполнения всех этапов соревнования.

Данное мероприятие относится к такому педагогическому методу как поручение (постепенное приручение к деятельности на общественную пользу – поручения повторяются, усложняются и мотивируются их общественной значимостью).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: