Тренинг «Каким меня видят окружающие»




(разработан А.С. Прутченковым) [4, с.43]

В ходе этого тренинга должен состояться откровенный разговор, основной смысл которого в коррекции самовосприятия членов группы. Количество участников не должно превышать 14 человек.

Здесь отрабатывается навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира; закрепляется стиль доверительного общения и умения постоянного анализа.

Методика проведения

Вожатый раздает листы и ручки и дает установку детям, чтобы они ответили на вопрос: «Каким человеком меня воспринимает группа и отдельные участники?». Опишите подробно, как вас оценивает группа. (Например: «Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается. Маша, наверное, считает, меня легкомысленным, а Сергей не очень откровенным…»)

«А теперь обсудим наше задание. Каждый должен высказать свое мнение о том, каким человеком его видит группа в целом и отдельные участники».

Комментарий вожатому: В начале тренинга чрезвычайно важным является создание атмосферы доверия, взаимной доброжелательности, деликатного отношения друг к другу.

Участники работают в большом тренинговом круге. Вожатый должен дать возможность группе, после выступления ребенка, сказать ему о том, в чем он оказался прав, а в чем нет и попросить внести коррективы в его записи. Следует настроить участников на работу в режиме «эксперта».

Вожатому следует активизировать процессы самоанализа и самораскрытия участников тренинга.

Этот тренинг можно отнести к методу перестройки мотивационной сферы и самосознания (объективное осмысливание своих достоинств и недостатков).

 

Тренинг «По секрету»

(разработан А.С. Прутченковым) [4, с.47]

На этом занятии отрабатываются навыки понимания окружающих людей, их внутреннего душевного мира; закрепляется стиль доверительного общения (в парах).

Методика проведения

Вожатый дает установку разделиться участникам на пары. «У каждого человека есть самые сокровенные цели и желания. Мы о них стараемся не говорить в силу разных причин. Боимся, что нас неправильно поймут окружающие, начнут высмеивать или будут завидовать. Сегодня вы сформулируете основные цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшее время. Подумайте, какие конкретные шаги нужно сделать для их достижения. Постарайтесь быть максимально откровенными, ведь это лучший способ получить понимание и поддержку. Это останется только между вами, так как вам партнер умеет хранить чужие тайны. Затем вожатый подводит итоги.

Комментарий вожатому:

Такая работа позволяет участникам осознать свои истинные цели и желания. Подростковому возрасту характерна боязнь говорить о них вслух, они прячут их даже от себя, стараясь не думать на эти темы. Доверительное общение в паре с человеком, который больше всего понравился в ходе тренинга, снимает часть внутренних барьеров и дает возможность, может быть, впервые в жизни вслух проговорить то, что хочется больше всего.

Если кто-то из участников окажется без пары, например, он так и не смог найти человека, которому он готов полностью доверится, вожатый должен дать возможность поработать одному, просто записав свои цели и желания на лист бумаги или встать к нему в пару.

Данное занятие можно отнести к методу перестройки мотивационной сферы и самосознания: объективное переосмысление своих достоинств и недостатков, перестройка жизненного опыта, прогнозирование отрицательного поведения, регламентация образа жизни, предписания.

 

Моя вредная привычка

(разработан А.С. Прутченковым) [4, с.119]

Методика проведения

У каждого из нас есть какие-то привычки, которые, мягко говоря, не совсем полезны для здоровья. Мы о них знаем, многие к нам привыкли и уже перестали делать попытки как-то избавиться от этих привычек. Но у лидера должно быть крепкое здоровье, да и вредные привычки могут помешать его карьере, достижению высоких целей, которые он ставит перед собой.

Сегодня у вас есть еще одна возможность осознать свои вредные привычки и помощью группы найти способы избавиться от них. Для этого сначала вы расскажите о своих вредных привычках членам малой группы (по 3-4 человека), а ребята постараются найти наиболее действенный способ избавления от этих привычках.

Комментарий вожатому:

Вожатый является членом тренинговой группы, поэтому нужно будет рассказать и о своих вредных привычках, и предложить способ избавления от нее. Данное упражнение относится к методу реконструкции: прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни; восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами; восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми.

 

Маленькие жертвы

(разработан А.С. Прутченковым) [4, с.75]

Методика проведения

Общение - это всегда взаимные уступки, маленькие жертвы, которые помогают найти общий язык, прийти к общему решению. На какие жертвы со своей стороны вы идите чаще? Чем вы жертвуете обычно? Или вы совершенно непримиримы и всегда принципиальны? Чем в этом случае заканчиваются ваши контакты, беседы? Запишите те маленькие жертвы, которые вы делаете в каждом конкретном случае.

А теперь объединитесь в микрогруппы по 3-4 человека и обсудите то, что вы записали. Члены группы должны выслушать каждого человека и принять решение: оправдана ли данная жертва или стоило так поступать. Если жертва признана неоправданной, то человеку нужно посоветовать, как быть, как лучше поступать в этой ситуации, если она повторится снова

Комментарий вожатому:

Оценивание этой работы по принципу «Твой совет был самым подходящим», то есть участник, который рассказал о своей вредной привычке, выслушивает советы всех остальных членов малой группы и решает, кому он дает 5 премиальных баллов.

Эту игру можно отнести к созидающему приему:

она содействует улучшению взаимоотношений между вожатыми и воспитанниками, устанавливает душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство).

 

 

Беседа

 

Беседа – это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, вожатый, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии идейно-тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих ребят к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

 

Сократовская беседа

(предложена Н.Е.Щурковой) [7, с.35]

«Сократовская беседа» - одна из форм культивирования искусства думать, изменения ставить вопросы там, где они не лежат на поверхности, взрывая очевидность общепринятых расхожих суждений.

О «сократовской беседе» никак не скажешь, что провести ее легко и просто. Внешне непритязательная по форме и кажущаяся доступной любому педагогу (вожатому), «сократовская беседа». Тем не менее, остается далеко не доступной любому организатору групповой деятельности.

Методика проведения

К предложенному суждению или вопросу вожатый с детьми ставят ряд предварительных вопросов, от решения которых зависит выбор ответа.

Примерные суждения: «Хорошо ли быть богатым?», «Деньги ли главное в жизни?», «Человек проявляет свое «я» в труде», «Помогая другому, ты ослабляешь его силы», «Самое страшное наказание за черствость – одиночество» и другое.

Комментарий вожатому:

«Сократовская беседа» - это групповое мероприятие, здесь подросткам будет легче высказаться, так как в кругу своих сверстников они чувствуют себя защищенней.

Такое упражнение помогает подростку проявить себя с положительной стороны, высказать свою точку зрения, расположить к себе не только своих сверстников, но и взрослых (вожатого, воспитателя). И вожатый может сделать для себя определенные выводы.

При проведении этого мероприятия вожатому нужно включить приятную музыку и дать время, в течение которого дети будут пробовать выражать свой выбор письменно.

Роль вожатого заключается в том, что он должен на протяжении всего мероприятия поддерживать дружескую атмосферу, высказывать свое мнение, тем самым подавать пример детям.

Данный метод относится к методу реконструкции: восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами; видоизменение тех отрицательных свойств, которые подросток считает положительными, от которых не может отказаться; переоценка отрицательны свойств, нетерпимое отношение к ним.

 

Беседа о вреде курения

Беседа – это тщательно продуманная система вопросов, постепенно подводящих учащихся к получению новых знаний. Готовясь к беседе, вожатый, как правило, должен намечать основные, дополнительные, наводящие, уточняющие вопросы. Самое большое распространение беседы получили в воспитательной практике. При всем богатстве и разнообразии идейно- тематического содержания беседы имеют своим основным назначением привлечь самих учащихся, к оценке событий, поступков, явлений общественной жизни и на этой основе сформировать у них адекватное отношение к окружающей действительности, к своим гражданским, политическим и нравственным обязанностям. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем будет значительно выше, если они находят опору в личном опыте ребенка, в его делах, поступках, действиях.

Особую трудность для молодого вожатого представляют индивидуальные беседы. Такие беседы чаще всего проводятся в связи с нередко возникающими локальными конфликтами, нарушениями дисциплины. На такого рода факты вожатый реагирует или незамедлительно, или путем отсроченной беседы. Но будет лучше, если индивидуальные беседы проводятся по заранее намеченному плану, в определенной системе. Тогда они носят упреждающий характер, вносят индивидуальный корректив в общую программу педагогических воздействий.

Главные правила при беседе с ребенком:

- не забывайте, что Ваш собеседник-ребенок;

- ясно представляйте цель общения;

- ориентируясь на цель общения, грамотно управляйте ходом беседы;

- не оценивайте личность ребенка, его действия, опыт, прошлое и будущее, а излагайте ему собственные соображения по тому или иному поводу, как бы делясь информацией;

- говорите больше о своих наблюдениях, а не о заключениях, к которым Вы пришли. Больше описаний, меньше оценок;

- помните, что самое сложное в процессе общения - это умение слушать;

- выбирайте подходящее время, место и ситуацию.

Комментарий вожатому:

В первые дни нахождения в лагере, я заметила, что Артем Б. (14 лет) курит, т.к. он часто после столовой уходил в туалет, а также постоянно отказывался в участии общественных мероприятиях, отделялся от отряда.

Я провела с ним беседу о вреде курения. К беседе Артем отнесся не серьезно, с ухмылкой, глаза опускал. Выяснила, что он выкуривает в день по 6-7 сигарет.

Затем я ему предложила помочь бросить курить, на что он согласился, но был удивлен.

Суть помощи заключалась в следующем: Артем Б. отдал мне свои сигареты для того, чтобы я выдавала ему их.

В первый день – 7 сигарет; во второй - 6; в третий – 5 и т.д.

Весь этот процесс продолжался в течение недели, пока дело не дошло до одной сигареты. После этого, Артем просил еще по одной сигарете 3 дня, постепенно оставил свою привычку.

Данную беседу можно отнести к методу реконструкции характера подростка: прогнозирование положительного развития личности воспитанника на основе выявленных позитивных тенденций его поведения, образа жизни; восстановление положительных качеств, привычек, здоровых потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами; видоизменение тех отрицательных свойств, которые подросток считает положительными, от которых не хочет отказаться; восстановление здорового образа жизни, при котором отрицательные свойства, вредные привычки и нездоровые потребности оказываются неприемлемыми.

 

 

 

Огонек

 

Огонек – это специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. «Огонек» - это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.

Отрядный «огонек» - это традиционный вечерний сбор детей и взрослых у костра или в помещении у зажженной свечи, на котором проводится итог за прошедший день, обсуждаются мероприятия, настроение ребят, решаются проблемы коллектива.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: