Выбор темы, требования к названию




МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ

ДИССЕРТАЦИИ ……………………………………………………..11

 

5. Правила оформления магистерской диссертации………………19

 

6. ПОРЯДОК ЗАЩИТЫМАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ…24

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Задание на подготовку магистерской диссертации……………………………………………..…………………..30

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Примерные темы МД ………….…...............................32

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Оформление оглавления………………………………33

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Отзыв руководителя магистерской диссертации.......35

 

Введение

 

Настоящие методические рекомендации содержат требования к магистерской диссертации. Они призваны сориентировать магистранта по выбору темы исследования, содержанию, организации подготовки, написания и защиты магистерской диссертации.

Работа государственного и муниципального служащего, специалиста коммерческой фирмы, предпринимателя в условиях рыночных методов хозяйствования требует умения творчески мыслить, свободно ориентироваться в конкретных социально-экономических ситуациях, рационально решать управленческие проблемы соответствующего уровня власти. Навыки творческой работы приобретаются магистрами в течение всего периода обучения в Магистратуре. Завершается этот процесс выполнением диссертационной работы. Диссертационная работа - завершающий этап подготовки магистров с высшим образованием. На этом этапе магистр должен максимально использовать все знания, накопленные во время обучения. Оказать необходимую методическую помощь, правильно направить усилия магистра на качественное выполнение диссертационной работы – основная задача данного учебно-методического пособия.

Главное внимание уделено правильности выбора темы диссертационной работы, составлению плана ее выполнения и сбору материала, правильности ее изложения; также приведены Приложения, иллюстрирующие соответствующие разделы для правильного оформления выпускной квалификационной работы.

 

1. Магистерская диссертация. Общие положения

 

В условиях реализуемой в МАДИ многоуровневой структуры высшего профессионального образования требования к выполнению и защите выпускной квалификационной работы дифференцированы по образовательным уровням (ступеням) и программам подготовки.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования:

- для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы;

- для квалификации «дипломированный специалист» - в форме дипломной работы (проекта);

- для квалификации (степени) магистр – в форме магистерской диссертации.

Магистерская диссертация (МД) - это самостоятельная (под руководством научного руководителя) научно-исследовательская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалификации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные научно-практические задачи.

Магистерская диссертация должна отражать уровень фундаментальной и специальной подготовки в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования различных направлений магистерской подготовки, а также умение применять приобретенные знания в научной, практической, педагогической деятельности.

Магистр – квалификация (степень), присваиваемая выпускнику высшего учебного заведения, успешно прошедшему итоговую аттестацию и защитившему магистерскую диссертацию.

Магистерская диссертация, выполняя квалификационные функции, является самостоятельной научно-исследовательской работой.

Магистр должен обладать широкой эрудицией, фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки, хранения и использования научной информации, быть способен к плодотворной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Для выполнения магистерской диссертации магистранту назначается научный руководитель. Взаимодействие магистранта с научным руководителем может осуществляться как контактно, так и по системе дистанционного обучения (посредством электронной почты), что позволяет оперативно взаимодействовать с научным руководителем, а также с профессорско-преподавательским составом.

Магистранту необходимо помнить, что он лично отвечает за качество и оформление выпускной работы.

Магистерская программа включает в себя две составные части - образовательную и научно-исследовательскую. Содержание научно-исследовательской работы магистра определяется индивидуальным планом.

Магистерская диссертация призвана раскрыть научный потенциал диссертанта, показать его способности в организации и проведении самостоятельного исследования, использовании современных методов и подходов при решении проблем в исследуемой области, выявлении результатов проведенного исследования, их аргументации и разработке обоснованных рекомендаций и предложений.

Магистерская диссертация - это самостоятельная научно-исследователь­ская работа, которая выполняет квалификационную функцию. Она выполняется с целью публичной защиты и получения академической степени магистра. Ос­новная задача ее автора - продемонстрировать уровень своей научной квалифи­кации, умение самостоятельно вести научный поиск и решать конкретные на­учные задачи.

Наполнение каждой части магистерской диссертации определяется ее те­мой. Выбор темы, этапы подготовки, поиск библиографических источников, их изучение и отбор фактического материала, методика написания, правила оформления и защиты магистерской диссертации имеют много общего с ди­пломной работой. Однако требования к магистерской диссертации в научном отношении существенно выше, чем к дипломной работе. Магистерская диссер­тация, её тематика и научный уровень должны отвечать образовательно-про­фессиональной программе обучения. Выполнение указанной работы должно свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести на­учный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения.

Написание магистерской диссертации предполагает:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практиче­ских знаний по направлению магистерской подготовки, их применение при ре­шении конкретных научно-исследовательских задач;

- развитие навыков ведения самостоятельной работы и овладение методи­кой исследования и экспериментирования при решении научных проблем и во­просов;

- выяснение подготовленности магистранта для самостоятельной работы в учебном или научно-исследовательском учреждении.

 

В магистерской диссертации магистрант должен показать, что он владеет на­выками самостоятельной научно-исследовательской деятельности, требующей широкого образования в соответствующем направлении, как того требует ГОС высшего профессионального образования.

Он должен:

1. Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследова­тельской деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний.

2. Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать сущест­вующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного ис­следования.

3. Обобщать, систематизировать и теоретически осмысливать эмпириче­ский материал.

4. Обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных.

5. Вести библиографическую работу с привлечением современных инфор­мационных технологий.

6. Владеть навыками и приемами историографической и источниковедче­ской критики.

7. Владеть иностранными языками в той мере, какая необходима для само­стоятельной работы над нормативными источниками и научной литерату­рой.

8. Представить итоги проведенного исследования в виде письменной ра­боты, оформленной в соответствии с имеющимися требованиями, с привлече­нием современных средств редактирования и печати.

 

Процесс выполнения магистерской диссертации включает следующие этапы:

- выбор темы, назначение научного руководителя;

- изучение требований, предъявляемых к данной рабо­те;

- согласование с научным руководителем плана работы;

- изучение литературы по проблеме, определение целей, задач и методов исследования;

- непосредственная разработка проблемы (темы);

- обобщение полученных результатов;

- написание работы;

- рецензирование работы;

- защита и оценка работы.

 

Содержание диссертации предполагает новизну в установлении подходов к исследованию темы, методов решения проблемы, в решении производственных задач. Научный уровень диссертации должен соответствовать требованиям ФГОС.

Совокупность полученных результатов в диссертационной работе должно свидетельствовать о наличии у магистранта первоначальных навыков научной работы в профессиональной деятельности.

Основным итогом научной работы является внедрение результатов проведенных исследований в практику.

Темы магистерских диссертаций, научные руководители и консультанты определяются выпускающими кафедрами (оформляются протоколом заседания кафедры и приказом по Университету), рассматриваются и утверждаются ученым советом факультета (оформляются протоколом заседания УС факультета) и приказом ректора после зачисления в магистратуру (по представлению отдела магистратуры на основании выписок из протокола заседания УС факультета).

Научными руководителями магистерских диссертаций назначаются ведущие преподаватели университета, имеющие ученую степень и ученое звание, и ведущие научные исследования по тематике магистерских программ.

В обязанности научного руководителя входит:

· помощь в формировании темы диссертации и разработке плана работы над ней;

· систематическое консультирование магистранта;

· контроль за ходом работы над диссертацией, соответствия выполняемых работ плану;

· предоставление отзывов о результатах работы магистранта над диссертацией при промежуточной и итоговой аттестации;

· участие в обсуждении магистерских диссертаций на заседании кафедры.

 

Магистерские диссертации подлежат рецензированию. Рецензию магистерской диссертации рекомендуется проводить с привлечением внешних рецензентов.

Закрепление рецензентов рассматривается на заседании выпускающих кафедр, деканат формирует проект приказа и передает в отдел магистратуры для оформления приказа об утверждении рецензентов и консультантов не позднее, чем за месяц до начала защиты.

Выпускающая кафедра обязана создать условия для выполнения диссертации.

Подготовка диссертации магистрантом осуществляется в соответствии с ГОС ВО в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений как во время научно-исследовательской работы в семестре, так и в период, предусмотренный графиком учебного процесса.

 

Выбор темы, требования к названию

Выбор темы для МД имеет исключительно большое значение. Практика показывает, что правильно выбрать тему - значит наполовину обеспечить успешное ее выполнение. Под темой магистерской диссертации принято понимать то главное, чему она посвящена.

При выборе темы магистрант с помощью научного руководителя должен уяснить, в чем заключаются содержание МД, сущность положенных в ее основу идей, их новизну, актуальность и практическую ценность, входящие в тему задачи и предполагаемые пути их решения, предполагаемые результаты и объем работы, оценить значимость темы для формирования магистранта как специалиста высокой квалификации. Магистерская диссертация может стать продолжением и развитием темы квалификационной работы бакалавра (специалиста). Именно развитием. В этом случае МД не должна повторять тему выпускной квалификационной работы бакалавра или специалиста, она призвана звучать шире, подразумевать направление научного и практического исследования.

 

Тема диссертации должна быть актуальной, представлять научный и практический интерес и соответствовать профилю магистерской программы.

Магистрант вправе предложить свою тему с письменным обоснованием целесообразности её разработки. Тематика диссертаций магистрантов целевого набора должна быть согласована с руководителем предприятия-заказчика.

Изменение темы магистерской диссертации или научного руководителя разрешается в исключительных случаях по заявлению магистранта, согласованного с заведующим выпускающей кафедры и поданного не позднее, чем за месяц до срока защиты. Все изменения утверждаются приказом ректора.

Научный руководитель направляет работу магистранта, помогая ему оценить возможные варианты решений. Но выбор решения - задача самого магистранта. Он как автор выполняемой работы отвечает за верный ее выбор, за правильность полученных результатов и их фактическую точность.

Тема магистерской диссертации определяется и утверждается в установленном порядке в начале магистерской подготовки (Приложение 1). Магистрант может выбрать тему из рекомендуемого перечня тем магистерских диссертаций (Приложение 2), но может предложить и свою тему, предварительно обосновав целесообразность ее разработки. Свобода выбора тем МД позволяет реализовать индивидуальные научные интересы магистранта, своеобразие его подхода к изучению и решению проблемы.

 

3. Разработка рабочего плана

 

Для разработки рабочего плана магистерской диссертации магистрант должен четко представлять ее структуру.

Содержание магистерской диссертации включает в себя: введение; обзор и анализ литературы, нормативной базы; теоретическую часть; практическую часть (научно-экспериментальную); выводы и заключение с рекомендациями относительно возможностей применения полученных результатов; список использованных источников; глоссарий; приложения.

Общий объем выпускной квалификационной работы (без приложений) составляет для магистров 90-110 страниц выровненного по ширине компьютерного текста.

Магистерская диссертация, выполняя квалификационные функции, является самостоятельной научно-исследовательской работой, а любая научная работа предполагает наличие плана ее осуществления. Планирование работы начинается с составления рабочего плана, представляющего собой своеобразную наглядную схему предпринимаемого исследования.

Правильно составленный план позволяет продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки. Рабочий план подготовки магистерской диссертации составляется параллельно с предварительным изучением и отбором литературы, согласовывается с научным руководителем. Рабочий план имеет произвольную форму и подвижный характер, позволяющий включать в него новые аспекты, появляющиеся в процессе разработки темы.

Научный руководитель окажет помощь в подборе необходимой литературы, нормативных, справочных, статистических и архивных материалов и других источников по теме.

 

 

4. МЕТОДИКА НАПИСАНИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

 

Основная часть диссертации делится на главы и параграфы в соответствии с логической структурой изложения. В магистерской диссертации, как правило, должно быть три главы. Каждая глава должна состоять не менее чем из двух параграфов. Желательно, чтобы главы (и соответственно параграфы) были примерно одинаковыми по объему.

Логическая структура диссертации вырисовывается далеко не сразу. Для того чтобы она стала предельно ясной, магистрант должен мысленно смоделировать диссертацию как логическое целое, построенное в виде развернутого доказательства положений, которые выносятся на защиту. Сначала такой «макет» целесообразно разрабатывать в форме плана, размышляя над правильным наименованием и расположением отдельных параграфов.

Деление работы на главы и параграфы должно служить логике раскрытия темы. Поэтому, с одной стороны, не следует вводить в план структурные единицы, содержательно выходящие за рамки темы или связанные с ней лишь косвенно, а с другой стороны, пункты плана должны структурно полностью раскрывать тему. План диссертации - это логическая схема изложения, и в этой схеме все должно быть на своем месте.

Главы магистерской диссертации - это основные структурные единицы текста. Название каждой из них нужно сформулировать так, чтобы оно не оказалось шире темы по объему содержания и равновелико ей, так как глава представляет собой только один из аспектов темы и название должно отражать эту подчиненность.

После составления плана можно приступать к черновому написанию текста.

Магистерская диссертация должна включать в себя:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- основную часть (разделы, подразделы, пункты и выводы по разделам (главам));

- заключение;

- список использованной литературы;

- приложения (при необходимости).

 

Титульный лист

Титульный лист, первый лист диссертации, заполняется по форме, приведенной в приложении 1. Общие требования к титульному листу определены ГОСТ 7.32-2001.

Наименование Федерального агентства по образованию Российской Федерации пишется строчными буквами с первой прописной, наименование вуза - прописными буквами.

Название факультета пишется строчными буквами, с первой прописной, слова «МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ» и наименование темы - прописными буквами. Обязательно указываются должность и ученая степень руководителя диссертации, а также консультантов, если они имеются. Справа от каждой подписи проставляют инициалы и фамилию подписавшегося лица. Внизу указывается город и год выпуска диссертации без знаков препинания.

С тем, чтобы увеличить ответственность научного руководителя за подготовку диссертации, на титульном листе в графе «Допустить к защите в ГАК» ставится его подпись. (Приложение 2).

 

Оглавление

 

В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов в полном соответствии с их названиями, приведенными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены.

Название разделов печатают без отступа от левого края листа. Название подразделов и пунктов - с отступом (0,8 см).

Промежутки от последней буквы названия раздела до номера страницы заполняют отточием.

Над колонкой цифр (колонцифр) в оглавлении сокращение «стр.» не пишут и после колонцифр точек не ставят.

«Введение», «Заключение», «Библиографический список» и «Приложения» также включаются в оглавление, но не нумеруются. Пример оформления оглавления приведен в приложении 3.

 

Введение

Введение представляет собой наиболее ответственную часть магистерской диссертации, поскольку содержит в сжатой форме все фундаментальные положения, обоснованию которых посвящена диссертация. Это актуальность выбранной темы, степень её разработанности, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранные методы исследования, его теоретическая, нормативная и эмпирическая основа, научная новизна, положения, выносимые на защиту, их теоретическая значимость и прикладная ценность.

Обоснование актуальности выбранной системы - начальный этап любого исследования. И то, как автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Нужно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий, злободневность.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Актуальность темы определяет потребности общества в получении каких-либо новых знаний в этой области. Как любой другой продукт, ожидаемые новые знания нуждаются в обосновании потребности: кому, для каких целей эти знания нужны, каков объем, качество этих знаний и т.д.

От доказательства актуальности выбранной темы логично перейти к формулировке цели исследования, а также указать на конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить.., описать.., установить.., выяснить и т.п.). Желание исследователя ответить на вопросы по объему и качеству новых знаний определяет цель исследования. Определение цели – весьма важный этап в исследовании, так как она определяет и задачи самого исследователя: что изучать, что анализировать, какими методами можно получить новые знания.

Далее формулируются объект и предмет исследования. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание диссертанта, именно предмет исследования определяет тему диссертационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

В заключительной части введения необходимо кратко сказать о структуре работы.

 

Основная часть

 

Требования к конкретному содержанию основной части магистерской диссертации устанавливаются научным руководителем и руководителем магистерской программы.

Основная часть должна содержать, как правило, три главы.

В ней на основе изучения имеющейся отечественной и переведённой на русский язык зарубежной научной и специальной литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных материалов рекомендуется рассмотреть краткую историю, родоначальников теории, принятые понятия и классификации, степень проработанности проблемы за рубежом и в России, проанализировать конкретный материал по избранной теме, собранный во время работы над магистерской диссертацией, дать всестороннюю характеристику объекта исследования, сформулировать конкретные практические рекомендации и предложения по совершенствованию исследуемых юридических явлений и процессов. Описание объекта исследования должно быть дано четко. Рекомендуется критически проанализировать функционирование аналогов объекта исследования, как в российской практике, так и за рубежом. Раздел должен содержать рассмотрение и оценку различных теоретических концепций, взглядов, методических подходов по решению рассматриваемой проблемы. Анализируя существующий понятийный аппарат в исследуемой области, автор представляет свою трактовку определенных понятий (авторское определение) или дает их критическую оценку.

При освещении исследуемой проблемы не допускается пересказывания содержания учебников, учебных пособий, монографий, интернет-ресурсов без соответствующих ссылок на источник.

Автор диссертации должен показать основные тенденции развития теории и практики в конкретной области и степень их отражения в отечественной и зарубежной научной и учебной литературе.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо использование без особой необходимости (например, при цитировании) разговорных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами. При описании тех или иных процессов, явлений не стоит прибегать к приемам художественной речи, злоупотреблять метафорами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость. Иногда стремление приблизиться к научному стилю выражается в излишне громоздком изложении положений работы, что чаще всего свидетельствует о неясности мысли, усложняет понимание того, что на самом деле хотел сказать автор и из достоинства работы превращается в ее недостаток.

Как правило, при выполнении научных исследований повествование ведется от первого лица множественного числа («Мы полагаем», «По нашему мнению») или от имени третьего лица («Автор считает необходимым», «По мнению автора»).

 

Заключение

Заключение как самостоятельный раздел работы должно содержать краткий обзор основных аналитических выводов проведенного исследования и описание полученных в ходе него результатов.

Следует отметить, что хорошо написанные введение и заключение дают четкое представление читающему о качестве проведенного исследования, круге рассматриваемых вопросов, методах и результатах исследования.

В заключении должны быть представлены:

- общие выводы по результатам работы;

- оценка достоверности полученных результатов и сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ;

- предложения по использованию результатов работы, возможности внедрения разработанных предложений в юридической практике.

Заключение включает в себя обобщения, общие выводы и, самое главное, конкретные предложения и рекомендации. В целом представленные в заключении выводы и результаты исследования должны последовательно отражать решение всех задач, поставленных автором в начале работы (во введении), что позволит оценить законченность и полноту проведенного исследования.

 

Библиографический поиск, сбор, анализ и обобщение литературных источников. Библиографический список (список используемых источников).

 

Знакомство с опубликованной по теме магистерской диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который, как уже указывалось ранее, находит свое выражение в теме и рабочем плане выполняемой работы. Такая постановка дела позволяет более целеустремленно искать литературные источники по выбранной теме, глубже осмысливать тот материал, который содержится в опубликованных в печати работах других ученых, ибо основные вопросы проблемы почти всегда заложены в более ранних исследованиях.

Далее следует продумать порядок поиска и приступить к составлению списка литературных источников по теме. Хорошо составленный список даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом. Целесообразно просмотреть все виды источников, содержание которых связано с темой исследования. К ним относятся материалы, опубликованные в различных отечественных и зарубежных изданиях, непубликуемые документы, официальные материалы.

Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка, который должен всесторонне охватывать исследуемую тему.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: