Классификация и характеристика элементов социологического механизма управления.




Социальные методы управления - это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации их деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. Особенностью этих методов является их общность. В удовлетворении этой группы интересов заинтересована основная масса работников или весь персонал. Поэтому социальные методы, с другой стороны - это воздействие субъекта управления на общие интересы персонала фирм. Задача менеджмента при этом заключается в выявлении степени общности интересов персонала и выработке действенных способов их удовлетворения. Существует комплекс методов по решению этой внутрифирменной задачи - это социальное исследование, планирование и регулирование. Социальные исследования - это методы изучения социальных интересов персонала.

Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (жилье, здоровье и др.). Социальное планирование - это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников структуры персонала. Социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы.

 


38. Социометрический анализ группы. Социометрические методы были предло­жены в 30-х гг. известным американским психиатром и соци­альным психологом Якобом Морено. Социометрический метод является одним из видов опроса, его цель – количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах и коллективах путем фиксации среди их членов связей предпочтения в ситуации выбора. Социометрия – это специальная техника анализа отношений внутри малых социальных групп, позволяет выявить невидимые эмоциональные связи между людьми, личные предпочтения и неприязни индивидов. - это система средств и процедур для измерения и для качественного анализа социально-эмоциональных связей члена с той группой, к которой он принадлежит, в которой он живет, работает, и отдыхает. Типичными группами такого типа являются семья, спортивные команды, производственные и исследовательские коллективы, школьные классы и др. малые группы. Объект социометрического измерения: Межличностные отношения,т.е. те связи между людьми, которые образуют структуру непосредственного общения. Объектом социометрического исследования является малая группа. Малая группа: ее члены объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом контакте друг с другом, что является основой для возникновения как эмоциональных отношений, так и особых групповых ценностей. Численность малых групп может составлять от 2-3 до 20-40 человек. С точки зрения метода лежащего в основе социометрии ее относят к категории опроса, поскольку заполняется специальный опросный лист, но не анкета. Социометрию так же называют социометрическим тестом, так как она фиксирует определенные свойства группы. Также ее называют методом теста социальной близости- дистанции. Измеряемые показатели: 1. Структура группы по ее положительным-нейтральным-отрицательным отношениям. 2. Качество межличностных связей в группах (позитивное-негативное). Уровень сплочённости-разобщенности группы. 3. Отношения индивидов – группа, социометрический статус индивида. 4. Выявление лидеров – аутсайдеров группы. 5. Выявление внутригрупповых подсистем, имеющих неформальных лидеров. 39. Классификация и характеристика элементов психологического механизма управления. Психологические методы управления- это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологическою климата, который является одним из важнейших факторов высокоэффективной деятельности людей. Эти способы многочисленны и разнообразны, их эффективность во многом определяется искусством менеджеров объединять персонал и создавать здоровый корпоративный дух. Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывает и в своей деятельности использует творческий потенциал, активность, энергию для блага всей фирмы. Как и другие виды методов, психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности. Особенностью психологических методов является то, что они не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но несмотря на это, их воздействие на людей результативность. Различают следующие группы психологических методов: методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость; методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений отношений между руководителем и подчиненными; методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает деятельность; методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников исходя из индивидуальных способностей и их эффективного применения в фирме.     45.Управление рисками Основная задача всех систем управления рисками в любой области заключается в наиболее эффективном использовании достижений науки и имеющихся ограниченных средств, чтобы сделать результаты деятельности максимально предсказуемыми (то есть сократить насколько возможно неопределенность в отношении данных результатов). Анализируя структуру риска можно обозначить основные способы его изменения (т.е. управления) за счет воздействия на отдельные элементы риска. Устранение хотя бы одного основного элемента влечет исчезновение риска. Уменьшая вероятность перехода между элементами или тяжесть последствий можно риск уменьшить. Многообразие рисков и способов управления требует систематизации, что и пытаются сделать в рамках управления рисками. В социально-экономических системах подсистема, отвечающая за управление рисками, с середины ХХ века традиционно называется "риск-менеджмент". Первоначально использовавшийся только в рамках предпринимательской деятельности, этот термин и стоящие за ним принципы управления теперь применяются и в социальной сфере, и в технике, и при работе на финансовых рынках. Существует нормативное определение, приведенное в ГОСТ Р 51897-2002: Менеджмент риска - скоординированные действия по руководству и управлению организацией в отношении риска. Однако для нашей работы представляется целесообразным использовать более развернутое определение, подчеркивающее основные особенности риск-менеджмента: Риск-менеджмент - система принятия и выполнения управленческих решений, направленных на уменьшение влияния последствий реализации рисков на деятельность организации. Во-первых, риск-менеджмент это система, которая объединяет лиц, принимающих решения, и исполнителей, и устанавливает порядок их взаимодействия (связи). Во-вторых, это действительно менеджмент, то есть деятельность, в процессе которой принимаются и исполняются управленческие решения. В-третьих, целью системы управления рисками является уменьшение влияния непредвиденных событий на деятельность организации. То есть риск-менеджмент не является самоцелью, а носитвспомогательный характер по отношению к основной деятельности организации (деятельности, для осуществления которой данная организации и была создана). Он лишь одно из средств, помогающих организации достичь поставленных целей. Следует подчеркнуть еще один важный момент в данном определении. Риск-менеджмент направлен на уменьшение влияния последствий, а не обязательно самих последствий. Безусловно, лучшим способом подобной минимизации является исключение или максимальное сокращение вероятности и (или) последствий риска (чем меньше последствия - тем меньше влияние). Но риск-менеджмент может допускать возможность наступление неблагоприятных последствий рисков, если они по произведенным оценкам не окажут неприемлемого влияния на деятельность организации. Главное, чтобы данное решение было обосновано и осознанно принято руководством организации. 50. Типы конфликтов. Методы управления конфликтом. Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов двух или нескольких людей. Различают несколько типов конфликтов: 1. Внутриличностный конфликт имеет место внутри индивида и часто по природе своей является конфликтом целей или познавательным конфликтом. Конфликт целей - когда индивид выбирает и пытается достигнуть взаимоисключающие цели. (Например, выбор места работы выпускником университета). Познавательный - когда индивид признает несостоятельность своих мыслей, расположений, ценностей или своего поведения в целом (определенная степень этой несостоятельности существует всегда). 2. Межличностный конфликт вовлекает двух или более индивидов, находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, путей их достижения, ценностей, поведения или это столкновение личностей, обладающих различными чертами характера, темперамента, ценностными ориентациями, которые не в состоянии ладить друг с другом. 3. Конфликт между личностью и группой. Конфликт возникает в случае, если личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы, когда ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. 4. Межгрупповой конфликт возникает в формальных и неформальных группах. Поскольку у различных групп существуют свои, отличные от других групп цели, конфликты неизбежны. В целом методы разрешения конфликтов разделяются на две группы: стратегические (база для предупреждения конфликтов вообще). Например, использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации. тактические. Предполагают две базовые тактики: соперничество, приспособление и три производные тактики: уклонение, компромисс, сотрудничество.   53. Лидерство. Типы отношений лидерства. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение определенных целей. Типы отношений лидерства могут быть двух видов: формальные - когда процесс влияния на людей происходит с позиции занимаемой должности. неформальные - когда процесс влияния осуществляется, прежде всего, при помощи собственного авторитета. Таким образом, формальное лидерство определяется обязанностями и положением человека в организации, а неформальное - его личными данными, опытом и прочими качествами, присущими только ему. В определенной группе человек, которого назначили официальным руководителем, имеет определенное преимущество, чтобы стать лидером, поэтому чаще всего он им и становится. Однако быть руководителем и быть лидером разные понятия. Не обязательно руководитель будет считаться лидером, так как лидерство в большей степени основывается на неформальной основе. Иногда одному человеку удается совместить в себе и формальный, и неформальный тип лидерства. 54. Концепции лидерства. Теории лидерских качеств. Т радиционные концепции лидерства, основанные на рассмотрении лидера как человека, наделенного уникальными качествами: концепция лидерских качеств («лидерами не становятся – ими рождаются»); концепция лидерского поведения (предполагает возможность подготовки лидеров по специальным программам с помощью воспитания в них соответствующих качеств). С итуационная концепция лидерства - лидер обнаруживает свои уникальные качества при определенных сложившихся условиях, причем при разнообразных обстоятельствах в каждом случае он проявляет их по-своему. Новые концепции лидерства: концепция атрибутивного лидерства (аналитик) - исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение последователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних. (Например, если лидер приписывает плохие результаты работы подчиненного его лености, то за этим может последовать выговор. Если же лидер считает, что виной являются внешние по отношению к подчиненному факторы, например, резко возросший объем работы, то лидер постарается решить проблему по-другому). концепция харизматического лидерства. Харизматическим считается тот лидер, который в силу своих личностных качеств способен оказывать глубокое воздействие на последователей. концепция преобразующего лидерства (реформатор). Лидер-реформатор мотивирует последователей путем повышения уровня их сознательности в восприятии важности и ценности поставленной цели, предоставления им возможности совместить свои личные интересы с общей целью, создания атмосферы доверительности и убеждения последователей в необходимости саморазвития. Теория лидерских качеств - ставит перед собой задачу выявить универсальную структуру личности эффективного лидера, определив свойственные ей черты или характеристики. Считалось, что лидеры имели какой-то уникальный набор достаточно устойчивых и не меняющихся во времени качеств, отличавших их от не лидеров. К ним, например, относились: интеллект, доминантность, уверенность в себе, высокий активационный (энергетический) уровень, профессиональные знания и навыки, релевантные выполняемой задаче и тд. 60.Типы организационных коммуникаций. Типы организационных коммуникаций разделяют на: 1.Коммуникации с внешней средой (деятельность руководителя по организации рекламы, созданию или поддержанию имиджа организации; по проведению маркетинговой политики на внешнем рынке; его участие в подготовке регулярных отчетов для вышестоящих инстанций и тд) 2.Вертикальные коммуникации внутри организации (обмен информацией между иерархическими уровнями организации) 3.Горизонтальные коммуникации внутри организации (обмен в пределах паритетных иерархических уровней) 4.Неформальные коммуникации (это все те контакты, которые реализуются вне и помимо формальных коммуникативных каналов) 5.Коммуникационные сети     59.Коммуникации в управлении. Коммуникация – процесс обмена и понимания информации между двумя людьми с целью мотивирования определенного поведения и влияния на него. Коммуникации служат средством включения организации во внешнюю среду, обеспечивают ей необходимый уровень взаимодействия с окружающими социально-экономическими системами. Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Значение коммуникаций определяется их влиянием на эффективность и результативность деятельности организации. Управлять коммуникацией – это значит: 1. Определять цели коммуникации. 2. Определять пути достижения этих целей. 3. Планировать с учетом ресурсов и ситуаций конкретные действия, направленные на достижение целей. 4. Организовывать реализацию этих планов. 5. Координировать взаимодействия компонентов коммуникационного процесса, а также действия непосредственных исполнителей. 6. Контролировать. 7. Корректировать процесс по результатам коммуникации. Деятельность, включающая в себя всю совокупность перечисленных управленческих процедур и операций называется коммуникационный менеджмент. Другими словами, коммуникационный менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и внешней средой. Для формирования и реализации коммуникационной политики в организации создаются службы связи с общественностью, обеспечивающие надежные контакты с целевыми аудиториями и эффективную обратную связь 64.Типы «барьеров» коммуникаций в управлении и общеие правила построения эффективных коммуникаций: Коммуникативные барьеры – это всё то, что мешает коммуникациям, затрудняет их. Они могут создавать серьёзные препятствия в обмене информацией как внутри организации, так и между организацией и внешним окружением (другими организациями). 2 группы: возникающие в процессе межличностных коммуникаций, и организационные. К первой группе относятся барьеры, вызванные:1)Неправильным восприятием – люди интерпретируют информацию по-разному в зависимости от накопленного опыта. 2)Неправильной психологической установкой — стереотипом мышления, предвзятым мнением, осложненными взаимоотношениями, отсутствием внимания и потерей интереса; 3)Неумением слушать собеседника. 4)Неправильным пониманием невербальной информации (она происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Культурные различия при обмене невербальной информацией могут создавать значительные дополнительные преграды для понимания); 5)Плохой обратной связью (обратная связь важна, т.к. дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение истолковано в том смысле, которое вы ему изначально придали). Организационные барьеры: 1. Недостаточное внимание важности коммуникации 2. Искажение сообщений 3.Информационные перегрузки 4.Неудовлетворительная структура организации Способы совершенствования информационного обмена в организации: 1) Регулирование информационных потоков. Нужно оценивать качественную и количественную стороны своих и подчиненных информационных потребностей. 2) Управленческие действия.Дополнительные действия: обсуждение и прояснение новых планов, вариантов стратегии, целей и назначений, необходимых для более эффективной реализации намеченного, контроль хода работ по плану-графику, отчеты по результатам такого контроля. 3)Создание в организации систем обратной связи. Один из вариантов – перемещение людей из одной части организации в другую для обсуждения определенных вопросов. Другой – опрос работников для получения различной информации. 4)Системы сбора предложений. Цель – снижение остроты тенденции фильтрации или игнорирования идей на пути снизу вверх. Ящики для предложений, телефонная сеть для анонимной передачи сообщений. Информационные бюллетени, публикации и видеозаписи организации. Статьи с обзором предложений по поводу управления, нового вида продукции, ответы руководства на вопросы рядовых сотрудников и т. п.Современная информационная технология. ПК, электронная почта уменьшают поток телефонных разговоров.   65.Система управления персоналом: Система управления персоналом — это совокупность приемов, методов, технологий организации работы с персоналом. Существуют различные модели построения системы управления персоналом в организации. Применение той или иной модели для конкретной организации зависит от ее организационной структуры. Организационная структура определяет взаимоотношение (взаимоподчинение) между функциями, выполняемыми сотрудниками организации, а также проявляется в таких формах, как разделение труда, создание специализированных подразделений, иерархия должностей и т.д. Организационная структура системы управления персоналом — это совокупность взаимосвязанных подразделений этой системы и должностных лиц. Подразделения выполняют различные функции, их совокупность составляет службу управления персоналом (кадровую службу). Роль и место службы управления персоналом в структуре всей организации определяется ролью и местом каждого специализированного подразделения данной службы, а также организационным статусом ее непосредственного руководителя. Объекты и субъекты системы управления персоналом Особенности развития системы управления персоналом, ее роль в организационной системе определяют характеристики ее основных факторов: объекта и субъекта, целей системы, ее функций и структуры. Объекты системы управления персоналом: работники; рабочие группы; трудовой коллектив. Субъекты системы управления персоналом: функциональный управленческий персонал; линейный управленческий персонал. Как правило, организации, нацеленные на реализацию функций управления персоналом, включают в себя подсистему линейного руководства организации, а также ряд функциональных подсистем управления персоналом (например, подсистема найма, подсистема обучения и развития и т.д.). В рамках такой системы происходит учет взаимосвязей между отдельными аспектами управления персоналом, который выражается в разработке конечных целей управления персоналом организации, в определении путей их достижения, а также в создании соответствующего механизма управления, обеспечивающего комплексное планирование и организацию управления персоналом организации.   40. Процессы управления: понятие, свойства, основные этапы осуществления. Процесс управления - это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Свойства:непрерывность, циклическая повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией. Этапы: - возникновение проблемы; -осмысливание проблемы; -поиск решения; -принятие решения; -реализация решения; -оценка результата. Или - постановка целей (Ц), - оценка ситуации (С), - определение проблемы (П), - принятие решения (Р). (разные источники по разному трактуют). 41. Типы процессов управления. 1. Линейный (Ц – С – П – Р): данный процесс реализуется в отношении несложных целей и ситуаций, которые легко разрешимы. 2. Корректируемый: когда возникает необходимость, производят корректировку пройденного этапа. 3. Целевой: реализуется в ситуации, когда цель ясна и понятна, и не возникает противоречий при разработке управленческого решения, способствующего ее достижению. 4. Ситуационный: реализуется в условиях, когда можно однозначно оценить ситуацию, но возникают сложности при постановке целей. Тогда сначала ставится предварительная цель, которая потом корректируется. 5. Разветвленный. 6. Программный: на этапе выяснения ситуации и выявлении проблемы разрабатывается программа. 42. Управленческие решения: понятие, классификация. Управленческое решение – это продукт управленческого труда, а его принятие – процесс, ведущий к появлению этого продукта. Принятие решения – это сознательный выбор из имеющихся вариантов направления действий, позволяющий достичь существующую цель. Решение – это форма, в которой осуществляется управляющее воздействие субъекта управления на объект управления. Поэтому качество управленческих решений является критерием эффективности менеджера. Решение должно отвечать ряду требований. Главные среди них – обоснованность, четкость формул и ровок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность, эффективность (степень достижения поставленной цели в сопоставлении с расходом ресурсов). Как правило, решения должны приниматься там, где возникает проблемная ситуация; для этого менеджеров соответствующего уровня необходимо наделить надлежащими полномочиями, возложив на них в то же время ответственность за состояние дел на управляемом объекте. Очень важным условием положительного воздействия решения на работу организации является его согласованность с теми решениями, что принимались ранее (как по вертикали, так и по горизонтали управления (здесь, конечно, не имеется в виду тот случай, когда ставится задача кардинального изменения всей политики развития). Программируемые решения – это решения повторяющихся и четко определенных проблем. Как правило, это стандартные задачи, неоднократно возникающие в организации, по поводу которых имеется достаточно надежная и достоверная информация, а также готовые, разработанные и успешно применявшиеся ранее правила, и процедуры. Непрограммируемые решения связаны с новыми, сложными, не встречавшимися ранее, нетрадиционными, непредвиденными проблемами, не поддающимися точной количественной оценке. Как правило, их сложно определить и структурировать, они характеризуются неясной формулировкой цели, неточностью и неопределенностью информации, отсутствием четких правил и процедур решения. Интуитивные решения – это выбор, сделанный только на основе ощущения его правильности. Принимающий решение не взвешивает «за» и «против» по каждой альтернативе, он не оценивает ситуацию, а опирается на озарение, чувство. Решения, основанные на суждениях – это выбор, обусловленный знаниями и накопленным опытом. Рациональные решения не зависят от прошлого опыта. Процесс их принятия предполагает выбор такой альтернативы, которая принесет максимум выгоды для организации.   46. Сущность власти. Власть в менеджменте отражает реальную возможность влиять па поведение других (подчиненных) людей и распоряжаться ограниченными ресурсами организации для достижения ее целей. В целом власть характеризует способность руководителя оказывать влияние на конкретные рабочие действия и принимаемые решения, направленные на достижение желаемого результата деятельности организации. Необходимость власти в управлении определяется зависимостью руководителя от людей как внутри организации, так и вне неё. Руководители различного уровня зависят от вышестоящего руководителя, своих подчиненных и коллег при принятии управленческих решений в процессе выполнения конкретных функций, определяемых должностными обязанностями. Формы власти в организации определяются источниками власти. Можно выделить следующие типы или формы власти руководителя: • законная власть и полномочия, которыми обладает руководитель в соответствии с занимаемой им должностью в организации • власть, основанная на принуждении и вознаграждении • власть, в основе которой лежат опыт и личный пример Власть руководителя может проявляться через его влияние на подчиненных путем привития им разумной веры в конкретные идеи, вовлечения их в процесс принятия решений и убеждения в правоте и необходимости своих решений. Все руководители пользуются законной властью в силу того, что им делегированы полномочия по управлению другими людьми. Такую власть часто называют традиционной. Конкретные должностные полномочия дают руководителю власть в организации (подразделении), основанную на вознаграждении и на приношении в силу прав, которыми он обладает по должности. Власть, основанная на принуждении, предусматривает применение наказания (увольнение или понижение работника в должности, критика его действий или наложение взыскания). Власть, основная на вознаграждении, позволяет руководителю влиять на починенных через возможности официально их поощрять (повышение зарплаты, выдвижение на повышение в должности, похвала, благодарность, проявление внимания, признание). Эффективные руководители используют для оказания влияния на конкретных сотрудников, группы и персонал в целом, как правило, различные формы власти. Важным элементом выбора (определения) конфетных форм власти в конкретных ситуациях является учет и использование власти подчиненных для достижения целей предприятия. Власть подчиненных проявляется в зависимости поведения руководителя от подчиненных прежде всего в таких вопросах, как получение необходимой и достоверной информации для принятия решений. Важное значение для выбора средств влияния на подчиненных имеют неформальные контакты с людьми, а также объективная оценка способности подчиненных выполнять конкретные задания. Принимая решение об использовании власти, необходимо всегда учитывать допустимый объем использования этой власти (конкретных средств влияния) руководителем и возможную ответную реакцию подчиненных на ее применение, в том числе возможность использования ими своей власти против реализации принимаемых решений или намерений руководителя. 51. Стили разрешения межличностных конфликтов. Уклонение - подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция - не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Сглаживание - человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все - одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Принуждение - превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными. Минус: может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Компромисс - принятие точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворить обе стороны.   Решение проблемы (сотрудничество)- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.   57.Содержательные теории мотивации. Содержательные теории особое внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся: 1.теория иерархии потребностей А. Маслоу Основные её положения таковы: -Человек всегда ощущает потребность в чём-то; -Испытываемые человеком сильно выраженные потребности могут быть объединены в группы; -Группы потребностей расположены иерархически; -Человека побуждают к действиям неудовлетворённые потребности; удовлетворённые потребности не являются мотивацией; -Место удовлетворённой потребности занимает неудовлетворённая; -В обычном состоянии человек ощущает сразу несколько потребностей, которые комплексно взаимодействуют между собой; -Первыми человек удовлетворяет потребности, находящиеся у основания пирамиды, затем на человека начинают воздействовать потребности более высокого уровня; Человек способен удовлетворить потребности более высокого уровня большим числом способов, нежели потребности более низкого уровня. 2.теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Содержит: Потребность власти – желание воздействовать на других людей. Это не обязательно рвущиеся к власти карьеристы в негативном понимании, а скорее потребность в проявлении своего влияния. Потребность успеха удовлетворяется не провозглашением успеха конкретного человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.к. работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений. 3.двухфакторная теория Герцберга Все факторы, оказывающие влияние на деятельность человека в производственных ситуациях, были распределены на мотивирующие и гигиенические. К основным мотиваторамможно отнести: Успех, Общественное признание, Интересное содержание деятельности, Наличие возможности расти профессионально, Степень ответственности, Служебное положение При положительном проявлении этих факторов возникает удовлетворенность трудом, а при отрицательном – отсутствие удовлетворенности. Среди самых важных гигиенических факторов можно выделить следующие: Политика фирмы и администрации Безопасность труда Комфортные условия труда Приемлемая освещённость, хорошее отопление и т.д. График работы Оплата труда Наличие оплачиваемых праздничных дней Наличие больничного Проведение мероприятий в области социального обеспечения, здравоохранения и других социальных программ Отношения с коллегами и руководством Уровень прямого контроля работы При положительном проявлении данных факторов проявляется отсутствие неудовлетворенности, а при отрицательном – неудовлетворенность. 4.Теория ERG Альдерфера Автор этой теории считает, что все потребности человека можно объединить в три большие группы: Потребности существования (безопасность, физиологические потребности); Потребности связи (потребности социального характера; желание иметь друзей, семью, коллег, врагов и т.п. + часть потребностей из пирамиды Маслоу: признание, самоутверждение); Потребности роста (потребности самовыражения из пирамиды Маслоу).   61.Коммуникационные стили в управлении. Невербальная коммуникация.: Коммуникационный стиль - это способ, с помощью которого индивид предпочитает строить коммуникационное взаимодействие с другими. связи (показывает степень, с которой люди делятся с другими своими мыслями и чувствами о них). В зависимости от данных переменных можно выделить 5 стилей межличностной коммуникации: 1)Открытие себя (характеризуется высокой степенью открытости себя другим, но низким уровнем обратной связи со стороны индивида, использующего этот стиль. Открытие себя в этом случае измеряется в диапазоне от среднего до максимального. Индивид идет на это, концентрируя тем самым внимание на себе, чтобы вызвать реакцию других на свое поведение. данный стиль страдает тем, что реакция других нередко остается без адекватного ответа или обратной связи со стороны вызывающего его индивида. 2)Реализация себя (характеризуется как максимальной открытостью, так и максимальной обратной связью. В идеальных условиях этот стиль является желательным, но ситуационные факторы (политика организации, разница в статусе и т.п.) могут побудить индивида, владеющего этим стилем, отказаться от него); 3)Замыкание в себе (характеризуется замыканием в себе, т. е. одновременно низким уровнем открытости и низким уровнем обратной связи. Индивид в этом случае как бы изолирует себя, не давая другим познать его. Этот стиль часто используют “интроверты” - люди с тенденцией больше обращать свой разум вовнутрь себя. Крайность в проявлении этого стиля св с скрытием своих идей, мнений, расположений и чувств к другим); 4) Защита себя (характеризуется низким уровнем открытости, но высоким уровнем обратной связи. Он широко используется для того, чтобы лучше узнать др-х или более правильно оценить их. Обычно индивиды, использующие данный стиль, мало открыты для др-х, но любят обсуждать других. Они любят слушать о себе, но не любят обсуждать свои качества, особенно плохие, с другими); 5)Торговля за себя (характеризуется умеренными открытостью и обратной связью, обмениваемыми в процессе межличностной коммуникации). Невербальная коммуникация происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Невербальные коммуникации в большинстве случаев имеют бессознательную основу, т.к. свидетельствуют о действительных эмоциях участника коммуникационного процесса и являются надежным индикатором проявляемых чувств. Невербальной информацией трудно манипулировать и ее трудно скрывать в любой межличностной коммуникации. Этим во многом определяется то, как слова будут интерпретироваться 66. Особенности и куль


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: