Особенности профессиональной подготовки у сотрудников уголовно-исполнительной системы




Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе (далее УИС) предъявляет определенные требования к уровню развития своих сотрудников.

На основании анализа требований, предъявляемых к личности сотрудника, можно утверждать, что эффективный сотрудник - это прежде всего зрелый в социальном, психологическом и личностном плане человек, с высоким интеллектом, эмоционально устойчивый, способный адекватно воспринимать действительность, контролировать себя и др. [3,147], то есть обладать высоким уровнем развития эмоционального интеллекта. Это связано с тем, что с точки зрения ученных, данный феномен составляет основу успешности жизнедеятельности человека, оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности и межличностных взаимодействий; на формирование и проявление лидерских качеств.

Наиболее подвержены воздействию стрессогенных факторов сотрудники оперативных отделов (оперативные сотрудники), которые в рамках осуществления служебных обязанностей производят обыски, досмотры осужденных, помещений и территорий, неотложные следственные мероприятия, пресекают случаи противодействия и неповиновения администрации исправительного учреждения и наиболее плотно контактируют в повседневной деятельности с осужденными. [15, с. 122]

Возникающие в рамках осуществления профессиональной деятельности ситуации риска требуют незамедлительного принятия решения, вероятный исход которого заранее неизвестен или носит, в отличие от стандартных и изученных ситуаций, неопределенный характер. Неопределенность связана с причинами не только объективного, но и субъективного, гносеологического порядков, в числе которых относительность процесса познания человеком окружающей среды, невозможность однозначного познания объекта с учетом сложившихся уровней и методов научного познания на данный момент развития, относительная ограниченность сознательной деятельности человека, дифференцированный подход к пониманию и оценке ценностей. Неопределенность в деятельности связана с неполнотой, недостаточностью информации об объекте, явлении или процессе. Для принятия решения необходим полный объем достоверной информации, в то время как на практике такая информация зачастую бывает разрозненной, некачественной, необъективной и несвоевременной [2, с. 145], в свою очередь ситуация риска не предоставляет возможности для длительного анализа информации и требует мгновенного принятия решения на основе личного опыта и имеющихся знаний, умений и навыков.

Нестандартные ситуации в деятельности оперативных сотрудников требуют профессиональной тренированности, способности эффективно ориентироваться и принимать решение, противостоять источнику опасности и быть готовым к риску как альтернативному поведению при угрозе жизни и здоровью. Формирование данного вида готовности представляет собой сложный и многоуровневый процесс, выражающийся в устойчивой характеристике личности и проявляющийся в подготовленности к действию. Проблема формирования готовности к риску у оперативных сотрудников возникает на стадии профессиональной подготовки в образовательных учреждениях ФСИН России. [46, с. 122]

Получение набора различных умений и навыков (стрельбы, боевых приемов борьбы), специальных профессиональных знаний осуществляется без уверенности в надежности применения данных профессиональных качеств в экстремальных ситуациях. Содержание учебных программ и соответствующих учебно-методических комплексов по профессионально-прикладной физической подготовке предусматривает методику технической отработки определенного перечня движений (приемов, ударов), применяемых в стандартных ситуациях физического противоборства, которые возникают в служебной деятельности оперативных сотрудников, не предусматривая фактора неопределенных или нестандартных ситуаций, что в условиях многоступенчатой системы обучения снижает эффективность учебного процесса в целом. [36, с. 144]

Для оперативных сотрудников с опытом работы менее одного года расхождения и несоответствия между знаниями, умениями и навыками, полученными в рамках профессиональной подготовки в образовательных заведениях ФСИН России, и реальностью профессиональной деятельности, свойственные этапу адаптации, неизбежно приводят к увеличению числа профессиональных ошибок при исполнении своих обязанностей, фрустрации, а зачастую и дезадаптации. В процессе жизнедеятельности человек сталкивается с необходимостью приспособления к разным элементам среды (производственным, культурным, бытовым, семейным и другим), поэтому принято говорить о разных видах адаптации (социально-психологической, профессиональной, правовой, общественно-политической, учебной, бытовой). Процесс профессиональной адаптации представляет собой психологическое и психофизиологическое приспособление к требованиям профессии и находит свое выражение в овладении профессиональными навыками и умениями определенного уровня, в формировании профессионально значимых качеств личности, развитии устойчивого положительного отношения к избранной деятельности [57, с. 154].

Присущая человеку деятельностная активность предопределяет выбор типа поведения в процессе адаптации.

Адаптация через преобразование среды требует активности, направленной на изменение, преобразование среды в соответствии с собственной жизненной позицией и субъективным отношением к профессиональной сфере [1, с. 18]. Данный тип адаптации может сопровождаться конфликтностью и агрессией по отношению к социальному окружению. Адаптация через приспособление к существующим условиям путем врастания в среду, изменения себя предполагает активность человека, направленную на изменение своего внутреннего «Я», корректировку своих профессиональных навыков и умений в соответствие с требованиями, предъявляемыми деятельностью и социальным окружением. Самоустранение или уход из профессиональной среды (дезадаптация) происходят, если не удалось реализовать другие типы адаптации в связи с невозможностью принять ценности и установки окружающего мира или преобразовать его в соответствии со своими жизненными позициями [5, с. 127].

Следует отметить, что в контексте нашего исследования приоритет имеют первые два типа адаптации, сопровождающиеся изменениями внутреннего или внешнего компонентов, но в конечном итоге приводящие к приспособлению индивида к деятельности. Процесс профессиональной адаптации сотрудников УИС представляется этапностью ее прохождения. Первый этап приходится на период поступления в образовательное учреждение ФСИН России и заключается в прохождении психофизиологического отбора, определяющего наличие соответствия требованиям, предъявляемым к оперативному сотруднику УИС; второй этап - обучение в образовательном учреждении ФСИН России, в рамках которого закладывается базис научных знаний и профессиональных умений; третий этап - начало профессиональной деятельности. [6, с. 122]

В рамках второго этапа профессиональной адаптации оперативных сотрудников значимым средством становится профессионально-прикладная физическая подготовка, формирующая готовность к фрустрирующему и стрессогенному воздействию трудных ситуаций профессиональной деятельности. Формирование готовности к риску вырабатывается одновременно с развитием личности и зависит от ее опыта, выработанных ранее навыков поведения и действия, от уровня развития основных познавательных структур личности.

Несмотря на возросший интерес ученных к проблеме эмоционального интеллекта, до сих пор нет общепринятой дефиниции, не разработана интегративная теория, объясняющая в единстве внутренние механизмы, структурные особенности социальной, эмоциональной и регуляторной компетентности, ее функции в профессиональной деятельности. В отечественной психологии предлагается двухкомпонентная структура эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Р.А. Эльмурзаева подчеркивает, что эмоциональный интеллект, как основа профессиональной компетенции, имеет свою специфику связанную с особенностями трудовой деятельности [10, с. 129]. Рассмотрим это на примере некоторых компонентах эмоционального интеллекта.

Деятельность сотрудников УИС подразумевает непосредственное взаимодействие с осужденными, требующее проявление эмпатии.

Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - это постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека [7, с. 159].

Способность к эмпатии позволяет сотруднику не только понять эмоциональное состояние осужденного, но и иметь возможность оценивать достоверность поступающей от него информации, давать более точный прогноз в отношении его поведения в той или иной ситуации. Более того, проявление сопереживания или сочувствия по отношению к партнеру по взаимодействию приводит к установлению психологического контакта между сотрудником и осужденным.

Наличие определенной степени доверия у осужденного к сотруднику приводит к искренности в беседе, а также обеспечивает возможность действенных воспитательных и коррекционных воздействий со стороны сотрудника.

Но, в то же время необходимо учитывать, что работа в УИС - это вид государственной службы, которая имеет ряд специфических особенностей.

Во-первых, деятельность сотрудников УИС регламентирована рядом документов, обязывающих сохранять служебную тайну и, следовательно, проявлять сдержанность в профессиональном общении.

Во-вторых, учреждения УИС относятся к закрытому типу учреждений, в связи с чем у сотрудников ограничен круг общения. Их деятельность является напряженной и стрессогенной, так как необходимо проявлять постоянную готовность к действиям в экстремальных ситуациях, взаимодействовать с осужденными, с одной стороны вникать в их проблемы, оказывать помощь в их разрешении, а с другой подавлять проявления у них негативных личностных качеств, требовать подчинение режиму.

Названные особенности служебной деятельности в УИС во многом обусловливают снижение эмпатийности, так как требуют от сотрудников проявления эмоциональной сдержанности, устойчивости к стрессу, самоконтроля, во многих ситуациях дистанцированного общения с осужденными и коллегами [5, с. 22].

Сотрудники УИС должны не только понимать эмоциональное состояние осужденных, но и уметь прогнозировать их поведения, то есть обладать проницательностью. Факторам, способствующим снижению и повышению способности к быстрому и адекватному восприятию других людей в деятельности УИС, посвящена работа А.В. Рогова. Повышения уровня проницательности сотрудников УИС, с точки зрения ученого, предполагает знание субкультуры осужденных: жаргона, значения татуировок, существующей иерархии взаимоотношений, влияние срока нахождения в исправительном учреждении, вида совершенного преступления, криминального статуса на личность и т.д. Но при этом среди причин неадекватности восприятия сотрудниками осужденных ученый выделяет, установку, т.е. заранее сформировавшееся предвзятое отношение к спецконтингенту, которая может носить как личностный, так и общественный характер [3, с. 33].

Установка воспринимать других людей с определенной точки зрения может стать для человека очень устойчивой, типичной.

И в ней тогда с большим постоянством начинают проявляться доминирующие в структуре его личности потребности и ценностные ориентации. А.В. Рогов определяет «стереотипизацию» как восприятие и оценку осужденных по отдельным поведенческим характеристикам или частным внешним признакам, достраивание целостного образа на основе сформированных ранее стереотипов, относя ее к факторам, негативно влияющим на проницательность. А.В. Рогов также делает акцент на влияние на проницательность такого механизма психологической защиты, как проецирование, рассматривая проекцию как следствие познавательной пассивности, т.е. нежелания узнавать людей [9, с. 14]. На эффективность служебной деятельности сотрудников УИС влияет не только умение понимать других людей, но и себя, то есть рефлексия.

Традиционно рефлексия определяется как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, способность человеческого интеллекта объективировать психические процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность. Ряд исследователей (З. Фрейд, К. Юнг, Д. Нейджер, Д. Холмс, Т. Ньюком, Г.М. Андреева, А.В. Карпов, С.Л. Рубинштейн, Д. Узнадзе) подтверждают значение рефлексии в переработке и усвоении информации, определяют ее роль как обеспечивающего механизма самоконтроля и ответственного поведения личности.

Таким образом, функционирование рефлексии обеспечивает формирование профессионально зрелой позиции личности, основанной на самопознании и постоянной работе над собой, необходимых для ее профессионального развития. В профессиональной деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений имеют место все виды и функции рефлексии, поскольку для осуществления собственной профессиональной деятельности сотрудник становится участником различных интеракций.

Так, например, социальные взаимодействия на различных уровнях (подчиненные, коллектив, коллега, руководитель) обеспечивает коммуникативная рефлексия, интерперсональные отношения сотрудника с социальным окружением (информационное взаимодействие, кооперация, самооценка и т.п.) - кооперативная, личностная, интеллектуальная рефлексии, а предметную область деятельности (решение профессиональных задач, поставленных руководством, оценка выполнения собственной деятельности, анализ ситуации на рабочем месте и в учреждении и т.п.) «обслуживают» интеллектуальная, личностная, ситуационная, ретроспективная, перспективная и другие виды рефлексивности личности. [6, с. 122]

В процессе профессионализации сотрудник исправительного учреждения должен научиться принимать и выполнять поставленные задачи, в ходе решения которых в его сознании формируются представления о требованиях, предъявляемых к нему как к специалисту. Однако, проводимые исследования свидетельствуют о том, что у сотрудников с большим трудовым стажем уровень рефлексии ниже, чем у молодых сотрудников [5, с. 77]. С точки зрения Ю.В. Синягина, определение эмоционального интеллекта позволяет рассматривать данный феномен как эмоционально-волевую особенность личности. Эмоциональная составляющая выражается в аффективном компоненте: в чуткости к людям, развитой эмпатии и умении сопереживать, в чувстве собственного достоинства. Волевая составляющая данного элемента отвечает за способность противостоять внешнему давлению [8, с. 133].

А.В Пищелко подчеркивал, что сотрудникам УИС приходится систематически выдерживать и преодолевать высокие физические и эмоциональные нагрузки, действовать в условиях межличностного противоборства, применяя волевые усилия, устранять эмоциональные проявления, негативно воздействующие на эффективность деятельности. Значимость высокого уровня эмоционального интеллекта у сотрудников обусловлено тем, что в условиях продолжительной экстремальной ситуации обостряется состояние тревожного напряжения, потребность в безопасности и поддержке, удовлетворить эту потребность помогает обладание навыками и методами саморегуляции.

Можно выделить следующие компоненты эмоционального интеллекта необходимые для действий сотрудников в экстремальных ситуациях:

1. умение подбирать слова, строить высказывания, придавать им нужную интонацию,

2. способность владеть своим лицом, выражением глаз, позой, движениями при общении.

3. умение взаимодействовать с людьми, эмоционально заряженными, агрессивными, угрожающими местью, совершением суицида, имеющими психические расстройства [4, с. 117].

Таким образом, анализ литературы позволяет выделить следующие особенности эмоционального интеллекта сотрудников УИС:

- данный феномен предполагает наличие компетенций в различных областях психологии (пенитенциарной, трудовой, экстремальной, общей психологии);

- высокая значимость данного феномена для эффективной служебной деятельности;

- специфические условия службы в УИС могут способствовать снижению ряда показателей эмоционального интеллекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: