Особенности психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы




Психологическая подготовка - это педагогический процесс, специально организуемый руководителем с целью формирования и повышения психологической подготовленности личного состава. Решение профессиональных задач сталкивает сотрудника УИС с самыми разнообразными видами правонарушений со стороны осужденных, предупреждение, раскрытие и расследование которых зависит от богатства его знаний, умения подходить комплексно. Оно наталкивается на активное противодействие преступного элемента, всяческие ухищрения по маскировке своей преступной деятельности, намеренное создание трудностей по её разоблачению. Решение профессиональных задач нередко сопряжено с опасностями и риском. [6, с. 122]

Отражением этих требований в подготовке личного состава выступают:

постоянное повышение профессионального мастерства;

формирование и укрепление психологической подготовленности.

Психологическая подготовка обеспечивает своего рода психологическую защиту имеющихся у сотрудника профессиональных знаний, умений и навыков. Психологическая подготовленность - совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника и коллектива подразделения, отвечающих важным особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одним из необходимых условий её успешного осуществления. Любая подготовленность всегда имеет психологические компоненты. Что есть в человеке в качестве его свойств, способностей, знаний, навыков и умений, выносятся наружу, запечатлевают в себе свойства, психологические особенности их субъектов, создателей. Продукты деятельности с заданными свойствами могут быть созданы лишь человеком, обладающим соответствующими свойствами, качествами, способностями, умениями и другими психологическими особенностями человека. [6, с. 123]

Психологические явления, закономерности и механизмы - явления объективные. Это - психологическая реальность, а не абстрактные научные категории. Они существуют независимо от наших желаний и присутствуют во всей деятельности и подготовке личного состава. Хотим мы этого или не хотим, они реально влияют на результаты нашей деятельности. Задача по этому состоит в том, чтобы понять роль психологической реальности в структуре профессиональной подготовленности личного состава и правильно учесть её при организации профессиональной подготовке.

Значение психологических компонентов профессиональной подготовленности и необходимость психологической подготовки выступают с особой ясностью, углубленно анализируется специфика, трудности и требования профессиональной деятельности в УИС. [44, с. 96]

Выделяют следующие компоненты психологической подготовленности:

Профессионально-психологические умения (качества).

Психологическая устойчивость.

Развитие психологических способностей.

Психологическая ориентированность личности сотрудника.

Основные требования, предъявляемые к уровню психологической подготовленности сотрудника УИС следующие:

это высокоэрудированный, эмоционально стойкий, компетентный специалист, разбирающийся в психологии людей;

он в совершенстве владеет приемами и средствами общения и правомерного психолого-педагогического воздействия на других людей;

он обладает педагогическим тактом, профессиональной памятью, наблюдательностью, мышлением;

он умеет рационально организовать свою деятельность;

он испытывает чувства законного эмоционального удовлетворения от плодов своего добросовестного труда;

он постоянно повышает уровень своего психологического, педагогического мастерства. [44, с. 96]

Профессиональная подготовленность личного состава может быть существенно повышена путем превращений стихийного или слабого управляемого процесса, формирование его психологической подготовленности в эффективно управляемой, т.е. специально организуемой, планируемой, строящийся на научных основах, качественно обеспечиваемый и оцениваемый процесс.

Психологическая подготовка - вид профессиональной подготовки. При разработке ежегодных учебных программ важно учитывать уровень психологической компетентности сотрудников конкретного учреждения, их опыт работы в УИС, состояние оперативной обстановки и психологического климата в подразделении. Своеобразие и значимость психологической подготовки определяется задачами, которые она призвана решить.

К основным из них относятся: Повышение психологической устойчивости всех категорий сотрудников УИС к трудностям служебной деятельности. [44, с. 96]

Формирование у личного состава самообладания, умения контролировать своё состояние в процессе служебной деятельности и регулировать его с целью поддержания высокой бдительности, профессиональной готовности и недопущения неточности, промахов и ошибок в работе.

Формирование высшего уровня профессионального мастерства, обеспечивающего наилучшее выполнение всех действий в экстремальных, психологически сложных условиях.

Развитие у сотрудников профессионально-деловых, психологических качеств, лежащих в основе специальных способностей и ускоряющих овладение профессиональным мастерством и повышающим эффективность профессиональных действий.

Формирование у сотрудников умения учитывать психологические проблемы при решении служебных задач и психологически эффективно воздействовать на преступную среду.

Подготовка руководителей к эффективному в психолого-педагогическом отношении руководству подчиненными, в частности - в экстремальных условиях. [34, с. 96]

Углубленное изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников, связанных с психологической подготовленностью к правоохранительной деятельности, контроль за соответствующими изменениями в профессиональном развитии личности.

Особое место в психологической подготовке отводится проведению психокоррекционных мероприятий. Психологическая коррекция - это целенаправленный процесс изменения личности с использованием современных психотехнологий, приводящий к изменению их взглядов, установок, личностных качеств, психических состояний и социального поведения. [64, с. 96]

Технология проведения психокоррекционных мероприятий зависит, прежде всего, от концептуальных положений, которых придерживается психолог. Анализ практики показывает, что в уголовно-исполнительной системе чаще всего используются следующие теоретические подходы: трансактный анализ, личностно-ориентированный, экзистенциональный, логотерапевтический, когнитивный, поведенческий, самовнушение, нейролингвистическое программирование. По своей эффективности они одинаковы, но предпочтение отдается концепциям, ориентированным на оказание экстренной психологической помощи. В этом плане, особо популярным становится нейролингвистическое программирование (НЛП), и многие пенитенциарные психологи стремятся его освоить. Его достоинство также в том, что большинство технологий НЛП не требует вербального изложения проблемы, а основаны на образном представлении. [70, с. 96]

Широкое распространение в исправительных учреждениях получили методы групповой психологической коррекции. Первоначально, групповая форма работы начала использоваться из утилитарных соображений - охватить психологическим воздействием как можно большее число клиентов. И в период зарождения групповой психотерапии, и в настоящее время у непосвященных в тонкости психокоррекционной работы сотрудников УИС возникает недоверие: разве могут люди в группе раскрываться друг перед другом, участвовать в дискуссии, обсуждать сложные личные проблемы. Но и международный опыт, и отечественная практика подтверждают, что в группе люди не только «раскрываются», «исповедуются», но сила психологического воздействия на человека возрастает за счет присутствия группы. Происходит это не просто за счет банального давления группы на человека, проявления механизмов психического заражения, подражания. В группе осужденный начинает смотреть на себя «глазами других людей» и познает себя более глубоко. Он начинает понимать, что его личные проблемы не такие уж уникальные и они характерны многим другим людям; в группе можно учиться контактировать с другими людьми, осваивать новый опыт взаимодействия, переносить его в повседневную жизнь. Естественно, что создание доверительной атмосферы в группе зависит от профессионального мастерства психолога и его опыта. [54, с. 96]

Сотрудникам УИС важно осознать, что овладение современными психотехнологиями воздействия на осужденных с целью их исправления и оказания психологической помощи - это качественно новый этап в развитии психологической службы.

А в целях определения эффективности действия методов психологической коррекции на человека необходимо его самонаблюдение, которое позволит запротоколировать важные для его здоровья психические признаки переживания стресса. Самонаблюдение является центральным элементом и для коррекции самоуправления. Этот метод исходит из того, что личность должна быть способна самостоятельно стремиться к цели и влиять на свое поведение. Саморегулирование поведения осуществляется через процессы, которые «вводятся в действие самой личностью и поддерживаются ею» (Кэнфер и др. - Kanfer F. Н., 1991), т.е. через когнитивные способы поведения планирование, мышление, самокоммуникацию и т.д. При саморегулировании иначе, чем при автоматизированном поведении, происходит контролируемая переработка информации. [29, с. 96]

Терапия самоуправления необходима для того, чтобы довести до автоматизма новые способы поведения. Самоконтроль понимается как особый случай саморегуляции, когда поведенческие альтернативы находятся в конфликте. Кэнфер и др. (1991) называют следующие основные цели самоконтроля:

1. научиться управлять собственным поведением в определенных ситуациях (например, в конфликтных) для достижения личных целей;

2. научиться распознавать специальные физиологические виды возбуждения и эмоции (например, страх, боль), воздействовать на них или по возможности избегать их;

3. научиться влиять на когнитивные (представляемые) процессы (например, недооцененные мысли) и приводить их в соответствие с собственными представлениями о цели. [31, с. 26]

Рассмотренные методы психологической коррекции стрессовых состояний личности эффективно влияют на человека, если соблюдаются определенные правила по их применению. Такими основными принципами организации и проведения психологической коррекции по овладению изменениями и навыками саморегуляции эмоциональных состояний являются:

1. Комплексность в применении методов саморегуляции (двигательные, дыхательные, суггестивные, мимические, жестовые и др.).

2. Индивидуализация в подборе приемов саморегуляции и условий их применения с учетом особенностей и функционального состояния нервной системы в тот или иной момент у данного человека, с учетом его индивидуального опыта, интересов, склонностей и других особенностей личности.

3. Активность в применении приемов саморегуляции, выражающаяся в сознательной постановке задач, их мотивации, овладении навыками применения соответствующих приемов, в сознательном самоконтроле.

4. Диалогизация взаимодействия и обратная связь, благодаря чему человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения новыми, проверяя их воздействие на окружающих.

5. Самодиагностика, т.е. самораскрытие клиентов, осознание и формирование ими задач по пути самоусовершенствования. [35, с. 26]

Для успешного выполнения профессиональных обязанностей личность должна обладать определенной совокупностью индивидуальных психологических свойств, которые выступают в качестве факторов адаптации к стрессу.

Деятельность сотрудника уголовно-исполнительной системы имеет ряд особенностей. Характер выполняемых им функций предопределяет специфику подготовки и подбора кадров, порядок назначения на должность и освобождения от нее, регулирование ответственности и порядок прохождения службы.

Под личностью сотрудника исправительного учреждения понимается личность конкретного человека в совокупности тех свойств и качеств, которые характеризуют его как объект общественных отношений и сознательной деятельности.

Личность формируется, развивается, деформируется в процессе деятельности, общения, под влиянием условий, характерных для истории ее жизни.

Объектом деятельности сотрудников исправительных учреждений являются осужденные. Учет этого фактора должен быть главным в поступках и действиях персонала. Профессиональная деятельность в пенитенциарном учреждении предъявляет достаточно серьезные требования к личностным качествам сотрудников. [29, с. 96]

В системе исполнения наказаний работа сотрудника в значительной мере связана со стрессовыми и экстремальными ситуациями.

Также в ходе изучения психологической литературы мы сделали вывод о том, что более эффективно справляться со стрессом сотрудникам служб экстремального профиля позволяет психологическая устойчивость, позитивный настрой и низкий уровень нервно-психического напряжения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: