Особенности проблемы профессионального выгорания сотрудников ФСИН




Итак, согласно современным данным, под «выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной деятельности. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, профессиональную отстраненность и редукцию профессиональных достижений. Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности собственных эмоциональных ресурсов. Профессиональная отстраненность предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. Снижение личностных достижений проявляется в уменьшении чувства компетентности в своей работе, недовольстве собой, своей деятельностью, негативном самовосприятии в профессиональном плане.

Долгое время считалось, что «выгорание» испытывают только те профессионалы, предметом труда которых является человек; врачи, преподаватели, сотрудники ФСИН, работники социальной сферы. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность существования такого психического явления как профессиональное «выгорание», но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой, в том числе профессии «технического» профиля.

Таким образом, «выгорание» понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в ее процессе. Оно рассматривается как переживаемое человеком состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования. То есть «выгорание» является результатом несоответствия между первоначально высоко мотивированной на профессиональный успех личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения «выгорания» как вырабатываемого личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия.

Следствием проявления синдрома «выгорания» является снижение работоспособности человека и продуктивности деятельности. Помимо снижения экономических показателей профессиональной деятельности синдром «выгорания» провоцирует нарушение трудовой дисциплины и повышение степени заболеваемости профессионалов. Попытки компенсировать стрессогенное влияния профессиональной среды приводят к злоупотреблению алкоголем, наркотиками и другими психотропными средствами, а в отдельных случаях - и к суицидному поведению. [15, с.20]

Существенной особенностью деятельности сотрудника ФСИН является конфликтный характер тех ситуаций, на фоне которых развертывается и протекает служба сотрудника Угологоловно-исполнительной системы(УИС). Конфликтность деятельности проявляется в самых разных формах. Вступая во взаимодействие со спецконтингентом, сотрудник испытывает активное сопротивление с его стороны, он должен преодолевать попытки нарушителей замаскировать свои действия, ввести в заблуждение и даже спровоцировать сотрудника на неправильные, противоправные действия.

Причем антиобщественные элементы пренебрегают всеми социальными нормами, а сотрудники, сталкиваясь с ними, обязаны строго соблюдать законность. В этих эмоционально окрашенных ситуациях общения сотрудник обязан сохранять самоконтроль, обладать повышенной психологической устойчивостью, чтобы не поддаться на провокации и противостоять психическому заражению потерявшего над собой контроль человека. Все это предъявляет очень высокие требования к личности сотрудника, его педагогическому такту и психологической культуре. [2, с.26] Можно отметить еще одну особенность служебной деятельности сотрудника ФСИН. Вся служба многих сотрудников органов исполняющих наказания в виде лишения свободы проходит на глазах у спецконтингента (осужденных, подследственных, конвоируемых), их родственников, правозащитных организаций. В их деятельности очень большой вес имеет публичность исполнения профессиональных действий. Любой проступок сотрудника ФСИН, его слова, тон, манеры, внешний вид - все обращает на себя внимание окружающих и нередко потом обсуждается. Сотрудник всегда работает под острым, пристальным взглядом людей, потому что он - представитель власти. Все действия его подвергаются строгой оценке со стороны окружающих, и нередко могут быть зафиксированы на технические средства фото и видео фиксации, сопровождающиеся комментариями.

Особенность деятельности сотрудников ФСИН заключается и в том, что помимо выполнения своих функциональных обязанностей сотрудники исполняют ряд обязанностей, которые традиционно не берутся во внимание специалистами, изучающими психогенность деятельности. В первую очередь это социально-педагогическая деятельность, рассматривающая сотрудника в качестве командира, педагога, в обязанность которого входит обучение, забота о подчиненных, отстаивание их прав и социальная защита. Это традиционные, рассматриваемые на ранних этапах развития теории возникновения «выгорания», в которых профессионал испытывает эмоциональное пресыщение от общения, негативные переживания от неспособности оказать действенную помощь испытывающему душевные или физические страдания человеку.

По мере нарастания «выгорание» и деформация личности отдельных сотрудников негативно, «заразительно» влияют на коллектив сотрудников подразделения ФСИН в котором он находится.

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов, профессиональная деформация представляет собой результат искажения профессиональных и личностных качеств работника органа правопорядка под влиянием отрицательных факторов деятельности и окружающей среды. Иначе еще можно сказать, что у человека выработался стереотип поведения, вызванный особенностями его работы, способный доставлять много хлопот ему и окружающим.

В психологической литературе выделяют три группы факторов, ведущих к профессиональному выгоранию и возникновению профессиональной деформации у сотрудников ФСИН: факторы, обусловленные спецификой деятельности Уголовно-исполнительной системы, факторы личностного свойства, факторы социально-психологического характера.

К факторам, обусловленным спецификой деятельности Уголовно-исполнительной системы, следует отнести:

*детальную правовую регламентацию деятельности, что наряду с позитивным эффектом может приводить к излишней формализации деятельности, элементам бюрократизма;

• наличие властных полномочий по отношению к спецконтингенту, что порой проявляется в злоупотреблении и необоснованном их использовании сотрудниками;

• корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников Уголовно-исполнительной системы и отчуждения их от общества;

• повышенная ответственность за результаты своей деятельности;

• психические и физические перегрузки, связанные с нестабильным графиком работы, отсутствием достаточного времени для отдыха и восстановления затраченных сил;

• экстремальность деятельности (необходимость выполнения профессиональных задач в опасных для жизни и здоровья ситуациях, риск, непредсказуемость развития событий, неопределенность информации о деятельности криминальных элементов, угрозы со стороны преступников и др.);

• необходимость в процессе выполнения служебных задач вступать в контакт со спецконтингентом, что может приводить к усвоению элементов криминальной субкультуры (использование уголовного жаргона, обращение по кличкам и т.п.).

К факторам, отражающим личностные особенности сотрудников органов правопорядка, относятся:

• неадекватный возможностям сотрудника уровень притязаний и завышенные личностные ожидания;

• недостаточная профессиональная подготовленность;

• специфическая связь между некоторыми профессионально значимыми качествами личности сотрудника (так, решительность в сочетании с пониженным самоконтролем может развиться в чрезмерную самоуверенность и т.п.);

• профессиональный опыт;

• профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);

• особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.;

• изменение мотивации деятельности (потеря интереса к деятельности, разочарование в профессии и др.).

К факторам социально-психологического характера относятся:

• неадекватный и грубый стиль руководства подчиненными;

• неблагоприятное влияние ближайшего социального окружения вне службы (например, семьи, друзей и др.);

• низкая общественная оценка деятельности органов Уголовно-исполнительной системы, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии.

Противоречивость данных о возможности возникновения профессионального «выгорания» у сотрудников ФСИН и его связи с их возрастом и стажем работы побуждает к проведению эмпирического исследования, направленного на определение степени профессионального «выгорания» и выявление его признаков у сотрудников ФСИН.

Заключение

Профессиональная деятельность сотрудников пенитенциарной системы осуществляется в условиях, сопряженных с высокими эмоциональными и физическими нагрузками, приводящих к развитию стрессового состояния. Постоянное нахождение в состоянии психоэмоционального стресса способствует истощению организма, снижению интереса к службе. Постепенно происходит психологическая деформация личности. Данное явление в последующем непосредственно будет влиять на качестве выполнения служебных задач (нежелание их исполнять, низкое качество выполняемой работы и т.д.). Также это негативным образом будет сказываться на общем состоянии социально-психологического климата сотрудников. Объективными показателями негативных проявлений будут являться увеличения конфликтов в коллективе, нарушения дисциплины, появление грубых и резких высказываний в адрес других сотрудников.

Накопленный богатый опыт психологического сопровождения сотрудников исправительных учреждений, основанный на современных научных подходах, и проверенный на практике, позволяет эффективно преодолевать указанные выше проблемы.

На основании вышесказанного приоритетным направлением в организации психологического сопровождения деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы становится разработка и практическая реализация психокоррекционных программ по развитию психологической готовности к инновациям в изменяющихся условиях, обусловленных реформированием УИС.

Успешность реализации подобного подхода во многом будет определяться практико-ориентированной направленностью созданных психокоррекционных программ по повышению готовности к инновациям и комплексностью проводимых мероприятий.

Специфика деятельности в уголовно-исполнительной системе нередко влечет за собой профессионально-нравственную деформацию сотрудников и представляет собой системный кризис личности. Причины деформации всегда индивидуальны и коренятся в психике его носителя. Агрессивного поведения можно избежать. Вероятность его возникновения зависит от влияния множества способствующих и препятствующих агрессии факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой. Нужно повышать уровень стрессоустойчивости, желательно заняться какой-либо деятельностью, отличительной от профессиональной (как, например, спорт, творчество, обучение и т.д.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: