Конкретность содержания выступления




Необходимо избегать использования в речи слишком обобщен­ных наименований, их следует заменять на более конкретные, а следовательно на более известные и понятные всем слова (прием конкретизации). Во многих случаях конкретизация может способствовать воз­никновению наглядных образов в сознании слушателей, что го­раздо эффективнее, чем чисто логические построения. Такая кон­кретизация называется образной: например, вместо В этом году заметно возросло поголовье птицы лучше сказать В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек. В созна­нии слушателей конкретные наименования птиц связаны с чув­ственными образами и эти образы активизируются, что облегчает восприятие и запоминание сказанного оратором. Конкретизация также касается формы «упаковки» идей орато­ром. Для повышения внимания слушателей, придания речи нагляд­ности и образности, большей достоверности и убедительности це­лесообразно, приводя идею, указывать конкретные подробности, касающихся появления этой идеи у оратора.

 

Разнообразие номинативных средств

Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же словесной форме настораживает слушателей, они начинают подозревать, что им насильно хотят «вдолбить» некоторую идею. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Конечно, без них трудно обойтись, но надо стараться раз­нообразить их. К важным риторическим фигурам относится повтор — «учить­ся, учиться и еще раз учиться». А. Стешов полагает, что надо не менее четырех раз повторить мысль, чтобы она отразилась в со­ знании. Повтор ведет к запоминанию (Повторение — мать уче­ния)', однако установлено, что механический повтор мысли четы­ ре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным, нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме. Пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты; наш долг — дать народу пол­ный отчет; народ должен все знать; надо сказать народу правду.

Риторические фигуры

 

Немалую роль играют в речи оратора так называемые ритори­ческие фигуры — особые приемы речи, повышающие ее убеди­тельность и силу воздействия.

Самой сильной и эффективной риторической фигурой счита­ют риторический вопрос. Это вопрос, не требующий отве­та, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!». Эффек­тивность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» нужную идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состо­янии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально воз­буждена. В риторике часто вспоминают такой случай из судебной практики адвоката Плевако: он защищал старушку, укравшую французскую булку. Прокурор заявил, что кража невелика, но это преступление, и оно подрывает основы законов империи. Плева­ ко, обращаясь к присяжным заседателям, сказал: «Уважаемые гос­пода присяжные! Не мне напоминать вам, сколько испытаний выпало на долю нашего государства и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествия шве­дов, турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя одну французскую булку?». Старушку оправдали. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как, впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное ритори­ческое средство в устной речи. Есть и другие риторические фигуры. Анафора — одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяс­нить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т.д. Эпифора — повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто — в офисах ч и с т о, в коридорах чисто,на улицах чисто, в туалетах — и в тех чисто. Градация — расположение слов так, чтобы каждое последу­ющее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догады­вался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти. Антитеза — противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнет — народ хиреет; граждане воруют — страна богатеет (М. Жванецкий). Перечислительный ряд — группа слов, представляю­щих собой перечисление и приводимых через запятую либо с по­ мощью слов во-первых, во-вторых и т.д. Для того чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечис­лительный ряд должен быть достаточно длинным — 4, 5, 6 чле­нов и более; представление «много» у аудитории начинается обычно после трех. Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с вой­ ной во Вьетнаме. Аналогия улучшает доступность рассуждения, но не усиливает его убедительности. Аналогия — не доказатель­ство, «всякая аналогия хромает».

Гипербола — преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути. Инверсия — изменение привычного порядка слов: Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик. Все перечисленные риторические фигуры (а число их может быть увеличено, названы лишь наиболее употребительные и эф­фективные) в принципе способствуют усилению воздействующей силы устного выступления. Любой из этих приемов может быть особенно эффективен, если он один и краткое выступление по­ строено на одном этом риторическом приеме. Однако слишком большое число риторических фигур в устной речи либо их одно­ образное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фи­гуры в устной речи следует с осторожностью.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: