Необходимо избегать использования в речи слишком обобщенных наименований, их следует заменять на более конкретные, а следовательно на более известные и понятные всем слова (прием конкретизации). Во многих случаях конкретизация может способствовать возникновению наглядных образов в сознании слушателей, что гораздо эффективнее, чем чисто логические построения. Такая конкретизация называется образной: например, вместо В этом году заметно возросло поголовье птицы лучше сказать В этом году заметно больше стали выращивать кур, уток, гусей, индюшек. В сознании слушателей конкретные наименования птиц связаны с чувственными образами и эти образы активизируются, что облегчает восприятие и запоминание сказанного оратором. Конкретизация также касается формы «упаковки» идей оратором. Для повышения внимания слушателей, придания речи наглядности и образности, большей достоверности и убедительности целесообразно, приводя идею, указывать конкретные подробности, касающихся появления этой идеи у оратора.
Разнообразие номинативных средств
Выражаемая идея должна повторяться в ходе выступления, но повтор должен осуществляться в разной словесной форме. Повтор в одной и той же словесной форме настораживает слушателей, они начинают подозревать, что им насильно хотят «вдолбить» некоторую идею. По возможности надо стараться избегать слов, обозначающих привычные оценки (хорошо, плохо, великолепно, необыкновенно и др.). Конечно, без них трудно обойтись, но надо стараться разнообразить их. К важным риторическим фигурам относится повтор — «учиться, учиться и еще раз учиться». А. Стешов полагает, что надо не менее четырех раз повторить мысль, чтобы она отразилась в со знании. Повтор ведет к запоминанию (Повторение — мать учения)', однако установлено, что механический повтор мысли четы ре раза увеличивает количество воспринявших и запомнивших в два раза. Это означает, что повтор должен быть видоизмененным, нельзя повторять мысль в одной и той же словесной форме. Пример эффективного повтора в видоизмененной форме: мы должны изложить народу все факты; наш долг — дать народу полный отчет; народ должен все знать; надо сказать народу правду.
Риторические фигуры
Немалую роль играют в речи оратора так называемые риторические фигуры — особые приемы речи, повышающие ее убедительность и силу воздействия.
Самой сильной и эффективной риторической фигурой считают риторический вопрос. Это вопрос, не требующий ответа, типа: «Сколько может продолжаться это безобразие?!». Эффективность его в том, что он «ненавязчиво навязывает» нужную идею. Особенно высока эффективность риторических вопросов в состоянии напряженного ожидания, когда аудитория эмоционально возбуждена. В риторике часто вспоминают такой случай из судебной практики адвоката Плевако: он защищал старушку, укравшую французскую булку. Прокурор заявил, что кража невелика, но это преступление, и оно подрывает основы законов империи. Плева ко, обращаясь к присяжным заседателям, сказал: «Уважаемые господа присяжные! Не мне напоминать вам, сколько испытаний выпало на долю нашего государства и в скольких из них Россия вышла победительницей. Устоев Российской империи не смогли подорвать ни татаро-монгольское нашествие, ни нашествия шведов, турок, французов. Как вы думаете, вынесет ли Российская империя одну французскую булку?». Старушку оправдали. Риторические вопросы хорошо воспринимаются на слух (как, впрочем, и любые вопросы), поэтому это эффективное риторическое средство в устной речи. Есть и другие риторические фигуры. Анафора — одинаковое начало ряда фраз: нам надо выяснить..., нам надо установить..., нам надо сказать... и т.д. Эпифора — повторение слова или словосочетания в конце каждой части высказывания или группы высказываний: У немцев везде чисто — в офисах ч и с т о, в коридорах чисто,на улицах чисто, в туалетах — и в тех чисто. Градация — расположение слов так, чтобы каждое последующее было выразительнее, сильнее предыдущего: он не догадывался, не знал, не ведал, ему и в голову не могло это прийти. Антитеза — противопоставление внутри одной и той же фразы: Государство пухнет — народ хиреет; граждане воруют — страна богатеет (М. Жванецкий). Перечислительный ряд — группа слов, представляющих собой перечисление и приводимых через запятую либо с по мощью слов во-первых, во-вторых и т.д. Для того чтобы данный прием оказался эффективным риторическим средством, перечислительный ряд должен быть достаточно длинным — 4, 5, 6 членов и более; представление «много» у аудитории начинается обычно после трех. Аналогия тоже рассматривается как риторический прием: одно явление описывается по аналогии с другим, уже известным. К примеру, война в Афганистане описывается по аналогии с вой ной во Вьетнаме. Аналогия улучшает доступность рассуждения, но не усиливает его убедительности. Аналогия — не доказательство, «всякая аналогия хромает».
Гипербола — преувеличение (заведомое), например: Нет таких сил, которые заставили бы его свернуть с избранного им в жизни пути. Инверсия — изменение привычного порядка слов: Никогда больше не будет раздаваться в коридорах этого здания детский крик. Все перечисленные риторические фигуры (а число их может быть увеличено, названы лишь наиболее употребительные и эффективные) в принципе способствуют усилению воздействующей силы устного выступления. Любой из этих приемов может быть особенно эффективен, если он один и краткое выступление по строено на одном этом риторическом приеме. Однако слишком большое число риторических фигур в устной речи либо их одно образное применение способны дать обратный эффект, вызвать раздражение слушателей, в силу чего применять риторические фигуры в устной речи следует с осторожностью.