МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КР




УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Безопасность жизнедеятельности и экология

Н.М.Пузырев

«____» _____________2010 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для студентов направления 656600 – Охрана окружающей среды специальности 320700 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

 

Содержание:

1. Программа дисциплины

2. Конспект лекций

3. Курсовая работа

4. Практические занятия

5. Лабораторный практикум

6. Экзаменационные билеты

 

 

Автор- составитель Б.С.Аксенов

 

 

Тверь 2006

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Тверской государственный технический университет

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УВР

________Г.Н.Крылова

«___»____________2006 г.

 

ПРОГРАММА

дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для студентов направления 656600 – Охрана окружающей среды специальности 320700 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов

 

 

Факультет инженерно- строительный Заочный факультет

Кафедра - Безопасность

Кафедра - Безопасность жизнедеятельности и экология

жизнедеятельности и экология Курс -4, семестр - 8

Курс -4, семестр – 7 Лекции - 8 часов

Лекции - 34 часов Практические занятия – 4 часа

Практические занятия – 34часа Лабораторные занятия - 6 часов

Лабораторные занятия - 17 часов Всего аудиторных занятий - 18 часа

Всего аудиторных занятий - 85 часа Курсовая работа -8 семестр

Курсовая работа – 7 семестр Самостоятельная работа – 161 час

Самостоятельная работа -102 часа Экзамен – 8 семестр

Экзамен - 7 семестр Всего – 187 часов

Всего - 187 часов

 

 

Программа дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом в части требований к обязательному минимуму содержания подготовки дипломированных специалистов по специальности 320700 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов и учебному плану специальности.

 

Разработчик программы к.т.н., доцент Б.С.Аксенов

 

Программа согласована с выпускающей кафедрой

 

Зав. кафедрой ООС д.т.н., проф. Ю.Н.Женихов

 

Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры БЖЭ июня 2006 г., протокол №

 

Зав кафедрой БЖЭ к.т.н., проф. Н.М. Пузырев

 

СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ М.А. Коротков

«___» _______2006 г.

 

 

1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - обще профессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасносного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях.

Основная задача дисциплины - вооружить будущих специалистов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения; создания рациональных условий жизнедеятельности, безопасности и экологичности технических систем; организации устойчивой работы объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе ликвидации их последствий.

 

2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

 

Научное содержание дисциплины - это теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в системе «человек - среда обитания - производство», в том числе - аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности, концепция риска как главная мера всех видов опасностей и т.д.

Дисциплина БЖД базируется на знаниях, полученных студентами при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и обще профессиональных дисциплин университетского курса.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В соответствии с Государственными требованиями «Федеральный компонент» к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» дипломированный специалист в области безопасности жизнедеятельности должен:

– иметь представление о теоретических основах безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; основах взаимодействия человека со средой обитания и рациональных условиях деятельности; о методах и принципах обеспечения безопасности и экологичности технических систем; о научных и организационных основах мер ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий и других ЧС;

– знать основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

 

 

4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Минимум содержания и объем дисциплины безопасность

жизнедеятельности в соответствии с ГОС

 

Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек - среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Критерии безопасности. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, ка­чественный и количественный анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Профессиональный отбор операторов технических систем. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

 

4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и бюджет времени студента

на освоение разделов

 

  №п/п   Наименование раздела Бюджет времени, час
ЛК ПЗ ЛР СРС
КР ТРС
  Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины          
  Основы физиологии труда и рациональные условия жизнедеятельности          
  Негативные факторы в системе «человек - среда обитания»          
  Анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов среды обитания и поражающих факторов, характерных для ЧС          
  Идентификация опасных, вредных и поражающих факторов          
  Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов          
  Экобиозащитная техника          
  Характеристики ЧС, принципы организации мер их ликвидации          
  Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД          
  Итого          

 

Разделы дисциплины, виды занятий и бюджет времени студента

на освоение разделов (ЗФ)

 

  №п/п   Наименование раздела Бюджет времени, час
ЛК ПЗ ЛР СРС
КР   ТРС
  Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины          
  Основы физиологии труда и рациональные условия жизнедеятельности          
  Негативные факторы в системе «человек - среда обитания»          
  Анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов среды обитания и поражающих факторов, характерных для ЧС            
  Идентификация опасных, вредных и поражающих факторов          
  Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов          
  Экобиозащитная техника          
  Характеристики ЧС, принципы организации мер их ликвидации          
  Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД          
  Итого          

4.3. Содержание разделов дисциплины

.

Тема 1. Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины

 

Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек-среда обитания». Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Предмет, цель и содержание дисциплины БЖД. Основные задачи дисциплины, место в системе наук, роль в подготовке специалистов, основные термины и определения. Аксиомы теории БЖД. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

 

Тема 2. Основы физиологии труда и рациональные условия жизнедеятельности

 

Цели и задачи физиологии труда. Физиологическая классификация видов труда. Понятия тяжести и напряженности трудового процесса, вредности и опасности условий труда. Работоспособность человека и ее показатели. Нормирование труда. Рабочего времени и времени и времени отдыха. Классификация условий труда по Р2.2.755 — 99.

Гигиеническое и эргономическое нормирование факторов производственной среды. Оптимальные, допустимые и переносимые нормы.

Терморегуляция организма при различных видах деятельности. Адаптация и акклиматизация в условиях перегрева и переохлаждения. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений.

Естественный состав воздуха, его физиологическое значение и изменения в среде обитания. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Устройство и требования к ним

Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, требования к производственным помещениям. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда. Особенности труда женщин и подростков.

Освещение, виды и система освещения. Принципы обеспечения требуемых зрительных условий труда на производстве.

 

Тема 3. Негативные факторы в системе «человек - среда обитания»

 

Классификация негативных факторов: естественные и антропогенные; физические, химические, биологические и психофизиологические; опасные и вредные. Зоны, вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов.

Источники естественных негативных факторов, их интенсивность, пространственное распределение, частота и продолжительность, вероятность прогноза и поражающие факторы. Стихийные бедствия, их воздействие на человека, объекты народного хозяйства (ОНХ) и природную среду (ПС).

Техносфера, причины ее формирования. Виды техносферных зон регионов: производственная среда. Промышленная зона (регион), городская (селитебная), транспортная и бытовая среда. Производственная среда, виды, источники и уровни ее негативных факторов. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания, негативные последствия.

Бытовая среда, источники и уровни ее негативных факторов. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской сред.

Техногенные аварии и катастрофы, их причины. Взрывы, пожары, химические и другие негативные воздействия на человека и среду обитания.

 

Тема 4. Анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов среды обитания и поражающих

факторов, характерных для ЧС

 

Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания, их особенности и характеристики. Допустимое воздействие вредных факторов на человека, среду обитания и принципы его определения,

Вредные вещества, классификация, пути поступления в организм человека, их действие. Нормирование содержания вредных веществ.

 

Механические и акустические колебания, их воздействие на человека и нормирование. Опасность их совместного действия.

Ударная волна взрыва, особенности ее прямого и косвенного воздействия на человека. Воздействие ударной волны ядерного взрыва на человека, сооружения, технику и ПС. Особенности воздействия опасных факторов пожара на людей, сооружения и ПС.

Электромагнитные поля (ЭМП) и излучения. Воздействие на человека ЭМП промышленной частоты и радиочастот. Нормирование ЭМП. Особенности воздействия лазерного излучения и электромагнитного импульса ядерного взрыва. Действие ультрафиолетового и инфракрасного излучения, нормирование.

 

Воздействие на организм человека и среду обитания ионизирующих излучений, их нормирование. Экспозиционная, поглощенная, эквивалентная дозы, керма. Категории облучаемых лиц и групп критических органов. Лучевая болезнь, другие заболевания и отдаленные последствия.

Воздействие электротока на организм человека. Факторы, вызывающие электротравматизм и влияющие на степень поражения человека. Допустимые значения электротока через человека. Классификация помещений и электроустановок по электроопасности. Условия и причины поражения человека электротоком.

Тема 5. Идентификация опасных, вредных и поражающих факторов

 

Идентификация вредных воздействий технических систем и технологических процессов на среду обитания. Определение зон действия опасных и вредных факторов и уровней их экспозиции. Вибро- и шумоопасные зоны. Зоны действия источников ЭМП, лазерных и ионизирующих излучений.

Идентификация отказов и других причин возникновения аварийных ситуаций. Качественные и количественные методы идентификации. Примеры анализа событий с помощью «дерева отказов», «дерева событий» или «дерева опасностей». Риск, его численный анализ.

Снижение вероятности аварий повышением надежности цепочки «проектирование - изготовление - эксплуатация». Допустимый риск и методы его определения.

 

Размеры и структура зон поражения, характеристика очагов, первичные и вторичные поражающие факторы при производственных авариях. Характерные особенности аварий на АЭС, транспорте, производствах с применением СДЯВ и других опасных технологий. Влияние стихийных явлений на промобъекты.

Нормативные требования безопасности и экологичности к техническим системам и производственным процессам и объектов. Порядок проведения, нормативы.

Экологическая экспертиза техники, технологии и материалов, ее процедуры. Определение предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу, предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты и предельно допустимых уровней (ПДУ) энергетического воздействия. Экологический паспорт предприятия.

 

Тема 6. Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов

 

Защита от токсических выбросов. Снижение массы и токсичности выбросов в биосферу и рабочую зону совершенствованием оборудования и технологических процессов.

Электробезопасность и принципы ее обеспечения. Технические способы и Средства защиты человека от поражения электротоком: защитное заземление, защитное отключение и др. Организационные и технические мероприятия по предупреждению поражения человека электротоком при эксплуатации электроустановок. Технические способы и средства защиты от статического электричества, ЭМП, атмосферного электричества. Категории зданий и сооружений по молниезащите и виды молниезащитных устройств для этих категорий. Взрывопожаробезопасность в помещениях, зданиях, сооружениях и принципы ее обеспечения. Классификация помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. Огнестойкость зданий и сооружений. Противопожарные пеграды и разрывы, пути эвакуации людей. Классы зон по взрывной и пожарной опасности согласно ПУЭ и требования к исполнению электрооборудования. Пожарная сигнализация. Средства пожаротушения. Автоматическая пожарная защита помещений, зданий и сооружений.

Оградительные и предохранительные средства, блокировочные и сигнализирующие устройства, системы дистанционного управления и другие средства защиты. Безопасность автоматизированного роботизированных производств.

Основы безопасности при эксплуатации компрессоров, грузоподъемных кранов и подъемников, систем газоснабжения, отопления, вентиляции, систем под давлением. Их освидетельствование и испытание.

Методы и средства обеспечения безопасности при эксплуатации технических систем. Повышение безопасности за счет функциональной диагностики машин и установок. Системы контроля требований безопасности и экологичности.

Тема 7. Экобиозащитная техника

 

Классификация и основы применения экобиозащитной техники. Аппараты и системы очистки выбросов в атмосферу и сточных вод. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких отходов. Специфика захоронения радиоактивных отходов.. Мало- и безотходные технологии и производства - радикальный путь защиты ПС.

Защитные экраны, принципы их расчета и конструирования. Выбор и эксплуатация экранов для защиты от акустических колебаний, ЭМП и излучений.

Тема 8. Характеристики ЧС, принципы организации мер их ликвидации -

Классификация ЧС. Фазы развития ЧС; первичные и вторичные негативные воздействия, их зоны и масштабы.

Устойчивость функционирования объектов и систем и определяющие ее факторы. Особенности психологического состояния в ЧС. Методы и средства повышения устойчивости функционирования. Защита производственного персонала: Инженерная защита, СИЗ, эвакуация, обучение. Гражданская оборона и защита населения и территорий в ЧС.

Ликвидация последствий ЧС: оценка обстановки, определение границ и площади зон поражения, характерных параметров и допустимого времени пребывания людей в зоне поражения, выбор мер и способов проведения спасательных работ, защита населения. Оказание первой помощи. Эвакуация населения и имущества.

Организация работ по обеззараживанию сооружений, техники, местности, одежды. Дезактивация, дегазация, дезинфекция. Санитарная обработка людей. Определение материального ущерба, числа жертв и травм. Принципы разработки плана ремонтно-восстановительных работ на объекте. Особенности защиты и ликвидации последствий ЧС на объектах отрасли.

 

Тема 9. Правовые, нормативно-технические и организационные

основы обеспечения БЖД

Охрана окружающей среды (ОС) в законах и подзаконных актах, нормативно-техническая документация по охране ОС. Организация контроля состояния ОС, контроль выбросов предприятий и транспортных средств.

Охрана труда (ОТ) в законах и подзаконных актах. Система стандартов безопасности труда, НТД, правили и инструкции по ОТ. Система управления ОТ в РФ и на предприятиях. Комитеты и комиссии по ОТ. Виды контроля условий труда.

Классификация несчастных случаев, их регистрация, расследование и учет на производстве.

Требования к операторам технических систем, профессиональный отбор и медицинское освидетельствование. Ответственность ИТР за соблюдение нормативных условий и безопасность деятельности подчиненных, соблюдение нормативных воздействий производства на ОС.

ЧС и система гражданской обороны (ГО) в законах и подзаконных актах. Госуправление в ЧС. Российская система предупреждения и действия в ЧС.

Экономический ущерб от производственного травматизма, заболеваемости, стихийных бедствий, ЧС антропогенного происхождения и загрязнения среды обитания. Материальные затраты по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.

 

4.4. Перечень тем практических занятий и их объем

 

№ раз. Темы практических занятий Бюджет времени, час
Ауд. работа Сам. работа
  Производственное освещение. Расчет искусственного освещения для помещений и открытых производственных площадок        
  Механическая вентиляция. Расчет механической вентиляции и установок кондиционирования воздуха для производственных помещений      
  Молниезащита зданий и сооружений. Расчет молниезащиты производственного объекта    
  Ударная волна взрыва. Прогнозирование зон разрушения ударной волной и возможные последствия взрыва газовоздушных смесей    
  Идентификация вредных и опасных факторов на производстве. Гигиеническая оценка условий труда в помещениях    
  Защита населения и территорий в ЧС. Расчет возможных зон радиоактивного заражения местности при авариях на АЭС    
  Проектирование защитного заземления и зануления электроустановок    
  Система управления ОТ на предприятиях. Расследование и учет несчастного случая на производстве (деловая игра)    
  Итого    

 

Перечень тем практических занятий и их объем (ЗФ)

 

№ раз. Темы практических занятий Бюджет времени, час
Ауд. работа Сам. работа
  Производственное освещение. Расчет искусственного освещения для помещений и открытых производственных площадок        
  Молниезащита зданий и сооружений. Расчет молниезащиты производственного объекта    
  Итого    

 

 

4.5. Перечень тем лабораторных занятий и их объем

 

№ раз. Темы лабораторных занятий Бюджет времени, час
Ауд. работа Сам. работа
  Исследование микроклиматических условий в рабочей зоне производственных помещений    
  Исследование эффективности средств пожаротушения и электрической пожарной сигнализации    
  Исследование эффективности вентиляционной системы    
  Исследование освещенности рабочих мест    
  Исследование шума и средств его уменьшения на производстве    
  Исследование электробезопасности электроустановок напряжением до 1000 В    
  Определение температуры вспышки жидкостей и противопожарных требований к производственным зданиям    
  Исследование статической электризации и мер защиты от ее проявлений    
  Итого    

 

 

Перечень тем лабораторных занятий и их объем (ЗФ)

 

№ раз. Темы лабораторных занятий Бюджет времени, час
Ауд. работа Сам. работа
  Исследование микроклиматических условий в рабочей зоне производственных помещений    
  Исследование освещенности рабочих мест    
  Исследование электробезопасности электроустановок напряжением до 1000 В    
  Итого    

 

4.6 Примерная тема курсовой работы, требования к её выполнению и представлению к защите: «Идентификация потенциальных опасностей и вредностей на рабочем месте объекта экономики и разработка организационно-технических мероприятий по их снижению».

Курсовая работа (КР) предназначена для закрепления теоретических знаний по БЖД и приобретения практических навыков, необходимых длясоздания рациональных условий жизнедеятельности, безопасности и экологичности технических объектов, технологических процессов и оборудования. В ходе ее выполнения студенты решают задачи идентификации опасных, вредных и поражающих факторов, выбора мероприятий и средств повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов, разработки организационных и технических мероприятий по предупреждению аварий и пожаров на промышленных объектах и ликвидации последствий ЧС.

КР оформляется в виде расчетно-пояснительной записки объемом до 20 страниц рукописного текста и графической части: расчетных схем и чертежей средств защиты работающих, которые включаются в пояснительную записку в качестве приложения. Защита КР проводится в виде пятиминутного публичного выступления студента с докладом по содержанию и результатам КР, а также ответов на вопросы ведущего преподавателя.

 

.

 

4.7. Примерная тематика самостоятельных творческих работ студентов

 

1. Основы физиологии труда и рациональные условия жизнедеятельности

2. Негативные факторы в системе «человек - среда обитания»

3. Анатомофизиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов среды обитания и поражающих факторов, характерных для ЧС

4. Идентификация опасных, вредных и поражающих факторов

5. Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов

6. Экобиозащитная техника

7. Характеристики ЧС, принципы организации мер их ликвидации –

8. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД

9. Система управления ОТ на предприятиях. Расследование и учет несчастного случая на производстве (деловая игра)

 

Примерные вопросы к экзамену по БЖД

 

1. Цель, задачи и содержание дисциплины БЖД. Основные термины и определения.

2. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

3. Основы физиологии и гигиены труда. Тяжесть и напряженность труда. Гигиеническая оценка условий труда по Р 2.2.013-94.

4. Основы эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.

5. Микроклимат, его влияние на организм человека и гигиеническое нормирование.

6. Обеспечение нормальных метеорологических условий.

7. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха помещений. Определение потребности в чистом наружном воздухе для помещений.

8. Естественная вентиляция производственных помещений, её расчет.

9. Механическая вентиляция, её расчет.

10. Производственное освещение, его количественные и качественные характеристики. Требования к производственному освещению.

11. Типы и системы производственного освещения, источники света и осветительные приборы.

12. Естественное и совмещенное освещение, его нормирование и расчет.

13. Искусственное освещение, его нормирование и расчет.

14. Расчет прожекторного освещения.

15. Классификация негативных факторов производственной среды в условиях производства.

16. Вредные вещества, их действие на организм человека, классификация и нормирование.

17. Вредные вещества в условиях строительства, профилактика отравлений.

18. Шум, его действие на организм человека и гигиеническое нормирование.

19. Методы и средства защиты от шума.

20. Вибрация, её влияние на организм человека и гигиеническое нормирование.

21. Способы и средства защиты от вредного воздействия вибраций.

22. Ультразвук и инфразвук. Воздействие на организм человека, гигиеническое нормирование, способы и средства защиты.

23. Электромагнитные поля и излучения. Воздействие на организм человека, гигиеническое нормирование, способы и средства защиты.

24. Ионизирующие излучения. Воздействие на организм человека, нормирование, методы и средства защиты.

25. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, определяющие опасность поражения электротоком. Нормирование электротока. Классификация помещений по электроопасности.

26. Идентификация вредных и опасных факторов на производстве. Количественная оценка аварийных ситуаций и несчастных случаев.

27. Действие электрического тока на организм человека при однофазном включении в сеть с изолированной нейтралью при нормальном и аварийном режиме работы сети.

28. Действие электрического тока на организм человека при однофазном включении в сеть с глухозаземленной нейтралью при нормальном и аварийном режиме работы сети.

29. Защитное заземление. Область применения, принцип действия, конструкции и расчет.

30. Зануление. Область применения, принцип действия и расчет.

31. Защитное отключение электроустановок.

32. Стекание электротока на землю. Напряжение прикосновения и шага. Защита от шагового напряжения.

33. Статическое электричество и меры борьбы с ним.

34. Молниезащита зданий и сооружений по РД 34.21.122-87.

35. Расчет одиночного стержневого молниеотвода.

36. Производственная пыль и борьба с ней.

37. Экобиозащитная техника, классификация средств и основы их применения.

38. Аппараты и системы локализации, очистки и обезвреживания выбросов.

39. Аппараты и системы очистки сточных вод.

40. Средства защиты от энергетических загрязнений.

41. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких отходов.

42. Установки и системы повышенной опасности. Основные методы и средства обеспечения их безопасности.

43. Сосуды, работающие под давлением и их безопасная эксплуатация.

44. Грузоподъемные машины и их безопасная эксплуатация. Регистрация и освидетельствование грузоподъемных машин.

45. Грузозахватное оборудование. Требования безопасности. Освидетельствование.

46. Конструкция стальных канатов и расчет строп.

47. Организация безопасных условий труда при обслуживании машин и оборудования. Опасные зоны, их границы.

48. Причины травматизма и общие требования безопасности

49. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, их классификация и причины возникновения.

50. Виды горения. Пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов.

51. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 105-95.

52. Классификация взрыво- и пожароопасных зон по ПУЭ. Требования к электрооборудованию в этих зонах.

53. Пожарно-технические характеристики строительных конструкций и зданий по СНиП 21-01-97.

54. Огнестойкость строительных конструкций и зданий, пути её повышения.

55. Противопожарные преграды в зданиях. Эвакуация людей из зданий.

56. Методы и средства пожаротушения. Огнегасящие средства, их свойства и условия применения.

57. Пожарная связь и сигнализация.

58. Противопожарное водоснабжение.

59. Спринклерные и дренчерные установки для тушения пожаров.

60. Обеспечение пожарной безопасности.

61. Надзор и контроль за охраной труда.

62. Обучение и инструктирование работников по охране труда.

63. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.

64. Классификация, расследование и учет несчастных случаев на производстве.

65. Ответственность работодателей и работников за нарушение правовых норм по БЖД.

66. Вопросы БЖД в законах и подзаконных актах.

 

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

 

При изучении дисциплины ведущая роль принадлежит лекциям, так как они определяют научное направление и основное содержание.

Для достижения высокого качества усвоения учебного материала необходимо обращать внимание на ход изложения. Очень важна постановка цели лекции. Наиболее эффективной является комплексная формулировка цели, когда наряду с названием темы дается ее последующее обоснование.

Достижение какого-либо результата в деятельности обусловливается созданием исходной мотивации. Необходимо раскрыть студентам, где и в каких условиях понадобятся соответствующие знания в профессиональной деятельности. Способом создания исходной мотивации на лекции может быть логическое обоснование связей изучаемой дисциплины с другими или создание мотивации на наглядном примере.

Для создания прочных знаний нужно раскрывать логические и функциональные связи между отдельными темами внутри дисциплины. Следует давать ориентировку учебной информации, то есть план, который необходимо выполнить при изучении дисциплины. Ориентировка может быть словесной (в устной или письменной форме) и графической.

При раскрытии содержания информации необходимо обеспечить понимание и фиксацию материала (возможность конспектировать). Полезно включать в лекцию фрагменты в виде беседы. Это позволяет путем переключения внимания снять усталость и активизировать аудиторию.

 

 

6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6.1.Предусматривается использование персональных компьютеров и другого оборудования, имеющего на кафедре.

Видеопрограммы и кинофильмы по отдельным темам БЖД.

Программы для ЭКВМ по обработке экспериментальных данных лабораторных работ (фонд кафедры БЖД).игре №1 - Тверь: ТГТУ, 2000.

Программы для ПЭВМ по расчету молниезащиты зданий и сооружений и средств по пылегазоочистке воздуха (фонд кафедры БЖД).

Программы и программированные билеты по контролю знаний студентов перед допуском и при защите лабораторных работ.

Учебные макеты, плакаты, стенды, а также приборы контроля негативных факторов производственной среды.

 

6.2. Источники учебной информации

1. Роздин И.А., Хабарова Е.И., Варенник О.Н. Безопасность производства и труда на химических предприятиях /И.А. Роздин, Е.И. Хабарова, О.Н. Вареник. - М.: Химия, КолосС, 2005.- 254 с.

2. Практикум по безопасности жизнедеятельности /Под ред. С.А. Бережного.- Тверь: ТГТУ, 1997.

3. Лабораторный практикум по безопасности жизнедеятельности /Под ред. Б.С. Аксенова.- Тверь: ТГТУ, 2000.

4. Романов В.В., Седов Ю.И., Васильева Е.А. Расследование и учет несчастных случаев на производстве: Методическая разработка к деловой игре №1 - Тверь: ТГТУ, 2000.

5. Сборник типовых расчетов и заданий по экологии: Учебное пособие /Под ред. С.А. Бережного.- Тверь: ТГТУ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: