УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
Безопасность жизнедеятельности и экология
Н.М.Пузырев
«____» _____________2010 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для студентов направления 656600 – Охрана окружающей среды специальности 320700 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Содержание:
1. Программа дисциплины
2. Конспект лекций
3. Курсовая работа
4. Практические занятия
5. Лабораторный практикум
6. Экзаменационные билеты
Автор- составитель Б.С.Аксенов
Тверь 2006
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Тверской государственный технический университет
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по УВР
________Г.Н.Крылова
«___»____________2006 г.
ПРОГРАММА
дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» для студентов направления 656600 – Охрана окружающей среды специальности 320700 - Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов
Факультет инженерно- строительный Заочный факультет
Кафедра - Безопасность
Кафедра - Безопасность жизнедеятельности и экология
жизнедеятельности и экология Курс -4, семестр - 8
Курс -4, семестр – 7 Лекции - 8 часов
Лекции - 34 часов Практические занятия – 4 часа
Практические занятия – 34часа Лабораторные занятия - 6 часов
Лабораторные занятия - 17 часов Всего аудиторных занятий - 18 часа
Всего аудиторных занятий - 85 часа Курсовая работа -8 семестр
Курсовая работа – 7 семестр Самостоятельная работа – 161 час
Самостоятельная работа -102 часа Экзамен – 8 семестр
Экзамен - 7 семестр Всего – 187 часов
Всего - 187 часов
Программа дисциплины федерального компонента «Безопасность жизнедеятельности» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом в части требований к обязательному минимуму содержания подготовки дипломированных специалистов по специальности 320700 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов и учебному плану специальности.
Разработчик программы к.т.н., доцент Б.С.Аксенов
Программа согласована с выпускающей кафедрой
Зав. кафедрой ООС д.т.н., проф. Ю.Н.Женихов
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры БЖЭ июня 2006 г., протокол №
Зав кафедрой БЖЭ к.т.н., проф. Н.М. Пузырев
СОГЛАСОВАНО
Начальник УМУ М.А. Коротков
«___» _______2006 г.
1.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - обще профессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасносного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях.
Основная задача дисциплины - вооружить будущих специалистов по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, антропогенного и техногенного происхождения; создания рациональных условий жизнедеятельности, безопасности и экологичности технических систем; организации устойчивой работы объектов экономики в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также в ходе ликвидации их последствий.
2.МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Научное содержание дисциплины - это теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека в системе «человек - среда обитания - производство», в том числе - аксиома о потенциальной опасности любого вида деятельности, концепция риска как главная мера всех видов опасностей и т.д.
Дисциплина БЖД базируется на знаниях, полученных студентами при изучении гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных и обще профессиональных дисциплин университетского курса.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с Государственными требованиями «Федеральный компонент» к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» дипломированный специалист в области безопасности жизнедеятельности должен:
– иметь представление о теоретических основах безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»; основах взаимодействия человека со средой обитания и рациональных условиях деятельности; о методах и принципах обеспечения безопасности и экологичности технических систем; о научных и организационных основах мер ликвидации аварий, катастроф, стихийных бедствий и других ЧС;
– знать основы трудового законодательства, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;
4.СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Минимум содержания и объем дисциплины безопасность
жизнедеятельности в соответствии с ГОС
Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек - среда обитания». Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере. Критерии комфортности. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека, техносферу и природную среду. Критерии безопасности. Опасности технических систем: отказ, вероятность отказа, качественный и количественный анализ опасностей. Средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. Безопасность функционирования автоматизированных и роботизированных производств. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Управление безопасностью жизнедеятельности. Правовые и нормативно-технические основы управления. Системы контроля требований безопасности и экологичности. Профессиональный отбор операторов технических систем. Экономические последствия и материальные затраты на обеспечение безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
4.2. Разделы дисциплины, виды занятий и бюджет времени студента
на освоение разделов
№п/п | Наименование раздела | Бюджет времени, час | ||||
ЛК | ПЗ | ЛР | СРС | |||
КР | ТРС | |||||
Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины | ||||||
Основы физиологии труда и рациональные условия жизнедеятельности | ||||||
Негативные факторы в системе «человек - среда обитания» | ||||||
Анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов среды обитания и поражающих факторов, характерных для ЧС | ||||||
Идентификация опасных, вредных и поражающих факторов | ||||||
Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов | ||||||
Экобиозащитная техника | ||||||
Характеристики ЧС, принципы организации мер их ликвидации | ||||||
Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД | ||||||
Итого |
Разделы дисциплины, виды занятий и бюджет времени студента
на освоение разделов (ЗФ)
№п/п | Наименование раздела | Бюджет времени, час | ||||
ЛК | ПЗ | ЛР | СРС | |||
КР | ТРС | |||||
Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины | ||||||
Основы физиологии труда и рациональные условия жизнедеятельности | ||||||
Негативные факторы в системе «человек - среда обитания» | ||||||
Анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов среды обитания и поражающих факторов, характерных для ЧС | ||||||
Идентификация опасных, вредных и поражающих факторов | ||||||
Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов | ||||||
Экобиозащитная техника | ||||||
Характеристики ЧС, принципы организации мер их ликвидации | ||||||
Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД | ||||||
Итого |
4.3. Содержание разделов дисциплины
.
Тема 1. Предмет, цель, задачи и содержание дисциплины
Человек и среда обитания. Характерные состояния системы «человек-среда обитания». Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Предмет, цель и содержание дисциплины БЖД. Основные задачи дисциплины, место в системе наук, роль в подготовке специалистов, основные термины и определения. Аксиомы теории БЖД. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.
Тема 2. Основы физиологии труда и рациональные условия жизнедеятельности
Цели и задачи физиологии труда. Физиологическая классификация видов труда. Понятия тяжести и напряженности трудового процесса, вредности и опасности условий труда. Работоспособность человека и ее показатели. Нормирование труда. Рабочего времени и времени и времени отдыха. Классификация условий труда по Р2.2.755 — 99.
Гигиеническое и эргономическое нормирование факторов производственной среды. Оптимальные, допустимые и переносимые нормы.
Терморегуляция организма при различных видах деятельности. Адаптация и акклиматизация в условиях перегрева и переохлаждения. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений.
Естественный состав воздуха, его физиологическое значение и изменения в среде обитания. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха: отопление, вентиляция, кондиционирование. Устройство и требования к ним
Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, требования к производственным помещениям. Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда. Особенности труда женщин и подростков.
Освещение, виды и система освещения. Принципы обеспечения требуемых зрительных условий труда на производстве.
Тема 3. Негативные факторы в системе «человек - среда обитания»
Классификация негативных факторов: естественные и антропогенные; физические, химические, биологические и психофизиологические; опасные и вредные. Зоны, вероятность (риск) и уровни воздействия негативных факторов.
Источники естественных негативных факторов, их интенсивность, пространственное распределение, частота и продолжительность, вероятность прогноза и поражающие факторы. Стихийные бедствия, их воздействие на человека, объекты народного хозяйства (ОНХ) и природную среду (ПС).
Техносфера, причины ее формирования. Виды техносферных зон регионов: производственная среда. Промышленная зона (регион), городская (селитебная), транспортная и бытовая среда. Производственная среда, виды, источники и уровни ее негативных факторов. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания, негативные последствия.
Бытовая среда, источники и уровни ее негативных факторов. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской сред.
Техногенные аварии и катастрофы, их причины. Взрывы, пожары, химические и другие негативные воздействия на человека и среду обитания.
Тема 4. Анатомо-физиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов среды обитания и поражающих
факторов, характерных для ЧС
Структурно-функциональные системы восприятия и компенсации организмом человека изменений факторов среды обитания, их особенности и характеристики. Допустимое воздействие вредных факторов на человека, среду обитания и принципы его определения,
Вредные вещества, классификация, пути поступления в организм человека, их действие. Нормирование содержания вредных веществ.
Механические и акустические колебания, их воздействие на человека и нормирование. Опасность их совместного действия.
Ударная волна взрыва, особенности ее прямого и косвенного воздействия на человека. Воздействие ударной волны ядерного взрыва на человека, сооружения, технику и ПС. Особенности воздействия опасных факторов пожара на людей, сооружения и ПС.
Электромагнитные поля (ЭМП) и излучения. Воздействие на человека ЭМП промышленной частоты и радиочастот. Нормирование ЭМП. Особенности воздействия лазерного излучения и электромагнитного импульса ядерного взрыва. Действие ультрафиолетового и инфракрасного излучения, нормирование.
Воздействие на организм человека и среду обитания ионизирующих излучений, их нормирование. Экспозиционная, поглощенная, эквивалентная дозы, керма. Категории облучаемых лиц и групп критических органов. Лучевая болезнь, другие заболевания и отдаленные последствия.
Воздействие электротока на организм человека. Факторы, вызывающие электротравматизм и влияющие на степень поражения человека. Допустимые значения электротока через человека. Классификация помещений и электроустановок по электроопасности. Условия и причины поражения человека электротоком.
Тема 5. Идентификация опасных, вредных и поражающих факторов
Идентификация вредных воздействий технических систем и технологических процессов на среду обитания. Определение зон действия опасных и вредных факторов и уровней их экспозиции. Вибро- и шумоопасные зоны. Зоны действия источников ЭМП, лазерных и ионизирующих излучений.
Идентификация отказов и других причин возникновения аварийных ситуаций. Качественные и количественные методы идентификации. Примеры анализа событий с помощью «дерева отказов», «дерева событий» или «дерева опасностей». Риск, его численный анализ.
Снижение вероятности аварий повышением надежности цепочки «проектирование - изготовление - эксплуатация». Допустимый риск и методы его определения.
Размеры и структура зон поражения, характеристика очагов, первичные и вторичные поражающие факторы при производственных авариях. Характерные особенности аварий на АЭС, транспорте, производствах с применением СДЯВ и других опасных технологий. Влияние стихийных явлений на промобъекты.
Нормативные требования безопасности и экологичности к техническим системам и производственным процессам и объектов. Порядок проведения, нормативы.
Экологическая экспертиза техники, технологии и материалов, ее процедуры. Определение предельно допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу, предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты и предельно допустимых уровней (ПДУ) энергетического воздействия. Экологический паспорт предприятия.
Тема 6. Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов
Защита от токсических выбросов. Снижение массы и токсичности выбросов в биосферу и рабочую зону совершенствованием оборудования и технологических процессов.
Электробезопасность и принципы ее обеспечения. Технические способы и Средства защиты человека от поражения электротоком: защитное заземление, защитное отключение и др. Организационные и технические мероприятия по предупреждению поражения человека электротоком при эксплуатации электроустановок. Технические способы и средства защиты от статического электричества, ЭМП, атмосферного электричества. Категории зданий и сооружений по молниезащите и виды молниезащитных устройств для этих категорий. Взрывопожаробезопасность в помещениях, зданиях, сооружениях и принципы ее обеспечения. Классификация помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности. Огнестойкость зданий и сооружений. Противопожарные пеграды и разрывы, пути эвакуации людей. Классы зон по взрывной и пожарной опасности согласно ПУЭ и требования к исполнению электрооборудования. Пожарная сигнализация. Средства пожаротушения. Автоматическая пожарная защита помещений, зданий и сооружений.
Оградительные и предохранительные средства, блокировочные и сигнализирующие устройства, системы дистанционного управления и другие средства защиты. Безопасность автоматизированного роботизированных производств.
Основы безопасности при эксплуатации компрессоров, грузоподъемных кранов и подъемников, систем газоснабжения, отопления, вентиляции, систем под давлением. Их освидетельствование и испытание.
Методы и средства обеспечения безопасности при эксплуатации технических систем. Повышение безопасности за счет функциональной диагностики машин и установок. Системы контроля требований безопасности и экологичности.
Тема 7. Экобиозащитная техника
Классификация и основы применения экобиозащитной техники. Аппараты и системы очистки выбросов в атмосферу и сточных вод. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких отходов. Специфика захоронения радиоактивных отходов.. Мало- и безотходные технологии и производства - радикальный путь защиты ПС.
Защитные экраны, принципы их расчета и конструирования. Выбор и эксплуатация экранов для защиты от акустических колебаний, ЭМП и излучений.
Тема 8. Характеристики ЧС, принципы организации мер их ликвидации -
Классификация ЧС. Фазы развития ЧС; первичные и вторичные негативные воздействия, их зоны и масштабы.
Устойчивость функционирования объектов и систем и определяющие ее факторы. Особенности психологического состояния в ЧС. Методы и средства повышения устойчивости функционирования. Защита производственного персонала: Инженерная защита, СИЗ, эвакуация, обучение. Гражданская оборона и защита населения и территорий в ЧС.
Ликвидация последствий ЧС: оценка обстановки, определение границ и площади зон поражения, характерных параметров и допустимого времени пребывания людей в зоне поражения, выбор мер и способов проведения спасательных работ, защита населения. Оказание первой помощи. Эвакуация населения и имущества.
Организация работ по обеззараживанию сооружений, техники, местности, одежды. Дезактивация, дегазация, дезинфекция. Санитарная обработка людей. Определение материального ущерба, числа жертв и травм. Принципы разработки плана ремонтно-восстановительных работ на объекте. Особенности защиты и ликвидации последствий ЧС на объектах отрасли.
Тема 9. Правовые, нормативно-технические и организационные
основы обеспечения БЖД
Охрана окружающей среды (ОС) в законах и подзаконных актах, нормативно-техническая документация по охране ОС. Организация контроля состояния ОС, контроль выбросов предприятий и транспортных средств.
Охрана труда (ОТ) в законах и подзаконных актах. Система стандартов безопасности труда, НТД, правили и инструкции по ОТ. Система управления ОТ в РФ и на предприятиях. Комитеты и комиссии по ОТ. Виды контроля условий труда.
Классификация несчастных случаев, их регистрация, расследование и учет на производстве.
Требования к операторам технических систем, профессиональный отбор и медицинское освидетельствование. Ответственность ИТР за соблюдение нормативных условий и безопасность деятельности подчиненных, соблюдение нормативных воздействий производства на ОС.
ЧС и система гражданской обороны (ГО) в законах и подзаконных актах. Госуправление в ЧС. Российская система предупреждения и действия в ЧС.
Экономический ущерб от производственного травматизма, заболеваемости, стихийных бедствий, ЧС антропогенного происхождения и загрязнения среды обитания. Материальные затраты по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности.
4.4. Перечень тем практических занятий и их объем
№ раз. | Темы практических занятий | Бюджет времени, час | |
Ауд. работа | Сам. работа | ||
Производственное освещение. Расчет искусственного освещения для помещений и открытых производственных площадок | |||
Механическая вентиляция. Расчет механической вентиляции и установок кондиционирования воздуха для производственных помещений | |||
Молниезащита зданий и сооружений. Расчет молниезащиты производственного объекта | |||
Ударная волна взрыва. Прогнозирование зон разрушения ударной волной и возможные последствия взрыва газовоздушных смесей | |||
Идентификация вредных и опасных факторов на производстве. Гигиеническая оценка условий труда в помещениях | |||
Защита населения и территорий в ЧС. Расчет возможных зон радиоактивного заражения местности при авариях на АЭС | |||
Проектирование защитного заземления и зануления электроустановок | |||
Система управления ОТ на предприятиях. Расследование и учет несчастного случая на производстве (деловая игра) | |||
Итого |
Перечень тем практических занятий и их объем (ЗФ)
№ раз. | Темы практических занятий | Бюджет времени, час | |
Ауд. работа | Сам. работа | ||
Производственное освещение. Расчет искусственного освещения для помещений и открытых производственных площадок | |||
Молниезащита зданий и сооружений. Расчет молниезащиты производственного объекта | |||
Итого |
4.5. Перечень тем лабораторных занятий и их объем
№ раз. | Темы лабораторных занятий | Бюджет времени, час | |
Ауд. работа | Сам. работа | ||
Исследование микроклиматических условий в рабочей зоне производственных помещений | |||
Исследование эффективности средств пожаротушения и электрической пожарной сигнализации | |||
Исследование эффективности вентиляционной системы | |||
Исследование освещенности рабочих мест | |||
Исследование шума и средств его уменьшения на производстве | |||
Исследование электробезопасности электроустановок напряжением до 1000 В | |||
Определение температуры вспышки жидкостей и противопожарных требований к производственным зданиям | |||
Исследование статической электризации и мер защиты от ее проявлений | |||
Итого |
Перечень тем лабораторных занятий и их объем (ЗФ)
№ раз. | Темы лабораторных занятий | Бюджет времени, час | |
Ауд. работа | Сам. работа | ||
Исследование микроклиматических условий в рабочей зоне производственных помещений | |||
Исследование освещенности рабочих мест | |||
Исследование электробезопасности электроустановок напряжением до 1000 В | |||
Итого |
4.6 Примерная тема курсовой работы, требования к её выполнению и представлению к защите: «Идентификация потенциальных опасностей и вредностей на рабочем месте объекта экономики и разработка организационно-технических мероприятий по их снижению».
Курсовая работа (КР) предназначена для закрепления теоретических знаний по БЖД и приобретения практических навыков, необходимых длясоздания рациональных условий жизнедеятельности, безопасности и экологичности технических объектов, технологических процессов и оборудования. В ходе ее выполнения студенты решают задачи идентификации опасных, вредных и поражающих факторов, выбора мероприятий и средств повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов, разработки организационных и технических мероприятий по предупреждению аварий и пожаров на промышленных объектах и ликвидации последствий ЧС.
КР оформляется в виде расчетно-пояснительной записки объемом до 20 страниц рукописного текста и графической части: расчетных схем и чертежей средств защиты работающих, которые включаются в пояснительную записку в качестве приложения. Защита КР проводится в виде пятиминутного публичного выступления студента с докладом по содержанию и результатам КР, а также ответов на вопросы ведущего преподавателя.
.
4.7. Примерная тематика самостоятельных творческих работ студентов
1. Основы физиологии труда и рациональные условия жизнедеятельности
2. Негативные факторы в системе «человек - среда обитания»
3. Анатомофизиологическое воздействие на человека опасных и вредных факторов среды обитания и поражающих факторов, характерных для ЧС
4. Идентификация опасных, вредных и поражающих факторов
5. Методы и средства повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов
6. Экобиозащитная техника
7. Характеристики ЧС, принципы организации мер их ликвидации –
8. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД
9. Система управления ОТ на предприятиях. Расследование и учет несчастного случая на производстве (деловая игра)
Примерные вопросы к экзамену по БЖД
1. Цель, задачи и содержание дисциплины БЖД. Основные термины и определения.
2. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.
3. Основы физиологии и гигиены труда. Тяжесть и напряженность труда. Гигиеническая оценка условий труда по Р 2.2.013-94.
4. Основы эргономики, инженерной психологии и технической эстетики.
5. Микроклимат, его влияние на организм человека и гигиеническое нормирование.
6. Обеспечение нормальных метеорологических условий.
7. Системы обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха помещений. Определение потребности в чистом наружном воздухе для помещений.
8. Естественная вентиляция производственных помещений, её расчет.
9. Механическая вентиляция, её расчет.
10. Производственное освещение, его количественные и качественные характеристики. Требования к производственному освещению.
11. Типы и системы производственного освещения, источники света и осветительные приборы.
12. Естественное и совмещенное освещение, его нормирование и расчет.
13. Искусственное освещение, его нормирование и расчет.
14. Расчет прожекторного освещения.
15. Классификация негативных факторов производственной среды в условиях производства.
16. Вредные вещества, их действие на организм человека, классификация и нормирование.
17. Вредные вещества в условиях строительства, профилактика отравлений.
18. Шум, его действие на организм человека и гигиеническое нормирование.
19. Методы и средства защиты от шума.
20. Вибрация, её влияние на организм человека и гигиеническое нормирование.
21. Способы и средства защиты от вредного воздействия вибраций.
22. Ультразвук и инфразвук. Воздействие на организм человека, гигиеническое нормирование, способы и средства защиты.
23. Электромагнитные поля и излучения. Воздействие на организм человека, гигиеническое нормирование, способы и средства защиты.
24. Ионизирующие излучения. Воздействие на организм человека, нормирование, методы и средства защиты.
25. Действие электрического тока на организм человека. Факторы, определяющие опасность поражения электротоком. Нормирование электротока. Классификация помещений по электроопасности.
26. Идентификация вредных и опасных факторов на производстве. Количественная оценка аварийных ситуаций и несчастных случаев.
27. Действие электрического тока на организм человека при однофазном включении в сеть с изолированной нейтралью при нормальном и аварийном режиме работы сети.
28. Действие электрического тока на организм человека при однофазном включении в сеть с глухозаземленной нейтралью при нормальном и аварийном режиме работы сети.
29. Защитное заземление. Область применения, принцип действия, конструкции и расчет.
30. Зануление. Область применения, принцип действия и расчет.
31. Защитное отключение электроустановок.
32. Стекание электротока на землю. Напряжение прикосновения и шага. Защита от шагового напряжения.
33. Статическое электричество и меры борьбы с ним.
34. Молниезащита зданий и сооружений по РД 34.21.122-87.
35. Расчет одиночного стержневого молниеотвода.
36. Производственная пыль и борьба с ней.
37. Экобиозащитная техника, классификация средств и основы их применения.
38. Аппараты и системы локализации, очистки и обезвреживания выбросов.
39. Аппараты и системы очистки сточных вод.
40. Средства защиты от энергетических загрязнений.
41. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких отходов.
42. Установки и системы повышенной опасности. Основные методы и средства обеспечения их безопасности.
43. Сосуды, работающие под давлением и их безопасная эксплуатация.
44. Грузоподъемные машины и их безопасная эксплуатация. Регистрация и освидетельствование грузоподъемных машин.
45. Грузозахватное оборудование. Требования безопасности. Освидетельствование.
46. Конструкция стальных канатов и расчет строп.
47. Организация безопасных условий труда при обслуживании машин и оборудования. Опасные зоны, их границы.
48. Причины травматизма и общие требования безопасности
49. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, их классификация и причины возникновения.
50. Виды горения. Пожаровзрывоопасные свойства веществ и материалов.
51. Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности по НПБ 105-95.
52. Классификация взрыво- и пожароопасных зон по ПУЭ. Требования к электрооборудованию в этих зонах.
53. Пожарно-технические характеристики строительных конструкций и зданий по СНиП 21-01-97.
54. Огнестойкость строительных конструкций и зданий, пути её повышения.
55. Противопожарные преграды в зданиях. Эвакуация людей из зданий.
56. Методы и средства пожаротушения. Огнегасящие средства, их свойства и условия применения.
57. Пожарная связь и сигнализация.
58. Противопожарное водоснабжение.
59. Спринклерные и дренчерные установки для тушения пожаров.
60. Обеспечение пожарной безопасности.
61. Надзор и контроль за охраной труда.
62. Обучение и инструктирование работников по охране труда.
63. Планирование и финансирование мероприятий по охране труда.
64. Классификация, расследование и учет несчастных случаев на производстве.
65. Ответственность работодателей и работников за нарушение правовых норм по БЖД.
66. Вопросы БЖД в законах и подзаконных актах.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
При изучении дисциплины ведущая роль принадлежит лекциям, так как они определяют научное направление и основное содержание.
Для достижения высокого качества усвоения учебного материала необходимо обращать внимание на ход изложения. Очень важна постановка цели лекции. Наиболее эффективной является комплексная формулировка цели, когда наряду с названием темы дается ее последующее обоснование.
Достижение какого-либо результата в деятельности обусловливается созданием исходной мотивации. Необходимо раскрыть студентам, где и в каких условиях понадобятся соответствующие знания в профессиональной деятельности. Способом создания исходной мотивации на лекции может быть логическое обоснование связей изучаемой дисциплины с другими или создание мотивации на наглядном примере.
Для создания прочных знаний нужно раскрывать логические и функциональные связи между отдельными темами внутри дисциплины. Следует давать ориентировку учебной информации, то есть план, который необходимо выполнить при изучении дисциплины. Ориентировка может быть словесной (в устной или письменной форме) и графической.
При раскрытии содержания информации необходимо обеспечить понимание и фиксацию материала (возможность конспектировать). Полезно включать в лекцию фрагменты в виде беседы. Это позволяет путем переключения внимания снять усталость и активизировать аудиторию.
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1.Предусматривается использование персональных компьютеров и другого оборудования, имеющего на кафедре.
Видеопрограммы и кинофильмы по отдельным темам БЖД.
Программы для ЭКВМ по обработке экспериментальных данных лабораторных работ (фонд кафедры БЖД).игре №1 - Тверь: ТГТУ, 2000.
Программы для ПЭВМ по расчету молниезащиты зданий и сооружений и средств по пылегазоочистке воздуха (фонд кафедры БЖД).
Программы и программированные билеты по контролю знаний студентов перед допуском и при защите лабораторных работ.
Учебные макеты, плакаты, стенды, а также приборы контроля негативных факторов производственной среды.
6.2. Источники учебной информации
1. Роздин И.А., Хабарова Е.И., Варенник О.Н. Безопасность производства и труда на химических предприятиях /И.А. Роздин, Е.И. Хабарова, О.Н. Вареник. - М.: Химия, КолосС, 2005.- 254 с.
2. Практикум по безопасности жизнедеятельности /Под ред. С.А. Бережного.- Тверь: ТГТУ, 1997.
3. Лабораторный практикум по безопасности жизнедеятельности /Под ред. Б.С. Аксенова.- Тверь: ТГТУ, 2000.
4. Романов В.В., Седов Ю.И., Васильева Е.А. Расследование и учет несчастных случаев на производстве: Методическая разработка к деловой игре №1 - Тверь: ТГТУ, 2000.
5. Сборник типовых расчетов и заданий по экологии: Учебное пособие /Под ред. С.А. Бережного.- Тверь: ТГТУ