Скотоводство и Земледелие




НЕКОММЕРЧЕСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ»

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

 

 

История Казахстана

Семестровая работа №1

Тема: «Андроновская культура на территории Казахстана»

 

Специальность:

Выполнила: Зиада Д.Г

Руководитель: кандидат исторических наук, профессор- Джагфаров Ниспек Рахимжанович

 

АЛМАТЫ2015

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………3

Андроновская культура ……………………………………………………..4

Скотоводство и Земледелие

§1. Земледелие ………………………………………..………………6

§2. Скотоводство……………………………………………………...6

Горное дело, металлургия…………………………………………………..8

Ювелирное искусство……………………………………………………….9

Общественный строй и жилища

§1. Общественный строй……………………………………………11

§2. Жилища…………………………………………………………..11

Верования и культ………………………………………………………….12

Заключение………………………………………………………………....14

Использованная литература……………………………………………….15

 

 

Введение

Андроновская культура - одна из самых крупных культур эпохи бронзы в Европе и Азии. Ее памятники распространены на обширной территории от Енисея на востоке до Урала на западе, охватывая обширные пространство Южной Сибири, Казахстана, Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана.

В 1914 году экспедиция Б.Г. Андрианова раскопала первый памятник Андроновской культуры у села Андронова, под г. Ачинском в Южной Сибири, поэтому это культура получила название Андроновской.

В 1927 году экспедицией М.П. Грязнова были обнаружены первые захоронения Андроновской культуры в Западном Казахстане.

Основные районы Андроновской культуры:

• Центральный Казахстан - основной район расселения племен в эпоху бронзы, обнаружено свыше 30 поселений и 150 могильников. Андроновская культура Центрального Казахстана делится на три периода: ранний - нуринский: средний - ата-суйский; поздний - бегазы-дандыбаевский.

• В Северном Казахстане археологи открыли более 80 поселений и могильников -наиболее крупные поселения Алексеевское, Садчнковское вблизи р.Тобол, поселения Петровка и Боголюбово в Приишимье. Уже в этот период появились предшественники древних городов, одно из них Аркаим - на границе Кустанайской и Челябинской областей.

• В Восточном Казахстане - в долинах Иртыша, Бухтармы, Курчума, в горных районах Алтая, в степных районах Тарбагатая и Саура найдены десятки поселений и могильников, наиболее крупные из них - Канай, Трудниково, Малакрасноярка.

В Западном Казахстане открыты десятки памятников - поселения Тасты-бутак Ахмет-ауыл, Бесбай, Киргелди.

• В Семиречье и Южном Казахстане обнаружены крупнейшие скопления рисунков - Тамгалы, Каратау. В низовьях Сырдарьи, в Приаралье - мавзолеи Тегискен, Таутары.

 

Андроновская культура

В эпоху бронзы обширные степные пространства Сибири, Приуралья, Казахстана и Средней Азии были населены родственными по происхождению и общности исторических судеб племенами, оставившими яркую самобытную культуру. В науке она получила условное название «андроновской» по месту нахождения первого памятника у с. Андроново близ Ачинска.

Один из основных центров андроновской культуры находился на территории Казахстана. Андроновское население западных районов испытывало постоянное влияние близкородственных племен срубной культуры и, в свою очередь, оказывало на них прямое воздействие.

Археологические данные свидетельствуют о том, что андроновское население в подавляющем большинстве вело оседлый образ жизни. Поселки располагались по берегам рек с широкими пойменными лугами. В каждом поселке, окруженном глубоким рвом и валом с установленным на нем частоколом было 10-20 больших полуземлянок. Заглубленный на 1-1,5 м. деревянный сруб перекрывался двускатной или пирамидальной крышей с отверстиями, дымоходами и световыми окнами. Крыша поддерживалась несколькими столбами. В каждом доме жила большая семья 30-50 человек, а поселок с прилегающими пахотными землями, пастбищем и кладбищами принадлежали одному роду. При патриархальном обществе жилищами остались такие же землянки, к которым пристраивались различные хозяйственные постройки, а также загоны для скота. Для этих поселков был характерен комплексный характер скотоводческо-земледельческого хозяйства с заметным преобладанием пастушеского хозяйства.

С андроновским временем связано широкое распространение металлических орудий труда, оружия и украшений: втульчатых, так называемых вислооблушных топоров, ножей с выемкой у основания, кельтов, своеобразных наконечников копий и стрел, браслетов, зеркал, бус и различных подвесок.

Главными этнографическими признаками культуры, отличающими андроновское население от других племен, являются погребальный обряд, своеобразный набор глиняной посуды с геометрическим орнаментом, формы металлических изделий.

Андроновские племена возводили погребальные сооружения в виде каменных оград различных конфигураций: прямоугольной, круглой, овальной. Нередко, особенно в Приуралье, они заменялись курганными насыпями. Умерших соплеменников либо сжигали, либо хоронили особым способом на боку, в скорченном положении, в ящиках из каменных плит или в прямоугольных грунтовых ямах.

Сосуды лепились вручную. В отличие от круглодонной посуды предшествующего времени они имели плоское дно. Их внешняя поверхность украшалась сложным геометрическим орнаментом, наносившимся гребенчатым или гладким штампом.

Специфической формой украшений, не выходившей за пределы распространения племен андроновской культуры, были серьги из листового листа, свернутые в полтора оборота, украшения головного убора и одежды в виде «очковидных» и «лапчатых» подвесок, брелки с четким орнаментом, браслеты со спирально закрученными концами.

Это указывает на высокий уровень культуры.

Происхождение андроновской культуры- проблема дискуссионная.

Трудности выяснения этой проблемы заключается в недостаточной изученности памятников предшествующей эпохи неолита и энеолита.

В исторической науке существует ряд гипотез. По одной из них предполагается, что андроновская культура возникла в результате проникновения пришлого из Средней Азии населения в среду Казахских энеолитических охотников и собирателей. Оно принесло с собой навыки и формы производящего хозяйства. Такой контакт и привел через несколько столетий к возникновению в степной и лесостепной зонах качественно новой культуры андроновских племен.

Большинство исследователей, однако, считает, что андроновская культура образовалась на основе естественного развития родственных по культуре и, очевидно, по происхождению племен северной полосы казахстанских степей и прилегающих районов Зауралья и Западной Сибири эпохи неолита и энеолита. Уже в то время были известны скотоводство, примитивное земледелие и зачатки горного дела.

Дальнейшее развитие придомного пастушеского скотоводства и мотыжного пойменого земледелия привело к большей оседлости, появлению домашних промыслов, развитию металлургии. Примерно одинаковый уровень прогресса этих основных производств материальных благ в обширной степной зоне привел к сложению характерных особенностей андроновской культуры, к близким формам социального уклада общества.

Андроновская культура в широком историко-культурном понимании этого термина соответствует раннему (XVIII-XVI вв до н.э.) и среднему (XV-XII вв до н.э.) периодам эпохи бронзы. В конце II начале I тыс. до н.э. в экономике, быту и культуре племен андроновской культуры происходили изменения, вызванные новой хозяйственной основой общества, переходом к яйлажному, затем к кочевому скотоводству.

В этот период, получивший название эпохи поздней бронзы (XII-начало VIII вв до н.э.) андроновские традиции в хозяйстве и культуре сменяются как показали археологические источники, более прогрессивными формами экономики и материальной культуры общества эпохи раннего железа.

 

Скотоводство и Земледелие

§1. Земледелие

Андроновцы занимались пастушеским скотоводством. Одновременно со скотоводством, начиная с эпохи неолита на территории Казахстана стало развиваться земледелие. В хозяйстве племен эпохи бронзы скотоводство и земледелие дополняли друг друга и были взаимосвязаны О наличии земледелия свидетельствуют, например, находки кремневых вкладышей серпов на поселении Усть-Нарыш (Восточный Казахстан). Человек того времени перешел от случайных, мелких посевов к систематическому возделыванию небольших полей в поймах рек.

На поселениях ранней бронзы найдены мотыги из камня и рога оленя, каменные мотыги были более производительны по сравнению с палками-копалками и роговыми мотыгами: при их помощи можно лучше взрыхлить почву. Из камня же делали и орудия для растирания зерна — зернотерка, куранты, терки, песты, ступы. На уборке урожая первоначально, видимо, использовались бронзовые ножи, а в эпоху поздней бронзы — бронзовые и медные серпы разных типов, бронзовая коса. Они могли также применятся при заготовке корма для скота на зиму и заготовке камыша.

Кроме того, на некоторых поселениях в слое, заполнявшем хозяйственные ямы, найдены кости дикой птицы гуся и серого журавля (Канай), кости и чешуя щуки и осетра. Рыбу ловили сетями, о чем можно судить по находкам глиняного и каменного грузил. Однако охота и рыбная ловля в эпоху бронзы теряет свое значение. На поселениях ранней бронзы доля костей диких животных (косули, марала, северного оленя, анкара, кабана, бобра, зайца-беляка, лисицы) 3,6%, в поздней бронзе до 4% (Трушниково), а Северного до 1% (Алексеевское).

 

Скотоводство

Важную роль в жизни андроновцев играло скотоводство. В основном разводили коров, овец, коз, лошадей, двугорбых верблюдов-бактриан.

В эту эпоху на территории Казахстана сформировался принципиально иной - многоотраслевой - тип хозяйства, основу которого составляли придомное пастушеское скотоводство, земледелие и металлургия. Необходимость формирования именно такого типа экономики была обусловлена двумя факторами:

1) разнообразием природно-климатических и ландшафтных условий Казахстана;

2) изменчивостью природно-климатических условий во времени, и, как следствие упомянутых причин, этот тип должен был соответствовать критерию адаптационной лабильности.

Переход к одомашниванию диких животных был закономерным этапом развития человеческого общества. Прирученные и выращенные животные обеспечивали запас пищи на случай неудачной охоты, особенно в зимний период. Одомашнивание диких животных началось еще в эпоху неолита. На стоянках неолита, Северного Приаралья, западных, центральных и восточных районов Казахстана наряду с костями диких животных обнаружены кости домашней коровы, лошади, овцы и, вероятно козы. В следующую за неолитом эпоху бронзы численность домашних животных увеличилась, возрос и видовой состав стада.

Эпоха бронзы — время непрерывного развития скотоводства. как формы хозяйства.

Как верно заметил М.Ф. Косарев, значение многоотраслевого типа хозяйства состоит не в том, что в нём были представлены различные базовые отрасли, а в том, что такой тип позволял населению бронзового века выживать в изменяющихся условиях (природно-климатических и социальных), увеличивая или уменьшая долю той или иной отрасли, в зависимости от различного рода обстоятельств, в сфере обеспечения своей жизнедеятельности.6

Костный материал, собранный на поселениях раннего этапа эпохи бронзы, позволяет говорить, что основным занятием человека на территории Казахстана в это время было придомное пастушеское скотоводство. В стаде преобладал крупный рогатый скот, для выпаса которого использовали пойменные луга. овец и лошадей было мало.

Ежегодный приплод и старые животные предназначались для заготовки мяса на зиму, а часть молодняка оставалась в стаде.

Придомное пастушеское скотоводство постепенно перерастало в яйложное. При яйложном скотоводстве пастухи со скотом делали небольшие перекочевки с одного пастбища на другое. В составе стада увеличивалась доля мелкого рогатого скота (овцы, козы) и лошадей.

На Атасуском поселении, например, основная масса костей принадлежит лошади. В период развитой бронзы коня использовали не только в качестве тягловой силы, но и для верховой езды. Доказывают это находки костяных псалий для мягких удил на поселениях в Степняке, Айдабуле, Тасты-Булаке. Использование коня как средства передвижения увеличивало возможности освоение степных и высокогорных пастбищ. В степях Центрального Казахстана происходило одомашнивание дикого верблюда. При раскопках одной из оград Аксу-Аюлы II обнаружен костяк верблюженка, отдельные кости верблюда найдены и на Алексеевском поселении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: