Семь инструментов контроля качества, характеристика и применение




Лекция № 10

Тема: «Статистический контроль качества. Семь инструментов контроля качества, характеристика и применение »

Общие понятия о статистическом контроле качества

В любой системе управления качеством продукции статистические методы контроля качества имеют особое значение и относятся к числу наиболее прогрессивных методов. В отличие от статистических методов регулирования техпроцессов, где по результатам контроля выборки принимается решение о состоянии процесса (налажен или разлажен), при статистическом приемочном контроле по результатам контроля выборки принимается решение о судьбе всей партии продукции: принять или отклонить партию продукции. Если при статистических методах регулирования техпроцесса отбор единиц продукции в выборку осуществляется через заранее установленные промежутки времени или количество единиц продукции, то при статистических методах выборочного контроля единицы продукции нужно сначала объединить в

партию, а затем из этой партии отобрать выборку необходимого объема. Причем контроль проводится по каждой партии отдельно.

Для удобства использования информация о наблюдениях должна быть упорядочена в соответствии принятыми в статистике принципами. Методы статистического описания по своей природе – не что иное, как удобные способы такого изложения. В качестве основных средств описания информации наиболее широко используются графики и таблицы. Графическое представ-

ление данных наблюдения является наиболее наглядным и удобным для обобщения, что во многих случаях без дальнейшего анализа позволяет сделать необходимые выводы или определить явные причины необычного поведения или распределения данных. Можно отметить, что графические методы описания весьма чувствительны к необычному поведению данных, которые не просто выявить при количественном анализе. К графическим средствам отображения наблюдений можно отнести следующие:

- столбчатые графики,

- круговые диаграммы,

- полигоны,

- ленточные графики,

- z- образные графики,

- временные ряды,

- карты сравнения,

- контрольные карты,

- графики накопленных частот (огивы),

- диаграммы рассеяния (корреляционные поля),

- многомерные графики и др.

Большинство из перечисленных средств широко применяется на предприятиях для выявления отклонений, дефектов и причин несоответствий при обеспечении качества продукции и процессов.

 

Семь инструментов контроля качества, характеристика и применение

Семь основных инструментов контроля качества - набор инструментов, позволяющих облегчить задачу контроля протекающих процессов и предоставить различного рода факты для анализа, корректировки и улучшения качества процессов.

Данные методы характеризуются следующими положениями:

1. Семь простых статистических методов - инструменты познания, а не управления.

2. Способность рассматривать события с точки зрения статистики важнее, чем знание самих методов.

3. На передовых зарубежных фирмах абсолютно все работники обязаны владеть семью простыми статистическими методами.

4. Данные необходимо собирать так, чтобы облегчить их последующую обработку. Нужно понимать, для каких целей осуществляется сбор и обработка данных.

 

Контрольный листок - инструмент для сбора данных и их автоматического упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации.

Гистограмма - инструмент, позволяющий зрительно оценить распределение статистических данных, сгруппированных по частоте попадания данных в определенный (заранее заданный) интервал.

Диаграмма Парето - инструмент, позволяющий объективно представить и выявить основные факторы, влияющие на исследуемую проблему, и распределить усилия для ее эффективного разрешения.

Метод стратификации (расслаивания данных) - инструмент, позволяющий произвести разделение данных на подгруппы по определенному признаку.

Диаграмма разброса (рассеивания) - инструмент, позволяющий определить вид и тесноту связи между парами соответствующих переменных.

Диаграмма Исикавы (причинно-следственная диаграмма) - инструмент, который позволяет выявить наиболее существенные факторы (причины), влияющие на конечный результат (следствие).

Контрольная карта - инструмент, позволяющий отслеживать ход протекания процесса и воздействовать на него (с помощью соответствующей обратной связи), предупреждая его отклонения от предъявленных к процессу требований.

 

Обычно цели сбора данных в процессе контроля качества состоят в следующем:

· контроль и регулирование процесса;

· анализ отклонений от установленных требований;

· контроль выхода процесса.

Достоинства метода

Наглядность, простота освоения и применения.

Недостатки метода

Низкая эффективность при проведении анализа сложных процессов.

Ожидаемый результат

Решение до 95% всех проблем, возникающих на производстве.

Как правило, поиски причин несоответствий требуют использования обширной информации, которая регистрируется как в форме графиков, так и в виде таблиц. При этом, учитываясистемный характер работ по выявлению некачественной продукции, на многих предприятиях разработаны типовые бланки для заполнения информации о наблюдениях. Такой форме регистрации данных отвечает контрольный листок – бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, с тем, чтобы можно было легко и точно записать данные наблюдений или измерений. Его назначение имеет две цели: облегчить процесс сбора данных

и упорядочить их для последующей обработки.

Рассмотрим некоторые типы контрольных листков в зависимости от назначения сбора информации.

Контрольный листок для регистрации видов дефектов. Каждый раз, когда рабочий или контролер обнаруживает дефект, он делает пометку (штрих) на бланке. На том же бланке в конце рабочего дня фиксируются итоговые данные по количеству каждого типа дефектов. К недостаткам этого листка можно отнести невозможность проведения расслоения данных. Это недостаток можно компенсировать заполнением контрольного листка причин дефектов

Рассмотрим на примерах заполнение контрольного листка.

Пример 1. Допустим, что выявленные дефекты изготовления продукции в

цехе описываются следующим временным рядом (табл.1):

Таблица 1

День недели и месяца Число дефектов  
3 апреля, понедельник  
4 апреля, вторник  
5 апреля, среда  
6 апреля, четверг  
7 апреля, пятница  
8 апреля, суббота  
9 апреля, воскресенье  

 

Тот же временной ряд опишем короче (табл.2), в табличной форме, заменяя время порядковым номером дня (календарного или рабочего):

Таблица 2

t              
x              

 

 

Пример 2

Контрольный листок для сбора данных для построения гистограммы, характеризующей управляемость процесса производства валиков)

 

Дата___________ Наименование продукции: валик Пр 21/02-01

 

Участок 3 Цех 17

№№ п/п Интервалы размеров Количество деталей, попадающих в интервал (символы) Количество, шт Частота, %
  9,975-9,980     0,00
  9,980 -9,985     0,00
  9,985-9,990 /   1,14
  9,990-,9995 ////   4,55
  9,995-10,000 ///////////////////////////   22,73
  10,000-10,050 ////////////////////////////////////////////////////////////////////   39,76
  10,050-10,100 /////////////////////////////   23,86
  10,100-10,150 ////////   6,82
  10,150-10,200 /   1,14
  10,200-10,250     0,00

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: