НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Тема занятия | Объем уч. часов |
1. | Инструктаж по ТБ в химико-токсикологической лаборатории. Основные правила химико-токсикологической экспертизе. | |
2. | Документы, регламентирующие работу в области проведения химико-токсикологической экспертизы. Овладение: умением ведение рабочего журнала химика-эксперта; умением правильно писать акт химико-токсикологического исследования. | |
3. | Методология системного химико-токсикологического анализа (СХТА). Принципы GLP. Правовое регулирование химико-токсикологической экспертизы в РК. | |
4. | Токсикокинетика и биотрансформация чужеродных соединений в организме. | |
5. | Общие закономерности распределения веществ в организме. Факторы, влияющие на метаболизм чужеродных соединений. | |
6. | Контроль исходных знаний по теме (тестирование, устный опрос и др.): «Общие и частные методы изолирования «лекарственных ядов» из объектов биологического происхождения». | |
7. | Овладение техникой изолирования неизвестных веществ из модельного биообъекта на примере «Метода Васильевой». Овладение техникой и методиками обнаружения веществ кислого, нейтрального, слабоосновного и основного | |
8. | Овладение техникой и методиками количественного определения «лекарственных ядов». | |
9. | Решение практической задачи по проведению ненаправленного химико-токсикологического анализа на лекарственные вещества. | |
10. | Написание экспертного заключения Контроль исходных данных по теме (тестирование, устный опрос и др.). | |
11. | Аналитическая диагностика острых отравлений. Особенности анализа и интерпретации результатов исследования при проведении аналитической диагностики острых отравлений. Возможности клинической диагностики. | |
12. | Решение многоуровневой ситуационной задачи: - выполнение предварительных испытаний анализируемой пробы; - пробоподготовка; - проведение химико-токсикологического исследования. Завершение решения многоуровневой ситуационной задачи. Написание заключения аналитической диагностики. | |
13. | Решение многоуровневой ситуационной задачи: - выполнение предварительных испытаний анализируемой пробы; - пробоподготовка; - проведение химико-токсикологического исследования. | |
14. | Завершение решения многоуровневой ситуационной задачи. Написание заключения аналитической диагностики. | |
15. | Решение ситуационной задачи: - подготовка проб к анализу;- идентификация опиатов в различных биообъектах;- написание заключения аналитической диагностики. | |
16. | Решение ситуационной задачи: - подготовка проб к анализу;- идентификация каннабиноидов в различных биообъектах;- написание заключения аналитической диагностики. | |
17. | Решение ситуационной задачи: - подготовка проб к анализу;- идентификация фенилалкиламинов, ЛСД в различных биообъектах;- написание заключения аналитической диагностики. | |
18. | Завершение решения многоуровневой ситуационной задачи. Написание заключения аналитической диагностики. | |
19. | Пестициды. Общая характеристика. Классификация. Экологические проблемы по защите природы от применения пестицидов. Методы ХТА пестицидов. | |
20. | Овладение техникой изолирования и обнаружения ядохимикатов из группы фосфорорганические соединения (ФОС): хлорофос, дихлофос, карбофос, метафос. | |
21. | Пестициды производные карбаминовой кислоты-севин. Группа веществ, изолируемых экстракцией водой. Методы ХТА минеральных кислот, едких щелочей и их солей. Овладение техникой изолирования и обнаружения нитритов и нитратов в растительных объектах. | |
22. | Решение экспертной задачи по проведению ненаправленного химико-токсикологического анализа на вещества, изолируемые экстракцией водой: - выполнение предварительных испытаний анализируемой пробы;- проведение химико-токсикологического исследования;- написание экспертного заключения. | |
23. | Контроль исходных знаний по теме (тестирование, устный опрос и др.): «Общие и частные методы изолирования «металлических ядов» из объектов биологического происхождения». Овладение техникой изолирования неизвестных соединений тяжелых металлов и мышьяка из биообъектов методами «мокрой минерализации». | |
24. | Овладение техникой и методиками обнаружения соединений бария, свинца, висмута, марганца, меди, серебра, сурьмы, таллия, хрома, цинка, мышьяка. Дробный метод обнаружения и определения ртути. | |
25. | Овладение техникой и методиками количественного определения «металлических ядов». Интерпретация результатов исследования на «металлические яды». | |
26. | Составление экспертного заключения (заключение химико-токсикологического исследования). Контроль исходных знаний по теме (тестирование, устный опрос и др.): «Общие и частные методы изолирования «металлических ядов» из объектов биологического происхождения». | |
27. | Методы изолирования «летучих ядов» из объектов биологического происхождения». Использование химического метода анализа для обнаружения в дистиллятах «летучих ядов». Овладение техникой, методиками изолирования и обнаружения в дистилляте цианидов, галогенопроизводных алифатического ряда: хлороформ, хлоралгидрат, четыреххлористый углерод, дихлорэтан; альдегидов и кетонов: формальдегид, ацетон. | |
28. | Использование газохроматографического метода анализа для разделения, идентификации и количественного определения «летучих ядов». Овладение техникой, методиками количественного анализа методом внутренней нормализации. Экспертиза алкогольного опьянения с применением современных физико-химических методов анализа.) Решение практической задачи по проведению ненаправленного судебно-химического анализа на «летучие яды». Составление экспертного заключения. | |
29. | Овладение техникой, методиками химического анализа карбоксигемоглобина в крови. Решение ситуационной задачи -подготовка проб к анализу;-идентификация в крови карбоксигемоглобина с использованием химических экспресс-методов и метода спектрофотометрии. | |
30. | Завершение решения экспертной задачи: определение в трупной крови концентрации карбоксигемоглобина написание экспертного заключения. | |
Всего |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН СРСП ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051103 «ФАРМАЦИЯ» НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Тема занятия | Объем уч. часов |
1. | Понятие о ядах и отравлениях. Классификация токсических агентов. Токсичность. Рецепторы токсичности. Взаимодействие химических веществ с рецепторами токсичности | |
2. | Объекты исследования (вещественные доказательства)- внутренние органы трупов людей и животных, пищевые продукты, выделения людей, одежда, вода, воздух и другие объекты внешней среды. | |
3. | Правила изъятия, направления и приема вещественных доказательств на судебно-химическое исследование | |
4. | Методы аналитической химии (физические, химические, физико-химические и биологическкие) в химико- токсикологическом анализе | |
5. | Рубежный контроль | |
6. | Аналитическая токсикология: способы пробоподготовки биообъектов, предварительные испытания анализируемой пробы | |
7. | Методы изолирования токсикантов из биологического материала полярными растворителями | |
8. | Химико-токсикологическая характеристика кислот, щелочей солей щелочных металлов. Применение диализа и перспективы использования мембранной фильтрации для изолирования (выделения) веществ данной группы | |
9. | Экология окружающей среды и распространенность отравлений соединениями тяжелых металлов и мышьяка. | |
10. | Рубежный контроль | |
11. | Группа веществ, изолируемых из биологических объектов минерализацией. Общая характеристика группы. | |
12. | Физико-химические свойства и механизмы токсичности. Вопросы токсикокинетики (всасывание, распределение, выведение) | |
13. | Основные сведения о микроэлементах. Важнейшие эссенциальные и условно-эссенциальные микроэлементы | |
14. | Токсичные микроэлементы. | |
15. | Рубежный контроль | |
16. | Содержание микроэлементов в организме человека в норме в различные периоды жизни | |
17. | Вопросы аналитической диагностики острых и хронических металлотоксикозов в медицинской, судебно-медицинской и фармацевтической деятельности | |
18. | Атомно-абсорбционная и атомно-эмиссионная спектроскопии в химико-токсикологическом анализе «металлических ядов» в минерализатах органов и биожидкостей | |
19. | Общая характеристика группы веществ, изолируемых дистилляцией. Сравнительная оценка современных методов изолирования (дистилляция с водяным паром, простая и азеотропная перегонка, другие виды дистилляции). | |
20. | Рубежный контроль | |
21. | Токсичность, распространенность отравлений. Теоретическое обоснование изолирования «летучих ядов». | |
22. | Химический метод исследования дистиллятов. Общая схема анализа Типы используемых реакций, их чувствительность и специфичность. Достоинства и недостатки химического метода | |
23. | Газохроматографический метод исследования как современный высокоэффективный метод разделения, идентификации и количественного определения «летучих ядов. | |
24. | Перспективы использования газовой хроматографии в «скрининг» - анализе «летучих ядов». | |
25. | Рубежный контроль | |
26. | Экспертиза алкогольного опьянения с применением современных физико-химических методов анализа | |
27. | Влияние продуктов метаболизма алкоголя и эндогенных соединений на результаты анализа. Документация анализа | |
28. | Рубежный контроль | |
Всего |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТОКСИКОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ»ДЛЯ СТУДЕНТОВ 4 КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 051103 «ФАРМАЦИЯ» НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ п/п | Тема СРС | Форма проведения | Объем учебных часов |
1. | Роль ученых СНГ в создании теории и методов анализа ядовитых и сильнодействующих веществ органической и неорганической природы в объектах биологического происхождения. | Самостоятельная работа с литературой по теме СРС | |
2. | Физико-химические храктеристики токсических веществ и применение их при изучении вопросов биохимической и аналитической токсикологии | Презентация | |
3. | Иммунные методы при проведении СХЭ и аналитическая диагностика острых отравлений и наркоманий. | Презентация | |
4. | Методы абсорбционной спектроскопии. Металлических ядов по электронным спектрам поглошенияи его значимость в схеме исследования. | Самостоятельная работа с литературой по теме СРС | |
5. | Сосчитанные инструментальные методы в химико-токсикологическом анализе летучих ядов (ГХ и ГЖХ в сочетании масс спектроскопии) | Реферат | |
6. | Органические реагенты в исследованиях металлических ядов | Кроссворд | |
7. | Освидетельствание живых лиц на предмет употребление алкоголя. Объекты исследование и правила забора проб на исследование. Оценка результатов экспертизы живых лиц | Презентация | |
8. | Спектрофотометрия (прямая, дифференциальная). Применение в ХТА токсичных веществ | Самостоятельная работа с литературой по теме СРС | |
9. | Клиническая токсикология. Клиническая диагностика. Методы детоксикации организма. Аналитическая диагностика острых отравлений. | Самостоятельная работа с литературой по теме СРС | |
Итого |
2.9 Литература:
основная:
1. Токсикологическая химия: метаболизм и анализ токсикантов: учебное пособие СD/ под ред. Н.И. Калетиной. – М., 2008. – 1016 с. Переплет.
2. Токсикологическая химия: учебник / под ред. Т.В. Плетеневой. – 2-ое изд. – М., 2008. – 512 с. Переплет.
3. Токсикологическая химия. Ситуационные задачи и упражнения: учебное пособие / под ред. Н.И. Калетиной. – М., 2007. – 352 с. Переплет.
4. Токсикологическая химия. Вергейчик Т.Х. – М.: МЕДпресс-информ, 2009
5. Байзолданов Т.Б. Токсикологическая химия ядовитых веществ изолируемых методами экстракции. Алматы, 2002.
дополнительная:
1. Плетеневой Т.В. Токсикологическая химия/ Т.В. Плетеневой. - ГЭОТАР-Медиа, 2005.- 512 с.
2. Лужников Е.А. Клиническая токсикология /Е.А. Лужников.-М.,"Медицина", 1994. – 189 с.
3. Крамаренко В. Ф. Токсикологическая химия / В. Ф. Крамаренко. - Киев, «Высшая школа», 1989.- 272 с.
4. Швайкова М.Д. Токсикологическая химия/ М.Д. Швайкова. - М., «Медицина», 1975.-376 с.
5. Бабаян Э.А. Наркология/ Э.А. Бабаян, М.Х Гонопольский. М.,"Медицина", 1987.-112с.
6. Белова А.В. Руководство к практическим занятиям по токсикологической химии/ А.В. Белова.- М., "Медицина", 1976.-231с.
7. Крамаренко В.Ф. Анализ ядохимикатов /В.Ф. Крамаренко.- М.,"Химия", 1975.- 301с.
8. Лукнер М. Вторичный метаболизм у микроорганизмов, растений и жи-вотных / М. Лукнер.- Пер. с англ. М., "Мир", 1979.-347с.
9. Симонов Е.А., Изотов Б.Н., Фесенко А.В. Наркотики. Методы анализа на коже в ее придатках и выделениях. М.: «Анахарсис», 2000.
На казахском языке
1. Арыстанова Т.А., Шүкірбекова А.Б. Биологиялық материалдан экстракция әдісі арқылы оқшауланатын улы және күшті әсерлі заттар тобы. Оқу құралы – Шымкент, 2005.- 186 б.
2. Арыстанова Т.А., Шүкірбекова А.Б. Биологиялық материалдан минералдау әдісімен оқшауланатын улы және күшті әсерлі заттар тобы. Оқу құралы – Шымкент, 2005.- 100 б.
2.10 Методы обучения и преподавания:
· Лекции: обзорные, тематические и проблемные.
· Практические занятия: работа с информационным материалом, устный опрос, письменный опрос, выполнение лабораторных работ, решение ситуационных задач, работа в малых группах.
· Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП): самостоятельное изучение студентами тем дисциплины при активной консультации преподавателя.
· Самостоятельная работа студента (СРС): выполнение индивидуальных заданий, реферирование рекомендованной литературы, решение ситуационных задач, работа с раздаточным материалом, учебно-исследовательская работа студентов, составление глоссариев, подготовка тестов, придумывание кроссвордов.
2.11 Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП).