Практическое применение принципов ТОС и его примеры




 

Территориальное общественное самоуправление является одной из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Через инициативное, самостоятельное территориальное общественное самоуправление граждане имеют возможность под свою ответственность решать свои жизненно важные проблемы, возникающие в процессе проживания на конкретной территории. Территориальное общественное самоуправление – это первичная, наиболее простая, близкая и понятная для населения форма решения местных проблем, затрагивающих и индивидуальные, и коллективные интересы граждан.[1]

В Концепции административной реформы в РФ в 2006-2010 гг. предусмотрено специальное направление «Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества» и одной из ключевых проблем функционирования системы исполнительной власти названа информационная закрытость органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. Чтобы в этих государственных целях задействовать ТОС, необходимо, чтобы внутри поселения имелись условия для жизнеобеспечения такой модели.

Неверно сводить деятельность ТОС исключительно к возможности публичного обсуждения действий власти либо инициатив снизу. Государство так или иначе будет избегать того, чтобы сделать свою деятельность полностью открытой и прозрачной. Поэтому желательно, чтобы общественная экспертиза от лица ТОС законодательно была наделена особыми полномочиями. Важным принципом ТОС является защита прав, свобод и законных интересов граждан, поскольку такими полномочиями другие общественные объединения либо их зарегистрированные ассоциации обладают по закону только в отношении своих членов. ТОС не является организацией, основанной на членстве, и правомочно защищать по любым вопросам любого жителя, проживающего там, где организовано ТОС.

В числе рекомендаций прописано, что ТОС вполне успешно могло бы оказывать содействие органам местного самоуправления в решении вопросов местного значения в границах территории ТОС. Это звучит несколько парадоксально, так как местное самоуправление и ТОС есть по сути одно и то же, построены по одинаковым принципам. Создание двух сходных структур местного самоуправления справедливо только в случае если муниципальный округ имеет значительную территорию, а ТОС не может охватывать всю территорию поселения.

Можно не согласиться с тем, что деятельность ТОС направлена на достижение таких целей, как решение социальных и бытовых проблем жителей, повышение жизненного уровня на территории, благоустройство территории, так как это в первую очередь функции государства. Но защита прав и законных интересов жителей может быть первоочередной задачей (функцией) ТОС.

Развитие системы органов ТОС свидетельствует, что наиболее распространенной формой общественного самоуправления граждан в городских муниципальных образованиях являются комитеты (советы) ТОС. Как правило, совет (комитет) микрорайона, поселка состоит из уличных, дворовых или домовых комитетов, расположенных на его территории, поэтому сначала инициативная группа граждан формирует на общих собраниях (сходах), конференциях уличные, дворовые (домовые) комитеты или избирают старших улиц, домов, подъездов многоэтажных домов на общих собраниях (сходах) жителей.

В общей системе органов ТОС домовые (уличные) комитеты, старшие домов и улиц представляют собой первичные формы самоорганизации граждан по месту жительства, которые в большинстве муниципальных образований входят в состав комитетов (советов), а ряде других (Курган, Саратов) являются самостоятельными органами ТОС. В большинстве случаев домовые (уличные) комитеты создаются на базе муниципального жилого фонда и работают без образования юридического лица. Председатели домовых (уличных) комитетов работают на общественных началах.

В Костромской области действует постановление губернатора Костромской области от 21.02.2006 года № 190 «Об областном конкурсе на лучшую организацию работы территориального общественного самоуправления среди муниципальных образований Костромской области и среди органов территориального общественного самоуправления Костромской области». Наиболее активно органы ТОС работают в городских округах город Галич, Волгореченск, Шарья, Кострома, в Островском, Вохомском, Судиславском и Костромском муниципальных районах. В целях поддержания и развития инициативы жителей области призовой фонд областного конкурса на лучшую организацию работы территориального общественного самоуправления среди муниципальных образований Костромской области и среди органов ТОС Костромской области составляет 4305 тысяч рублей. За последнее время на эти цели было направлено свыше 20 млн. рублей.

Камнем преткновения стал вопрос строительства коттеджа в исторической зоне села - Липовой роще парка-усадьбы Ратьковых. Взрослые и дети стояли под кронами деревьев, не давая укладывать бетонные блоки. Подключив депутатов Костромской городской Думы, ряд общественных организаций жители смогли приостановить, а потом и запретить строительство. Это событие объединило людей и стало началом создания органа ТОС в поселке Селище.

Администрацией городского округа город Галич органам ТОС были предоставлены семь стационарных помещений, которые охватывают 14 округов, для осуществления деятельности комитетов ТОС, оборудованные мебелью и телефонной связью. У органов ТОС появилась прекрасная возможность вести прием граждан по утвержденному графику, проводить заседания комитетов ТОС. В каждом помещении размещены стенды, показывающие работу органов ТОС. В Костромской области появился первый ТОС со статусом юридического лица. Это ТОС Кузьмищенского сельского поселения Костромского муниципального района, он официально зарегистрирован 21 сентября 2011 года.

На территории поселка Караваево в шести студенческих общежитиях постоянно проживают около 2000 студентов. Для охраны общественного порядка на территории студенческого городка из числа студентов подобраны внештатные сотрудники. Совместно с представителями РОВД они проводят рейды по проверке паспортно-визового режима, организуют охрану общественного порядка при проведении культурно-массовых мероприятий.

Приведенные данные по ТОС в Костромской области говорят скорее о соответствии такой ситуации законодательным целям создания ТОС. В то же время ситуация с ТОС в Пермской области настораживает тем, что содействие ТОС со стороны органов муниципальной власти пошло по другому, несколько противоречащему закону пути, а именно: объявляются районные конкурсы на получение субсидий на социально значимые проекты ТОС. Участниками конкурсов являются ТОС Пермского муниципального района, имеющие статус юридического лица.

Принято Постановление администрации Пермского муниципального района от 02.05.2017 № 68-С «Об утверждении порядка предоставления субсидий территориальным общественным самоуправлениям из бюджета Пермского муниципального района на софинансирование мероприятий по реализации социально значимых проектов» - «с целью создания благоприятной среды и стимулов для формирования и развития ТОСов на территории Пермского муниципального района» - говорится в Постановлении.

Такая постановка вопроса не стимулирует создание ТОС, не являющихся юридическими лицами, косвенно показывает, что государственная помощь (именно государственная, поскольку муниципалитеты существуют преимущественно на государственный бюджет) возможна только в отношении юридических лиц и только в виде софинансирования.

Мало того, что такие конкурсы по аналогии с государственным финансированием социально ориентированных некоммерческих организаций, как известно, заключают в себе явные бюрократические барьеры, создают состязательные и сопернические отношения и почву для коррупции. Такая государственная инициатива значительно сужает возможности, предоставленные населению законодательством в сфере регулирования ТОС.

На федеральном уровне был создан Фонд «Устойчивое развитие», его исполнительным директором является О.С.Фокин. Фондом был выпущен отчет за 2014 год, в котором приведены данные по разным регионам РФ результатов осуществления проекта «Поддержка территориального общественного самоуправления (ТОС) как эффективного инструмента развития общественной активности граждан» (получившего президентский грант 2013 года от Института проблем гражданского общества).

В отчете говорится, что по истечении 25 лет развития ТОС оно характеризуется многообразием форм взаимодействия с органами власти и широтой охвата социально значимых сфер жизнедеятельности. На данном этапе наблюдается смена содержания деятельности. Теперь среди приоритетов – вопросы контроля за качеством услуг ЖКХ. В этой сфере ТОСы активно взаимодействуют с такими общероссийскими организациями как НП «ЖКХ­Контроль» и Российская Ассоциация ТСЖ и ЖСК. В Новосибирске именно ТОСы вручают «Знак доверия управляющей компании», а во Владивостоке при содействии некоммерческой организации «Информационно­-методический центр «Тихоокеанский проект»» ТОСы берут на себя функции управляющих компаний.

Согласно отчету Фонда наиболее успешными примерами действия ТОС отмечены отдельные ТОС Нижнего Новгорода, деревень Бурятии, Балашихи, Республики Коми, Екатеринбурга, Тюмени, Хабаровского края. Но на примере отчета мы опять наблюдаем уклон государственной политики в сторону некоторого ограничения инициатив ТОС, вероятное прикрытие яркой «лубочной» картинкой возможности нецелевого использования бюджета (гранта).

Закон не запрещает бюджетное финансирование ТОС, не являющихся юридическими лицами, предписывает уставам муниципальных образований определять порядок такого финансирования. Но примеры (причем – софинансирования) мы наблюдаем только либо в большинстве случаев – в отношении юридических лиц ТОС.

По мнению специалиста – Шоминой Е.С., профессора ГУ-ВШЭ, в ряде муниципальных образований произошла серьезная трансформация деятельности самих ТОСов. Изменился характер деятельности: был волонтерским – стал обязательным; ТОС был инструментом реализации собственных инициатив – стал инструментом реализации городских программ; его сутью была работа «для себя и соседей» - теперь это работа для отчета перед городом за городские средства. ТОС – как структура самоорганизации жителей сейчас все чаще трансформируется в структуру «при местной власти», становясь объектом и инструментом муниципального управления.

И наиболее всего удивляет, когда в качестве достижения общественного самоуправления и сознательности граждан преподносится тот факт, что какое-либо ТОС взяло на себя функции управляющей компании (исполнителя жилищных и коммунальных услуг). Экономическую деятельность в виде управления эксплуатацией жилого/нежилого фонда вправе осуществлять исключительно коммерческая организация, извлекающая от этого прибыль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: