Тема: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?»




Книга имеет огромное значение в жизни человека. Чтение – важный источник знаний о мире и о людях. Чтение помогает нам лучше понимать прошлое, знать историю своего народа. Трудно представить себе жизнь современного человека без чтения. Ведь знакомство с разными источниками, не только с бумажными, но и электронными, обогащает нас информацией.

Выпускник отрабатывает в тезисах целый ряд ключевых слов (чтение, книга, знание, информация), но приблизиться к теме не может. Затруднение возникает из-за того, что, зная определенный набор тезисов, он оказывается не в состоянии отобрать из них подходящие к его теме, отбросить лишние, логически правильно организовать отобранное и по необходимости дополнить своими фразами. Он словно бы пребывает в плену заученной заготовки, и воспользоваться ею эффективно ему не удается.

В композиционной организации сочинения большую роль играет умение строить вступление и заключение.

Отличительными признаками вступительной части сочинения, написанного хорошо подготовленным выпускником, являются ее смысловая емкость, лаконичность, тесная связь с темой сочинения, наличие проблемы. Типичное вступление выглядит в целом так: актуализация ключевого слова темы (например, «дом», «любовь»), затем – несколько тезисов (или вопросительных предложений) с этим словом, цепочка которых заканчивается проблемным вопросом. Это построение вступления хорошо знакомо школьникам не только в связи с итоговым сочинением, но и благодаря рекомендациям к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Оно является достаточно традиционным, но приемлемым для начала сочинения, так как выпускник сразу приступает к ответу на заданный проблемный вопрос и не уходит в пространные рассуждения.

Рассмотрим несколько конкретных примеров вступления.

«Почему время называют лучшим лекарем? Боль о пережитом не прекратится в одночасье. На это понадобятся недели, месяцы, годы десятилетия. В измученную душу еще долго будут закрадываться воспоминания, заставляющие сжиматься сердце, как будто вновь проживая тот момент жизни, доставивший столько боли. С течением времени рана заживет, придет смирение. Человек начинает жизнь с чистого листа. Боль уходит, остаются только воспоминания, которые уже не вызывают тех эмоций, что раньше. В мировой литературе множество раз упоминается о лечении временем».

Это пример удачного вступления, где сразу поставлена проблема высказывания и сформулирована главная мысль, которая потом будет доказана в основной части. Модификацией данного варианта является прямой ответ на вопрос темы.

«Когда человек влюблен, он живет самой полной и яркой жизнью. Он радуется всему окружающему и проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, отзывчивость, смелость и другие» ( Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»)

Нередко вступление начинается с повтора самой темы сочинения, хотя это и не всегда бывает обоснованно, например:

«Что дом может рассказать о своем хозяине? Интересный вопрос. Рассказать он может многое. Ведь дом – это то место, в котором мы родились, где мы росли и развивались, формировались как личности» (Тема: «Что дом может рассказать о своем хозяине?»)

Как вариант в таком случае может применяться незначительная трансформация констатирующей части темы.

«Можно многое рассказать и написать о том, что человек старается забыть, а что удержать в памяти». (Тема: «Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?»)

Приведем другой пример вступления к сочинению на ту же тему.

«Жизнь каждого человека наполнена самыми разнообразными событиями. Некоторые носят положительный характер, некоторые отрицательный, а третьи никоем образом не воспринимаются. Но у них есть общая черта – все произошедшее с человеком оставляет след в его памяти».

В данном случае выпускник использует обобщающие высказывания историко-культурного, этического или философского содержания, которые, в силу универсальности и очевидности высказанного в них содержания, попадают в разряд трюизмов, что снижает общее впечатление от работы.

В роли вступления уместно выглядит смысловой анализ ключевых слов темы сочинения.

«Прежде чем рассматривать данную мне для анализа тему, следует понять, правильно ли мы понимаем значения слов, употребленных в формулировке темы. На мой взгляд, необходимо дать определения словам «труд» и «отдых». Я буду рассматривать труд, как действие ради результата, а отдых – как действие ради удовольствия». (Тема: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?»)

Типичным для вступления является использование именительного представления (назывного предложения):

- Дом… Для каждого из нас он имеет исключительное значение.

- Время и память… Как же рядом они идут, сопровождая нас на протяжении вей жизни.

- Дом… Как много смысла в этом коротеньком слове.

- Время… Оно у каждого свое.

- Семья… Всего пять букв, а как много места они занимают в нашей жизни…

Часто используются риторические вопросы (в том числе в сочетании с именительным представлением):

- Вы не думали, почему люди перечитывают некоторые книги?

- Любовь и влюбленность. Что это такое?

- Путь. Что это такое? Это дорога куда-либо? Или же жизненная дорога?

Реже выпускники начинают сочинение с риторического восклицания:

- Сколько значений вложено в маленькое слово «дом»!

- Нас всегда волнует история, мы связаны с ней!

Нередки вопросно-ответные формы изложения:

- Что такое путь? Путь – это своеобразная дорога.

- Что такое любовь? У каждого свое понимание любви.

- Что такое семья? И у каждого свое понятие семьи.

Важно отметить, что, хотя данные модели вступления распространены в риторике, однако их использование предполагает уместность, органичную связь с содержанием текста. Обращение к ним как к заготовкам, готовым элементам текстового конструктора существенно снижает качество композиционной и логической организации сочинения.

Выступление можно считать в полной мере удачным, когда оно хорошо сочленено с началом основной части. Приведем пример вступления к теме «Время не ждет и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин-Михайловский)

Все мы, все мы в этом мире тленны.

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С.А. Есенин

Время – безжалостная горная река, текущая всегда в одну сторону да так быстро, что берега сливаются в размытое пятно. Время – беспощадный палач, рубящий наши жизни: его нельзя подкупить, остановить, обернуть вспять, всегда рядом, считает вздохи, удары сердца, ведет обратный отсчет. Незаметное, неоцененное, неповторимое. Растраченное впустую. Время – то, о чем мы чаще всего забываем; тот песок, отмеряющий наш срок.

Именно поэтому я думаю, что самые «живые» люди – те, которым сказали: «Вам остался месяц, полгода, пять лет»… Не счастливые, а живые, потому что именно эти люди лучше всего знают, что время их не ждет и не простит им ни одного потерянного мгновения. И они, обреченные, начинают ценить оставшийся срок. Это понимание жизни как чего-то бесценного, но способного закончится, к сожалению, многим из нас незнакомо. Это большинство отражено в лице господина из Сан-Франциско, героя одноименного рассказа Бунина….

 

Не менее важную роль в сочинении играет заключение.

Оно представляет собой концентрированный итог развернутого рассуждения, характеризующийся тесной связью с темой сочинения, смысловой емкостью, лаконичностью, высокой степенью обобщения. Заключение во многом созвучно вступлению, но отражает обратное движение – сводит развернутое рассуждение к сжатому выводу.

Рассмотрим несколько типичных вариантов заключения.

«Таким образом, любовь способна проявить в человеке стойкость, отвагу, доброту и отзывчивость».

Это заключение представляет собой логический вывод из текста работы. Обычно такие обобщения маркируются специальными словами: «итак», «подводя итог», «таким образом».

«Итак, что же такое “связь времен”? Это опыт наших предков, запечатленный в памяти потомков, это ошибки прошлых лет, свойственные нашему времени, это знания, без которых невозможно идти дальше и менять мир к лучшему».

В данном случае выпускнику удалось не просто кратко повторить в заключении то, что уже было сказано в основной части, а подняться на новый уровень обобщения, избежав при этом канцеляризмов и речевых штампов.

Нередко заключение обогащается дополнительным новым тезисом общего характера, который выходит за рамки ответа на вопрос темы и является, прежде всего, украшением финала работы, не нарушая при этом ее логической стройности:

1) В заключение хочу сказать, что именно любовь способна раскрыть в человеке все лучшие стороны его души. Это великое светлое чувство делает наш мир добрее и прекраснее.

2) Счастливые мгновения, которые так хотелось бы остановить, необходимы в жизни, они делают нашу жизнь светлее и прекраснее.

3) Я согласен с мыслью, что жизнь требует постоянно делать выбор. Если человек сделал свой выбор правильно, то его жизнь сложится правильно и счастливо.

В последнем примере легко угадывается заготовка «на все случаи жизни», однако самый факт заготовленности красивой виньетки для финала, тем более если она использована уместно, заслуживает скорее одобрения, чем порицания.

Приведем пример заключения из сочинения на тему: «Чтение литературного произведения – труд или отдых?»:

«Быть человеком – значит читать. Для человека интересно, например, понять Чацкого. Это приятно, это дает пищу для ума. Как дышать свойственно всему живому, так человеку свойственно думать, черпать мысли из книг. Для развитого человека чтение – это не труд и не отдых, это нужда».

Важным достоинством этого заключения является выход на новый уровень понимания проблемы, что усиливает финал сочинения.

Заключение может содержать апелляцию к собственному опыту (при условии, что для раскрытия темы это не является обязательным). В таком случае оно берет на себя дополнительную функцию выражения новой микротемы и становится еще одной микрочастью рассуждения и его финалом одновременно:

«…Я всегда буду любить свой родной дом, ведь когда я вырасту и перейду во взрослую жизнь, воспоминания о детстве, о душевных моментах, о моих близких будут радовать меня и помогать в жизни». (Тема: «Что значит в жизни человека родительский дом?»)

«Скоро закончится старый год, мы опять почувствуем, что время бежит быстро. Хочется успеть сделать в жизни многое: быть полезным для общества, быть хорошим сыном для родителей, любящим братом для сестры». (Тема: «Когда хочется остановить мгновение?»)

В следующем примере в заключении собраны все тезисы, сформулированные в ходе рассуждения:

«В заключении можно сказать, что любовь не только сближает людей, но и открывает в них что-то новое, героическое, романтическое. Это нам показали различные писатели из разных стран в многочисленных произведениях. Всего получилось вывести пять качеств, которые раскрывает любовь: страстность, чувство самопожертвования, неудержимость, привязанность, храбрость. На мой взгляд, они самые главные и они показывают силу любви в изменении людей». (Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»)

Если это не противоречит общему пафосу сочинения, удачным заключением может стать публицистический финал, построенный на призывах:

«Я считаю, что книги – бесплатный билет куда и даже когда угодно. Во скольких местах, эпохах, ситуациях можно побывать, читая! Читайте, и мир ваш будет наполнен. Читайте, и вы, возможно, узнаете ответы на самые сложные вопросы. Читайте! Живите!»; «Учитесь на ошибках прошлого, научитесь любить друг друга, уважать других, и пусть в истории останутся лишь лучшие события».

Однако излишняя «открытость» выпускника может быть и неуместной, если он «обнажает» структуру сочинения («В заключении я хотела бы сказать …») или выходит за пределы сочинения в область неформального диалога с самим собой или экспертом:

«Сейчас я сижу и пишу сочинение на тему «Может ли человек влиять на ход истории?». И мой ответ – да. Для меня это большое событие, и я буду помнить этот момент, как я пытался написать это сочинение целых три нудных часа, оно сохранится в моей памяти, в моей истории», «Должен заметить, что я не полностью раскрыл тему своей работы, потому что для ее полного раскрытия потребуются глубокие познания в области психологии и очень много времени. Но я сделал все что мог для раскрытия этой темы в рамках формата сочинения. Надеюсь, всем понравилось, а я не слишком напортачил с орфографией и пунктуацией. Думаю, пора заканчивать. Всем спасибо и до новых встреч!»

В следующих примерах в качестве заключения используются цитаты. Порой они бывают достаточно объемными, что наводит на мысль о привлечении вспомогательных материалов непосредственно по ходу сочинения. Возможно, цитаты заранее подбирались к тематическому направлению, тогда при проверке работы важно отследить, насколько органично они связаны с конкретным содержанием сочинения.

1) По словам Н. А. Островского, «жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы».

2) Толстой говорил, что любовь – это бесценный дар, это единственная вещь, которую мы можем подарить, но она останется с нами. И я согласен с ним.

3) Действительно, «все в человеке начинается с детства» (С. Михалков).

Если заключение в работе отсутствует, это ослабляет композицию сочинения-рассуждения и является серьезным логическим нарушением.

Возможны случаи, когда заключение, на первый взгляд удачное, содержательно не соответствует вступлению, теме, основному тексту сочинения. Несовпадение заключения и вступления – серьезная логическая ошибка, касающаяся композиционной организации сочинения в целом (о чем будет сказано ниже) и существенно мешающая выражению коммуникативного замысла ученика. Приведем краткое описание такой работы.

Тема: «Какие качества раскрывает в человеке любовь?»

Вступление содержит несколько тезисов о роли любви, о ее важности для человека. Выход на тему осуществлен так: «Любовь проявляет человека».

Основная часть: «Его внутренний мир обычно закрыт для других, никто не знает, чем он живет внутри себя. Но когда человек влюблен, он словно расправляет крылья, проявляет себя с лучших сторон. Можно увидеть, что он добрый, чуткий, робкий, и в то же время готов на самые решительные поступки ради любви. » Далее следует характеристика Желткова как обоснование своего рассуждения и пересказ сюжетной линии взаимоотношений Веры и Желткова из повести «Гранатовый браслет» А.И. Куприна. Затем – тезис о том, что «Вера Николаевна только после смерти героя поняла, что, наверное, не сумела распознать и оценить ту самую главную любовь, о которой мечтают все люди. Это горькое открытие подсказывает нам, что нужно более чутко и бережно относиться к людям и их чувствам.»

Заключение: «Таким образом, можно сказать, что любовь развивает человека, учит его понимать чувства других людей».

Логическое нарушение возникло в работе в тот момент, когда ученик перенес внимание с анализа образа Желткова на осмысление урока, который осознала в конце повести Вера Николаевна, что и повлекло за собой неуместное заключение.

Анализ итоговых сочинений 2015/16 учебного года выявил множество разнообразных вариантов организации основной части, с трудом поддающееся обобщению. Во многом это обусловлено спецификой конкретных тем и выбранного учениками литературного материала. Но есть и другая причина, актуальная для оценивания работ по критерию 3 «Композиция и логика рассуждения»: в подавляющем большинстве случаев внутренняя логическая структура основной части школьниками не продумывается. Они предпочитают идти интуитивно-эмпирическим путем, развивая свое рассуждение от мысли к мысли и не задумываясь о его общей архитектонике.

В связи с этим особое значение приобретает анализ типичных логических и композиционных ошибок, относящихся к сочинению в целом и к основной части как его главному компоненту.

К ним, прежде всего, относится искажение пропорций сочинения, вызванное неумением ученика соотносить части работы с точки зрения их объема, разграничивать вступление и основную часть, основную часть и заключение. В результате этого нарушения вступление может сливаться с основной частью, забирая на себя значительную часть объема сочинения в целом, для основной части остаются только аргументы, а стандартный вывод не в состоянии уравновесить возникший дисбаланс и т.д. Наиболее гармоничной принято считать композицию, при которой суммарный объем вступления и заключения составляет примерно половину объема основной части, а вступление и заключение в целом уравновешивают друг друга. Безусловно, подобная рекомендация носит общий характер и должна использоваться с учетом содержательного наполнения частей.

Другой типичной логико-композиционной ошибкой является нарушение смысловых связей между основными частями сочинения, то есть между вступлением и основной частью работы, вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением. В наиболее сложных случаях логический сбой пронизывает всю работу и может в итоге привести к отступлению от темы. Приведем пример сочинения на тему «Что дом может рассказать о своем хозяине?», в котором на протяжении работы происходит постепенная подмена темы другой, близкой по звучанию и набору ключевых слов, но совершенно непохожей на первую по характеру вопроса, содержательному акценту.

Вступление: «Дом – основа человеческого житья. Семейный очаг – символ безопасности, уюта и тепла. Теплые воспоминания о родительском доме человек хранит всю жизнь. Если мы дорожим домом, он действительно может многое рассказать о нас».

Основная часть содержит рассказ о детстве Обломова в доме родителей, весьма неудачный, с фактическими ошибками, но в целом соответствующий исходным тезисам. Далее следует списанный фрагмент. Он связан с понятием «дом», но очень далек и от темы, и от тезиса, которым закончилось вступление: «Совсем другой дом, дом семьи Ростовых, показывает нам Лев Николаевич Толстой в Романе «Война и мир». Мы видим большой дом на Поварской улице в центре Москвы. Здесь живет большая и дружная семья графа Ильи Андреевича Ростова. Двери этого дома были открыты для всех, здесь всем хватало места. Глава дома - граф Илья Андреевич Ростов - любитель домашних праздников. Он обожает свою семью, доверительно относится к детям. «Он – сама распущенная доброта». «Прекраснейший был человек»,- так отзываются о нем знакомые после его смерти. Толстой подчеркивает, что дар воспитателя присущ графине Ростовой. Она - первая советчица дочерей, великодушна, душевна в обращениях с детьми, гостеприимна, открыта. Семья музыкальная, артистичная, в доме обожают пение и танцы. Все это способствовало тому, что родительский дом стал особой атмосферой духовности».

Заключение: «Дом, где хозяин заботится о своей семье, является настоящим истоком нравственных ориентиров. Дом должен быть образцом семейного счастья и уюта».

И второй аргумент, и вывод больше соответствуют теме: «Какое значение дом имеет в жизни человека?» Очевидно, что начало работы и первый аргумент были соотнесены с выбранной темой, поскольку обучающийся еще мог удержать ее в центре внимания. Во втором аргументе он использовал готовый материал по ключевому слову «дом», который не смог преломить в нужном ракурсе, поэтому нарушил логические связи между частями работы и незаметно для себя перешел к ответу на другой вопрос в рамках того же тематического направления. При оценивании такой работы приходится констатировать, что или тема не раскрыта, или логические ошибки мешают понять смысл сочинения.

Одним из наиболее распространенных логико-композиционных нарушений в сочинении является несоответствие между тезисами и аргументами, между тезисами и приведенными примерами.

Рассмотрим фрагмент сочинения на тему «Мой дом – моя крепость?», содержащий перечисленные выше недостатки.

(Тезис 1) Передо мной тема сочинения «Мой дом – моя крепость?». Могу предположить, что понятие о слове «дом» бывает разным: дом отдыха, культуры и творчества, для кого-то дом – это крепость, Родина. Позволю себе высказать свою точку зрения. Каждый человек понимает и воспринимает значение слов «Мой дом – моя крепость» по-своему.

(Аргументы) Я в данном сочинении хочу написать о своем доме как о крепости, что значит для меня понятие слов: «Мой дом – моя крепость»? Мои родные пенаты не только крыша над головой, где можно существовать. Это, в первую очередь – родной уголок, семейный очаг, то место, где живет моя семья. Здесь я могу отдохнуть, набраться сил, где мне не откажут в трудную минуту. За стенами своего дома, своей крепости ничего не грозит, а рядом окружают близкие люди.

Очевидно, что в многословном и нечетком тезисе заключена всего одна мысль: выражение «Мой дом – моя крепость» каждый человек понимает по-своему. (Заметим, что афористический смысл выражения предельно ясен, а именно: дом-крепость защищает человека от всех внешних опасностей). Вместо необходимых аргументов, доказывающих этот тезис, выпускник пишет, чем для него является его родной дом.

(Тезис 2) У народов значение слов «Мой дом – моя крепость» тоже разное. Например, современное понятие калмыков о доме сильно отличается от предков.

(Аргументы) Калмыки были кочевым народом и жили иначе, в сборно-разборных, покрытых кошмой жилищах, называемых кибиткой. Для кочевников степь – это то место, которое они считают домом и крепостью.

(Пример из литературы) Свою точку зрения могу доказать, обратившись к произведению М. А. Шолохова «Судьба человека». В этом рассказе идет речь об Андрее Соколове, у которого была семья и дом. Но тут пришла война. Андрей ушел на фронт защищать свою Родину, дом и семью. После победы над немецкими захватчиками возвращается домой и видит, что от его дома осталась «глубокая яма, заполненная ржавой водой». «Была семья, свой дом, все это лепилось годами и рухнуло в один миг», – говорит о себе герой. Вскоре он устраивается на работу водителем и встречает мальчика-сироту у чайной. Герой рассказа решает усыновить ребенка и говорит, что он его родной отец. Мальчик очень счастлив встрече с отцом. Андрей тоже рад, что у него появилась надежда на создание семьи и родного дома, своей крепости.

Очевидно, что приведенный пример из литературного произведения неудачен и не соответствует ни тезису 1, ни тезису 2 (о специфике понятия «дом» у калмыков). Выпускник вместо ключевого понятия «крепость», которое в сочинении можно раскрыть двояко (дом как стены, которые могут защитить жизнь человека, и дом как люди, которые являются единомышленниками и могут защитить внутренний мир человека от сомнений и душевных ран), все время пишет о доме вообще и о том, какой трагедией может стать отсутствие дома.

Нередко даже в хороших сочинениях наблюдается нарушение логики при переходе от одной мысли к другой, отсутствие логической связи между отдельными тезисами, содержательное противоречие тезисов, сформулированных в разных частях работы, например:

«А вовремя урока, если он скучный, кажется, что он длится целую вечность» (в рассуждении до аргументов); «Время всегда идет быстро» (в выводе той же работы); ситуативно каждый тезис оправдан, но канву своего размышления в целом выпускник не сумел удержать в поле зрения;

«В детстве мир наполнен радостью открывающихся впереди возможностей. Все люди также отчетливо помнят и хранят в памяти события, связанные с первым чувством любви»;

«Люди миллиарды лет развивались, выживали, вели войны между собой. Большая часть истории вовсе не сказочки для детей, это суровая реальность нашего мира, сущность человека, его последствия. История она ценна. История она одна».

Таким образом, логические ошибки в сочинении могут быть очень разнообразными. К числу наиболее частых ошибок следует отнести следующие:

· отсутствие логических «мостиков» между смысловыми частями работы,

· отсутствие логических переходов от одной мысли к другой,

· необоснованные повторы одних и тех же мыслей,

· неумение структурировать текст на абзацы и пр.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: