Состав и организация информационного обеспечения автоматизированной системы




Программный продукт «Автоматизированная система контроля и управления закупками на предприятии ОАО «Рогачевский молочно- консервный комбинат» разработан в среде программирования «Microsoft Visual Studio» и является корпоративным веб-приложением. Сама база данных создана средствами разработки реляционных СУБД «Microsoft SQL Server 2008». На рисунке 3.1 представлена схема данных приложения.

Рисунок 3.1 – Схема базы данных приложения

База данных состоит из тринадцати взаимосвязанных таблиц. В связях между таблицами соблюдается обеспечение целостности данных, каскадное обновление и удаление связанных полей. Тип связей: «один-ко-многим».

В таблицах 3.1 – 3.13 представлено подробное описание всех таблиц базы данных.

Таблица 3.1 – Состав таблицы «Все»

Имя поля Тип данных Описание
ID_all Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
ID_glav Числовой Длинное целое
ID_podr_otd Числовой Длинное целое
ID_TMC Числовой Длинное целое

 

Таблица «Все» является своеобразной вершиной таблиц, хранящих в себе принципы иерархии. Она содержит перечень полей, которые являются ключевыми в других оперативных таблицах.

 

Таблица 3.2 – Состав таблицы «Подразделение-отдел»

Имя поля Тип данных Описание
ID_podr_otd Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
ID_podraz Числовой Длинное целое
ID_otdel Числовой Длинное целое

 

Таблица «Подразделение-отдел» содержит информацию о том какое подразделение соответствует каждому отделу. Ключевое поле «ID_ podr_otd» связано с одноименным полем в таблице «Все».

 

Таблица 3.3 – Состав таблицы «Управление»

Имя поля Тип данных Описание
ID_glav Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
glava Текстовый Название управляющего отдела
ID_user Числовой Длинное целое

 

Таблица «Управление» содержит информацию о пользователях с высшим уровнем доступа, которые осуществляют управление непосредственно приложением и администрирование. Таблица хранит в себе название отдела и данные о пользователе, посредством связи с таблицей

«Пользователи» через вторичный ключ «ID_user». Ключевое поле в таблице –

«ID_glav». Оно связано с одноименным полем в таблице «Все».

 

 

Таблица 3.4 – Состав таблицы «Отделы»

Имя поля Тип данных Описание
ID_otdel Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
otdel Текстовый Название отдела
ID_user Числовой Длинное целое

 

Таблица «Отделы» содержит информацию об пользователях со средним уровнем доступа, которые осуществляют собственно управление закупками и составляют план закупок, а также находятся в подчинении у управления. Таблица хранит в себе название отдела и данные о пользователе, посредством связи с таблицей «Пользователи» через вторичный ключ «ID_user». Ключевое поле «ID_otdel» связано с одноименным полем в таблице «Все».

Таблица 3.5 – Состав таблицы «Подразделения»

Имя поля Тип данных Описание
ID_podraz Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
podrazdelenie Текстовый Название подразделения
ID_user Числовой Длинное целое

 

Таблица «Подразделения» содержит информацию об пользователях со средним уровнем доступа, которые занимаются мониторингом запасов товаров и осуществляют закупки в соответствии с планом. Таблица хранит в себе название подразделения и данные о пользователе, посредством связи с таблицей «Пользователи» через вторичный ключ «ID_user. Ключевое поле

«ID_podraz» связано с одноименным полем в таблице «Все».

 

Таблица 3.6 – Состав таблицы «Пользователи»

Имя поля Тип данных Описание
ID_user Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
user_name Текстовый Имя пользователя
user_password Текстовый Пароль пользователя

 

Таблица «Пользователи» содержит информацию для авторизации и последующей индентификацией пользователей, которыеимеют доступ к работе с разрабатываемым приложением. Ключевое поле «ID_user» связано с одноименными полями в таблицах «Управление», «Отделы»,

«Подразделения».

 

Таблица 3.7 – Состав таблицы «Измерения»

Имя поля Тип данных Описание
ID_izmer Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
izmerenie Текстовый Название еденицы измерения

 

Таблица «Измерения» является справочником, хранящим в себе сокращения различных едениц измерений. Ключевое поле в таблице –

«ID_izmer». Оно связано с одноименным полем в таблице «ТМЦ».

 

Таблица 3.8 – Состав таблицы «ТМЦ»

Имя поля Тип данных Описание
ID_TMC Счетчик Длинное целое
TMC Текстовый Название товара
proizvoditel Текстовый Производитель товара
pl_stoim_ed Числовой Стоимость товара
ID_izmer Числовой Длинное целое

 

Таблица «ТМЦ» предназначена для хранения данных о товарах доступных для закупки, представляемых той или иной организацией. Таблица хранит в себе также стоимость товара и еденицы измерения объема закупок, посредством связи через вторичный ключ «ID_izmer» с таблицей

«Измерения». Ключевое поле в данной таблице – «ID_TMC». Оно связано с одноименными полями в таблицах «План» и «Все».

 

Таблица 3.9 – Состав таблицы «Заказ»

Имя поля Тип данных Описание
ID_zakaza Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
User_name Текстовый Имя пользователя, сделавшего заявку на закупку
data Дата Дата создания заявки

 

Таблица «Заказ» предназначена для хранения первичных данных о заявке на закупку товаров. Данные в таблице заполняются автоматически при создании новой заявки. Ключевое поле в данной таблице – «ID_zakaza». Оно связано с одноименными полеми в таблицах «Факт» и «Заказано товаров».

 

Таблица 3.10 – Состав таблицы «Заказано товаров»

Имя поля Тип данных Описание
ID_zak_tov Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле
ID_zakaza Числовой Длинное целое
ID_all Числовой Длинное целое
kol Числовой Количество товара

 

Таблица «Заказано товаров» предназначена для отображения множества товаров, заказанных в одной заявке. Ключевое поле в данной таблице ¾

«ID_zak_tov». Это поле не используется для связи с другими таблицами, но необходимо для создания SQL-запросов.

 

Таблица 3.11 – Состав таблицы «Периоды»

Имя поля Тип данных Описание
ID_period Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле
nazvanie Текстовый Название периода
nach_period Дата Начало периода
kon_period Дата Конец периода

 

Таблица «Периоды» явлется справочником, содержащим в себе название периодов и их временные рамки. Ключевое поле в данной таблице –

«ID_period». Оно связано с одноименным полем в таблице «План».

Таблица 3.12 – Состав таблицы «План»

Имя поля Тип данных Описание
ID_plan Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле
ID_TMC Числовой Длинное целое
kol_ed Числовой Количество едениц товара
ID_period Числовой Длинное целое
Status Текстовый Статус состояния

 

Таблица «План» предназначена для отображения текущего плана закупок. Она содержит информацию о том, какие товары в каком количестве и в течение какого периода, нужно приобрести. Ключевое поле в данной таблице – «ID_plan».

 

Таблица 3.13 – Состав таблицы «Факт»

Имя поля Тип данных Описание
ID_fakt Счетчик Уникальный идентификатор, ключевое поле.
ID_plan Числовой Длинное целое
ID_zakaza Числовой Длинное целое
raznica Числовой Экономия/перерасход

 

Таблица «Факт» предназначена для отображения отчетной информации. В ней сопоставляются запланированные и фактические данные о проведенных закупок. Ключевое поле в данной таблице – «ID_fakt».

 

 

 

Разработка графического интерфейса

 

Для того, чтобы перейти к рассмотрению графического интерфейса в приложении, необходимо дать определение понятию интерфейс, рассмотреть, что он из себя представляет, а также, как он должен быть представлен в современных вычислительных системах.

Интерфейс в объектно-ориентированном программировании – это семантическая и синтаксическая конструкция в коде программы, используемая для определения различных функций, предоставляемых классом или компонентом. Он представляет совокупность наглядных средств и правил взаимодействия между пользователем и программой[12].

В современных вычислительных и автоматизированных системах интерфейс должен быть удобным в использовании и простым в освоении. На рисунке 3.2 представлена модель окна регистрации в приложении

«Управление закупками товаров на предприятии ОАО «Рогачевский молочно- консервный комбинат». Окно представляет из себя веб-форму, отображающую область сведений учетной записи, кнопку подтверждения введенных данных и шаблон меню. Шаблон меню содержит заголовок

 

Описание использованных компонентов и иерархии классов

Разработанная система управления закупками состоит из 3 основных блоков:

· действия;

· слой доступа к данным;

· база данных.

Схема классов приложения приведена на рисунке 3.4.

 

 

Рисунок 3.4 – Схема классов приложения

 

Далее рассматриваются основные методы и процедуры обработки событий.

За вход в систему отвечает класс Login. В теле класса Login присутствуют 2 метода:

– метод Login, не имеет аргументов, в котором описываются поля ввода имени пользователя, пароля;

– метод ChangePassword(object sender, EventArgs e), в котором описывается процесс восстановления пароля.

За регистрацию новых пользователей в системе отвечает класс Register.

В теле класса Register присутствуют 2 метода:

– метод RegisterUser_CreatedUser(object sender, EventArgs e), в котором осуществляется процесс регистрации новых пользователей в системе;

– метод Page_Load(object sender, EventArgs e), который отвечает за загрузку страницы регистрации пользователей.

Для просмотра, редактирования и удаления заявок в системе существует класс zayavka, в котором присутствуют следующие методы:

– Page_Load(object sender, EventArgs e), в котором происходит вывод составленных заявок в элемент управления GridView.

– Button1_Click(object sender, EventArgs e), который осуществляет сохранение составленных заявок в таблице базы данных.

– GridView1_SelectedIndexChanged(object sender, EventArgs e), в котором происходит редактирование и удаление необходимых составленных заявок.

Для просмотра сформированного плана закупок в системе реализован класс plan, в котором реализованы следующие методы:

– Page_Load(object sender, EventArgs e), в котором происходит вывод информации о запланированных закупках уровня кафедр, деканата и годовой план.

– GridView1_SelectedIndexChanged(object sender, EventArgs e), в котором происходит редактирование составленного плана закупок уровня кафедры.

– GridView2_SelectedIndexChanged(object sender, EventArgs e), в котором происходит редактирование составленного плана закупок уровня деканата.

– Button1_Click(object sender, EventArgs e), в котором происходит выбор фактически исполненных закупок по нажатию кнопки.

– Button2_Click(object sender, EventArgs e), в котором происходит изменение информации о исполненной закупке, дополнение информацией, и сохранение исполненной закупки в базу данных.

Для вывода состояния фактически исполненных закупок в системе реализован класс sostoyanie. Со следующими методами:

– Page_Load(object sender, EventArgs e) – реализует вывод информации на странице об исполненных закупках. Вывод осуществляется из базы данных в элемент управления GridView. Так же происходит подсчет общего количества закупленного оборудования и вывод общего бюджета закупок.

 

– Button1_Click(object sender, EventArgs e) - реализует экспорт отчета по исполненным закупкам в файл таблиц Excel.

Для добавления необходимой информации в справочники в системе реализован класс dbAdd, который включает методы:

– Button1_Click(object sender, EventArgs e) – для добавления в справочник новые наименования оборудования.

– Button2_Click(object sender, EventArgs e) – для добавления в справочник производителей.

 

 

4 АПРОБАЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

«АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫКОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО

«РОГАЧЕВСКИЙ МОЛОЧНО-КОНСЕРВНЫЙ КОМБИНАТ»

«Автоматизированная система контроля и управления закупками на предприятии ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» имеет удобный стандартный для веб-приложений интерфейс. Некоторая шаблонность, необходима для быстрого освоения приложения, т.к. пользователю проще работать с знакомым и интуитивно понятным интерфейсом. Данный подход к созданию интерфейса позволяет быстрее освоить приложение и сократить время на обучение работника, а также при дальнейшем использовании приложения упростить доступ к тем или иным его функциям.

При запуске приложения, открывается браузер и перед пользователем открывается окно авторизации пользователя. В данном окне содержатся поля для ввода имени пользователя и пароля, а также отображается главного меню программы, которое не реагирует на действия пользователя до тех пор пока он не будет авторизирован в системе. На рисунке 4.1 изображена страница авторизации пользователя.

Рисунок 4.1 – Страница авторизации пользователя

 

В случае, если пользователь не был зарегистрирован ранее в системе, он может перейти на форму регистрации пользователя, где ему будет необходимо ввести информацию о себе и подтвердить создание нового аккаунта. Важно понимать, что новому зарегистрированному пользователю не доступен весь

функционал программы, до тех пор пока администратор не назначит ему роль, тем самым определив его права доступа.

На рисунке 4.2 изображено окно регистрации пользователя, а также сообщения об ошибках ввода.

Рисунок 4.2 – Окно регистрации пользователя

 

Как видно на рисунке, сдесь происходят различные проверки введенной информации, такие как: проверка на пустоту поля для ввода, проверка на соответствие типа, а также различные маски ввода. Аналогичные проверки используются и на других полях для ввода.

На большинстве страниц приложения происходит работа с теми или иными данными: заполняются справочные таблицы, задаются соответствия между структурами предприятиями, происходит работа с основными таблицами базы данных. На рисунке 4.4 изображен пример типичного рабочего окна приложения

 

Рисунок 4.4 – Окно для работы с таблицей «Товарно-материальные ценности (ТМЦ)»

 

Для того, чтобы добавить данные в таблицу, достаточно нажать кнопку

«Добавить записи», после чего появится окно с полями для заполнения(рисунок 4.5). Чтобы подтвердить добавление новой записи в таблицу, нужно нажать кнопку «Добавить записи».

 

 

Рисунок 4.5 – Окно добавления записи в таблицу

 

Все поля являются обязательными для заполнения. В случае, если пользователь случайно не заполняет какое-либо из полей или вводит данные иного типа, программа отобразит рядом с не заполненным полем сообщение о необходимости заполнения данного поля (рисунок 4.6).

Рисунок 4.6 – Сообщения об ошибке при заполнении полей

 

Для того, чтобы редактировать запись из базы данных, достаточно нажать кнопку редактировать в соответствующей строке, после чего пользователи будет отображено окно для редактирования. Принцип работы окна редактирования аналогичен добавлению записи в таблице(Рисунок 4.7). Также можно отменить изменения и вернуться обратно к просмотру таблицы.

 

Рисунок 4.7. – Окно редактирования записи

 

Так же реализована возможность удаления данных из справочных таблиц. Для того, чтобы это сделать нужно нажать кнопку «Удалить» в соответствующей строке. После чего появится окно с требованием подтверждения удаления (рисунок 4.8).

Помимо функций добавления, редактирования и удаления, в программном продукте формируется отчетность на основе сопоставления фактических и плановых закупок, а также имеется возможность распечатать план закупок предприятия.

Рисунок 4.8. – Окно подтверждения удаления

 

Исходя из перечисленного выше описания и иллюстраций, работа с приложением не должна вызывать у пользователя затруднений, как c изучением, так и с использованием, так как приложение использует интуитивно понятный интерфейс и исполнен как стандартное веб- приложение.

 

 

5-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ

Для экономического обоснования дипломного проекта в период прохождения преддипломной практики на предприятии была собрана вся необходимая информация:

- цена одного компьютера 5009767 миллионов рублей;

- мощность потребления электроэнергии компьютером 400 Вт;

- стоимости единицы электроэнергии (КВт) – 1398 рубля;

- полезный фонд времени работы компьютера за год 2016 часов;

- площадь одного рабочего места – 6 м2;

- стоимость 1 м2 производственной площади – 4 642 456 рублей;

- норма амортизации для оборудования – 20 %;

- норма амортизации для здания – 1 %;

- отчисления на текущий ремонт оборудования (в % от балансовой стоимости) – 3,10 %;

- оклад техника-программиста: 1 784 112 руб.

Стоимость компьютера зависит от его системных характеристик, на данный момент стоимость одного компьютера составляет 5009767рублей. Потребление электроэнергии системным блоком составляет 275 Вт, монитором 125 Вт, общая мощность, потребляемая компьютером, составляет 400 Вт. Стоимость 1 КВт составляет 1398 рублей.

Полезный фонд времени работы компьютера за год составляет 2016 часов. Количество рабочих дней в 2013 году без учета выходных и праздничных дней составляет 254 дня.

Площадь одного рабочего места зависит от численности людей работающих в отделе и от площади самого отдела. Так образом в отделе

«Разработки и эксплуатации программного обеспечения» площадь одного рабочего места составляет 6 м2. Рассчитать площадь на одно рабочее место можно следующим образом: 36/6 = 6 м2. Стоимость 1 м2 данного отдела составляет 4 642 456 рублей (приложение Д).

 

Расчет общей трудоемкости разработкипрограммного обеспечения

Чтобы рассчитать трудоемкость разработки программного обеспечения необходимо составить таблицу с функциями используемыми в создании программного продукта, а так же определить количество строк написанных функций, процедур и модулей. Перечень функций представлен в приложении А.

Таким образом, в таблице 5.1 представлены все функции, используемые в программе, и количество, занимаемое ими строк.

Таблица 5.1 – Сравнение исходного и уточнённого объёма строк исходного кода

Код функц ии Наименование (содержание) функции Объем функций (строк исходного кода)
исходный уточнен ный
  Организация ввода информации    
  Контроль, предварительная обработка и ввод информации    
  Организация ввода /вывода информации в интерактивном режиме    
  Управление вводом и выводом    
Формирование, введение и обслуживание баз данных
  Обработка наборов и записей базы данных    
  Манипулирование данными    
  Организация поиска и поиск в базе данных    
  Загрузки базы данных    
Расчетные задачи, формирование и вывод на внешние носители документов сложной формы и файлов
  Расчет показателей    
Итого      

 

Единице измерения объема ПО является строка исходного кода программы. Общий объем ПО (V0) определяется исходя из количества и объема функций, реализуемых программой, по каталогу функций программного обеспечения, и рассчитывается по формуле.

 

 

В зависимости от того на каком языке программирования или в какой среде программирования происходит разработка программного продукта, определяется объем строк исходного кода. Программа «Автоматизированная система контроля и управления закупками на предприятии ОАО «Рогачевский молочно-консервный комбинат» реализована с использованием среды разработки приложений «Microsoft Visual Studio» и нормативный объем строк исходного кода для выбранных категорий функций, отображенных в таблице 5.1, таким образом объем функций исходного кода (V0) равен:

 

V0 = 150+550+320+2400+2670+9550+5480+2780+460 = 24760 строк.

 

Объем функций уточненного кода (Vy) равен:

 

Vy =120+150+100+150+150+320+150+150+250 = 1540 строк.

 

По всем своим характеристикам и функциональным возможностям ПО относится ко второй категории сложности. На основании принятого к расчету уточненного объема программы и ее категории сложности, нормативная трудоемкость выполняемых работ равна (Тн) = 73 чел.-дн.

Коэффициент сложности (Кс), рассчитывается в том случае когда производятся дополнительные затраты труда, связанные с повышением сложности разработанного ПО. Рассчитывается такой коэффициент по формуле (5.2) представленной ниже.

Результаты расчетов по определению нормативной и скорректированной трудоемкости ПО, по стадиям разработки представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Результаты расчетов общей трудоемкости ПО

Показатели Стадии разработки Итого
ТЗ ЭП ТП РП
Общий объем ПО (), количество стр. - - -
Общий уточненный объем ПО (Vy), количество строк - - -
Категория сложности ПО - -  
Нормативная трудоемкость разработки ПО (Тн), чел.-дн. - -  
Коэффициент повышения сложности ПО (Кс) 1,18 1,07 -
Коэффициент, учитывающий новизну ПО (Кн) 0,63 0,63 -
Коэффициент, учитывающий степень использования стандартных модулей (Кт) - 0,55 -
Коэффициент, учитывающий средства разработки ПО (Кур) 1,1 1,1 -
Коэффициенты удельных весов трудоемкости стадий разработки ПО (КТЗ, КЭП, КТП, КРП, КВН) 0,50 0,35 0,85
Распределение нормативной трудоемкости ПО по стадиям, чел.-дн.      
Общая трудоемкость разработки ПО (ТО), чел.-дн.      

 

Расчет затрат на разработку программного продукта

В состав затрат на разработку программного продукта входят следующие статьи расходов:

– затраты труда на создание программного продукта (затраты по основной, дополнительной заработной плате и соответствующие отчисления) (Зтр);

– затраты на изготовление эталонного экземпляра (Зэт);

– затраты на технологию (затраты на приобретение и освоение программных средств, используемых при разработке программного продукта; затраты на ПО, используемое как эталон) (Зтех);

– затраты на машинное время (расходы на содержание и эксплуатацию технических средств разработки, эксплуатации и сопровождения) (Змв);

– затраты на материалы (информационные носители) (Змат);

– затраты на энергию, на использование каналов связи (для отдельных видов);

– общепроизводственные расходы (затраты на управленческий персонал, на содержание помещений) (Зобщ_пр);

– непроизводственные (коммерческие) расходы (затраты связанные с рекламой, поиском заказчиков, поставками конкретных экземпляров) (Знепр).

 

 

6СВЕДЕНИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ ДОСТАВКИ ГРУЗА НА РУЧНЫХ ТЕЛЕЖКАХ, НАПОЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ И ТРАНСПОРТЕРАХ

Общие сведения

На предприятиях для перемещения твердых сырьевых и вспомогательных материалов, изделий, заготовок, топлива используют различные виды периодического и непрерывного транспорта.

Периодическое транспортирование осуществляется с помощью рельсового, безрельсового транспорта и подвесных дорог.

К рельсовому транспорту относят мостовые, козловые (портальные) краны, вагонетки, тепловозы, электровозы и пр.

Безрельсовые виды транспорта – автокраны, автопогрузчики, автотележки и другие виды транспорта с двигателями внутреннего сгорания и колесные транспортные средства с электроприводом (аккумуляторные и троллейные). К ним относятся электропогрузчики, электротележки, электроштабелеры, электротягачи и др. Безрельсовый напольный транспорт является наиболее гибким, так как позволяет доставлять грузы в любую точку здания, помещения. Однако он представляет собой повышенную опасность для обслуживающего персонала[12].

Подвесные дороги (пути) используются для транспортировки сырья, материалов, продукции по полосовым или трубчатым направляющим, установленным в свободной верхней зоне производственных помещений.

Непрерывное транспортирование твердых материалов производится конвейерами различных типов (ленточный, вибрационный, винтовой, инерционный, качающийся, ковшовый, скребковый, люлечный, подвесной, пластинчатый, тележечный, роликовый, цепной и др.), пневматическим, индуктивным транспортом и т.п.

Пневматические транспортные устройства предназначены для транспортирования, погрузки и выгрузки сухих и мелкозернистых сыпучих материалов.

К преимуществам пневмотранспорта относят возможность транспортирования материалов по сложной пространственной схеме, отсутствие движущихся и вращающихся деталей, высокую степень герметизации и отсутствие потерь материала, легкость автоматизации процесса. Этот вид транспорта повышает безопасность, улучшает санитарно- гигиенические условия труда, обеспечивает пожаро- и взрывобезопасность производства, уменьшает количество обслуживающего персонала. Недостатки этого способа – наличие повышенного износа элементов пневмотранспорта, необходимость очистки отработанного воздуха от пыли перед выбросом его в атмосферу, затруднения при транспортировке влажных, слеживающихся, гигроскопичных и липнущих материалов.

Пневмотранспортные устройства подразделяются на нагнетательные, всасывающие и эжекционные. Для обеспечения нормальных санитарно-

гигиенических условий труда предпочтительнее использовать пневмотранспорт, работающий под разрежением.

Безопасность работы пневматических установок достигается исправностью и правильной эксплуатацией компрессорной установки, выполнением технологических режимов пневмотранспорта материалов, автоматизированным их управлением с пульта, отводом статического электричества путем заземления пневмотранспортной системы, соблюдением инструкции по охране труда пневматического транспорта. Во время работы пневмотранспорта не допускается подходить ближе 1 м к его заборным устройствам.

В настоящее время широкое распространение получили автоматизированные системы перевозки продукции, материалов, заготовок. Автоматизированные перевозки осуществляются двумя видами транспорта: электрическим подвесным и напольным индуктивным.

Электрический подвесной транспорт – это самостоятельные автоматизированные транспортные системы, каждая из которых состоит из электрических подвесных тягачей, автоматически движущихся по разветвленной системе монорельсов, подвешенных между опорами. Грузоподъемность электрического подвесного транспорта – 500 кг, скорость движения – 20 м/мин, высота подъема – 80 мм.

Напольный индуктивный транспорт представляет собой самостоятельные автоматизированные транспортные системы, каждая из которых состоит из индуматов (индуктивно управляемых тележек), движущихся по определенным маршрутам с помощью электрических кабелей, проложенных в полу производственных помещений. На кабели подается переменный ток (частота 5-32 кГц). Вокруг кабеля образуется концентрическое магнитное поле, улавливаемое двумя приемными катушками, установленными на индуматах, что обеспечивает движение их по строго определенному маршруту.

Индуматы оснащены аккумуляторными батареями и ЭВМ. Скорость индуматов при движении вперед – 4,0 км/ч, при движении назад – 1,0 км/ч. Рабочая программа индуматов задается путем нажатия кнопок на пульте управления или в месте вызова. ЭВМ опознает и координирует маршрут движения индуматов, а также может выдавать сведения об их местонахождении в любой период времени.

Безопасность электрического подвесного и напольного индуктивного транспорта достигается отсутствием работающих людей в зоне движения транспорта, исправностью оптической и механической блокировок, а также наличием системы постоянного контроля трассы движения тележек.

 


Напольный колесный безрельсовый транспорт

Наибольшее распространение из напольного колесного безрельсового транспорта на предприятиях республики получили автопогрузчики, электротранспорт и грузовые тележки.

Безопасность эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта регламентируется Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации напольного колесного безрельсового транспорта, утвержденными Постановлением МТиСЗ от 30.12.2003 г. № 165.

Руководитель организации приказом назначает из числа специалистов лиц, ответственных:

– за выпуск на линию в полностью исправном состоянии автопогрузчиков и электротранспорта;

– за своевременный осмотр и ремонт автопогрузчиков, грузовых тележек с подъемными устройствами и электротранспорта;

– по надзору за безопасной эксплуатацией автопогрузчиков, грузовых тележек с подъемными устройствами и электротранспорта;

– за исправное состояние тележек.

К управлению автопогрузчиком допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилем, прошедшие в установленном порядке спев зоне движения транспорта, исправностью оптической и механической блокировок, а также наличием системы постоянного контроля трассы движения тележек.

Безрельсовые транспортные средства регистрируются в организации с присвоением им инвентарного номера. На погрузчики, грузовые тележки с подъемными механизмами, электроштабелеры отчетливо наносят видимые и легко читаемые надписи с указанием регистрационного номера, грузоподъемности, даты следующего технического освидетельствования.

Каждая тележка должна иметь табличку (надпись) с указанием даты осмотра, грузоподъемности, инвентарного номера, наименования структурного подразделения. Автопогрузчики и электротранспорт должны быть закреплены за водителем приказом по организации.

Техническое обслуживание (ТО) автопогрузчиков, электротранспорта подразделяется на следующие виды:

– ежедневное (ЕО);

– первое ТО (ТО-1);

– сезонное ТО (СО) – для автопогрузчиков;

– годовое ТО (ГО) – для электротранспорта.

Тележки не реже одного раза в три месяца осматриваются лицом, которое ответственно за их исправное состояние.

Перед вводом в эксплуатацию, после ремонта грузоподъемного устройства и в процессе эксплуатации не реже одного раза в год погрузчики, грузовые тележки с подъемными устройствами, электроштабелеры подвергаются техническому освидетельствованию. Оно проводится лицом, ответственным по надзору за безопасной эксплуатацией безрельсовых транс- портных средств[13].

– две тормозные системы - рабочую и стояночную;

– устройства сигнализации и освещения, обеспечивающие безопасность работы (звуковой сигнал, сигнал торможения, фары, указатели поворота, габаритные фонари);

– ограничители хода в механизмах подъема, опускания, наклона, смещения, выдвижения, поворота и других рабочих операций;

Для выделения транспортных средств на окружающем фоне их окрашивают в сигнальный цвет, а выступающие их части, которые могут представлять опасность при эксплуатации должны иметь предупредительную окраску.

Передние колеса ручных тележек для перевозки грузов массой: 300 кг и более должны быть управляемыми.

Высота укладки груза на вилах погрузчика должна обеспечивать обзорность водителя на открытых площадках на расстоянии не менее 8 м, на складах – не менее 5 м. Работа грузозахватного приспособления производится при скорости движения погрузчика не более 1-1,5 км/ч.

Скорость движения безрельсовых и других транспортных средств по территории организации, в производственных помещениях устанавливается работодателем и не должна превышать:

– в производственных помещениях – 5 км/ч;

– при въезде и выезде из ворот, на перекрестках, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на поворотах, при движении задним ходом – 3 км/ч;

– при минимальном радиусе разворота средства- 2 км/ч, а при ограниченной обзорности места разворота – 1-1,5 км/ч.

Дистанция между движущимися безрельсовыми транспортными средствами должна быть не менее 10 м. При проведении разгрузки или погрузки вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно был не менее 0,8 м.

Водители погрузчиков должны обеспечиваться СИЗ, в том числе защитными касками.

 

Транспортные средства непрерывного действия

Межотраслевые правила охраны труда при эксплуатации конвейерных, трубопроводных и других транспортных средств непрерывного действия, утвержденные Постановлением МТиСЗ от 10.04.2007 г. № 54, устанавливают государственные нормативные требования охраны труда на транспортных средствах непрерывного действия[13].

Безопасность эксплуатации транспортных средств непрерывного действия обеспечивается:

– выбором их типа и конструктивного исполнения, соответству



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: