Тема: «Что дом может рассказать о своем хозяине?»




Поход в гости – это возможность узнать друга с совершенно новой стороны, а именно познакомиться с местом, где он проводит минимум треть своей жизни, где ему комфортно и приятно. Приглашение в гости я считаю знаком особого расположения и доверия, ведь тебе приоткрывают двери в личный, недоступный большинству других мир. Каждая квартира особенна и неповторима; мне нравится изучать, как мои друзья организуют их собственное пространство: какие статуэтки они поставили на стол, какие картины выбрали для того, чтобы повесить на стену… Я всегда интересовалась, что создает эту особую атмосферу дома: просто набор вещей и их расположение друг относительно друга или еще что-то неуловимое, трепетное, некий дух помещения и живущего в нем человека?

Первое, на что мы обращаем внимание при посещении друга, – это, конечно, материальные предметы. Как известно, к отделке вновь купленной квартиры люди подходят очень ответственно: месяцами изучают каталоги обоев и напольных покрытий, черпают вдохновение из уже готовых дизайнерских проектов, а иногда даже нанимают персонального дизайнера. Но может ли сторонний оформитель прочувствовать то настроение, которое отражает твой дом?

Чем же руководствуются люди, выбирая то, как будет выглядеть место их проживания? Очевидно, здесь мы сталкиваемся с врожденным эстетическим чувством, уникальным для каждого, о существовании которого, кстати, говорил еще Бродский во время своего выступления при вручении ему Нобелевской премии.

Обращаясь к русской литературе, давайте посмотрим, что смогут нам рассказать об известных персонажах их дома.

Имение Собакевича сразу поражает Чичикова своими основательностью и размахом: даже избы крестьян добротны и устойчивы, не говоря уже о доме самого хозяина. Гоголь отмечает, что архитектор при постройке дома пытался привнести легкие декоративные элементы, но под давлением мнительного помещика сдался, и дом получился массивным, даже грубым. Вся мебель в комнатах тоже простая, крепкая и надежная, созданная для того, чтобы выдержать вес ее хозяина. Чичиков даже самого Собакевича про себя называет «шкаф», «кулак», «медведь». Таким образом, обиталище Собакевича замечательно отражает его прямолинейный грубоватый характер. Замечу, что на стенах висят изображения героев войны 1812 года в виде богатырей, потому что сама Россия своими просторами способствует появлению богатырей. Но вот в чем дело: на войне богатыри полегли; тех, кто выжил, не уважают (как капитана Копейкина); а такие, как Собакевич, посвятили себя не подвигам, а банальному накопительству. Наблюдается вырождение богатырей на Руси, что является причиной грусти автора. Что же Плюшкин? Гоголь называет его «прорехой на человечестве». Чичиков даже сначала не признает в нем мужчину и хозяина. Имение его в упадке: в закромах гниют запасы зерна, крестьяне умирают, в доме горы мусора (старые тряпки, перья, засохший кулич), везде пыль, грязь и запустение. Гоголь, используя прием ретроспекции, показывает, что Плюшкин не всегда был таким: раньше он просто был прижимистым хозяином, но страсть к накопительству приобрела маниакальную форму. Мне кажется, причина этого – желание остаться в прошлом, остановить мгновение; предметы материального мира расцениваются Плюшкиным как что-то надежное, неизменное, стабильное. Но на самом деле жизнь идет вперед, а кулич досыхает, окна покрываются слоем пыли… Обратим внимание также и на картину, висящую на стене у Плюшкина: это натюрморт с изображенными на нем цветами, фруктами, разрезанным арбузом, кабаньей мордой и уткой, свесившей вниз голову. Стоит сказать, что натюрморт («мертвая природа») – внешне простой жанр живописи, но на самом деле в нем есть глубокий философский подтекст: материальное красиво, но оно не вечно. Поэтому Плюшкин, скапливающий деньги и вещи, в действительности собирает ветошь, тлен, прах, гниль.

Иногда люди, живущие в одинаковых условиях, делают совершенно разный жизненный выбор. Рассмотрим это на примере произведения Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Заметим, как автор описывает комнату Родиона Романовича Раскольникова: «гроб», «шкаф», «каюта». Бедность, в которой он погряз, убогость его жилища резко контрастируют с его внешностью («прекрасные глаза», «замечательно хорош собой»). Таким образом, Достоевский с помощью интеллектуальной провокации намеренно подводит читателя к тому, чтобы найти оправдание преступлению Раскольникова в атмосфере, которой он окружен («тесные комнаты и низкие потолки теснят душу и сердце»). Однако обратим внимание также на описание жилища Сони Мармеладовой: «один угол ужасно острый, другой безобразно тупой». Как видим, автор здесь опровергает теорию среды: и Соня и Родион бедны, но при этом они совершают разный нравственный выбор: один выбирает убийство, другая – самопожертвование.

Итак, мы подошли к тому, что дом дышит жизнью и может поведать нам что-то только в совокупности со своим хозяином. Без жильцов, их радостей и горестей, их суеты помещение сразу становится пустым, нежилым, как будто покрытым серым налетом, то есть, по существу, это уже и не дом вовсе. Поэтому я прихожу к мысли о том, что человек – вот кто привносит смыслы в дом, а вовсе не предметы материального мира. Жилище лишь помогает человеку раскрыться, проявляет его истинную сущность, потому что, когда человек дома, он априори чувствует себя в безопасности и комфорте, его не сковывают никакие условности и рамки, значит, дома человек может быть таким, каков он есть на самом деле. Таким образом, роль этой среды сводится к лишь к тому, чтобы раскрыть потенциал ее обитателя, истинного создателя как себя, так и своего пространства.

Автор сочинения демонстрирует высокий уровень речевого развития. В тексте реализуются жанрово-стилистические признаки, соответствующие цели сочинения и его теме. Ученик имеет большой словарный запас, использует разнообразные синтаксические конструкции и языковые средства выразительности. В то же время в сочинении есть несколько речевых ошибок (выделены жирным шрифтом): неудачное словоупотребление (а именно…), следствием которого является нарушение логичности речи; смысловая недостаточность, вызванная пропуском слова (большинству других…); неточное словоупотребление, приводящее к фактической неточности при характеристике персонажа (мнительный вместо придирчивый, неуступчивый), к двусмысленности (дом может поведать… в совокупности со своим хозяином).

По критерию № 4 сочинение заслуживает оценки «зачет».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: