Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)




«Народное хозяйство есть результат индивидуальной деятельности личностей, а развитие производительных сил есть творчество народа в хозяйственном отношении, до известной степени есть тоже феномен его духовной жизни»

Разделение труда на производительный и непроизводительный, которое произвел А.Смит, и тем самым разделение экономической и духовной деятельности «смущает до сих пор экономическую мысль», которая и так «страдает чрезмерным механизированием хозяйства». Хозяйство не может быть только механизмом, но является живым творческим началом. с. 182

 

Хозяйствующая личность есть самостоятельный фактор хозяйства…Хозяйство есть взаимодействие свободы, творческой инициативы личности и механизма, железной необходимости, есть борьба личности с механизмом природы и общественных форм в целях их приспособления к потребностям человеческого духа. Одним словом, хозяйство ведет хозяин…В душе человека рождаются различные мотивы, как своекорыстные, так и идеальные, и политическая экономия никоим образом не должна вычеркивать из круга своего внимания мотивы второго рода. При определении этого рода мотивов должны учитываться и идеальные ценности, в частности и такие факторы как религия. Религия, как фактор экономического развития, поскольку она есть фактор в образовании личности, вводится таким образом в круг изучения экономической жизни. с 183 Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

Булгаков, ссылаясь на ряд исследований по мировоззрению русского крестьянства, пишет о том, что труд в сознании русского крестьянства воспринимается не только как подневольная тягота, но как исполнение религиозных и нравственных обязанностей. Булгаков приводит примеры отношения к труду, сложившиеся в западном и восточном монашестве, подчеркивая религиозно-нравственную мотивацию труда (труд ради Христа, ради ближнего), его воспитательное значение (борьба с праздностью и пороками, которые она порождает, воспитание твердости духа, деятельной любви к ближнему и т.п.), а также влияние монастырского образа жизни и монастырского хозяйствования на становление народного хозяйства средневековой Европы, европейской культуры, а также на освоение и хозяйственное преображение труднодоступных территорий России. (185-188)

Булгаков приводит суждение Федора Студита, устав которого получил руководящее значение для восточных монастырей. Федор Студит пишет о том, что труд ради других, с отсечением своей воли, с терпением и перенесением тягот и желанием с любовью послужить братии, уподобляет христианина мученикам и даже Самому Господу. И поэтому, обращаясь к монахам пишет: «Благодушествуйте же, трудитесь!» с. 186 Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

 

 

Он характеризует внутреннюю связь, установившуюся между кальвинизмом и капитализмом. Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

 

«высшее благо для капиталистической этики состоит в накоплении богатства, рассматриваемого как самоцель» - капиталист считает себя обязанным перед своим имуществом и рассматривает его увеличение как профессиональный долг с 190

Корень этого духа капитализма в учении протестантизма центральный догмат всех протестантских исповеданий выражается в понятии «Beruf», которое обозначает религиозное призвание к своей профессии (латино-католические народы, русский, классическая древность не имеют подобного слова).Это слово заимствовано из Лютеровского перевода Библии,при передаче текста из книги Иисуса Сираха, ХІ, 20-1 соответствующее место русского перевода «Веруй Господу и пребывай в труде(=«Beruf») своем» с.191

Протестантизм рассматривает исполнение мирских обязанностей, профессиональную деятельность как религиозную деятельность, как духовное занятие.

«Состояние избранности нельзя определить ни по каким внешним или внутренним признакам, как и нельзя его ничем достигнуть, но оно выражается в известных чертах поведения. Считать себя избранными за отсутствием возможности доказать противное, должны все и самое сомнение в этом следует отгонять, как дьявольское наваждение; проверять же состояние избранности можно, только следя за своим поведением, неусыпным самоконтролем «щупанием себе пульса»;методическая дисциплина жизни, выражающаяся прежде всего в неустанном профессиональном труде, есть первый практический вывод из учения кальвинизма. Бог кальвинизма требует прославления Его в мире святою жизнью: повседневная жизнь должна методически определяться аскетической дисциплиной……в этой мысли о необходимости удостоверения своей веры в светской профессии кальвинизм дал положительный мотив для ее развития и связал практическую этику с учением о предопределении. Вместо духовной аристократии монахов вне мира и над миром, он выставил духовную аристократию избранных Богом, от вечности святых в миру.

И именно не труд сам по себе, но рациональный, методически размеренный профессиональный труд требуется от личности. А в числе признаков полезности дела или профессии и даже его богоугодности оказывается и его доходность.

«Если Бог нам показывает путь, говорит пуританский проповедник Бекстер, «на котором вы без вреда для души вашей или для других законным путем можете зарабатывать больше, чем на другом пути, и вы его отвергнете и изберете менее доходный путь, тогда вы вычеркиваете одну из целей вашего призвания, вы отказываетесь быть управляющими Бога, и принимать Его дары, чтобы иметь возможность употребить их для Него, если Он того захочет. Конечно, не в целях плотского удовлетворения или греха, но для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть.» 194

В пуританизме с грандиозной силой пробудилась и характерная для еврейского мессианизма вера, что англосаксы избранный народ божий, призванный властвовать над другими народами ради спасения и просвещения их же самих. Это составляет между прочим духовную основу английского меркантилизма, имеющего вне этого убеждения черты беззастенчивого национального эгоизма.» 195

Важная характеристика, которой нет у Вебера

Мирской протестантский аскетизм….действуя со всей силой против беспечного пользования имуществом и связывая потребление, особенно же предметов роскоши, освобождает накопление от препятствий со стороны традиционной этики, он разрывает аскетические путы к накоплению во имя же аскетизма, не только легализируя стремление к обогащению, но и рассматривая его прямо как дело богоугодное. Таким образом, пуританский аскетизм стоит у колыбели современного «экономического человека», орудующего на бирже и рынке. Эпоха ХVII века завещала своей утилитарной наследнице прежде всего необычайно спокойную,.. фарисейски спокойную совесть при наживании денег, если оно только совершается в легальной форме. с 196

 

«В настоящее время, впрочем как и всегда, борются между собой два отношения к миру вообще и к хозяйственной жизни в частности: механически утилитарное и религиозное».с199 они борются в жизни и влияют, как влияет общественное мнение, идеи, на человеческую личность, преобладание того или иного воззрения влияет и на хозяйственную жизнь. с 200 Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

Отмечая условия развития народного хозяйства России Булгаков пишет о необходимости изменения психологии народа, общественного сознания и сознания интеллигенции. Необходима психология общего дела, воспитание не сознания собственных интересов, духа индивидуализма, что глубоко ошибочно и порождает разъединение, разрушение этической самодисциплины, а сознание общественных обязанностей, ответственности и самодисциплины.

«Нам необходимо понять, что судьба нашей промышленности, как и земледелия, вообще все развитие производительных сил, для которого капитал есть необходимое средство, является нашим кровным, общенародным делом, в котором заинтересована вся нация». с 202

«Социальный прогресс нашего времени неразрывно связан с ростом личности, а, следовательно, повышением личной ответственности и самодисциплины…Но эта дисциплина не осуществима на почве лишь голых интересов: она предполагает признание высших этических,.. религиозных ценностей, нравственных обязанностей в сфере профессионального труда». с. 203

Также важно возрождение этики и психологии служения, которые заложены в православном видении мира, отношении к труду, хозяйственной деятельности

«Нужно понять, что и хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга, и только при таком к ней отношении и при воспитании общества в таком ее понимании создается наиболее благоприятная духовная атмосфера, как для развития производства, так и для реформ в области распределения, для прогресса экономического и социального »с. 204

Булгаков отмечает, что причина «медленного экономического завоевания России иностранцами » состоит, в том числе и в «низком качестве человеческой личности», имея в виду образованное общество, в котором редко встречаются «упругая воля и зоркий глаз»

он пишет о духовных факторах развития экономической жизни, в частности на уровне общественного сознания - общественном мнении, и соответственно, верованиях и убеждениях, которые им руководят, а на уровне сознания личности – ее этических и религиозных убеждениях. Таким образом, он еще раз подчеркивает влияние религии на экономику. Эти факторы, по его мнению, являются, хотя и «невесомыми», но «могучими факторами » экономического развития.

«Поэтому преследуя цель экономического оздоровления и обновления России, не следует забывать и о духовных его предпосылках, именно о выработке и соответствующей хозяйственной психологии, которая может явиться лишь делом общественного самовоспитания».с 205 Народное хозяйство и религиозная личность (1909 г)

 

 

Этика в православии

Православная этика есть образ спасения души. «Религиозно-этический максимум.. достигается …в идеале монашеском, как совершенном следовании Христу в несении креста своего и самоотречения. Высшие добродетели для монашества ….смирение и хранение чистоты сердца.» В этом максимализме монашеского идеала многие видят «нежизненность и мироотреченность православной морали», особенно по сравнению с гибким и практичным католицизмом и протестантизмом с его обмирщением и мирской этикой повседневной жизни. Но, хотя всякий максимализм труден, христианский путь узок и его нельзя расширить, приспособить к жизни. Но «упрек в мироотреченности православия должен быть устранен». Православие может быть определено с этической стороны как душевное здоровье и равновесие, для которого при всей трагической серьезности, свойственной «царству не от мира сего» остается место и для оптимистического, жизнерадостного отношения в пределах земного существования.

Монашество есть не единственный путь спасения, Церковь прославляет святых, которые жили в миру и были благочестивыми воинами, царями, женами и матерями. Идеал монашества – это идеал для внутреннего преображения личности. «Каждый должен быть монахом в сердце своем.. это относится к внутреннему самоотречению ради Христа, которого надо возлюбить больше всего в мире и больше своей собственной жизни….. Этим отвергается языческое погружение в мир.. Это есть хождение пред Богом, прохождение своего пути жизни с мыслью о Боге, с ответственностью перед Ним, в непрестанной проверке своей совести». с 290 Это духовная работа личности.

Любовь ко Христу является внутренним солнцем жизни, к которому она поворачивается во всех своих проявлениях. И этим устанавливается особый образ аскетического принятия этого мира и его жизни, аскетического труда и творчества в нем. Не осуждаются и не упраздняются никакие области жизни, как таковые: «каждый должен оставаться в том звании, в котором он призван »(Кор.7,20), научал ап. Павел, и, однако, во всем быть христианином. Через это внутреннее духовное делание создается мир христианских ценностей в государстве, хозяйстве, культуре, возникает то, что называется духом жизни. Православие являло силу свою в воспитании народов востока, - Византии, России, славянских народностей с их своеобразной историей, и оно, конечно не исчерпало эти свои силы и стоит теперь перед новыми задачами.» с. 290-291

Именно через внутреннее преображение личности становится возможным преображение мира. Оно дает подлинную свободу, свободу от страстей, свободу от мирских привязанностей, от мира, когда, хотя человек живет в мире и «подвластен принудительной необходимости этого мира, но он не принадлежит ему и способен возвышаться над ним» с.292 Оно дает необыкновенное творческое вдохновение и понимание сути явлений, событий. Что не возможно в протестантизме, в котором нет понятия внутреннего преображения личности, духовного творчества, духовного делания.

Характер православных определяется, как основным чертами, смирением и любовью. с 292

Православие воспитывает прежде всего сердце, и в этом состоит главное его отличие, источник как его превосходства, так и его слабости с. 293

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: