Сюжетно-дидактических игр




Курсовая работа

 

СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

 

  Работу выполнил: студент 541 группы Фамилия Имя Отчество _________________________ (подпись)  
«Допущена к защите» Научный руководитель: _____________ (подпись) «__» ________ 2013 г.   Дата защиты: «___» _________ 2013 г. Оценка:_________________________ Научный руководитель: ___________ (подпись) Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Фамилия Имя Отчество    

 

 

ПЕРМЬ

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…...………………………………………………………….……… …3
Глава 1.Теоретические аспекты исследования сюжетно-дидактической игры как средства познавательного развития детей раннего возраста…….   …7
1.1. Структура, особенности и развивающий потенциал сюжетно-дидактических игр……………………………………………………   …7
1.2. ..13
1.3. ..17
Выводы по первой главе.…………………………………………………… ..22
Глава 2. Прикладные аспекты исследования сюжетно-дидактической игры как средства познавательного развития детей третьего года жизни   ..23
2.1. Задачи и организация исследования…………………………………. ..23
2.2. ..24
2.3. ..29
Выводы по второй главе……………………………………………………. ..34
Заключение…………………………………………………………………. ..35
Список литературы………………………………………………………… ..37
Приложения…………………………………………………………………. ..40
Приложение 1. Методика диагностики познавательного развития детей раннего возраста….……………………………………………….   ..41
Приложение 2. Методика диагностики развития игровой деятельности детей 2–3 лет…............................................................   ..43

 


Образец оформления оглавления при отсутствии прикладной главы

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…...………………………………………………………….……… …3
1. Структура, особенности и развивающий потенциал сюжетно-дидактических игр……………………………………………………………   …7
2. ..13
3. ..17
4. ..20
Выводы.………………………………………………………………………. ..24
Заключение…………………………………………………………………… ..25
Список литературы………………………………………………………….. ..26

ВВЕДЕНИЕ

 

В современный период реформирования дошкольного образования особое значение приобретает исследование проблем детской игры, которая признается отечественными психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и мн. др.) ведущим видом деятельности детей в данный возрастной период, а педагогами (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова и мн.др.) – приоритетным средством воспитания и обучения детей. В современных концептуальных и нормативных документах («Концепция дошкольного воспитания», 1989; «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ МОиН РФ от 23.11.2009 г.) игра выделяется в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста.

Среди разнообразия игр, используемых в дошкольном образовании, особо выделяются сюжетно-дидактические игры. Наличие сюжетной линии и ролей сближает их с сюжетно-ролевыми играми; наличие наряду с игровыми задачами задач дидактических – с играми дидактическими…

Анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей раннего возраста позволил выявить следующие противоречия:

– между высоким развивающим потенциалом сюжетно-дидактических игр и его недостаточной востребованностью в образовательном процессе, осуществляемом в группах раннего возраста;

– между изученностью сущностных и структурных особенностей сюжетно-дидактических игр и слабой теоретико-методической разработанностью возможностей их использования в качестве средства познавательного развития детей третьего года жизни.

Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в изучении педагогических возможностей сюжетно-дидактической игры в образовательном процессе ДОУ и, в частности, процессе содействия познавательному развитию детей третьего года жизни.

В рамках данной проблемы была определена тема нашего исследования: «Сюжетно-дидактическая игра как средство познавательного развития детей третьего года жизни».

Цель исследования – теоретическое обоснование и методическая разработка возможностей использования сюжетно-дидактической игры в качестве средства познавательного развития детей третьего года жизни.

Объект исследования –…

Предмет исследования –…

Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:

1. Обосновать актуальность исследуемой проблемы; определить сущностные и структурные характеристики сюжетно-дидактической игры…

 

 


 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИССЛЕДОВАНИЯ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫКАК СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Структура, особенности и развивающий потенциал

сюжетно-дидактических игр

В отечественной психологии игра признается ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Проблеме детской игры посвящены многие исследования. Согласно теории ролевой игры, разрабатываемой основоположниками и последователями культурно-исторической психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин и др.), игра является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

Важным компонентом игры являются правила. По мнению Д.Б. Эльконина, игра в дошкольном возрасте развивается от игр подражательно-процессуальных через драматические игры со скрытыми правилами к играм с открытыми правилами без сюжета [31]. В связи с этим особое значение в дошкольном возрасте приобретают игры, называемые сюжетно-дидактическими.

Сюжетно-дидактические игры были объектом специального исследования А.А. Смоленцевой [22]. Как отмечает автор, отличительной особенностью данного вида игр является развернутый сюжет, включающий разнообразные роли. В то же время данным играм присущи черты дидактических игр.

На наличие в дидактической игре двух начал – учебного (познавательного) и игрового (занимательного) – указывают и другие исследователи. Так, А.К. Бондаренко отмечает, что в отличие от традиционного учебного занятия в дидактической игре «воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся» [3, c. 5]. В.Н. Аванесова подчеркивает, что дидактическая игра предполагает «игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми», при исчезновении которого «дидактическая игра перестает быть сама собой» [1, с. 186-187].

Проведенный анализ психолого-педагогических источников позволяет заключить, что сюжетно-дидактическая игра может рассматриваться как специфический вид детской деятельности, как форма организации педагогического процесса, как средство и как метод воспитания и обучения. Изучение сущностных особенностей сюжетно-дидактической игры позволяет отличать ее как форму от занятий, как метод от дидактических упражнений, как вид деятельности от сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как деятельность специфическую, полноценную и достаточно содержательную, увлекательную, интересную и полезную для развития ребенка. Сюжетно-дидактическая игра в силу своих сущностных характеристик, особенностей структурных элементов, имеет высокий развивающий потенциал и может быть эффективно использована в образовательном процессе детского сада.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: