Примерный план и вопросы для обсуждения (по лекции)
Практическое задание
1. Рассчитайте исходную цену товара затратным методом при условии, что фирма планирует уровень прибыли в 30%:
- производится одно наименование продукции, переменные издержки на единицу составляют 250 рублей, постоянные 300000 рублей, объем производства 1 000 штук;
- производится несколько наименований продукции
2. Определить марочную стратегию вашего предприятия. Перечислите возможные решения в рамках марочной стратегии.
3. Определить стратегию ценообразования вашего предприятия.
3. Традиционно применяя затратный метод ценообразования, владелец киоска получает 20% прибыли к затратам. Закупочная цена товара А - 2 руб./ед., товара Б - 20 руб./кг. Объем закупок товара А - 2 тыс. шт., товара Б - 100 кг. Транспортные расходы - 2 тыс. руб., стоимость аренды - 100 руб. в день, заработная плата продавца - 300 руб. в неделю. Товар предполагается продать за неделю. Требуется определить продажные цены товаров.
4. Производственный потенциал предприятия - 100 тыс. ед. Себестоимость товара составила 10 руб./ед. Предельный уровень рентабельности - 25%. Обследование 100 тыс. потребителей показало, что 20% из них ориентируются на качество товара и купят по 10 единиц товара по максимальной цене, для 50% потребителей предел цены - 12 руб. при покупке 5 ед. и 30% потребителей купят 2 ед. при цене не выше 11 тыс. руб. Установите цену спроса на товар исходя из максимальной выручки от продаж.
5. На технически сложный товар X необходимо назначить конкурентоспособную цену. Аналогичный товар Y основного конкурента успешно продается по цене 2 тыс. руб./ед. Группа экспертов провела сравнительное тестирование основных свойств этих товаров, а также ранжировала их по важности для потребления, приняв за единицу наименее важное свойство (см. табл.):
Свойства | a | b | c | d | |
Ранг важности (баллы) | |||||
Оценка товаров | X | ||||
в баллах | Y |
Определите цену товара X.
6. Фирма продает товар по цене 300 руб. Себестоимость продукции составляет 250 руб. Если фирма согласится понизить цену в течение месяца на 10%, сколько единиц изделия ей нужно продать, чтобы сохранить валовую прибыль?
7. Для фирмы «К» характерны следующие месячные показатели деятельности.
Показатель | Значение показателя |
1. Объем продаж, шт. | |
2. Отпускная цена, руб. | |
3. Переменные затраты, руб./ шт. | |
4. Постоянные затраты, тыс. руб. |
Менеджеры фирмы, недовольные финансовыми результатами, рассматривают варианты:
1) снижения цены на 10% (при сохранении уровня затрат). На сколько должен возрасти объем продаж, чтобы компенсировать снижение цены?
2) снижения цены на 10% (при снижении постоянных затрат на 5%). Как должен измениться минимальный объем продаж?
3) повышения цены на 10% (при росте переменных затрат на 5%, постоянных – на 5%). Как должен измениться минимальный объем продаж?
8. Фирма производит 10 тыс. изделий А в квартал. Цена изделия – 2570 руб.; средние переменные издержки – 1800 руб./шт.; постоянные издержки 3,85 млн руб. Определить, как изменится прибыль, если цена изменится на 10%.
9. Фирма производит товар «Ф». Выручка от реализации за отчетный квартал составила 1200 тыс. руб. Затраты: основные материалы – 400 тыс. руб.; основная заработная плата производственных рабочих – 240 тыс. руб.; накладные расходы – 360 тыс. руб. (в том числе 300 тыс. руб. – постоянные, из них 100 тыс. руб. – регулируемые). В следующем квартале цена на половину основных материалов возрастет на 10%; часовая тарифная ставка основных производственных рабочих в среднем будет увеличена на 5%; регулируемые постоянные накладные расходы сократятся на 20 тыс. руб.
Проведенные исследования позволяют предположить, что снижение цены на 10% позволит увеличить объем реализации товара на 50%. Проанализируйте эту ситуацию и сделайте вывод о возможностях и опасностях такого решения.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем различие между затратным и ценностным подходом к ценообразованию?
2. Какие основные группы факторов определяют стратегические цели коммерческой политики фирмы и ее основные задачи в сфере ценообразования?
3. В чем отличие косвенного воздействия государства на цены от прямого?
4. Как соотносятся между собой политика и стратегия ценообразования предприятия?
5. Какие стратегии ценообразования для новых товаров вы знаете, в чем их отличие?
6. Каковы основные задачи ценообразования в маркетинге? Какие из них могут считаться приоритетными?
7. Почему предприятия, в основном, используют затратный метод? В чем его преимущества и недостатки?
8. Для какого метода ценообразования основным критерием выбора оптимальной цены становится «ожидаемая прибыль»? Как она рассчитывается?