Рабочая концепция исследования — совокупность теоретических и методических положений, которые являются исходными при организации исследования. В этой части работы даются принимаемые исследователем рабочие определения, из множества теоретических концепций выделяются те, на которые будут опираться далее. Формулировка положений и основных понятий дает исследованию четкость и приближает к обоснованию дальнейших исследовательских предположений, которые будут отражены в гипотезе исследования.
Формулировка гипотезы.
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Содержание экспериментальной гипотезы определяется смыслом того, что она, собственно, предполагает. Гипотеза формулируется как четкий ответ на исследовательский вопрос, заданный в проблеме исследования. При этом нужно конкретно указать, как именно соотносятся интересующие исследователя научные реальности.
Определение цели исследования.
Цель исследования - желаемый конечный результат (главный), он может быть теоретико-познавательным или прикладным, практическим. Стандартная формулировка начинается с фраз: «Доказать, что…», «Показать, что…».
Формулировка задач исследования.
Определение задач - это выбор путей и средств для достижения цели исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Выбор задач должен быть обусловлен делением цели исследования на подцели (цели второго порядка). Среди задач исследования должны быть как те, которые обеспечат нахождение новых фактов, так и те, что помогут включить их в систему имеющихся психологических знаний.
Подбор методов и методик исследования.
Метод - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект. Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. Этап выбора методов и методик тесно связан с конкретизацией исследовательских гипотез. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению.
Нужно дать краткую характеристику каждой методики, ссылку на ее первоисточник и указать цель, с которой она используется в данном исследовании.
Планирование исследования
Разработать краткий план психологического эксперимента:
· Гипотеза исследования;
· Цели и задачи исследования;
· Предмет и объект исследования;
· Описание всех видов переменных, значимых в исследовании (ЗП, НП, ДП, ВП);
· Определение выборки;
· Выбор методов и методик исследования;
· Проведение исследования: форма, порядок предъявления, количество экспериментальных проб, время проведения;
· Определение типа плана и описание его схемы.
11. Сбор данных (проведение эксперимента). В этой части плана описываются все нюансы проведения эксперимента (место, время, точные характеристики выборки, последовательность предъявления методик, формы проведения).
12. Обработка результатов
12.1. Первичная обработка результатов:
·
составление сводных таблиц (в примечаниях к таблицам нужно описать в каких шкалах измерен каждый из изучаемых признаков);
Например:
Признак «пол» - номинативный, класс - номинативный, самооценка до и после тренинга - порядковый.
· заполнение таблиц частот (абсолютная, относительная, кумулятивная) для одного из признаков;
Например:
· гистограммы распределения частот, полигоны и графики;
· таблицы сопряженности с расчетом частоты встречаемости тех или иных номинативных характеристик. Это таблицы совместного распределения частот двух и более номинативных признаков, измеренных на одной группе объектов. Эти таблицы позволяют сопоставить два или более распределения. Столбцы такой таблицы соответствуют категориям (градациям) одного номинативного признака, а строки — категориям (градациям) другого номинативного признака.
Например:
12.3. Вторичная обработка данных:
· Меры центральной тенденции (среднее арифметическое (Мх), медиана (Me), мода (Мо));
· Меры изменчивости (размах (Р), среднее отклонение (МД), дисперсия (Д или Dx), стандартное отклонение (σ));
· Проверка нормальности распределения (с помощью расчета асимметрии и эксцесса; или критерия Колмогорова-Смирнова, или Хи-квадрата Пирсона). В этом пункте делается вывод о нормальности распределения и обосновывается выбор параметрических или непараметрических методов обработки данных;
· Расчет критерия различий с обоснованием выбора того или иного критерия;
· Расчет мер связи с обоснованием выбора того или иного критерия корреляции.
13. Анализ, интерпретация и обсуждение результатов. В данном пункте обобщаются все полученные данные и обосновывается факт опровержения или подтверждения гипотезы.
14. Формулировка выводов по всей работе.