Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности




ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономи-ческой деятельности предусмотрена нормами главы 22 УК.

Происходящие в России экономические и политические пре-образования определили необходимость реформирования всей правовой системы в целом и уголовного законодательства — в частности. Слом старой хозяйственной системы, основанной на командно-административном методе регулирования экономиче-ских отношений и, следовательно, на жестком контроле со сторо-ны государства, и переход к новым экономическим отношениям, ориентированным на свободное развитие рыночной экономики, на свободное предпринимательство, честную конкуренцию при равенстве всех форм собственности, создали (как побочный про-дукт) условия для совершения общественно опасных деяний, ранее не известных уголовному законодательству. В стремлении провести идею: «разрешено все, что не запрещено законом» госу-дарство предоставило возможность новым хозяйственным струк-турам действовать самостоятельно, что объективно создавало условия для злоупотреблений, мошеннических операций со сто-роны недобросовестных хозяйствующих субъектов. Эти общест-венно опасные деяния (проявления монополизма, недобросовест-ной конкуренции, обман кредиторов, ложное банкротство и др.) затрагивали интересы всех хозяйствующих субъектов: и государ-ства и частного предпринимателя, мешая поступательному разви-тию новых экономических отношений.

Основополагающие начала правового регулирования новых экономических отношений были заложены в Конституции РФ, в ст. 8, 34-36. Статья 8 гарантирует участникам новых экономиче-ских отношений единство экономического пространства, свобод-ное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности в условиях равенства всех форм собственности. Статьи 34-36 устанавливают гарантии права граждан на свободное использование своих спо-собностей и имущества для предпринимательской и иной не за-прещенной законом экономической деятельности. Но признание свободы экономических отношений не означает отказа от их госу-дарственного регулирования, поэтому ч. 2 ст. 34 Конституции РФ признала недопустимой деятельность, направленную на монополи-зацию и недобросовестную конкуренцию. Эти конституционные принципы явились основой новых законов, регулирующих эконо-мику в сфере гражданских, финансовых, валютных отношений, а также позволили определить круг общественных отношений, которые должны быть защищены при помощи норм уголовного права от преступных посягательств.

Глава 22 УК содержит 35 статей, в которых определяются признаки преступлений, препятствующих становлению и нор-мальному функционированию системы экономических отношений в рамках рыночной экономики на основе всех форм собственно-сти при государственном регулировании. Ранее использовавший-ся термин «хозяйственные преступления» теперь неприемлем, так как не охватывает содержания норм, включенных в гл. 22 УК, поскольку часть из них предусматривает ответственность за на-логовые, валютные преступления, а также за преступления, со-вершаемые в сфере таможенных отношений, которые не относят-ся к хозяйственной деятельности, но составляют часть экономи-ческих отношений1.

Из 73 составов, включенных в нормы указанных 35 статей, 24 состава относятся к преступлениям небольшой тяжести, 27 — средней тяжести, 19 — тяжким, а 3 — особо тяжким преступле-ниям (ч. 3 ст. 1741 и ч. 2, 3 ст. 186 УК). Все нормы (кроме ст. 175 УК) носят бланкетный характер; для их уяснения нужно обра-титься к гражданскому, налоговому, валютному законодательству и другим нормативным правовым актам, регулирующим эконо-мическую деятельность, в которых даются понятия, используе-мые в нормах гл. 22 УК.

В теории уголовного права не содержится единого понятия экономического (ранее хозяйственного) преступления, хотя этой проблеме было посвящено немало научных трудов, относящихся к исследованиям уголовных законов прошлых лет и ныне дейст-вующего законодательства1. Для выработки данного понятия важно правильно определить видовой объект, который является основанием объединения норм в единую главу. Относительно понятия видового объекта в науке уголовного права высказаны различные мнения, с некоторыми из них трудно согласиться. По-пытки определить видовой объект как интересы государства и отдельных субъектов в сфере экономической деятельности не представляются состоятельными2. Интересы разных хозяйст-вующих субъектов могут быть противоречивыми и не соответст-вовать закону. Не является достаточно корректным определение понятия объекта как общественных отношений в сфере реализа-ции принципов осуществления экономической деятельности3. Как видно, в данном определении не совсем точно расставлены акценты. Объектом отношений является сама экономическая дея-тельность (то, по поводу чего складываются отношения), а не ее принципы. Принципы — это те основные начала, на которых базируется экономическая деятельность.

Достаточно обоснованной представляется точка зрения, со-гласно которой под видовым объектом преступлений в сфере экономической деятельности следует понимать общественные отношения, возникающие в целях осуществления нормальной экономической деятельности по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ и услуг4. Термин «нормальная экономическая деятельность» следует понимать как «соответствующая норме права». Другое выражение: «установлен-ный порядок осуществления экономической деятельности», ис-пользуемый в ином научном источнике, по-существу совпадает с данным определением1. Известно, что установить порядок в го-сударстве можно только при помощи норм права (тогда порядок будет нормальным) и что порядок реализуется в процессе опреде-ленных общественных отношени

Уяснив суть понятия видового объекта, можно определить преступление в сфере экономической деятельности следующим образом: это умышленное общественно опасное деяние, преду-смотренное уголовным законом, посягающее на общественные отношения в сфере производства, распределения, обмена и по-требления материальных благ и услуг.

Сохраняя общепризнанный подход к классификации объектов (по вертикали) на родовой, видовой и непосредственный, выделим непосредственные объекты. Ими являются конкретные общест-венные отношения, складывающиеся в процессе осуществления определенной сферы предпринимательской и иной экономической деятельности. В некоторых нормах указывается дополнительный объект — права и свободы граждан как участников экономических отношений. В некоторых нормах можно выделить предмет пре-ступления, например: ценные бумаги (ст. 185 УК); российские деньги, иностранная валюта или ценные бумаги (ст. 186 УК); дра-гоценные металлы и природные драгоценные камни (ст. 191 УК); налоги и сборы (ст. 198, 199 УК) и в некоторых других случаях.

Объективная сторона преступлений в сфере предпринима-тельской и другой экономической деятельности в основном ха-рактеризуется действиями, например: лжепредпринимательство (ст. 173 УК), незаконное получение кредита (ст. 176 УК), прину-ждение к совершению сделки (ст. 179 УК) и др. Часть преступле-ний может совершаться только бездействием: невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК), уклонение от уплаты налогов (ст. 198, 199 УК). Отдельные преступления могут совер-шаться как действием, так и бездействием. Такими преступлениями, например, являются: воспрепятствование законной предпринима-тельской деятельности (ст. 169 УК), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195 УК).

Обязательным признаком объективной стороны некоторых преступлений являются общественно опасные последствия, ука-занные в диспозициях уголовно-правовых норм в виде крупного или особо крупного ущерба (ч. 1 ст. 171 и ст. 172, ст. 173, ч. 1 и 2 ст. 176 УК и др.).

Закон определяет признаки крупного и особо крупного разме-ра ущерба в примечании к ст. 169 УК, а также в примечаниях к другим статьям рассматриваемой главы. Составы, в которых объективная сторона характеризуется общественно опасными последствиями в виде крупного и особо крупного ущерба, назы-ваются материальными. Преступления с такими составами при-знаются оконченными с момента фактического наступления этих общественно опасных последствий.

Составы, в которых не содержатся признаки, относящиеся к характеристике общественно опасных последствий, считаются формальными. Нередко объективная сторона преступлений с фор-мальными составами включает дополнительные признаки в виде крупного или особо крупного размера деяния, дохода или задол-женности. Данные понятия определяются в примечании к ст. 169 УК (как и размеры ущерба), но в некоторых случаях они раскры-ваются в примечаниях к конкретным статьям. Преступления с фор-мальными составами признаются оконченными с момента выпол-нения указанных в законе действий, включая дополнительные (обя-зательные) признаки в виде крупного или особо крупного размера, дохода или задолженности.

Следует отметить, что некоторые ученые определяют конст-рукцию составов, содержащих признаки крупного размера, дохо-да, задолженности, как материальных1, что не представляется достаточно обоснованным. Доход или размер финансовых опера-ций и других сделок с денежными средствами или иным имуще-ством не всегда может быть связан с причинением общественно опасных последствий гражданам, обществу или государству. Не-уплата таможенных платежей, налогов и (или) сборов действи-тельно имеет своим последствием причинение ущерба различной тяжести государству (в виде упущенной выгоды), но эти общест-венно опасные последствия находятся вне рамок составов пре-ступлений, закон лишь определяет крупный и особо крупный размер самого деяния, а не его последствий. По существу, ука-занные признаки определяют условия, при которых данное обще-ственно опасное поведение признается преступным. При отсутст-вии таких признаков деяние будет административным правона-рушением. Так, перемещение товаров или иных предметов через таможенную границу (ч. 1 ст. 188 УК) признается преступлением (контрабандой) при условии крупного размера, т.е. если стои-мость перемещенных товаров превысит 250 тыс. руб.; если сумма будет меньше, то данное правонарушение повлечет администра-тивную ответственность по ст. 16.1 КоАП РФ.

При описании признаков объективной стороны некоторых со-ставов законодатель указывает способ совершения преступления. Статья 188 УК перечисляет несколько способов совершения кон-трабанды: по ч. 1 и 2 — помимо или с сокрытием от таможенного контроля, с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, с недекларированием или с недос-товерным декларированием; по ч. 3 — с использованием должно-стным лицом своего служебного положения или с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль; а также совершение контрабанды организованной группой (ч. 4). В этой же статье определяется место совершения преступления — та-моженная граница Российской Федерации.

Субъективная сторона преступлений в сфере экономической деятельности характеризуется виной в форме умысла. В некоторых составах содержатся дополнительные признаки субъективной стороны: мотив и цель. О корыстной цели или иной личной заин-тересованности говорится в ст. 170, 181, ч. 3 ст. 183 УК, специ-альные цели указаны в ст. 173, 184, 187 УК.

Субъектом преступления в сфере экономической деятельно-сти может быть физическое лицо, вменяемое, достигшее опреде-ленного возраста. В уголовно-правовой литературе указывается, что ответственность за все преступления, входящие в данную группу, наступает с 16 лет1. Более корректной была бы формули-ровка: «в возрасте не моложе 16 лет». Определение возрастного признака для субъектов преступлений в сфере экономической деятельности требует дифференцированного подхода, в зависи-мости от признаков объективной стороны или субъекта того или иного преступления.

Преступления, входящие в указанною группу, могут совер-шаться как общим, так и специальным субъектом. Иногда специ-альный субъект прямо не называется в норме УК, но это вытекает из смысла закона. Среди специальных субъектов особо выделя-ются субъекты, указанные в ст. 169 и 170 УК. Ими могут быть только должностные лица, уполномоченные осуществлять госу-дарственную регистрацию индивидуального предпринимателя или коммерческой организации либо сделок с землей. Возраст таких лиц бесспорно значительно старше 16 (и даже 18) лет. Сре-ди специальных субъектов указаны также руководители или уч-редители (участники) организаций (ст. 195, 196, 197 УК), возраст которых тоже значительно старше 16 лет. Здесь уместно обра-титься к нормам Гражданского кодекса РФ. В соответствии со ст. 21 ГК РФ гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижении 18 лет или 16 лет, когда лицо вступает в брачные отношения в несовершеннолетнем возрасте. В возрасте 16 лет несовершеннолетний вправе работать по трудовому дого-вору, быть членом кооператива или заниматься предпринима-тельской деятельностью без образования юридического лица, с согласия родителей или попечителя или по решению суда (ст. 26 и 27 ГК РФ). Иными словами, несовершеннолетний в воз-расте 16 лет может быть предпринимателем, но не может быть руководителем или учредителем организации2. Лицо в возрасте 16 лет практически не может быть спортивным судьей, тренером или руководителем спортивной команды (ч. 4 ст. 184 УК), глав-ным (старшим) бухгалтером (ст. 1991 УК); не может быть субъек-том преступления, предусмотренного ст. 185 УК (злоупотребле-ния при эмиссии ценных бумаг), поскольку таким лицом может быть только должностное лицо, уполномоченное утверждать проспект ценных бумаг, или лицо, обладающее организационно-распорядительными функциями в коммерческой организации. Возраст таких лиц устанавливается другими федеральными зако-нами.

Закон устанавливает повышенную ответственность за соверше-ние преступлений при отягчающих и особо отягчающих обстоя-тельствах, относящихся к характеристике всех элементов составов преступлений. Большая часть этих обстоятельств относится к ха-рактеристике объективной стороны преступления: крупный и осо-бо крупный размер, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; с исполь-зованием служебного положения, с применением насилия. В одном случае указывается отягчающее обстоятельство, относящееся к ха-рактеристике субъективной стороны, — корысть (ч. 3 ст. 183 УК).

Вопрос о системе преступлений в сфере экономической дея-тельности, как и понятие видового объекта, не нашел оконча-тельного разрешения в науке уголовного права. Причиной тому являются различные подходы при выборе критерия для класси-фикации. Часть ученых, критикуя ранее сложившуюся систему хозяйственных преступлений, предлагают для построения системы преступлений в сфере экономической деятельности два и более критериев (особенности субъекта, общие принципы экономиче-ской деятельности, порядок ее осуществления, интересы отдель-ных участников экономических отношений, способ совершения преступления), в соответствии с которыми делит все преступле-ния, входящие в гл. 22 УК, на разное количество групп: от четы-рех до девяти1. Представляется более продуктивной, с научной. точки зрения, ранее сложившаяся классификация хозяйственных преступлений в зависимости от сфер экономической деятельности. Этот подход разделяется частью ученых и в настоящее время1

В соответствии с непосредственным объектом посягательства все преступления, входящие в гл. 22 УК, можно подразделить на пять групп и представить, не претендуя на окончательный вари-ант, в виде следующей системы:

1. Преступления в сфере предпринимательской и иной эконо-мической деятельности: ст. 169-171, 1711, 172-174 и 1741, 175 УК.

2. Преступления в сфере кредитных отношений: ст. 176, 177, 195-197 УК.

3. Преступления в сфере отношений, обеспечивающих свобод-ную и добросовестную конкуренцию: ст. 178-180, 183, 184 УК.

4. Преступления в сфере финансовых отношений и отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов, драгоценных кам-ней: ст. 181, 185, 1851, 186, 187, 191, 192, 198, 199, 1991, 1992 УК.

5. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля: ст. 188-190,193, 194 УК.

2. Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК).

Законное предпринимательство и иная экономическая деятельность основывается не только на свободе выбора вида такой деятельности, не запрещенной зако-ном, выбора его организационно-правовой формы, реализации продукта своей деятельности, независимости при распоряжении прибылью, но и, самое главное, — на обязательности государст-венной регистрации и соблюдении нормативно установленного порядка и условий регистрации.

Дополнительным объектом данного преступления является конституционное право граждан на свободное использование сво-их способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Объективная сторона характеризуется воспрепятствованием законной предпринимательской и иной экономической деятель-ности. Воспрепятствование означает создание каких-либо помех или создание таких условий, при которых предпринимательская деятельность становится невозможной или существенно ограни-чивается. Воспрепятствование может совершаться как действием, так и бездействием и проявляться в шести формах преступной деятельности: 1) неправомерный отказ в регистрации индивиду-ального предпринимателя или юридического лица; 2) уклонение от их регистрации; 3) неправомерный отказ в выдаче специально-го разрешения (лицензии) на осуществление определенной дея-тельности; 4) уклонение от его (ее) выдачи; 5) ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы; 6) ограничение самостоятельности или иное вмешатель-ство в деятельность индивидуального предпринимателя или юри-дического лица.

Неправомерный отказ в регистрации индивидуального пред-принимателя или юридического лица выражается в открытом не-желании уполномоченного лица провести регистрацию несмотря на то, что все основания для нее имеются.

Регистрация индивидуального предпринимателя или юриди-ческого лица осуществляется на основании Федеральных законов от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»1; от 9 ию-ля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»2; от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банков-ской деятельности»3.

Государственная регистрация — это акт уполномоченного фе-дерального органа исполнительной власти, осуществляемый путем внесения в единые государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридического лица, о приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении предпринимательской деятельности, а также изме-нений в учредительные документы. Государственные реестры яв-ляются федеральными информационными ресурсами.

Государственную регистрацию осуществляет федеральный ор-ган исполнительной власти — регистрационные службы, имеющие свои отделения в субъектах РФ, и регистраторов при органах власти местного самоуправления в городах, районах, населенных пунктах. Регистрацию кредитных организаций проводит Центральный банк России и его отделения. Все виды экономической деятельности, связанные с иностранными инвестициями, подлежат регистрации в Государственной регистрационной палате при Правительстве РФ.

Федеральный закон «О государственной регистрации юриди-ческих лиц и индивидуальных предпринимателей» устанавливает единый порядок регистрации для юридических лиц и индивиду-альных предпринимателей.

Законы определяют исчерпывающий перечень документов, необходимых для регистрации юридического лица и индивиду-ального предпринимателя. Соискатели подают в регистрирую-щий орган заявление по форме, установленной Правительством РФ, и квитанцию об уплате регистрационного сбора. Подписи заявителей должны быть нотариально заверены. Кроме того, для регистрации юридического лица должны быть представлены: документ, подтверждающий оплату (не менее 50%) уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взно-сов), решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа, устав организации с указанием организационно-правовой формы этой организации, вида экономи-ческой деятельности, руководящего органа и юридического адреса.

Перечень документов, необходимых для регистрации индиви-дуального предпринимателя, включает: заявление, квитанцию об оплате регистрационного сбора, нотариально заверенную копию основного документа, удостоверяющего личность, с обязатель-ным указанием гражданства, даты и места рождения, адреса мес-та жительства. Несовершеннолетнему заявителю нужно предста-вить нотариально заверенное согласие родителей, усыновителей или попечителей на осуществление предпринимательской дея-тельности либо копию свидетельства о браке, либо копию решения суда об объявлении физического лица полностью дееспособным. В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О государствен-ной регистрации юридических лиц и индивидуальных предприни-мателей» регистрирующий орган не вправе требовать представле-ния других документов, кроме установленных названным Законом.

В течение установленных сроков регистрирующий орган обя-зан принять решение о регистрации, внести соответствующую за-пись в единый государственный реестр, выдать бессрочное регист-рационное свидетельство или вынести решение об отказе в регист-рации. Отказ имеет письменную форму и доводится до сведения заявителя с обязательным указанием мотивов.

Отказ в регистрации возможен по основаниям, указанным в законе: а) в случае представления недостоверных документов; б) если истек срок действия документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства проживания на территории России; в) если не утратила силу более ранняя регистрация; г) если не истек срок со дня принятия судом реше-ния о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся экономической деятельно-стью; д) при наличии решения суда о прекращении предпринима-тельской деятельности в принудительном порядке; е) если не истек срок, на который лицо было лишено права по приговору суда заниматься предпринимательской деятельностью.

Отказ в регистрации по другим основаниям не допускается и образует признаки преступления, предусмотренного ст. 169 УК, в первой форме.

Уклонение от регистрации индивидуального предпринимате-ля или юридического лица — это скрытая форма воспрепятство-вания законной предпринимательской деятельности. В отличие от отказа в регистрации, который носит официальный характер, уклонение от регистрации может выражаться под различными предлогами в неоднократном непринятии документов, в созна-тельном нарушении сроков регистрации. Государственная реги-страция должна быть осуществлена в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Другие законы тоже устанавливают точные сроки: для регистра-ции предприятий с иностранными инвестициями — в течение 21 дня, а заявление об учреждении кредитной организации долж-но быть рассмотрено Банком России в течение 6 месяцев. В пре-делах этих сроков уполномоченные должностные лица должны выдать регистрационные свидетельства заинтересованным лицам или уведомить их об отказе в регистрации. Умышленное затяги-вание сроков выдачи регистрационного свидетельства, при отсут-ствии уважительных причин, образует признаки преступления во второй форме.

Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (ли-цензии) на осуществление определенной деятельности выражается в открытом нежелании выдать лицензию. Статья 49 ГК РФ уста-навливает, что отдельными видами экономической деятельности можно заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В целях обеспечения единства экономического про-странства на территории Российской Федерации устанавливается единый перечень лицензируемых видов деятельности, единый по-рядок процесса лицензирования, единые требования и условия для осуществления отдельных видов деятельности. Вопросы лицензи-рования регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»1.

Лицензирование осуществляют федеральные органы исполни-тельной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. Правительство РФ уполномочено определить федеральные орга-ны исполнительной власти, утвердить положения о лицензирова-нии конкретных видов деятельности, работ и услуг и выделить, приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 6 мар-та 2007 г. № 07-21/пз-нвиды деятельности, лицензирование которых осуществляют ор-ганы исполнительной власти субъектов РФ1. Порядок лицензиро-вания отдельных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации установлен Федеральным законом от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»23.

Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет перечень документов, которые должен представить соискатель лицензии: заявление с указанием наименования и ор-ганизационно-правовой формы юридического лица, основного государственного регистрационного номера юридического лица, места его нахождения и вида деятельности, которую соискатель намерен осуществлять. Индивидуальный предприниматель ука-зывает в заявлении данные основного документа, удостоверяю-щего его личность и вид деятельности. К заявлению прилагаются копии учредительных документов юридического лица, свиде-тельства о регистрации, а также о постановке соискателя лицен-зии на учет в налоговом органе и квитанция об уплате регистра-ционного сбора. Нельзя требовать представления документов, не предусмотренных законом.

Лицензирующий орган обязан принять решение о выдаче ли-цензии и сделать запись в государственном реестре или об отказе в срок, не превышающий 5 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии с приложением всех необходимых документов (ч. 2 ст. 9 указанного Закона). Закон называет только два основания для отказа: 1) если представлены недостоверные или искаженные сведения; 2) если объекты, принадлежащие или используемые соискателями, не соответствуют лицензионным требованиям (экологического, санитарно-эпидемиологического, гигиенического или противопожарного характера). Отказ в выда-че лицензии по другим основаниям (например, по причине отсут-ствия средств для проведения экспертизы) является незаконным и может быть основанием привлечения должностного лица к уго-ловной ответственности по ст. 169 УК (по признакам третьей формы преступной деятельности).

Уклонение от выдачи лицензии выражается в затягивании сро-ков (свыше 60 дней) ее оформления и является пассивной формой неправомерного отказа (например, выдача лицензии откладыва-ется на неопределенное время под предлогом временной ненуж-ности конкретного вида деятельности в данной местности).

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от орга-низационно-правовой формы. Никакое должностное лицо не име-ет права ограничить права и законные интересы индивидуального предпринимателя или юридического лица, если это ограничение не установлено законом (ст. 55 Конституции РФ). Права и свобо-ды человека и гражданина могут быть ограничены только феде-ральным законом и лишь в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также прав и законных ин-тересов других лиц. Никакие другие ограничения права на пред-принимательскую деятельность, в том числе в зависимости от ее организационно-правовой формы, недопустимы. Поэтому пре-доставление каких-либо льгот или установление преимуществ, например, акционерному обществу (выдача лицензии, предостав-ление кредитов на льготных условиях) и лишение этих преиму-ществ муниципального унитарного предприятия образуют при-знаки данной преступной деятельности.

Ограничение самостоятельности либо иное незаконное вме-шательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица является нарушением основных начал предпринимательской деятельности: самостоятельности и неза-висимости. Вмешательство в предпринимательскую деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц воз-можно только в случаях нарушения правил охраны труда, сани-тарно-эпидемиологических правил, техники безопасности и других правил, обеспечивающих жизнедеятельность общества. Вмеша-тельство возможно также в целях ограничения монополизма и недобросовестной конкуренции. В иных случаях оно признает-ся неправомерным. Поэтому, например, навязывание условий договора, принуждение к соучредительству, расходованию при-были на государственные нужды (например, на проведение изби-рательной кампании), установление запретов на вывоз или ввоз конкретных продуктов и товаров — все это будет незаконным вмешательством в предпринимательскую деятельность.

При характеристике объективной стороны указывается допол-нительный признак — способ: с использованием служебного по-ложения лица, осуществляющего регистрацию субъектов предпри-нимательства, выдачу лицензии, или лица, взаимодействующего с предпринимательством в иных формах.

По конструкции состав, предусмотренный ч. 1 ст. 169 УК, явля-ется формальным. Преступление признается оконченным с момен-та выполнения действий (бездействия) хотя бы в одной из пере-численных форм преступной деятельности.

Субъективная сторона преступления характеризуется пря-мым умыслом. Лицо осознает, что препятствует законной пред-принимательской деятельности, и желает этого. Мотивы могут быть различными: желание продемонстрировать власть, месть, но чаще всего корысть.

Субъект преступления — только должностное лицо. Понятие должностного лица дается в примечание к ст. 285 УК. Но в анали-зируемой статье имеется в виду специальное должностное лицо, уполномоченное от имени государства регистрировать субъектов предпринимательства или выдавать им лицензии на занятие от-дельными видами предпринимательской и иной экономической деятельности. Что касается вмешательства в предпринимательскую деятельность, то здесь субъектами могут быть и другие должност-ные лица.

Часть 2 ст. 169 УК содержит два отягчающих признака: а) вос-препятствование законной предпринимательской деятельности после вступления в законную силу судебного акта; б) причинение крупного ущерба.

Первое обстоятельство влияет на квалификацию преступле-ния, когда воспрепятствование законной предпринимательской деятельности продолжалось уже после судебного решения, опре-делившего неправомерность отказа должностного лица в регист-рации индивидуального предпринимателя либо юридического лица или других действий, предусмотренных ст. 169 УК. Такое воспрепятствование имеет повышенную степень общественной опасности, поскольку сопряжено с игнорированием акта судеб-ной власти.

Понятие крупного ущерба раскрывается в примечании к ст. 169 УК. В соответствии с ст. 15 ГК РФ ущерб может заключаться в виде реальных материальных потерь (например, в виде затрат на покупку оборудования, аренду помещения) или в виде упущенной выгоды (например, в случае сорвавшейся выгодной сделки в связи с неполучением лицензии на данный вид деятельности). Крупный ущерб определяется суммой, превышающей 250 тыс. руб.

Примечание к ст. 169 УК определяет единые понятия крупного и особо крупного размера, крупного ущерба, дохода или задол-женности в крупном размере в отношении и других экономиче-ских преступлений, предусмотренных ст. 171, 1711, 177, 188, 191, 192, 1922 УК. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью признается стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 250 тыс. руб., особо крупным — 1 млн. руб. Исключение составляют ст. 174, 1741, 178, 185, 1851, 193, 194, 198, 199 и 1991 УК, в примечаниях к ко-торым установлены другие, строго дифференцированные опреде-ления крупного и особо крупного размера, крупного ущерба.

3. Незаконное предпринимательство (ст. 171 УК).

В соответ-ствии с Конституцией РФ каждый гражданин имеет право зани-маться предпринимательством и иной, не запрещенной законом экономической деятельностью (ст. 34). Поощряя предпринима-тельство, государство устанавливает определенные формы контро-ля в целях обеспечения прав и законных интересов других пред-принимателей, общества и государства. Порядок организации предпринимательства и основные его принципы урегулированы нормами российского права, законами и подзаконными актами. Предпринимательская деятельность, если она осуществляется инди-видуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответ-ствии с положениями гражданского, административного, финансо-вого, таможенного, налогового права, будет считаться законной. Предпринимательство, осуществляемое в обход установленного порядка, считается незаконным и при определенных условиях вле-чет ответственность по ст. 171 УК.

Объективная сторона преступления характеризуется пятью формами преступной деятельности: а) осуществление предприни-мательской деятельности без регистрации; б) осуществление пред-принимательской деятельности с нарушением правил регистрации; в) представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведо-мо ложные сведения; г) осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение обязательно; д) осуществление предпринима-тельской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий. Содержание всех форм преступной деятельности можно уяснить, обратившись к постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о не-законном предпринимательстве и легализации (отмывании) денеж-ных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»1.

Осуществление предпринимательской деятельности без ре-гистрации имеет место, когда индивидуальный предприниматель или коммерческая организация уклоняются от регистрации. Ста-тья 171 УК имеет в виду те виды предпринимательства, которые могут быть зарегистрированы и осуществляться на законных ос-нованиях, но виновные уклоняются от этой обязанности. В слу-чаях, когда предприниматель занимается запрещенной законом экономической деятельностью, его ответственность наступает не по ст. 171 УК, а по другим статьям УК. Например, незаконное изготовление оружия, боеприпасов, взрывных устройств, ком-плектующих деталей, взрывчатых веществ влекут уголовную ответственность по ст. 223 УК; незаконные приобретение, хране-ние, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов — по ст. 228 УК.

В соответствии с правилами, установленными ст. 23 ГК РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельно-стью только с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Глава крестьянского (фермерского) хозяй-ства — после регистрации этого хозяйства. Статьи 50, 51 ГК РФ требуют обязательной регистрации юридических лиц в качестве коммерческих организаций. Таким образом, государственная регистрация — это юридическое признание предпринимательства в определенной организационно-правовой форме. Основания и тре-бования, предъявляемые при регистрации Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государствен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: