МАРКЕТИНГ
СЕМИНАР № 1.
РЫНОК КУЛЬТУРНЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ, ЕГО СТРУКТУРА
Вопросы:
1. Понятие «рынок». Секторы рынка сферы культуры. Общая характеристика потребительского рынка культурных продуктов.
2. Рыночный спрос. Потенциальный и актуальный спросы на культурный продукт.
3. Маркетинговые стратегии, направленные на уменьшение разрыва между потенциальным и реальным (актуальным) спросом. Понятие «комплиментарного» продукта. (Продумать и предложить свои маркетинговые стратегии по увеличению актуального спроса на продвигаемый вами культурный продукт – в рамках своей образовательной/профессиональной деятельности).
4. Рынок и конкуренция. Емкость и конъюнктура рынка. Основные типы конкуренции.
Литература:
1 Абанкина, Т. В. Социальный маркетинг: подходы и стратегии / Т. В. Абанкина. Режим доступа: https://www.journal.60parallel.org/ru/journal/2003/3/10.html. – Дата доступа: 20.03.2017. – Загл. с экрана.
2 Алмакучуков, К. М Культурные потребности и продукты культуры / К. М. Алмакучуков, Б. В. Мусатов. – Вопросы культурологии. – 2014. – № 5. – С. 20–25. (читальный зал библиотеки УО «БГУКИ»)
3 Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства = Marketing Culture and the Arts / Ф. Колбер; пер. с англ. Л. Г. Мочалова. – 2-я ред. – СПб.: АртПресс, 2004. – 255 с. (читаем соответствующий раздел. Книга для Вас доступна в читальном зале и на абонементе библиотеки БГУКИ).
4 Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: пер. с англ. / Ф. Котлер. – М.: Вильямс, 2005. – 651 с. (читальный зал библиотеки УО «БГУКИ»)
5 Лопатина, Н. В. Культура и рынок: перезагрузка отношений в новых социально-экономических условиях / Н. В. Лопатина, О. Б. Сладкова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2011. – № 3. – С. 244–249. (читальный зал библиотеки УО «БГУКИ»).
6 Новаторов, В. Е. Маркетинг культурных услуг: учеб. пособие / В. Е. Новаторов. – Омск: [б. и.], 1992. – 127 с. (читальный зал библиотеки УО «БГУКИ»)
7 Нордстрем, К. Бизнес в стиле фанк: капитал пляшет под дудку таланта: пер. с англ. / К. Нордстрем, Й. Риддерстрале. – 3-е изд. – Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 277, [2] с. – Режим доступа: https://vitalik.info/pictures/photo/4484.pdf. – Дата доступа: 20.03.2017. – Загл. с экрана.
8 Степанцов, А. И. Ценностные ориентации населения (по результатам маркетинговых исследований) / А. И. Степанцов, С. А. Пациенко // Социально-культурный менеджмент: теория и практика: сб. ст. / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск, 2014. – С. 119–125. (Репозиторий БГУКИ)
9 Трейси, М. Маркетинг ведущих компаний: выбери потребителя, определи фокус, доминируй на рынке / М. Трейси, Ф. Вирсема. – Москва: Вильямс, 2007. – Глава 6. Теория продуктового лидерства (Интернет).
10 Яконюк, Н. П. Предпочтения различных социально-демографических и территориальных групп населения Республики Беларусь на рынке культурных продуктов и услуг в сфере музыкальной культуры / Н. П. Яконюк // Навуковы пошук у сферы сучаснай культуры і мастацтва: матэрыялы навук. канф. (Мінск, 28 ліст. 2013 г.) / Беларус. дзярж. ўн-т культуры і мастацтваў. – Мінск, 2014. – С. 11–16. (Репозиторий БГУКИ)
Просмотреть на YouTube записи с Игорем Манном (российский маркетолог) по вопросам сегментации рынка, продвижение товаров на рынке, «Маркетинг без бюджета».
СЕМИНАР № 2
СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА И ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ПРОДУКТОВ И УСЛУГ.
1 Характеристика главных функций сегментирования (Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства = Marketing Culture and the Arts / Ф. Колбер; пер. с англ. Л. Г. Мочалова. – 2-я ред. – СПб.: АртПресс, 2004. – 255 с.). (читальный зал библиотеки УО «БГУКИ»)
2 Сегментирование и выбор целевого сегмента. (Коляда, А. А. Маркетинг, который работает: создание эффективной маркетинговой стратегии в отечественных условиях / А. А. Коляда. – Минск: Издательство Гревцова, 2006. – С. 75–81. – Скачать: https://www.twirpx.com/file/795923/); Котлер, Ф. Основы маркетинга = Marketing essentials: краткий курс: пер с англ. / Ф. Котлер. - Москва; Санкт-Петербург; Киев: Вильямс, 2002. - 646 с.
3 Позиционирование. Способы позиционирования. Наиболее типичные ошибки позиционирования. (Коляда, А. А. Маркетинг, который работает: создание эффективной маркетинговой стратегии в отечественных условиях / А. А. Коляда. – Минск: Издательство Гревцова, 2006. – С.81–105. – Скачать: https://www.twirpx.com/file/795923/).).
4 Анализ социопсихотипов потребителей. (Коляда, А. А. Маркетинг, который работает: создание эффективной маркетинговой стратегии в отечественных условиях / А. А. Коляда. – Минск: Издательство Гревцова, 2006. – С. 49–54. – Скачать: https://www.twirpx.com/file/795923/)..
СЕМИНАР № 3
МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА
На основе следующих источников:
Долгополова, Е. Е. Информационное обеспечение маркетинга: в схемах и таблицах. - Минск: [Национальная библиотека Беларуси], 2015. - 150 с.
Долгополова, Е. Е. Система информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятий: функциональная модель // Е. Е. Долгополова. – Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. –2007. –№ 1. –С. 188 –191.
Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства = Marketing Culture and the Arts / Ф. Колбер; пер. с англ. Л. Г. Мочалова. – 2-я ред. – СПб.: АртПресс, 2004. – С. 206–221. (читальный зал библиотеки УО «БГУКИ»)
Коляда, А. А. Маркетинг, который работает: создание эффективной маркетинговой стратегии в отечественных условиях / А. А. Коляда. – Минск: Издательство Гревцова, 2006. – С. 22–48. – Скачать: https://www.twirpx.com/file/795923/).
подготовиться к обсуждению следующих вопросов:
1. в чем суть МИС фирмы и какие задачи она выполняет?
2. Какие проблемы (перечислить) возникнут в деятельности фирмы, если руководство не будет располагать объективной и оперативной информацией о конъюнктуре рынка культурных продуктов?
3. Какие конкретно методы сбора маркетинговой информации являются наиболее оперативными, мало затратными и обеспечивают получение необходимой информации о конъюнктуре рынка и конкурентах?
4. Сделайте подборку сайтов, которые могут служить источниками вторичных данных в Беларуси в сфере культуры. Дайте характеристику некоторым из них.
5. Как осуществляется сбор вторичной информации. См. также: Коляда. А. Маркетинг, который работает / С. 39–48. Материал творчески переработать.
6. Знать 14 шагов, составляющих описательное исследование как основы для любой исследовательской деятельности в маркетинге. (см.: Колбер, Ф. Маркетинг культуры и искусства / С. 215–220). Подробно разбираем каждый из 14-ти шагов.
7. Разработайте вопросы анкеты для условного корпоративного сайта, которые позволят выяснить культурные запросы/предпочтения, а также финансовые и временные возможности клиентов в отношении какого-либо (на ваш выбор) культурного продукта или услуги.