Масштабы и структура советской империи




Экспансия советской державы привела к восстановлению в новом виде имперского господства над отпавшими после революции кусками прежней империи (Закавказье, Прибалтика и др.). Лишь отдельные части прежней имперской системы, как правило, наименее интегрированные в нее (Финляндия), не были включены в состав новой. В то же время в состав СССР после второй мировой вошел ряд территорий никогда не входивших в состав Российской империи – часть Восточной Пруссии (Калининградская область), Галиция (часть Западной Украины), город Мемель (Клайпеда), Тува и др. «Неформальная» часть советской империи была значительно больше, чем у российской. Термин «супердержава», изобретенный после второй мировой войны для характеристики СССР и США, сам по себе говорит о том, что ни одна империя прошлого не играла такой роли во всемирных масштабах и не обладала такой мощью, как эти две страны в новых условиях.

На рубеже 1990-х годов население Советского Союза составляло около 300 миллионов человек (286,7 миллиона по данным переписи 1989 г.). По площади – 22,4 миллиона квадратных километров – это была самая большая страна земного шара. Около половины населения (147,4 миллиона в 1989 г.) и две трети территории (17,1 миллиона квадратных километров) в Советском Союзе приходилось на Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (РСФСР).

Советский Союз, бесспорно, представлял собой континентальную империю с очень «тяжелым» национальным ядром. Однако вся РСФСР отнюдь не может рассматриваться в качестве имперского центра или метрополии. Внутреннее деление Советского Союза было таким же условным и «политически целесообразным», как и в других империях. Кроме того, понятия «имперский центр», «имперская метрополия» и «историческое ядро империи» вовсе необязательно совпадают между собой. Более правильно характеризовать Советскую империю как «империю Москвы» или «империю Кремля». В состав же РСФСР, помимо «исторического ядра», входили как национальные территории, например, республики Северного Кавказа и Поволжья, так и чрезвычайно обширные переселенческие территории (Сибирь, Дальний Восток, часть Новороссии).

Другие союзные республики большей частью можно охарактеризовать как «национальные окраины» (иногда весьма обширные). Некоторые из них (Украина, Казахстан) включали и территории, которые следует отнести к числу переселенческих.

«Неформальную» часть советской империи в первую очередь составляли страны, входившие в Организацию Варшавского договора и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Государства Восточной Европы были формально суверенны, в полном объеме имели дипломатические отношения с другими государствами и как субъекты международного права участвовали в деятельности международных организаций. На деле, однако, существовала целая система разнообразных связей, ставящих эти страны в зависимость от Москвы. Создание Организации Варшавского договора позволило Советскому Союзу объединить и взять под контроль национальные военные силы, что не только создавало возможности для более эффективного противостояния Западу, но и делало эти страны в случае необходимости доступными для советской интервенции (как это произошло в Венгрии в 1956 г. и в Чехословакии в 1968 г.). Органы безопасности и разведки были сформированы аналогичным образом. СЭВ контролировал межгосударственную торговлю и способствовал проведению принципа «социалистического разделения труда». Кроме того, связи между правящими коммунистическими партиями позволяли Москве контролировать внутреннюю политику стран Восточной Европы, назначения на высшие посты. За некоторым исключением (Югославия после 1948 г., Албания после 1961 г., Румыния в 1970-80-е гг.), политические системы восточноевропейских государств находились под надзором и контролем московских властей, рассматривавших данные страны, в лучшем случае, как своего рода вассалов.

Экономические отношения между СССР и Восточной Европой имели специфику. Некоторые восточноевропейские страны, такие как ГДР, Чехословакия, Венгрия и Польша по своему экономическому развитию были сопоставимы с СССР, а по уровню жизни опережали его. В 1970-е гг. экономический застой и нестабильность в этих странах вынудили Москву предоставить им субсидии. По некоторым оценкам к началу 1980-х гг. общая сумма субсидий превышала 18 миллиардов долларов в год, и неформальная периферия, таким образом, давая политические и военные преимущества, с экономической точки зрения превратилась для империи в обузу. Примерно также строились в этот период отношения СССР с большинством «дружественных» стран в Азии, Африке и Латинской Америке. Следует, однако, отметить, что советский блок был не только геополитической, но и идеологической структурой.

Административнотерриториальная структура СССР, иерархия статусов автономных образований

Особенности исторической ситуации, в которой формировалась советская империя, и господствующей идеологии привели к тому, что тенденции формального федерализма проявили себя в отношении Советского Союза особенно значимо, внешне он был выстроен как сложносоставное федеративное государство. Однако, при этом все же, как отмечал известный политолог А.М.Салмин «формальное национально-государственное устройство СССР являлось не столько последовательным и пунктуальным воплощением принципа национального самоопределения, сколько компромиссом между стремлением к унитарности и необходимостью пойти на уступки “националам” в некоторых конкретных случаях».

Основой СССР являлись союзные республики. В 1940-56 гг. их число доходило до шестнадцати. Затем после понижения в статусе Карело-Финской ССР до Карельской АССР оно сократилось на одну и далее уже оставалось неизменным до распада империи. Согласно Конституции СССР, все союзные республики были равны в правах между собой, имели свои конституции, собственные органы власти, государственные символы и т.д. Формально они обладали и правом выхода из Союза, хотя механизм этого выхода нигде не был прописан.

Пять союзных республик имели в своем составе автономные образования – автономные советские социалистические республики и автономные области. В составе некоторых субъектов РСФСР были еще и автономные округа. Все эти статусы были выстроены в определенную иерархию, проявлявшуюся, в частности, в различном количестве депутатов избираемых в состав Совета национальностей Верховного Совета СССР. Союзные республики как таковые посылали в эту палату равное число своих представителей, однако каждая находившаяся в их составе автономия также делегировала определенное число депутатов – соответственно своему рангу. Наличие автономий не зависело от величины территории и населения союзной республики. Например, такие обширные и многонаселенные республики как Украина и Казахстан вовсе не имели в своем составе автономий. В то время как сравнительно небольшая по размерам Грузия имела в своем составе две автономные республики и одну автономную область.

Специфика политического строя СССР заключалась в том, что основное управление осуществлялось через партийный аппарат, сросшийся с государством и подмявший его под себя. Все союзные республики, за исключением РСФСР, имели свои собственные компартии, входившие в состав КПСС, но формально обладавшие автономией. Первый секретарь ЦК республиканской компартии был ключевой фигурой в руководстве союзной республики. В поздний период существования СССР (до Перестройки) на этот пост решениями Москвы назначались исключительно представители титульной нации. Зато вторым секретарем, как правило, ставили человека, который не был даже выходцем из данной республики (чаще всего, но не всегда, русского по национальности). В его задачу входили контрольно-надзорные функции за местной элитой. Другими значимыми постами были должности председателя Совета министров республики и председателя президиума избираемого на безальтернативной основе республиканского Верховного Совета. В автономных республиках и областях действовала аналогичная система.

Сфера компетенции республиканских органов власти была достаточно широкой. Однако, многие важнейшие решения, например, о размещении в республике новых крупных предприятий и производств, даже формально принимались в Москве. Возможности для таких действий были даже большими, чем в других империях, в силу огосударствления экономики и планового характера ее развития. В ряде случаев при этом происходила свойственная империям узкая специализация того или иного региона на производстве одного или нескольких видов продукции.

«Советский народ» как общность и идентификация

«Базовым интегратором» советской империи, как и любого другого устойчивого государственного образования, служила особая общность, характеризующаяся, подобно нации, наличием особой самодостаточной традиции, переплетающейся с прочими, но не сводимой ни к одной из них или к их сумме.

Сформировавшийся за семидесятилетний период истории СССР «советский народ» с точки зрения официальной пропаганды представлял собой «единую новую социальную и интернациональную общность», уникальную по своей сути и наделенную некими особыми позитивными признаками. С позиций радикальных критиков советского строя это был «хамский «советский народ»», «сборище людей, утративших свои корни». И в том и в другом случае оценки были продиктованы идеологией, каждая из которых основывалась на своей шкале ценностей. Возникшая общность, как и любая другая, была далека от какого бы то ни было идеала (или антиидеала), но ее формирование было вполне закономерным процессом в рамках развития империи, единства ее социального и духовного пространства.

Поэтому неправы были и те, кто полагал будто «советский народ» – это «не более чем идеологическая конструкция, метафора того, что должно быть, а не описание того, что есть на самом деле». Абсолютно очевидным факт реального существования данной общности стал после распада СССР. Например, авторы одной из статей, опубликованной в бюллетене «Век XX и мир» в начале 1990-х годов открывали неожиданную для себя истину: «семь десятилетий совместного проживания, хотим мы того или нет, сформировали таки некоторые общие черты, ставшие родовыми признаками «советского человека». И пресловутый «homo soveticus» – вовсе не плод публицистического разума. Мы не в состоянии просто разбиться на украинцев, русских, казахов, узбеков, чукчей и чеченцев...». К этому следует добавить, что продуктом советской империи стал не только наднациональный «советский народ», но и ряд новых наций как таковых.


Тема 3



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: