Различия политических режимов новых независимых государств 4 глава




Сторонники Януковича предприняли попытку организовать в Киеве альтернативные выступления в поддержку своего лидера. В столицу стали перебрасывать жителей Донбасса. Есть основания считать, что в организацию этих выступлений были инвестированы разнообразные средства, сопоставимые по масштабу с затратами спонсоров «оранжевых». Однако участники этих акций не проявили того же энтузиазма и готовности идти на лишения и риски, что сторонники Ющенко. В окружении Кучмы и Януковича отсутствовало единство, ощущался недостаток политической воли. Сам Кучма, в конце концов, занял выжидательную позицию.

3 декабря 2004 г. под давлением массовых акций протеста Верховный Суд Украины признал итоги второго тура президентских выборов несоответствующими реальному волеизъявлению избирателей. Было принято беспрецедентное решение о переголосовании, назначенном на 26 ноября. По его итогам Ющенко получил 51,99%, Янукович – 44,2%, против обоих кандидатов проголосовало 2,34% избирателей.

Результаты нового голосования приветствовали на Майдане и в Верховной Раде. Свой первый официальный зарубежный визит в качестве президента Виктор Ющенко совершил в Москву. Одновременно, однако, подписав указ о назначении новым главой правительства Юлии Тимошенко, официально на тот момент все еще числившейся в розыске российской генпрокуратурой.

Участники событий и их наблюдатели сходились во мнениях, что в стране происходит революция. Она получила название «оранжевой» (по цвету используемому в качестве символа участниками акций протеста) и рассматривается обычно среди т.н. «цветных» революции. Однако по своему значению, влиянию, оказанному на другие страны (причем не только постсоветского пространства), события на Украине далеко превосходят любые из этого ряда. В характере данной революции отразились как протест против практики политического манипулирования и произвола правящей верхушки, так и стремление к обретению подлинной национальной самостоятельности. На это накладывался конфликт между пророссийским и проевропейским направлением будущего развития страны.

Современная политическая ситуация в Украине

Вступление Ющенко в права президента Украины часто считают итогом Оранжевой революции. Однако любую масштабную революцию следует рассматривать не как единичный политический кризис, завершающийся сменой власти, а как длительный процесс, состоящий из нескольких последовательно сменяющих друг друга этапов политической борьбы, развивающейся по особым «революционным» законам. Ход событий Украине после 2004 г. дает основания для такого подхода.

Одним из проявлений действия законов развития революции стало быстрое размежевание сил внутри победившего лагеря. Юлия Тимошенко, вступив на пост главы правительства, попыталась оттеснить Ющенко на второй план и максимально укрепить свои позиции, проведя несколько ярких популистских акций, соответствующих ожиданиям части общества, поддержавшей Оранжевую революцию. Крупнейшей из них стало аннулирование результатов приватизации «Криворожстали» и проведение нового аукциона, проведение которого было максимально прозрачным (заключительная часть транслировалась в прямом эфире национального телевидения). В результате за предприятие была выручена сумма во много раз превышавшая уплаченную Ахметовым и Пинчуком и ставшую заметным вливанием в бюджет государства. Часть этой суммы по заявлению Тимошенко должна была пойти на возвращение жителям Украины сбережений, утраченных в ходе последовавшей за распадом СССР инфляцией.

Рост популярности Тимошенко вызвал негативную реакцию в окружении президента и уже в сентябре 2005 г. Ющенко отправил ее правительство в отставку. Фактически это означало появление в стране, наряду с «контрреволюционной» оппозицией, оппозиции, выступающей за углубление революции.

Новая расстановка политических сил определилась по итогам выборов в Верховную Раду, прошедших 26 марта 2006 г. Значимость данных выборов обусловливалась не только обострением политической борьбы, но и проводимой конституционной реформой: права парламента были расширены, при одновременном повышении требований к депутатам. Новый состав Верховной Рады избирался исключительно по партийным спискам с трехпроцентным проходным барьером. В выборах приняли участие 45 партий и блоков, барьер преодолели 5 из них: Партия регионов во главе с В.Януковичем – 32,14%, БЮТ – 22,29%, Наша Украина – 13,95%, СПУ – 5,69%, КПУ – 3,66.

Однозначного победителя по итогам этих выборов не было. Партия Януковича заняла первое место и показала достаточно высокий результат, но со своим единственным союзником – КПУ – не обладала большинством. Три партии, поддерживавшие Оранжевую революцию, таким большинством обладали, но с учетом их нового соотношения между собой, не могли договориться о формировании коалиции. Новый политический кризис затянулся на несколько месяцев.

Ключевой оказалась позиция одной из маленьких фракций в новом составе Рады – фракции Социалистической партии во главе с А.Морозом, которая, в конце концов, переметнулась на сторону Партии регионов и КПУ и сформировала с ними т.н. «Антикризисную коалицию». Ющенко, которому предлагали распустить Раду, тем не менее, пошел на формирование правительства во главе с В.Януковичем (утвержден в этой должности 4 августа 2006 г.

Однако последующий период ознаменовался очередным противостоянием между Администрацией президента Украины и правительством страны. В жесткой оппозиции правительству находился БЮТ. В апреле 2007 г. последовал новый политический кризис и указ Ющенко о роспуске Верховной Рады и назначении новых выборов. Правящая коалиция попыталась организовать компанию сопротивления. БЮТ и «Наша Украина» стали вновь призывать сторонников под оранжевые знамена. Растянувшийся на несколько недель и сопровождавшийся многочисленными манифестациями кризис закончился фактическим поражением Януковича, согласившегося на проведение выборов при условии их переноса на осень того же года.

Проблема раскола Украины

В ходе украинских политических баталий многие их участники и многочисленные комментаторы указывали на растущую вероятность раскола Украины на западную часть, которая изберет европейскую ориентацию и восточную, которая в той или иной форме соединится с Россией. Однако есть определенные основания считать, что в реальности такой вариант развития событий становится менее вероятным, чем раньше. Во-первых, граница раскола оказывается подвижной. По итогам выборов 2004-2006 гг. скорее следует говорить о расколе Украины на Северо-Восток и Юго-Запад, т.к. «оранжевых» в т.ч. поддерживает и ряд областей традиционно относимых к Левобережной Украине, в частности Сумская (родина Ющенко) и Черкасская. С другой стороны противоположный лагерь активно поддерживает почти вся украинская часть Новороссии, включая не только Крым, но, например, и Одесскую область. Во-вторых, если говорить об абсолютной полярности результатов голосования, то она характерно только для двух частей страны – Галиции на Западе и Донбасса на Востоке. Обилие действующих партий усложняет карту политических предпочтений населения. В-третьих, Оранжевая революция уже создала для населения Украины новое общее прошлое (вне зависимости от того, как они к нему относятся и какой стороне симпатизируют), крайне необходимое для формирования полноценного государства-нации. В то же время, дальнейшее развитие революционных процессов создает дополнительное затруднение для политических прогнозов.


Тема 7

Молдавия

Образование МССР и проблема этнической самобытности молдаван

Молдавский язык принадлежит к романской группе Индоевропейской языковой семьи. В этом отношении молдаване родственны многим народам Европы – французам, итальянцам, испанцам и др., но оказывались в изоляции среди народов СССР. Спорным является вопрос о том, следует ли признавать молдаван отдельным народом или они являются особой этнической группой румын. В XIII-XIV веках в Юго-Восточной Европе сложились два независимых романских княжества – Молдова и Валахия. В начале XVI века они оказались в вассальной зависимости от Турции. В начале XIX века Российской империей была отвоевана у Турции часть Молдавского княжества – Бессарабия, территория между реками Днестр и Прут (левый берег Днестра вошел в состав России еще раньше). Крупнейшим городом и административным центром этой территории в дальнейшем стал Кишинев.

Постепенно российское влияние в княжествах сменяло турецкое. Однако по итогам Крымской войны в этом регионе активизировались и западноевропейские державы. На покровительство княжествам стала претендовать Франция. В 1861 г. княжества были объединены в одно государство – Румынию.

В конце 1917 года на территории Бессарабии была провозглашена сначала автономия Молдавии, а затем независимость Молдавской демократической республики. Вскоре, однако, Бессарабия была присоединена к Румынии (основные жизненные центры которой, включая столицу до ноября 1918 г. были оккупированы австро-венгерскими войсками). Румыны считали эту территорию своей, а ее население – частью румынского народа, искусственно расколотого в период освобождения от турецкого ига.

В составе советской Украины в 1924 г. была образована Молдавская АССР, в состав которой вошли правый берег Днестра (Приднестровье) и ряд прилегающих районов со смешанным молдавско-украинско-русским населением. Центром республики первоначально стал город Балта (ныне в Одесской области Украины), а с 1929 г. расположенный на Днестре Тирасполь.

Летом 1940 года Сталин добился от Румынии передачи СССР ряда территорий и прежде всего Бессарабии (что было оговорено одним из пунктов секретного протокола к Пакту Риббентропа-Молотова). Тогда же была образована Молдавская ССР, в состав которой помимо Бессарабии вошло также большинство районов, но не все, находившейся в составе Украины автономии (сама автономия при этом была ликвидирована). Столицей новой союзной республики был назначен Кишинев.

В 1940 году в пользу различных соседей от Румынии были отторгнуты и другие территории, вошедшие в ее состав после первой мировой войны. Сделано это было при поддержке и при участии фашистской Германии. Тем не менее, в 1941 году Румыния приняла активное участие в войне на стороне Германии, обещавшей ей «компенсацию». Румынская администрация была не только восстановлена в Бесарабии, но и установлена на некоторых прилегающих оккупированных территориях, включая Одессу. Армия Румынии участвовала во многих сражениях на Восточном фронте, в т.ч. в Сталинградской битве. Потерпев военный разгром и сменив политический режим, Румыния в 1944 году переметнулась на сторону антигитлеровской коалиции. После войны ей были возвращены некоторые территории, отторгнутые в 1940 году, но о возвращении территорий, отошедших Советскому Союзу, конечно, не могло быть и речи. Образование МССР получило международное признание.

Молдавия в составе советской империи

Молдавия была единственной небольшой республикой Советского Союза, которая не имела черт сходства и не образовывала группы с какими-нибудь другими республиками. Она оставалась преимущественно аграрной, но при этом густозаселенной территорией. Основой сельского хозяйства было садоводство и виноделие. Крупным промышленным центром, помимо Кишинева был только Тирасполь. Уровень жизни по сравнению с большинством регионов Европейской части СССР в Молдавии был ниже.

Проводимая советскими властями политика в сфере идеологии и культуры была направлена в т.ч. и на подчеркивание самобытности молдаван, тем самым исподволь акцентируя их различие с румынами. Письменность молдавского языка была переведена с латиницы на кириллицу.

Обострение национальных отношений в Молдавии в условиях распада Союза ССР

В конце 1980-х годов в Молдавии тоже начался рост национального движения. Был создан Молдавский народный фронт, который на выборах в феврале-марте 1990 года получил одну треть мест в Верховном Совете МССР. Под влияние националистов, проявлявших большую активность, в первую очередь в Кишиневе, в значительной степени попало руководство республики, включая секретаря ЦК КПМ Мирча Снегура, позже занявшего пост президента Молдавии. Одновременно, стремясь создать альтернативу советской системе власти, националисты пошли на созыв так называемых Великих национальных собраний.

Поднимающееся молдавское национальное движение фактически сразу выдвинуло лозунг воссоединения с Румынией. Активно насаждалась румынская культура, проповедывались идеологические и исторические мифы, имевшие хождение в Румынии в межвоенный период и в годы второй мировой войны. Однако все это не вызывало энтузиазма даже у большой части молдавского населения. В поздний советский период Румыния среди членов СЭВ была страной с самым жестким политическим режимом и самым низким уровнем жизни (отличаясь в худшую сторону по этим показателям и от Молдовы). В конце 1980-х гг. свержение коммунистического режима прошло здесь вооруженным путем и стало началом длительного этапа политической нестабильности и балансирования на грани гражданской войны.

Тем более негативной была реакция на деятельность националистов немолдавского населения республики. В сентябре 1990 года чрезвычайный съезд депутатов всех уровней Левобережья Молдовы провозгласил создание Приднестровской Молдавской советской социалистической республики в составе СССР (с центром в Тирасполе). Это решение сразу же было отменено Верховным Советом Молдовы. Положение стало обостряться. Националистически настроенные силы в Кишиневе готовы были вооруженным путем установить свой контроль над левобережьем Днестра. На левобережье начали формировать собственные вооруженные отряды. 2 ноября на сессии горсовета в Бендерах было объявлено чрезвычайное положение. В то же время жители города Дубоссары перекрыли мосты через Днестр.

Усиление позиций молдавских националистов вызвало обеспокоенность еще одного национального меньшинства – 150 тысяч гагаузов, народа говорящего на языке тюркской группы, но исповедующего христианство, Компактно расселенные в некоторых южных районах Молдавии, гагаузы не имели собственной территориальной автономии, но могли в советские времена развивать свой язык и культуру. Создание национального государства и присоединение Молдавии к Румынии грозили эти возможности уничтожить. Еще в августе 1990 года состоявшийся в Кишиневе съезд депутатов гагаузских районов провозгласил создание Гагаузской республики в составе СССР и выход ее из подчинения молдавским властям. Возникший конфликт с молдавскими националистами быстро нарастал и тоже заставил гагаузов формировать свои силы самообороны.

Провозглашение независимости Молдавии

Августовский путч и его провал окончательно развязали руки противникам Союза в Кишиневе. 27 августа 1991 года Третье Великое национальное собрание граждан Молдовы (так к тому времени стала официально называться республика) провозгласило независимость страны. При этом ряд политических сил в Молдове не скрывали надежд на скорейшее присоединение ее к Румынии. Это привело к усилению наметившихся расколов и конфликтов в обществе. Резко обострилось, в частности противостояние Кишинева и Тирасполя. Внутри правящего лагеря во вновь созданном государстве тоже не было единства по вопросам дальнейшего развития страны. Ситуацию осложняли лавинообразно нарастающие социально-экономические проблемы, вызванные распадом единой экономической системы СССР. Последствия этого распада для аграрно-индустриальной Молдовы носили преимущественно негативный характер. К тому же республика не входила в число приоритетно значимых для стран Запада регионов и не могла рассчитывать на получение первоочередной помощи с их стороны.

Приднестровский конфликт

В марте 1992 г. молдавские власти попытались восстановить свой контроль над левобережьем Днестра, опираясь на подчинявшиеся им подразделения полиции и формируемые армейские части. В Приднестровье активно создавалась Национальная гвардия. Для защиты самопровозглашенной республики прибывали многочисленные добровольцы из России и Украины, особенно казаки. Начиная с сентября 1991 года, вооруженные формирования Тирасполя стали вытеснять из городов и сел Приднестровья структуры республиканской полиции, захватывать административные здания. 28 марта 1992 года власти Молдовы объявили чрезвычайное положение, и конфликт перешел в открытое вооруженное противостояние.

Наступление сил безопасности Молдовы на левый берег Днестра было остановлено вооруженными формированиями Тирасполя, активно использовавшими вооружения, захваченные и получаемые у российской 14 армии, основная часть которой была расквартирована в Приднестровье. Кульминацией конфликта стало сражение за контроль над городом Бендеры 19-21 июня 1991 года, в ходе которого погибли десятки мирных жителей.

21 июля 1992 года М.Снегур и Б.Ельцин подписали в Москве соглашение о принципах урегулирования конфликта в Приднестровском регионе. Роль миротворческих сил было поручено выполнять 14 армии, новым командующим которой был назначен А.Лебедь. Лебедю удалось сдержать амбиции не только молдавских руководителей, но и лидеров Приднестровья, во главе с президентом непризнанной республики И.Смирновым (бывший директор одного из Тираспольских заводов). Конфликт был заморожен, однако принципиального разрешения так и не получил.

П. Лучинский и его политика

Экономический кризис, последствия Приднестровского конфликта, все уменьшающаяся привлекательность идеи объединения с Румынией ослабили позиции Снегура и его сторонников. В контрнаступление перешли левые силы. В 1993 году председателем парламента Молдовы был избран бывший секретарь ЦК КПСС, предшественник Снегура на посту руководителя молдавских коммунистов Петр (Петру) Лучинский. В новых условиях Лучинского поддерживала аграрная партия.

Лучинскому удалось стабилизировать ситуацию. В 1994 г. была принята новая конституция, состоялись президентские выборы, на которых Лучинский одержал победу. Политика руководства Молдовы стала также более социально ориентированной.

Вопрос о скорейшем объединении с Румынией был снят с политической повестки дня. В декабре 1994 г. была предоставлена автономия Гагаузии. После этого конфликтная ситуация вокруг гагаузского народа, фактически, разрешилась. Предложения о широкой автономии в рамках Молдовы были сделаны и Приднестровью, однако лидеры самопровозглашенной республики отказались их принять, настаивая на идее союзного государства. Переговоры с Приднестровьем зашли в тупик.

Согласно принятым впоследствии законодательным актам, в Молдове была установлена полупрезидентская форма правления, очень схожая с той, что существует в Эстонии и Латвии. Однопалатный парламент состоит из 101 депутата и избирается по пропорциональной системе на четыре года. Президент избирается парламентом. Однако последствия применения этой схемы в Молдове оказались совсем иными, чем в странах Балтии.

Парламентские и президентские выборы 2001 г., приход к власти коммунистов и их политика

Экономические неурядицы, рост социальной дифференциации способствовали еще большему «полевению» молдавского электората. На парламентских выборах, состоявшихся в феврале 2001 года, победу одержала Партия коммунистов Молдовы. Коммунисты получили 49,9% голосов избирателей, однако благодаря высокому барьеру и разобщенности других сил, участвовавших в выборах, им досталось 71 депутатское место из 101. Кроме них в составе парламента оказались представлены только центристы (13,4% и 19 мест) и христианские демократы (8,3% и 11 мест). Президентом республики новый парламент избрал лидера коммунистов Владимира Воронина (в советские времена занимал руководящие должности на местном уровне, в 1989-90 гг. – министр внутренних дел МССР). Коммунисты также сформировали однопартийное правительство страны.

Приход к власти коммунистов в одной из бывших республик СССР породили у ряда политических сил в России надежду на развитие интеграционных процессов. Однако результаты деятельности нового руководства Молдовы быстро разочаровали российских державников. Стремление подключить Молдову к Союзу России и Белоруссии натолкнулось на множество проблем экономического и геополитического характера, а также неясность перспектив самого этого союза, и, в результате сошло на нет. Попытка повысить статус русского языка в республике привела к студенческим волнениям в Кишиневе и тоже была свернута.

В то же время социально-экономическая политика коммунистического руководства оказалась более результативной. В Молдове начался экономический подъем, основным стимулирующим фактором которого стали перечисления молдавских граждан, работающих за пределами страны. Выросли зарплаты и пенсии, сократилась безработица, проводилась масштабная газификация сельских районов.

Отношения между молдавским и российским руководством окончательно осложнились в 2003 г., когда В.Ворониным в последний момент было сорвано подписание соглашений по урегулированию Приднестровского конфликта, основанных на плане известного российского политика Д.Козака. План предусматривал создание нового федеративного государства в составе собственно Молдовы и Приднестровья. Воронин увидел в реализации плана возможность оказаться в слишком большой зависимости от Москвы. К тому же ему трудно было пойти на новые радикальные уступки Приднестровью, по сравнению с теми, что уже были обещаны населению и руководству этой самопровозглашенной республики в предшествующий период.

Современная политическая ситуация в Молдове

В политике коммунистического руководства Молдовы все явственнее стала проявляться прозападная, проевропейская ориентация. Идя на ухудшение отношений с Москвой. Воронин фактически вырывал основной козырь из рук своих политических оппонентов. В преддверии новых парламентских выборов Воронин объявил российский военный контингент в Приднестровье «оккупационным». В пику Воронину и коммунистам, Москва попыталась сделать ставку в Молдове на спешно созданный пророссийский блок «Родина», однако его список получил на выборах в марте 2005 г. лишь 4,97% голосов и даже не попал в парламент. В то же время партия коммунистов Молдовы фактически повторила свой прошлый успех, получив почти 46% голосов и сохранив за собой абсолютное большинство депутатских мандатов. Владимир Воронин был переизбран президентом.

Данные события иногда рассматриваются как молдавский аналог «цветной революции». Сходство, однако, заключается лишь в определенном выборе внешнеполитических ориентаций, толкнувшем Молдову и страны, действительно пережившие «цветные революции» к сближению. Уже в 2005 г. новое руководство Украины стало претендовать на то, чтобы играть в урегулировании Приднестровского конфликта не менее активную и важную роль, чем Россия. А 3 марта 2006 г. Украина заявила, что отныне будет пропускать через свою границу только те грузы из Приднестровья, которые прошли оформление в таможенных органах Молдовы. Поскольку иных границ кроме границ с Украиной и самой Молдовой Приднестровье не имеет, фактически это означало введение экономической блокады непризнанной республики. Обострение ситуации вокруг Приднестровья привело к еще большему ухудшению отношений между Москвой и Кишиневом. 17 сентября 2006 г. в Приднестровской Молдавской республике был проведен референдум о подтверждении курса на независимость с последующим вступлением в состав РФ. По официальным данным 97,1% из числа принявших участие в референдуме высказались «за». Однако реальный статус Приднестровья это не изменило.

Воронин в дальнейшем пошел на некоторое улучшение отношений с Россией, но в целом продолжил прежний курс. Опыт Молдовы показал, что приход к власти коммунистов в одной отдельно взятой стране может лишь усилить центробежные тенденции на постсоветском пространстве.


Тема 8

Государства Закавказья

Этническая карта и древняя история Закавказья

Три основных этноса Закавказья – армяне, грузины и азербайджанцы – принадлежат к трем совершенно разным языковым семьям, исповедуют разные религии и имеют разные государственные традиции.

Армяне один из древнейших народов, ныне живущих на земле, говорят на изолированном (не принадлежащем ни к одной группе) языке Индоевропейской семьи. Грузины говорят на языке особой Кавказской семье, к другим группам которой принадлежат языки ряда народов Северного Кавказа (абхазов, адыгов, кабардинцев, чеченцев и других). Азербайджанский язык принадлежит к числу тюркских и имеет, в частности, много общего с турецким.

Армяне исповедуют монофизитство – ответвление христианства, которое отделилось от основного религиозного древа еще до разделения на католицизм и православие. В современном мире то же направление христианства широко распространено еще только в одной стране – в Эфиопии. Грузины исповедуют православие и имеют собственную автокефальную церковь со своим патриархом. Верующие азербайджанцы – мусульмане, при этом большая часть из них придерживается шиитского направления (господствующего в Иране), а меньшая – суннитского (господствующего в Турции и в большинстве других стран мусульманского мира).

С предками армян связывают государства, существовавшие на северо-востоке Малой Азии еще три с половиной тысячи лет назад. На протяжении многих столетий армянам приходилось вести борьбу с самыми разнообразными завоевателями. С XI века берет свое начало противостояние армян и турок (первоначально –сельджуков, потом – османов, включивших армянские земли в состав своей империи). Тогда же началось формирование армянской диаспоры, рассеянной как в европейских, так и в азиатских странах, а позже – по всему миру. По своим масштабам, сплоченности, влиянию она сопоставима только с еврейской.

Возникновение грузинского государства относят к IV в. до н.э. Расцвет Грузинское царство переживало в XI-XII вв. В дальнейшем грузинские земли подвергались многочисленным завоеваниям, распадались на отдельные княжества.

Азербайджанский этнос сформировался на основе разнообразных тюркских племен и народностей, волнами переселявшихся в Закавказье на протяжении многих столетий. На этой территории неоднократно создавались различные мусульманские государства с преимущественно тюркским населением. Как правило, они находились в зависимости от Турции или Персии (Ирана).

Закавказье и, особенно, соседний Северо-Кавказский регион представляют собой один из самых пестрых в этническом отношении районов Земного шара. Помимо относительно крупных народов здесь проживает также множество мелких. К тому же территории проживания кавказских народов зачастую не компактны, а перемежаются между собой.

Закавказье в составе Царской империи и в условиях ее распада

В состав Российской империи Закавказье вошло в конце XVIII – начале XIX столетия. Грузинские правители сами попросились под власть России, чтобы защитить свою страну от постоянных опустошительных вторжений мусульманских соседей. Многочисленное грузинское дворянство стало частью господствующего класса империи. Важнейшим военно-административным центром России в Закавказье стал Тифлис (Тбилиси). Территория современного Азербайджана была большей частью отвоевана Россией у Персии. При этом на землях, оставшихся в составе Ирана в настоящее время азербайджанцев проживает больше, чем в самом Азербайджане. Восточная Армения (периферийная часть прежнего армянского государства) была также отвоевана Россией у Персии. Западная Армения осталась в составе Турции. Между армянами и азербайджанцами, проживавшими совместно на большей части территории Закавказья, особенно в городах и в дореволюционный период возникали многочисленные конфликты, выливавшиеся иногда в резню и погромы.

Под властью России Закавказье оставалось в основном аграрной территорией с многочисленными небольшими городами, преимущественно выполнявшими роль торгово-ремесленных центров. С конца XIX столетия исключение составлял район Баку, где после открытия нефтяных месторождений начали быстро расти промышленные предприятия с многонациональным составом рабочих.

Во второй половине XIX в. Среди народов Закавказья популярность получают идеи национального возрождения. Одновременно растет влияние социалистов различного толка.

Первая мировая война обернулась огромной трагедией для армянского народа. В 1915 г. русские войска ненадолго заняли Западную Армению, получив поддержку и помощь со стороны местного населения. Однако вскоре вернувшиеся турки начали уничтожение и изгнание армян с этих территорий. Часть местных жителей истребили на месте, другая погибла во время «переселения» в пустыни Аравии. Именно в связи с этими событиями в мировой политический лексикон вошло слово «геноцид». В результате геноцида погибло не менее одного миллиона человек, а массовые миграции значительно увеличили и расширили армянскую диаспору. Ряд стран в настоящее время выступали с инициативами объявить геноцид армян в 1915-16 годах преступлением против человечества аналогично геноциду евреев в годы второй мировой войны. Память о геноциде стала очень важным фактором формирования менталитета армянской нации и окончательно определила негативное восприятие в ее массовом сознании не только Турции, но и всех тюрков.

В последние месяцы первой мировой войны и сразу после ее окончания в Закавказье одни интервенты меняли других, предпринимались отдельные попытки провозглашения советской власти – крупнейшей из них стала Бакинская коммуна, просуществовавшая с конца 1917 по весну 1918 г. Затем были образованы независимые грузинская, армянская и азербайджанская республики. Для Грузии национальная независимость была обретена после более, чем столетнего перерыва, для Армении – после семисотлетнего. В случае с Азербайджаном речь шла, по сути, о формировании совершенно нового национального государства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: