Различия политических режимов новых независимых государств 5 глава




Особенности установления советской власти в Закавказье

Послевоенные условия привели на рубеже 1920-х годов все три только что созданных государства к кризису. Весной 1920 года в Азербайджане местным большевикам при поддержке частей Красной Армии удалось свергнут правительство националистической партии Мусават и провозгласить советскую власть. В конце того же года Армения перешла под покровительство Советской России после того, как правительство националистической партии Дашнакцутюн потерпело неудачу в попытке при поддержке Антанты отвоевать у Турции западноармянские земли, и возникла опасность, что турки полностью ликвидируют всякую армянскую государственность. Грузия, где у власти находились местные меньшевики, стала советской весной 1921 года при непосредственном участии Красной Армии.

Три образовавшиеся в Закавказье советские республики были объединены в 1922 году в Закавказскую советскую федеративную социалистическую республику, ставшую одной из учредительниц Союза ССР. В тот же период были изменены границы между республиками, появились новые автономии. По Конституции 1936 года ЗСФСР была упразднена, и все три республики стали самостоятельными членами Союза.

Закавказские республики в советской имперской системе

Грузия и Азербайджан представляли собой сложносоставные субъекты федерации. В составе Грузии находилось три автономии – Абхазская АССР, Аджарская АССР и Юго-Осетинская автономная область. Абхазы – народ Кавказской семьи, но принадлежащий к ее северной ветви, составляли меньшинство населения своей автономии (в 1989 г. – 93 тыс. чел., в то время как грузин было 240 тыс. чел., а все население составляло 525 тыс. чел). Большая часть осетин – народа иранской группы индоевропейской семьи – проживала на территории РСФСР и также имела там автономию, причем уровня АССР. Разделяет Северную и Южную Осетию Кавказский хребет. Осетины составляли абсолютное большинство населения Юго-Осетинской области. Население Аджарии, представляющей собой историческую область Грузии, говорит на грузинском языке, но исповедует ислам.

В составе Азербайджана также находились две автономии. Нахичеванская АССР была отделена от основной территории республики территорией Армении. Первоначально эта автономия имела смешанное азербайджано-армянское население. Затем фактически все армяне были вытеснены из нее, осталось лишь несколько тысяч русских и курдов. В смешанном населении Нагорно-Карабахской автономной области, окруженной основной территорией Азербайджана, доля армян, напротив, оставалась преобладающей и составляла более двух третей населения.

Особенность Армении заключалась в том, что эта республика, пусть в меньшей степени, чем Израиль для евреев, но все же стала центром притяжения для огромной и обладающей большими ресурсами диаспоры, разбросанной по всему свету. Армения также стояла на первом месте среди союзных республик по доле титульной нации в составе населения. По итогам переписи 1989 г. она составляла 93,3%.

Между руководителями Армении и Азербайджана и в советский период не существовало теплых отношений. Они никогда не ездили в гости друг к другу и встречались только когда были вместе в Москве.

Социалистические преобразования в их советском варианте не переломили полностью сложившиеся у народов Закавказья за предшествующие века социально-психологические установки и традиции. Среди них – клановость, уважение к сословной иерархии, дух коммерции и предпринимательства. В период застоя, в условиях стабилизации национальных элит эти черты стали все чаще проявляться в деятельности руководителей разного ранга. В регионе наблюдались самые значительные в СССР социальные контрасты. Коррупция и теневая экономика в республиках Закавказья достигли таких масштабов, что на рубеже 1960-70-х годов Москва провела там нехарактерные для периода застоя масштабные кадровые чистки. В Азербайджане в 1969 г. на пост руководителя республиканской партийной организации был назначен глава местного КГБ Гейдар Алиев. В Грузии в 1972 г. первым секретарем ЦК компартии стал руководитель республиканского МВД Эдуард Шеварнадзе. Коммунистическую партию Армении в 1974 г. возглавил руководитель ее Ереванского горкома Карен Демирчян.

Значимость Закавказья в системе советской империи тоже превышала его долю в составе населения или совокупном экономическом продукте. Колоритные представители народов этого региона были широко расселены по всему Советскому Союзу и представлены в самых различных слоях населения. Грузинская, армянская и азербайджанская интеллигенция внесла значительный вклад в формирование общеимперской культурной традиции. Выходцев из Закавказья было очень много в составе высшего руководства СССР и центральном аппарате управления империей в первые десятилетия ее существования. Затем их доля в этих группах стала стремительно сокращаться. Однако после окончания периода застоя и начала кадрового обновления, выросшие в республиках Закавказья новые динамичные лидеры оказались востребованными на более высоком уровне.

Г.Алиев и Э.Шеварнадзе на руководящих должностях в союзном центре

В первой половине 1980-х гг. руководители двух из трех закавказских республик были назначены на высокие должности в Москве. В период правления Андропова в Москву был затребован Г.Алиев, назначенный 1-м заместителем Председателя Совета министров СССР. На Алиева была возложена ответственность за проведение провозглашенного курса на укрепление трудовой дисциплины. Именно ему приписывают инициативы по проведению в рабочее время облав на командированных в банях и универмагах Москвы и прочие подобные мероприятия, прекращенные после вмешательства Генеральной прокуратуры СССР. Тем не менее, меры Андропова, направленные на ужесточение контроля и повышение требовательности к руководителям были популярны в различных слоях населения, и имя Алиева было прочно связано с ними. Один из анекдотов тех времен: «КГБ переименовали в ДОСААФ – Добровольное общество содействия Андропову, Алиеву и Федорчуку» (Федорчук – бывший руководитель КГБ, назначенный Андроповым министром внутренних дел СССР), отражает складывающуюся в общественном сознании реальную иерархию руководителей того времени. Однако андроповский период в истории СССР продолжался недолго. С Горбачевым Алиев не сработался и в 1987 г. «по состоянию здоровья» был выведен на пенсию.

Зато новый неожиданный шаг в карьере при Горбачеве сделал руководитель другой закавказской республики – Э.Шеварнадзе. В 1985 г. он был назначен на крайне важный в новых условиях пост министра иностранных дел СССР. С именем Шеварнадзе связывалась политика активного налаживания отношений с Западом, в т.ч. за счет принципиальных уступок США и другим странам. Шеварнадзе получил широкую известность в мире и завязал многочисленные контакты с ведущими политиками. В конце 1980-х гг. он оказался среди тех, кто критиковал Горбачева за непоследовательность и требовал более решительных преобразований. В декабре 1990 г. Шеварнадзе объявил о своей отставке с поста министра, а затем вышел из рядов КПСС.

Возникновение Карабахского конфликта и обострение национального вопроса в Азербайджане и Армении

В начальный период Перестройки в Закавказье, казалось, царило затишье, подобное тому, что было характерно для республик Средней Азии. Первым, что его нарушило, стал конфликт в Нагорном Карабахе.

20 февраля 1988 года сессия совета народных депутатов Нагорно-Карабахской автономной области (избранных за несколько лет до того на безальтернативной основе) подавляющим большинством голосов приняла решение «О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР». При этом депутаты-азербайджанцы, находившиеся в меньшинстве, покинули зал в знак протеста против постановки данного вопроса на голосование. Решение Нагорно-Карабахского совета вызвало крайне негативную реакцию азербайджанского населения, как в автономии, так и на основной территории Азербайджана и привело к резкому обострению армяно-азербайджанских противоречий.

Первые национальные погромы (этнические чистки) времен Перестройки, которые были преданы гласности и получили мощный резонанс, произошли в Сумгаите – промышленном городе-спутнике Баку. В Сумгаите было введено военное положение, многие погромщики арестованы. Примерно на полгода воцарилось затишье. Однако затем нарастание конфликта между двумя общинами в НКАО привело к новому более мощному всплеску армяно-азербайджанской вражды. Волна погромов прокатилось уже по всей территории Азербайджана, армянское население стало бежать из республики. Соответственно, началось изгнание азербайджанцев из Армении и из контролируемых армянами районов Нагорного Карабаха.

Москва пыталась использовать различные методы в разрешении конфликта. Были сняты со своих постов партийные руководители республик. Организовывались различные переговоры, осуществлялись финансовые вливания. Затем все шире стали практиковаться силовые акции, крупнейшей из которых стал ввод войск в Баку в начале 1990 г., сопровождавшийся человеческими жертвами. Последнее только усилило в Азербайджане негативное отношение к союзному центру. Вся политическая элита республики, включая возглавившего в 1990 году республиканскую партийную организацию и ставшего первым президентом Азербайджана Аяза Муталибова, должна была исходить из того, что конфликт с Арменией полностью определял настроения в обществе. Попытки московского руководства силовым путем положить конец разрастанию столкновений непосредственно в Карабахе, в конечном счете, тоже оказались неэффективны.

Апрельские события 1989 г. в Тбилиси

Ситуация в Грузии некоторое время казалась более стабильной, по сравнению с Арменией и Азербайджаном, вовлеченными в Карабахский конфликт. Поднимавшееся национальное движение, представлялось менее значимым и сильным, чем в соседних республиках или в Прибалтике. Ситуация резко изменилась, когда в апреле 1989 года войска ночью разогнали бессрочно проходивший митинг протеста, значительную часть участников которого составляла студенческая молодежь. Более десяти участников митинга при этом погибли. Многими средствами массовой информации демократической направленности было растиражировано, что разгон митинга осуществлялся «саперными лопатками». В Тбилиси было введено чрезвычайное положение. Однако это не остановило многочисленные акции протеста. Союзный центр и местное партийное руководство оказались скомпрометированы в глазах большей части общества, а симпатии к националистам резко возросли. Инициатива перешла в руки последних, а Москва начала быстро утрачивать всякий контроль за ситуацией в республике.

Приход к власти и политика З.Гамсахурдиа, провозглашение независимости Грузии

Оказавшись в Грузии доминирующей силой, антикоммунистический лагерь, в котором ключевую роль играли националисты, взял курс на завоевание институтов власти и выход республики из состава СССР. Лояльные союзному центру силы были деморализованы. Однако достигнутые успехи и открывшиеся перспективы привели к расколу в лагере сторонников независимости. Часть сил националистов призвала бойкотировать выборы в Верховный Совет республики и в сентябре 1990 г. организовало выборы альтернативного органа – Национального Конгресса (в выборах приняло участие более половины электората). Другая часть, образовав коалицию «Круглый стол – Свободная Грузия», в октябре того же года приняла участие в выборах в Верховный Совет и выиграла их, получив 54% голосов и 155 из 250 депутатских мест. Коммунистическая партия Грузии получила на этих выборах 30% голосов, завоевав 64 места. Председателем Верховного Совета Грузии был избран лидер «Круглого стола» Звиад Гамсахурдиа – сын классика грузинской литературы и сам писатель, диссидент со стажем, бывший политзаключенный. Он же в апреле 1991 года стал первым президентом страны. Путь завоевания существующих институтов оказался более эффективным для достижения реальной власти, чем создание новых.

Из всех новых лидеров союзных республик, пришедших к власти в 1990 г., Гамсахурдиа был наиболее радикально и бескомпромиссно настроен по отношению к СССР. Он первым потребовал, чтобы его называли исключительно «господин», в не «товарищ». Уже в декабре 2000 г. было заявлено о незаконности призыва жителей Грузии в советские вооруженные силы и началось формирование республиканской Национальной гвардии. Вместо референдума о судьбе СССР Гамсахурдиа провел в марте 1991 г. референдум о независимости Грузии, в котором, по официальным данным, приняло участие 95% имевших право голоса и 93% из них проголосовали «за». После этого Верховный Совет Грузии принял Акт о восстановлении государственной независимости и ввел в действие Конституцию 1921 г. При этом в политике Гамсахурдиа быстро стала проявляться тенденция к жесткому насаждению личной диктатуры.

Возникновение очагов напряжения в Грузии

Приход к власти националистов и курс Гамсахурдиа, на создание унитарного национального государства, незамедлительно вызвали обострение отношений республиканских властей с автономиями. Еще 25 августа 1990 г. была принята Декларация о суверенитете Абхазской АССР, а 20 сентября того же года Южная Осетия провозгласила себя Южно-Осетинской Советской Демократической республикой. 11 декабря автономия Южной Осетии была упразднена Верховным Советом Грузии. Вскоре на территорию Южной Осетии были введены грузинские войска. Это стало началом этнических чисток и затяжного вооруженного конфликта. В Аджарии при поддержке Гамсахурдиа к власти пришел прямой потомок местных князей и бывший заместитель министра бытового обслуживания Грузинской ССР Аслан Абашидзе (его дед, погибший в годы сталинских репрессий, был другом отца грузинского президента). Однако, возглавив Верховный Совет Аджарии, Абашидзе, при поддержке населения резко воспротивился попыткам Тбилиси лишить Аджарию автономии и, по распространенной в Грузии версии, лично расправился со своим заместителем, занимавшим иную позицию. Фактически режим Гамсахурдиа утратил контроль над всеми тремя автономиями.

Провозглашение независимости Армении и Азербайджана

Еще по итогам выборов 1990 года сторонники национального движения взяли в свои руки власть в Армении. Возглавил Верховный Совет, а затем стал президентом республики один из лидеров этого движения филолог и историк Левон Тер-Петросян (выходец из армянской семьи, переселившейся на историческую родину с Ближнего Востока после второй мировой войны). Но в отличие от Прибалтики, Грузии и Молдовы, националисты, в Армении не стремились к скорейшему выходу своей республики из Союза, несмотря на то, что многие из них, включая Тер-Петросяна, подвергались ранее преследованиям. Для решения проблемы Нагорного Карабаха контакты с Москвой сохраняли важное значение. Как отмечают армянские авторы, для Армении, в отличии от других советских республик, была характерна «ситуация, когда первично для общества являлась не проблема независимости, а территориальная проблема, а независимость рассматривалась как инструмент для решения последней... Противостояние Армения – Горбачев не переросло в противостояние Армения – Россия». Поэтому Армения одной из последних республик СССР пошла на провозглашение независимости и полный разрыв с союзным центром. Тем не менее, на состоявшемся 21 сентября 1991 г. референдуме 94,99% принявших участие в нем проголосовали за полную независимость Армении. Одновременно свою независимость провозгласил и Азербайджан. 2 сентября 1991 г. была провозглашена и независимость Армянской республики Нагорного Карабаха. В ответ на это 27 ноября того же года Верховный совет Азербайджана упразднил Нагорно-Карабахскую автономную область и переименовал ее центр, город Степанакерт в Ханкенди. Независимость Нагорного Карабаха не была признана ни одной страной, кроме Армении.

Развитие Карабахского конфликта после распада СССР

Полная ликвидация союзного центра и вывод бывших советских войск из зоны конфликта развязали руки воюющим сторонам, которым к тому же удалось завладеть значительной долей вооружений выводимой армии. Успех оказался на стороне армян. В мае 1992 г. их войскам удалось пробить по территории Азербайджана так называемый Лачинский коридор, связавший Нагорный Карабах с Арменией. Летом того же года азербайджанские войска потеснили армян на севере Нагорного Карабаха, заняв около четверти территории бывшей автономии. Однако в начале 1993 г. военная инициатива вновь перешла в руки армян, которые удерживали ее уже до конца войны. Им удалось взять под свой контроль всю территорию Нагорного Карабаха, а затем по очереди разгромить все основные группировки стянутых против мятежной автономии азербайджанских войск. Летом 1993 года положение на фронтах Карабахской войны стало катастрофическим для азербайджанцев. Всерьез обсуждался вопрос о возможности похода армянских войск на Баку и взятия азербайджанской столицы. Всего под контролем армянской армии полностью или частично оказались семь районов непосредственно Азербайджана (13% его территории).

Жесткие реформы, проведенные в азербайджанской армии позволили в какой-то мере вернуть ей боеспособность. Однако предпринятая зимой 1993-94 гг. попытка отбить у армян захваченные территории закончилась ничем. 12 мая 1994 года между воюющими сторонами при посредничестве России и других стран было подписано перемирие. После этого на протяжении многих лет силы противоборствующих сторон остаются на линии, разграничивавшей их в мае 1994 г. Карабахская война оказалась одним из самых кровопролитных конфликтов, сопровождавших распад СССР. Только число погибших оценивается в 6 тысяч человек с армянской стороны и 11 тысяч – с азербайджанской. На завершающем этапе войны районы, занятые армянскими войсками покинули около 300 тысяч беженцев-азербайджанцев.

Возвращение к власти в Азербайджане Г.Алиева и его политика

Военные неудачи азербайджанской армии и наступление армянских войск привели только что ставшее независимым государство в состояние глубокого кризиса. В марте 1992 г. Аяз Муталибов ушел в отставку. На новых президентских выборах в июне того же года президентом был избран руководитель Народного фронта Азербайджана ученый-филолог Абульфаз Эльчибей. Однако военные неудачи продолжались и при новом руководителе. Еще больше осложнилось экономическое положение. Эльчибей фактически утратил рычаги управления страной. Во многих городах и районах установилась власть разнообразных вооруженных формирований, заявлявших о своем неподчинении Баку. Появлялись самопровозглашенные республики. Множились всяческие усобицы. В июне 1993 г. вспыхнул военный мятеж в Баку и Эльчибей бежал из столицы.

В этих условиях консолидирующей фигурой, способной навести порядок, оказался вернувшийся в республику Г.Алиев. С 1991 г. он занимал пост председателя Верховного Совета (меджлиса) Нахичеванской Автономной республики, где когда-то родился и начинал свою карьеру. 15 июня 1993 г. Алиев стал председателем Верховного Совета Азербайджана, а еще через несколько дней парламент передал ему президентские полномочия. В октябре того же года на безальтернативных всеобщих выборах он был избран новым президентом Азербайджана.

Алиеву удалось добиться перемирия и стабилизировать положение в зоне Карабахского конфликта, подавить мятежи и устранить самопровозглашенные правительства на остальной части Азербайджана. Возобновление и расширение экспорта нефти позволило укрепить финансовую систему и вывести республику из экономического кризиса. Активный диалог со странами Запада и мусульманским миром (Алиев совершил хадж в Мекку) укрепили позиции Азербайджана на международной арене.

Стабилизация экономической и политической жизни страны значительно укрепила позиции Алиева и еще более повысила его роль как консолидирующей фигуры. Это позволило ослабить давление на политических противников и пойти на проведение выборов на альтернативной основе. На президентских выборах 1998 г. конкуренцию Алиеву составили еще пять кандидатов, однако он легко победил их, собрав 76,1% голосов. Успех был закреплен на выборах в меджлис, состоявшихся в конце 2000 и в начале 2001 года. При голосовании по партийным спискам пропрезидентская партия власти «Новый Азербайджан» получила 62,3% голосов, в то время как ее основной соперник «Народный фронт» - 11%, партия «Гражданская солидарность» – 6,7%, коммунисты – 6,3%, Мусават – 4,9%.

Тем не менее, оппозиция не переставала говорить о нарушении политических прав и свобод в Азербайджане, организовывать различные акции протеста. Положение в республике стало обостряться в связи с длительной болезнью Алиева и фактическим назначением преемником (по Сирийскому примеру) его сына Ильхама, возглавлявшего государственную нефтяную кампанию Азербайджана. Летом 2003 года Алиев-младший был назначен главой правительства и зарегистрирован, как и его отец, кандидатом на выборах президента страны. Почувствовав новое ухудшение здоровья, Гейдар Алиев снял свою кандидатуру в пользу сына. На него был переориентирован и весь административный ресурс. По итогам состоявшегося в октябре голосования Ильхам Алиев получил 77 % голосов. В декабре того же года Гейдар Алиев скончался.

Современная политическая ситуация в Азербайджане

Экономический рост в Азербайджане, благодаря высоким мировым ценам на нефть, продолжился. Благодаря этому Ильхаму Алиеву удалось укрепить свои позиции как внутри страны, так и на международной арене, Искусно лавируя между Западом, Россией и Исламским миром, руководство Азербайджана выдерживает собственный курс. Проблема Нагорного Карабаха и оккупированных армянскими силами районов остается важнейшей политической проблемой Азербайджана. Экономические и внешнеполитические успехи, рост численности населения Азербайджана и повышение уровня его жизни, укрепление военной мощи страны позволяют Алиеву-младшему заявлять, что проблема эта в ближайшем будущем решится сама собой. Эти заявления перемежаются с утверждениями о том, что Азербайджан в любой момент может начать военные действия по возвращению под свой контроль оккупированных территорий. Очевидно, это делается с целью оказания дополнительного психологического давления на Армению.

Несмотря на достигнутые успехи в развитии страны противостояние между правящим лагерем и оппозицией в Азербайджане продолжилось, приобретая иногда острые формы. Серьезным испытанием для нового азербайджанского президента стали парламентские выборы, состоявшиеся осенью 2005 г. Волна «цветных революций» давала основание говорить о возможности развития событий по данному сценарию и в Азербайджане. Накануне выборов Ильхам Алиев предпринял ряд маневров: с одной стороны были сделаны громкие разоблачения коррупционеров, занимавших высокие должности, с другой удалось не допустить возвращения из эмиграции ряда оппозиционных лидеров и дезорганизовать их сторонников. По итогам голосования партия «Новый Азербайджан» получила абсолютное число депутатских мест. Оппозиция, на долю которой досталось лишь несколько мандатов, попыталась оспорить итоги выборов и организовать массовые акции протеста. Тем не менее, международные наблюдатели отметили прогресс в соблюдении на выборах демократических процедур. К тому же руководство Азербайджана оперативно признало нарушения в ряде округов и объявило о наказании виновных. После этого акции протеста не получили развития.

Стабильность политического режима в Азербайджане обусловлена, прежде всего, широтой его социальной базы. Однако изменения, происходящие в социальной структуре население вместе с нерешенностью проблемы Нагорного Карабаха, способны создать для данного режима новые вызовы.

Экономическая ситуация и политическое развитие Армении в 1990-е гг.

Военные победы, одержанные Арменией и Нагорным Карабахом, сопровождались резким ухудшением экономической ситуации и падением уровня жизни. Основной причиной этого, помимо военных затрат, стало то, что территория Армении фактически оказались блокирована. Армения лишена выхода к морю, а ее сухопутные границы проходят в основном с Азербайджаном и с поддерживающим его старым врагом Армении, Турцией. Еще одним соседом Армении является Грузия, где длительное время существовала политическая нестабильность. Самая благоприятная для Армении ситуация существовала на небольшом участке, где ее территория граничила с Исламской республикой Иран. Одной из причин этого были опасения иранского руководства, что развитие независимого Азербайджана может дестабилизировать ситуацию в населенных азербайджанцами районах их собственной страны. Однако этот участок границы в силу разных причин также не мог стать для Армении безопасным окном для широких контактов с внешним миром. Поэтому негативные последствия распада прежних внутриимперских экономических связей для Армении оказались особенно сильными.

И все же именно Карабахский фактор оставался определяющим в политической жизни Армении. В середине 1990-х гг. Л.Тер-Петросян все больше подвергался критике за то, что якобы делал слишком большие уступки Азербайджану на переговорах по Карабахской проблеме. В феврале 1998 года он подал в отставку, открыв дорогу на президентский пост герою войны Роберту Кочаряну.

В 1980-е годы Кочарян занимал различные должности в комсомольских и партийных органах Нагорного Карабаха. Затем был одним из лидеров движения за присоединение Карабаха к Армении. В 1992-94 гг. – председатель Государственного комитета обороны и премьер-министр Нагорно-Карабахской республики. В ноябре 1996 г. был избран президентом Нагорного Карабаха. Однако уже в марте 1997 г. он принял предложение стать премьер-министром Армении, а еще через год сменил Тер-Петросяна на его посту. Основным соперником Кочаряна неожиданно стал Карен Демирчян, возглавлявший компартию Армении (и, соответственно, республику) в 1974-88 гг. Победу над ним Кочаряну удалось одержать только во втором туре.

Позиции Кочаряна в условиях продолжающегося экономического кризиса и неурегулированности Карабахской проблемы тоже оставались непрочными. На парламентских выборах в июне 1999 г. в Армении победила Народная партия, возглавляемая К.Демирчаном. Очевидно, что одной из причин такого исхода голосования была ностальгия по советским временам, коснувшаяся многих избирателей. Демирчян был избран председателем парламента, его стали все больше прочить в будущие президенты страны.

27 октября 1999 г. в зал заседаний армянского парламента во время сессии ворвалась группа вооруженных террористов и, устроив стрельбу, убила Карена Демирчяна, двух его заместителей, стоявшего на трибуне председателя правительства Армении Вазгена Саркисяна и еще несколько политиков. Во главе террористов находился бывший журналист и активный участник национального движения Наири Унанян. По результатам расследования целью акции террористов, которые сознавали, что не смогут скрыться с места преступления, было покарать главу правительства за «некомпетентную и преступную политику». Впоследствии шестеро участников террористической группы были осуждены на пожизненное заключение, но некоторые другие амнистированы. Многим события 27 октября продолжали казаться загадочными. Появлялись версии о причастности к теракту бывших руководителей республики во главе с Л.Тер-Петросяном, турецких спецслужб и т.д., но ни одна из этих версий не получила подтверждения.

Современная политическая ситуация в Армении

В 2003 году Кочаряну удалось добиться переизбрания на президентский пост. Основным соперником Кочаряна стал сын Карена Демирчяна Степан, не занимавшийся ранее политикой, но унаследовавший от отца пост руководителя Народной партии Армении. В первом туре Кочарян получил 48,3% голосов, Степан Демирчян – 27,4%, во втором Кочарян – 67,5%, Демирчян-младший – 32,5%. После голосования оппозиция организовала выступления протеста, обвиняя Кочаряна в нарушении законодательства о выборах.

После президентских выборов Народная партия была оттеснена на периферию политической жизни (при этом Демирчян-старший официально возведен в ранг национального героя и выдающегося государственного деятеля). Оппозиционную нишу заполнили другие политические силы. Неустойчивость правящего лагеря, острота политической борьбы и господствующее при этом стремление сохранять определенную степень национального единства перед лицом мощной опасности извне являются важными слагаемыми функционирования в Армении демократических институтов.

В состоявшихся 12 мая 2007 г. в Армении парламентских выборах приняли участие 22 партии (75 депутатов Национального Собрания избираются по партийным спискам, 56 – по одномандатным округам). 5 партий преодолели пятипроцентный барьер. Победителям с трудом, но все же удалось договориться о формировании нового коалиционного правительства.

Вооруженные столкновения в Тбилиси в январе 1992 г. и возвращение к власти Э.Шеварнадзе

Первыми, полностью выйдя из-под контроля союзного центра, новые грузинские власти во главе с З.Гамсахурдиа первыми же обнаружили свою полную некомпетентность в управлении республикой. Тем более в условиях развала всей прежней системы экономического взаимодействия. К концу 1991 г. экономика Грузии оказалась почти полностью парализована. Перестали работать транспорт и коммунальные службы. Абхазия, Южная Осетия и Аджария все больше изолировали себя от остальной Грузии. По всей стране множилось число неконтролируемых вооруженных формирований. На международной арене никто не хотел иметь дело с республикой, президент которой приобрел репутацию «фашиста».

В этих условиях против Гамсахурдиа выступи многие его бывшие сторонники и союзники, включая командующего Национальной гвардией Тенгиза Китовани и руководителя военизированной организации «Мхедриони» («Всадники»), одновременно доктора искусствоведения и вора в законе Джабы Иоселиани. В январе 1992 г. в центре Тбилиси развернулись продолжавшиеся несколько недель бои между сторонниками и противниками Гамсахурдиа. В конечном итоге Гамсахурдиа и его приближенные бежали из столицы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: