Различия политических режимов новых независимых государств 6 глава




Победители не смогли выдвинуть из своих рядов фигуру, способную консолидировать общество и взять на себя ответственность дальнейшего управления страной. В итоге Иоселиани и ряд других мятежников сочли наилучшим вариантом сделать ставку на возвращение в Грузию Эдуарда Шеварнадзе и вручили власть ему. Весной 1992 г. Шеварнадзе возглавил созданный в Грузии Госсовет, а осенью того же года вновь избранный парламент. Стремясь стабилизировать ситуацию, Шеварнадзе прекратил силовую операцию в Южной Осетии и согласился на создание в этом регионе Смешанных сил по поддержанию мира с участием российских войск. «Партия войны» при этом требовала конфискации, и это во многом определило дальнейшие события в Абхазии.

Абхазская война 1992-93 гг.

В августе 1992 г. стороны конфликта в Абхазии перешли к открытым военным действиям. Войска Госсовета Грузии в течение нескольких дней установили контроль над всеми прибрежными городами и районами бывшей автономии, включая ее столицу Сухуми (Сухум). Однако, абхазским частям удалось закрепиться в горных районах, куда перебралось и руководство непризнанной республики. Военные действия приобрели позиционный характер. Помощь абхазам, в т.ч. посылая добровольцев на фронт военных действий, оказывали народы российского Северного Кавказа. В частности большую активность проявляли чеченцы. Получила распространение идея создания Северокавказской конфедерации с центром в Сухуми. Российское руководство официально призывало стороны к прекращению огня и предпринимало попытки к их примирению. Однако фактически Кремль занимал благожелательную по отношению к абхазам позицию, стремясь сделать эту войну инструментом давления на Грузию и показательным уроком для других бывших советских республик. В сентябре 1993 г. абхазские формирования перешли в решающее наступление и выбили противника почти со всей территории республики. В Абхазию были введены коллективные силы стран СНГ, основу которых составили российские войска. Это сопровождалось массовым исходом грузинского населения. От войны за пределы республики бежали и представители других национальностей. В результате в начале XXI в. население Абхазии составляло менее половины от числа жителей на момент распада СССР. Во время военных действий с той и другой стороны погибли тысячи человек, многие остались инвалидами. Большая часть территории Абхазии была разорена, славившиеся в СССР города-курорты разрушены. В дальнейшем около 90% оставшегося населения по-прежнему непризнанной республики приобрели российское гражданство.

Политическая борьба в Грузии в середине1990-х – начале 2000-х гг

Осенью 1993 г. Гамсахурдиа попытался вооруженным путем вернуться к власти, но его мятеж был подавлен, а сам он через несколько месяцев убит при невыясненных обстоятельствах. В середине 1990-х гг. в Грузии был восстановлен пост президента республики. В ноябре 1995 г. на него был избран Э.Шеварнадзе. К тому времени в его поддержку была сформирована новая мощная политическая партия – Союз граждан Грузии, позиционирующая себя как социал-демократическая. По итогам парламентских выборов, прошедших по смешанной системе в 1995 г., а затем в 1999 г. сторонникам Шеварнадзе удавалось сформировать относительно устойчивое депутатское большинство. В середине 1990-х гг. можно было уже говорить о начавшейся в Грузии политической стабилизации. Руководству республики во главе с Шеварнадзе удалось также решить первоочередные экономические проблемы и вывести страну из международной изоляции.

В 2000 г. Шеварнадзе был переизбран президентом, опередив пятерых соперников и получив при этом 79,8% голосов. В то же соотношение сил между сторонниками и противниками Шеварнадзе значительно различалось в разных частях Грузии. На президентских выборах 2000 г. по данным ряда социологических опросов реальную альтернативу Шеварнадзе мог составить и выйти вместе с ним во второй тур, вступивший в борьбу А.Абашидзе (на предыдущих парламентских выборах его партия «Союз возрождения Грузии» заняла второе место). Однако за день до голосования Абашидзе снял свою кандидатуру в пользу Шеварднадзе. При этом главным соперником действующего президента остался представитель возглавляемого Абашидзе политического блока «Возрождение Грузии», лидер партии «Эртоба» («Единство») Джумбер Патиашвили (был первым секретарем ЦК компартии Грузии после ухода Шеварнадзе в Москву).

Несмотря на одержанную на выборах победу, Шеварнадзе стал сталкиваться с усилением критики в свой адрес за отсутствие реального прогресса в стране. В 2001 г. в оппозицию к нему перешли ряд молодых политиков, выдвинувшихся уже в постсоветский период. Наиболее влиятельными среди них были Зураб Жвания (бывший генеральный секретарь Союза граждан Грузии и председатель парламента), Нино Бурджанадзе (председатель парламента с 2001 г.) и Михаил Саакашвили (бывший министр юстиции, возглавивший Законодательное Собрание города Тбилиси).

«Революция роз» и политика М.Саакашвили

В преддверии парламентских выборов 2003 г. Жвания, Бурджанадзе и ряд их союзников образовали блок «Бурджанадзе – демократы». Саакашвили шел на эти выборы во главе созданной им партии «Национальное движение».

После состоявшегося 2 ноября 2003 г. голосования власти объявили, что первое место, собрав 21 % голосов, занял проправительственный список «За Новую Грузию», партии Абашидзе и Саакашвили набрали по 19%, а блок «Бурджанадзе – демократы» всего 9%. Оппозиционеры, включая и Саакашвили, обвинили правящий лагерь в подтасовке. Им удалось организовать массовые выступления с требованиями отставки Шеварнадзе. Здание парламента было занято демонстрантами. На сторону оппозиции стали переходить силовые структуры. После двухнедельного противостояния Шеварнадзе заявил, что покидает пост президента. Данные события, получившие название «революции роз», за пределами Грузии первоначально рассматривались как имеющие локальное значение. Отношение к ним изменилось после того, как через год революционный кризис разразился в Украине.

На экстренно организованных в Грузии внеочередных президентских выборах (состоялись 4 января 2004 г.) выдвинутый победителями кандидат, М.Саакашвили, при наличии пяти соперников, получил, по официальным данным, 96% голосов избирателей. Успех революционных сил был закреплен на прошедших в марте парламентских выборах. Бурджанадзе вновь стала председателем парламента, а Жвания возглавил правительство. В то же время Саакашвили быстро стал превращаться в единоличного лидера страны. Окончательно это произошло после того, как в начале следующего 2005 г. в результате несчастного случая погиб З.Жвания.

Основным политическим приоритетом для Саакашвили стало обеспечение территориального единства государства и возвращение под власть Тбилиси бывших автономий – Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. Легче других оказалось решить проблему Аджарии, лидер которой, непризнававший новые тбилисские власти, уже растерял часть былого авторитета и вынужден был реагировать на оппозиционные выступления.

Весной 2005 г. обстановка в Аджарии вновь обострилась, происходили столкновения между сторонниками и противниками Абашидзе. Официальный Тбилиси, пользуясь этим, усилил нажим на Аджарию. 2 мая по приказу Абашидзе для того, чтобы не допустить ввода грузинских войск, были взорваны мосты на реках, отделяющих Аджарию от остальной территории Грузии. Однако, это не помешало Саакашвили 5 мая объявить о введении прямого президентского правления в Аджарии. Аслану Абашидзе и его семье была обещана неприкосновенность в случае, если он «прекратит политическую деятельность и без кровопролития уедет из страны». В ночь на 6 мая Абашидзе сложил с себя полномочия и улетел в Москву.

После возвращения под свой контроль Аджарии грузинские власти активизировали действия по оказанию давления на сепаратистские режимы Абхазии и Южной Осетии. Усиление напряженности в этих регионах в целом способствует укреплению позиций режима Саакашвили.

Проблема российского влияния в Закавказье, российское военное присутствие

Развитие отношений России со странами Закавказья во многом определялось нестабильностью и продолжающимися вооруженными конфликтами, как в самом Закавказье, так и в южных регионах РФ. Так, абхазский и чеченский конфликты не раз порождали напряженность во взаимоотношениях России и Грузии, обвинявших друг друга, и не без основания, в поддержке сепаратистов. Согласие на введение миротворческого контингента, основу которого составляли российские войска, в Абхазию было вынужденным шагом для грузинского руководства. Вывод же этих войск, на котором затем стал настаивать Тбилиси, взывает противодействие абхазского населения. Стратегическое партнерство между Россией и Грузией в военной области стало невозможным, и российские военные объекты на основной территории Грузии были закрыты.

В продолжающемся Карабахском конфликте, по крайней мере, одна из сторон – Армения, готова была опереться на военную помощь России, а потому проявляла готовность участвовать в разнообразных интеграционных проектах и принимать у себя на территории российские военные объекты. Однако, в Москве отдавали себе отчет в том, что слишком большое сближение с Арменией чревато прямым вовлечением в конфликт с Азербайджаном с тяжелыми военными, экономическими и внешнеполитическими последствиями.

В условиях экономических неурядиц, политической нестабильности, обострения межнациональных конфликтов и военных потрясений у населения Закавказья в 1990-е гг. росла ностальгия по советским временам. Не случайно у власти во всех трех закавказских республиках к концу этого периода оказались те, кто возглавлял их в 1970-е гг. – Шеварнадзе, Алиев и Демирчян. Казалось бы, это должно было создать условия для развития интеграционных процессов и сближения с Россией. Однако, если шаги в этом направлении и делались, то скорее носили формальный, демонстрационный характер.

Затем довольно быстро настало время нового поколения политических лидеров. Некоторые из них, прежде всего М.Саакашвили, не только предпочитают прозападный выбор равнению на Москву, но и активно стараются способствовать вытеснению всякого российского влияния, как из Закавказья, так и из других регионов постсоветского пространства. В отличие от Балтии регион Закавказья в настоящее время не консолидирован. При наличии многих общих черт хода политических процессов все три республики придерживаются разных векторов развития. Ни один из них, тем не менее, в долговременной перспективе не ведет к интеграции с Россией.


Тема 9

Средняя Азия

Этническая карта и политические традиции Среднеазиатского региона

Древнее население Средней Азии говорило в основном на языках иранской группы индоевропейской семьи. Однако многочисленные нашествия и завоевания тюркских племен привели к тому, что большинство населения этого региона говорит сейчас на тюркских языках. К тюркской группе Алтайской языковой семьи принадлежат, в частности, узбекский, туркменский и киргизский языки. При этом узбеки, туркмены и киргизы разительно отличаются друг от друга по антропологическими типу. Язык иранской группы сохранили в Средней Азии только таджики.

Средняя Азия – один из районов на Земле, где возникали и развивались наиболее древние цивилизации. За многие столетия здесь побывали самые разные завоеватели. Наиболее сильное культурное и политическое влияние на Среднюю Азию оказал мусульманский мир и Индия. Среднеазиатские центры сами не раз оказывались ядром могущественных империй, а такие города как Бухара и Самарканд имели всемирную славу.

В XIX столетии эта территория стала объектом экспансии России, сумевшей в данном случае опередить английских колонизаторов, продвигавшихся от границ Индии. Присоединение Средней Азии к России проходило преимущественно вооруженным путем. При этом было сломлено сопротивление трех основных государств, существовавших в то время на этой территории – Бухарского и Кокандского эмиратов и Хивинского ханства, а также вольных туркменских племен. Кокандский эмират был полностью ликвидирован, а владения Бухары и Хивы, сильно урезанные в размерах, превратились в вассальные государства царской державы.

Возникавшие в Средней Азии государства почти всегда строились не по национальному принципу, а представляли собой разновидности восточных деспотий, объединенных властью той или иной династии. Для многих районов Средней Азии характерен смешанный состав населения, его чересполосица. Таджики, например, составляют большинство населения в городах Бухара и Самарканд, окруженных территориями с преобладанием узбеков (в 1924-30 гг. Самарканд был столицей Узбекистана).

Национально-государственное размежевание в Средней Азии в советский период

В условиях распада царской державы гражданская война на территории Средней Азии затянулась. Однако здесь, в отличие от Европейской части бывшей империи и Закавказья, в большинстве случаев отсутствовали в качестве самостоятельных акторов сплоченные национальные движения.

После установления советской власти были ликвидированы не только прежние губернии и генерал-губернаторства, но и вассальные государства, где тоже произошли революции. В основу нового размежевания в регионе был положен именно национальный принцип. 27 октября 1924 г. были образованы Узбекская и Туркменская ССР. В том же году появились Таджикская АССР и Кара-Киргизская автономная область. Уже в 1926 г. последняя была преобразована в Киргизскую АССР. Статус союзной республики Таджикистан получил в 1929 г., а Киргизия – по Конституции 1936 г. На территории региона остались также две автономии: в 1936 г. из состава РСФСР в состав Узбекистана была передана Каракалпакская АССР, с 1925 г. в составе Таджикистана находится Горно-Бадахшанская автономная область, составляющая почти 45% территории республики, но очень небольшую долю ее населения.

Развитие Средней Азии в структуре советской империи

Для республик Средней Азии характерны те же направления социалистических преобразований, что и для СССР в целом. Хотя зачастую принимался во внимание более низкий уровень экономического и социального развития этих территорий.

Волна индустриализации в конце 1920-х – 1930-е гг. стала началом трансформации традиционной структуры среднеазиатской экономики. Однако, первоначально, на строившихся промышленных объектах и в растущих городах работу находили в большей степени приезжие из других регионов империи, а не местные жители. Новый толчок экономическому развитию Средней Азии дала Великая Отечественная война, когда на эту территорию были эвакуированы многие предприятия и учреждения из Европейской части.

Советская власть старалась сломать традиционный уклад жизни народов Средней Азии, сохранявшиеся со времен Средневековья обычаи и нравы. Велась активная борьба с влиянием Ислама. Письменность языков народов Средней Азии была переведена сначала на латиницу, а затем на кириллицу.

В период застоя экономическое развитие, особенно рост промышленности, проходили в Средней Азии опережающими темпами, по сравнению с другими республиками Союза. Однако, при этом в абсолютных показателях, включая уровень жизни населения, они значительно уступали им.

Развитие имперской экономики способствовало узкой специализации республик, даже достаточно крупных. Так ведущей отраслью Узбекистана стало производство хлопка, в большом количестве требовавшегося, в частности, для нужд союзного ВПК. Несмотря на мобилизацию всех ресурсов (для сбора урожая хлопка на несколько месяцев отвлекались работники промышленных предприятий, студенты, учащиеся) справиться с растущими плановыми заданиями полностью не удавалось. Это способствовало развитию системы приписок и хищений.

Низкий уровень жизни, подобно тому, как это происходило в бывших колониях европейских стран, сочетался с высокой рождаемостью. Демографический взрыв, характерный для Третьего мира, в Советском Союзе дал о себе знать в первую очередь в Средней Азии. Особенно ярким примером в этом отношении стал Узбекистан. Согласно данным переписи 1989 года, в Узбекистане проживало уже почти 20 млн. человек и он занимал по численности населения третье место среди республик Советского Союза, уступая только РСФСР и Украине. Более чем двухмиллионный Ташкент, был четвертым по величине городом СССР. Одним из результатов данной диспропорции был высокий уровень скрытой безработицы в среднеазиатских республиках (официально безработицы в СССР не существовало).

В республиках Средней Азии, несмотря на проведенные преобразования и насаждаемые ценности, сохранялись сильные клановые связи, традиции семейственности и землячества. Это проявлялось в деятельности местных органов власти, формировании управленческих команд, сказывалось на эффективности их работы, способствовало коррупции и злоупотреблениям служебным положением. В конце концов, при подборе кадров на руководящие должности в республиках Средней Азии союзное руководство стало принимать во внимание, в качестве фактора благоприятного для претендента, отсутствие у него широких семейных и клановых связей. Исследователи отмечают, что это, в частности, сыграло свою роль в карьерном росте И.Каримова в Узбекистане и С.Ниязова в Туркменистане (все близкие родственники последнего погибли в 1948 г. во время Ашхабадского землетрясения).

Политическое положение и национальные конфликты в среднеазиатских республиках в период Перестройки

Первые годы Перестройки положение в Средней Азии оставалось стабильным и не характеризовалось открытым проявлением социальных и политических конфликтов. Исключение составлял Узбекистан.

Еще при Андропове в Узбекистане начало раскручиваться так называемое «хлопковое дело». В тюрьме, на судебной скамье, под следствием оказалась большая часть партийно-хозяйственной номенклатуры республики, в т.ч. ее высшего и среднего эшелонов. В начальный период Перестройки ход дела широко освещался СМИ, а следователи Генеральной прокуратуры Тельман Гдлян и Николай Иванов превратились в популярных героев СМИ и попытались сделать собственную политическую карьеру. Некоторые лидеры демократического лагеря стремились использовать их для дискредитации своих противников из числа высших руководителей Союза. Одновременно представители Узбекистана увереннее стали возвышать свой голос, требуя прекращения в республике «репрессий». На рубеже 1990-х годов «хлопковое дело» было свернуто.

В 1989 году первым секретарем ЦК компартии Узбекистана стал бывший министр финансов и руководитель Кашкадарьинского обкома Ислам Каримов (выходец из Самарканда, таджик по матери) – один из немногих, на кого Гдлян и Иванов не смогли найти никакого компромата. Прекращение волны репрессий по «Хлопковому делу» упрочило его позиции. В марте 2000 г. в Узбекистане был учрежден пост президента и Каримов был избран на него депутатами Верховного Совета республики.

Общая нестабильность в стране в конце 1980-х гг. привела к обострению межнациональных конфликтов в Средней Азии, которые в отдельных случаях проявлялись в крайних формах. Стал заметен и рост религиозного фактора – сказывалось влияние воинствующего Ислама, завоевавшего уже прочные позиции в сопредельных странах. Летом 1989 г. в Ферганской долине (Узбекистан) прошли массовые погромы турок-месхетинцев, выселенных сюда из Закавказья в сталинские времена. В феврале 1990 г. в Душанбе очередной митинг оппозиции перерос в погромы русскоязычного населения. В город были переброшены войска (части внутренних войск постоянно дислоцировавшиеся в Таджикистана в те дни участвовали в операции в Баку). После этих событий миграция русскоязычного населения из Таджикистана резко увеличилась. В июле 1990 года столкновения между узбеками и киргизами прошли в Ошской области, входившей в состав Киргизии. Русскоязычное население при этом также пострадало.

Рост национализма и влияния Ислама при ослаблении политического контроля со стороны подчинявшихся Москве органов безопасности привел в конце 1980-х гг. к появлению в республиках Средней Азии легально действующих политических организаций исламской направленности. Крупнейшей из них была партия Исламского возрождения Таджикистана.

Помимо исламистской на рубеже 1980-90-х годов формировалась и легальная национально-демократическая оппозиция. В Узбекистане этот лагерь представляли партии «Бирлик» («Единство») и отколовшаяся от нее «Эрк» («Свобода»). В Таджикистане действовало движение «Растохез» («Возрождение»), от которого потом откололась Демократическая партия.

В то же время руководство среднеазиатских республик оставалось лояльным Москве и в целом контролировало политическую ситуацию. У власти оставались в основном лидеры назначенные Москвой. Исключение составляла Киргизия, где борьба между первым секретарем ЦК республиканской компартии и председателем республиканского Совмина привела к тому, что осенью 1990 г. первым президентом был избран Председатель Академии Наук республики и народный депутат СССР Аскар Акаев. Он был достаточно близок местной партийно-хозяйственной номенклатуре (одно время занимал пост заведующего отделом науки и высших учебных заведений ЦК компартии республики), но имел большую возможность для маневра и легче мог найти общий язык с лидерами демократического движения в РСФСР и других союзных республиках.

На прошедшем весной 1991 года референдуме о судьбе Союза большинство жителей Средней Азии высказалось за его сохранение, что во многом обеспечило перевес голосов «за» в целом.

Становление политической независимости среднеазиатских государств, специфика политических режимов

Вплоть до августа 1991 г. руководители среднеазиатских республик готовы были участвовать в создании обновленного варианта Союза. В дни путча из всех среднеазиатских лидеров с его осуждением выступил только Аскар Акаев. Однако, сразу после провала путча, когда паралич союзного центра стал очевиден, руководители республик Средней Азии поспешили декларировать независимость своих государств и вновь смогли (за исключением Таджикистана) удержать ситуацию под своим контролем. Организационная слабость оппозиции и отсутствие у нее массовой поддержки дали возможность действующим руководителям трансформировать под себя прежний аппарат управления.

В этих условиях в регионе в основном были установлены режимы так называемой «управляемой демократии», при которой в стране действуют различные политические партии, проходят выборы на формально альтернативной основе, однако оппозиция не имеет реальных шансов на то, чтобы прийти к власти и вообще влиять на процесс принятия решений.

Однако в дальнейшем эти режимы эволюционировали в разных направлениях и привели к различным последствиям. В результате спектр их характеристики в Средней Азии в настоящее время очень широк – от революционной демократии в Кыргызстане до тоталитаризма в Туркменистане.

И.Каримов и политические процессы в Узбекистане после распада СССР

Сразу после провала путча в августе 1991 г. Каримов провозгласил независимость Узбекистана и назначил всенародные выборы президента. Возглавляемая им компартия Узбекистана была реорганизована в Народно-демократическую партию. На прошедших в декабре выборах Каримов получил 86% голосов, его соперник, представитель Демократической партии Узбекистана «Эрк» – 12%.

После распада СССР, Каримову, удалось в целом сохранить стабильность в республике. При этом весьма жестким было отношение Каримова к исламскому фундаментализму. Решительно пресекалась деятельность фундаменталистских группировок на территории самого Узбекистана (им было приписано совершенное на Каримова покушение), а также отрядов проникавших из Афганистана и Таджикистана. Претендуя на военное лидерство в регионе, Каримов оказывал помощь Киргизии в пресечении деятельности вооруженных формирований фундаменталистов, просочившихся на территорию этой республики из того же Таджикистана.

В Узбекистане было провозглашено строительство светского демократического государства, развернулось партийное строительство. Однако все основные партии занимают пропрезидентскую позицию и контролируются Каримовым и его администрацией. Партиям «Бирлик» и «Эрк» уже в 1992 г. было отказано в перерегистрации, ряд их лидеров впоследствии были репрессированы.

В марте 1995 г. по итогам прошедшего референдума полномочия Каримова были продлены еще на пять лет. На президентских выборах, состоявшихся 9 января 2000 года, Каримов имел только одного формального соперника и победил, собрав, по официальным данным, 91,9% голосов избирателей. В 2002 г. в стране вновь был проведен референдум, продливший полномочия Каримова до декабря 2007 г.

На парламентских выборах, прошедших в декабре 2004 – январе 2005 г. представительство в Законодательной палате получили 6 партий, при этом Народно-демократическая партия (Каримов вышел из нее еще в 1996 г., но она, как и другие продолжает его поддерживать) заняла только второе место. На первое же вышла Либерально-демократическая партия Узбекистана, имеющая наибольшее влияние в Самарканде.

В 1999 г. Каримов реформировал традиционный институт общинного самоуправления – махаллу, возложив на новые органы функции обеспечения порядка, надзора за религиозной жизнью и семейными отношениями, и создав на местах специальные вооруженные отряды «Стражей махали». Критики Каримова справедливо рассматривают данную реформу как попытку создать жесткую систему контроля и управления, охватывающую все общество.

В мае 2005 г. в одном из крупных городов Узбекистана, Андижане, расположенном в Ферганской долине произошел вооруженный мятеж, организованный оппозиционерами-исламистами. Одним из стимулирующих факторов для него стали «цветные революции» и, в частности, события в соседней Киргизии. Выступление поддержала часть местных жителей, недовольных политикой Каримова. Жесткость, с которой данное выступление было подавлено, вызвала критику со стороны стран Запада. В ответ Каримов удалил с территории Узбекистана американские военные базы (созданные в период американского вторжения в Афганистан) и предпринял ряд демонстративных шагов по сближению с Россией.

А.Акаев и становление независимой Киргизии

После августовского путча 1991 года Акаев отказался от предложения Горбачева занять пост вице-президента СССР. Как и среднеазиатские республики, призвал запретить компартию и отказаться от Советов. Киргизия взяла курс на скорейшее достижение независимости. Уже в августе 1991 года верховный совет провозгласил республику независимым, суверенным демократическим государством Кыргызстан. В октябре того же года Акаев был переизбран президентом на прямых выборах (получил 95% голосов, других кандидатов не было).

В дальнейшем Акаев стремился создавать и использовать репутацию своей страны, как «островка демократии и прав человека в Центральной Азии». Тем не менее, в реальности ситуация в Киргизии в принципе мало отличалась от «управляемых демократий» в соседних Узбекистане и Казахстане. Политическая оппозиция не обладала здесь всеми необходимыми возможностями.

На президентских выборах, состоявшихся в октябре 2000 года Акаев легко победил пять других кандидатов, собрав 74,4% голосов. Интересно, что за несколько месяцев до этого в республике прошли парламентские выборы, на которых первое место, собрав 27,7% голосов, заняли коммунисты во главе с лидерами республиканской парторганизации брежневских времен. Тем не менее, своего кандидата на пост президента коммунисты не выставили. Одна из пропрезидентских партий (их, как и в Узбекистане, в Киргизии было несколько), «Союз демократических сил», на парламентских выборах оказалась лишь второй (18,6%), третье и четвертое место заняли «технологические» партии, также в разной степени управляемые из администрации Акаева – «Женская демократическая партия Кыргызстана» (12,7%) и «Политическая партия ветеранов войны в Афганистане и участников других локальных боевых конфликтов». В любом случае, однако, по партийным спискам избиралось лишь 15 из 60 депутатов одной, нижней, палаты киргизского парламента. А по итогам референдума, состоявшегося в 2003 году, пропорциональная избирательная система в Кыргызстане была отменена вовсе. Правительство республики целиком зависело от президента.

В начале XXI века в стране нарастали экономические трудности и противоречия между более благополучным севером и более бедным Югом. На более исламизированном Юге росло недовольство засильем северян в управлении страной.

«Революция тюльпанов» и современная политическая ситуация в Кыргызстане

При подготовке и проведении новых парламентских выборов, которые должны были состояться в начале 2005 г. руководство республики особенно широко и цинично стало применять технологии политического манипулирования. Так, например, ряду лидеров оппозиции, заблаговременно отправленных послами в другие страны, было отказано в регистрации в качестве кандидатов на основании закона о цензе оседлости, требовавшего, чтобы кандидат в депутаты последние пять лет прожил на территории страны. Зато среди кандидатов в различных округах было немало родственников действующего президента (включая его сына и дочь) и людей из его ближайшего окружения.

Результаты прошедшего 27 февраля первого тура голосования оказались неоднозначны. В целом правящему лагерю во многих отношениях удалось добиться успеха. Однако налицо был и высокий уровень протестного голосования и ряд частных побед оппозиции. При этом наблюдатели от ОБСЕ и Европарламента признали прошедшие выборы несоответствующими международным нормам, а оппозиционеры начали акции протеста против широкого использования действующей властью подкупа избирателей и административного ресурса. В Бишкеке эти акции первоначально не получили поддержки, однако с 4 марта начинаются массовые выступления на Юге страны, быстро парализовавшие деятельность местных органов власти. После этого беспорядки стали происходить в Бишкеке, причем на сторону протестующих перешла значительная часть депутатов прежнего состава парламента. Несмотря на развитие кризиса в стране 13 марта был проведен второй тур парламентских выборов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: