Ошибки общения с ребенком




Высказывания с целью воздействия на поведение ребенка.

1. Приказание, распоряжение, команда. Содержат прямую оценку того,что и как должен делать ребенок; не допускают возможности совместногообсуждения проблемы и поиска решений (Не делай..., Садись за уроки!, Убери!).

2. Угроза, предупреждение, предостережение ребенка о возможных негативных для него последствиях невыполнения приказания и командывзрослого. «Если ты поступишь так-то (нежелательное действие), то тебе за это будет (угроза)…»

Оба эти вида высказываний в скрытой форме показывают ребенкуотсутствие уважения к его чувствам и желаниям, неприятие взрослым егокак личности, недоверие к его компетентности и способности самому принять и реализовать решение. Приказания и угрозы вызывают у ребенкастрах, переживание тревоги и незащищенности перед волей и властью родителей. Негативное аффективное переживание может привести к возникновению сопротивления и агрессии, раздражения и злости по отношению кродителям либо к формированию покорности и зависимости перед силой ивластью.. Любая угроза или предостережение вопреки формально запретительно-ограничительному характеру как бы приглашает ребенка исследовать еесерьезность и реальность ее осуществления, т.е. провоцируют ребенка нарушить запрет.

3. Проповедь, нотации, морализирование —высказывания, апеллирующие к власти высших авторитетов. Здесь аргументами подчинения нормами правилам, диктуемым родителями, являются мораль, нравственность, закон, долг, совесть, чувство вины и стыда. Такие высказывания также содержат описание требуемого поведения и непременно включают в свою структуру слова, выражающие долженствование: должен, обязан, надо,которые приводят к некритическому усвоению завышенных требований к себе и в конечном счете к невротизации, тревожности и личностным расстройствам в зрелом возрасте. Использование конструкции «Ты не должен делать так» подчеркивает некомпетентность и порочность ребенка, актуализирует у него чувство вины и стыда.

4. Советы и разъяснения содержат подробное описание родителем того,что и как нужно делать ребенку. Данная форма формы взаимодействия между ребенком и взрослым необходима, но систематическое ее применениепри ограничении самостоятельности ребенка приведет к формированию зависимостиребенка от взрослого, его неспособности проявлять инициативу.

5. Наставления, логическая аргументация, поучения. Высказывания, помимо описания образца желаемого поведения, содержат аргументацию, почему нужно делать именнотак, а не иначе. Взрослый выступает в роли носителя мудрости и жизненного опыта, а ребенку отводится роль некомпетентного исполнителя, неспособного к самостоятельным поступкам и решениям. Систематическо е использование подобного вида высказываний формирует у ребенка чувство личностной неадекватности и неполноценности

Высказывания, направленные на оценку личности ребенка

6. Негативная оценка, осуждение, порицание, приговор. Высказываниясодержат прямую негативную оценку личности ребенка и его действий, указывают на несоответствие качеств личности, уровня достижений и поступков ребенка социальным ожиданиям и требованиям. Подобные высказывания формируют неадекватно низкую либо искаженную самооценку. Следствием систематическойуничижительной критики родителем ребенка может стать противоположный эффект: вместо исправления ребенок, обнаруживает все те отрицательные черты характера и качества личности, с которыми родители вели непримиримую борьбу.

7. Наклеивание ярлыков, высмеивание, обзывание, ругань. Наиболее резкая и грубая форма прямой оценки личности. Оказывает разрушительное воздействие на развитие Я-концепции ребенка, формирует чувства отверженности, незащищенности, комплекса неполноценности, оборонительно-агрессивную позицию по отношению к миру. Систематическое использованиеродителями подобной формы высказываний должно быть квалифицировано как форма насилия и агрессии. Подобное обращение требуетнемедленных мер защиты психологической безопасности ребенка.

8. Похвала. При неверном применении может стать причиной негативных эффектов в развитии. Похвала, далекая от реальности либо просто не соответствующая образу Я ребенка, т.е.представлению ребенка о себе и своих качествах, может быть воспринятаим как насмешка и издевательство, или поставить под сомнение искренность родителей и понимание ими его чувств и переживаний, или будетвоспринята как попытка взрослых манипулировать им. Наконец, избытокпохвалы делает ребенка зависимым от социального одобрения, подкрепляет внутреннюю его неуверенность в себе и увеличивает тревожность. Захваливание формирует у ребенка неадекватное представление о своих способностях и возможностях, стимулирует развитие истероидно-демонстративных черт.

Высказывания, ставящие целью интерпретацию поведения ребенка

9. Интерпретация, постановка диагноза - претендует на интерпретацию мотивов, чувств и переживаний ребенка,определяющих его поведение, содержит в себе оценку мотивов и чувств ребенка. Речевая их конструкция имеет вид: Я знаю почему..., Ты ведешь себя так, потому что.... Подобные высказывания вызывают у ребенка переживание угрозы личностной безопасности, формируют чувство превосходствавзрослого и зависимости от него.

10. Вопросы, расследование, допрос. Закрытые вопросы, т.е. вопросы, требующие односложного ответа (нет или да), порождают ощущение зависимости и беспомощности перед взрослым.

Уход от коммуникации

11. Утешение, успокаивание. Вид речевых высказываний, направленных наустранение эмоционального дискомфорта, переживаемого ребенком, засчет отрицания значимости событий, его вызвавших, обесцениваниячувств ребенка: «Из-за этого события не стоит расстраиваться (плакать, огорчаться, переживать»…

Эффектом таких высказываний может стать переживание ребенком эмоционального отвержения взрослым его и его чувств, возрастание тревожности.

12. Отвлечение внимания, уход. Речевые высказывания, содержащие

предложение уйти от рассмотрения проблемы, волнующей ребенка (Не стоит об этом говорить, Это ерунда).При этом ожидание ребенком сочувствия и поддержкисменяются чувством отверженности и потерей взаимопонимания. В дальнейшем опыт такого переживания приводит к отказу от контактов с родителем для разрешения трудных и конфликтных ситуаций.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: