Слов» (модифицированная методика А.Р. Лурия)




Инструкция к использованию бланка

Обследование проходит в 2 или 3 этапа. В зависимости от времени, затраченного детьми. Форма обследования групповая/подгрупповая.

слов» (модифицированная методика А.Р. Лурия)

Цель: Изучение особенностей памяти.

Позволяет отследить процесс запоминания слухоречевой информации и соотнесение её со зрительным образом.

Проводится с группой детей (можно все дети группы, но при наличии отдельного места для каждого ребёнка).

Ситуация оценивания: перед детьми лежит диагностический бланк, изображением вниз. Инструкция: «Ребята, с другой стороны этого листа есть рисунки, маленькие картинки. Сейчас я буду называть слова, всего их будет 10. Когда я закончу говорить, вам нужно перевернуть листок и обвести те картинки, которые я называла. Слова: дерево, слон, стул, рыба, солнце, рука, мяч, чайник, машина, мухомор.

Недостаточная сформированность: 1-3 рисунка

Стадия формирования: 3-5 рисунков

Достаточная сформированность: от 5 рисунков отмечены

2. «Кодирование» (рис 1)

(11 субтест теста Векслера в версии А.Ю.Панасюка, 1976)

Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.

Ситуация оценивания: ребенку предлагают в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ. Задание предполагает тренировочный этап (введение инструкции и совместную пробу с психологом). Далее предлагается продолжить выполнение задание, не допуская ошибок, как можно быстрее.

Критерии оценивания:

1. количество допущенных при кодировании ошибок;

2. число дополненных знаками объектов.

Уровни сформированности действия замещения:

1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции. Выполняет задание правильно на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Операция кодирования не сформирована.

2. Ребенок адекватно выполняет задание кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно.

3. Сформированность действия кодирования (замещения). Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Количество ошибок незначительно.

3. «Расставь по порядку» (рис 3)

Цель: Оценка способности сравнивать предметы и определять их итоговое число.

Ситуация оценивания: перед вами семейка грибов. Найдите среди них самый большой. Давайте поставим его на первое место – напишите цифру 1 в маленьком кружочке рядом с этим грибом. Какой гриб будет на втором? Правильно, тоже большой, но тот, что чуть поменьше первого – поставьте цифру 2 в маленьком кружочке рядом с ним. А теперь расставьте цифры для всех остальных грибов. Какой будет на третьем месте, какой на четвёртом и т.д. Когда вы расставите цифры для всех грибов, сосчитайте их и в большом треугольнике запишите получившееся число.

Уровни сформированности операции сравнения и счёта:

1. Ребенок не понимает или плохо понимает инструкции.

2. Ребенок адекватно выполняет задание, но допускает ошибки при сравнении или счёте, работает крайне медленно.

3. Ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно. Ошибки только в неточном изображении цифр.

4. «Дорисуй лучики» (рис 4)

Цель: Оценка умения работать в соответствии с замыслом, особенности уровня притязаний, умение соотносить число и количество.

Ситуация оценивания: Ребята, внизу листа расположены солнышки. Как вы думаете, чего им не хватает? Правильно, лучиков! Но это необычные солнышки, лучиков у них должно быть столько, сколько написано внутри солнышка. Например, в первом стоит цифра семь – значит, сколько будет лучиков? Правильно, лучиков нарисуем семь. А теперь в остальных солнышках сами напишите любое число и дорисуйте столько лучиков, сколько нужно.

Особенности уровня притязаний (пояснения особенностей даны для уточнения верности результата воспитателем):

Дети с неадекватно завышенным уровнем притязаний (число от 25 и выше с невыполнением условия «столько же лучиков») – возможно очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети могут быть склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Дети с адекватным уровнем притязаний (число от 1 до 20 с выполнением условия «столько же лучиков») возможно склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженным уровнем притязаний (число от 1 до 5) возможно нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, тревожны, неуверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженным уровнем притязаний кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни. Детям с заниженным уровнем притязаний свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

5. «Классификация» модифицированный вариант (рис 2)

Цель: Выявление возможности объединения наглядно представленных абстрактных объектов на основе выделения одного или нескольких ведущих признаков, являющимися актуальными для обобщающих операций ребенка; умение работать по заданному правилу, самостоятельно удерживая цель задания.

Детям предлагается инструкция: «Ребята, сейчас мы будем раскрашивать те картинки, которые запоминали, но только не просто так, а интересно – по группам. Давайте попробуем! Первая картинка мишка. Скажите, к чему он относится? Ответы: к животным, к игрушкам. Ну, давайте отнесём его к игрушкам. Каким цветом мы закрасим все игрушки? Ответы. Ещё есть среди картинок игрушки? Ответы: правильно, мяч, давайте и его раскрасим тем же цветом, если ещё здесь есть игрушки, надо закрасить таким же цветом. Какие группы есть здесь ещё? Ответы: животные, транспорт, мебель. Каждую группу мы красим разными цветами. Например, все игрушки – красный, животные - синий, транспорт – жёлтый. Может быть, есть ещё какие-нибудь группы? Их красим своим цветом.

Уровни сформированности:

Недостаточная сформированность: не понимает задания, например, раскрашивает все картинки хаотично.

Стадия формирования: выделены разными цветами не все группы предметов или имеются некоторые ошибки, но есть чётко выделенные 1-2 группы, которые раскрашены правильно.

Достаточная сформированность: Правильно выделены цветом все основные группы. Допускаются некоторые расхождения, например: машинку и самолёт можно отнести к игрушкам и транспорту; руку и сердечко можно раскрасить одним цветом как части тела и можно разными, так как сердце – просто рисунок.

При возникновении спорных моментов, можно задать вопрос ребёнку: «Как называются все раскрашенные группы?» Или «Назови одним словом: это всё…»

6. «Флаг», рис 5

Цель: определение сформированности пространственных представлений, ориентация в очерчённом пространстве и понимания логико-грамматических конструкций.

Детям предлагается инструкция: «Ребята, а знаете ли вы, что у каждой страны есть флаг? Какой флаг у нашей России? А теперь посмотрите на рисунок – это флаг волшебной страны. Только художник ничего на нём не нарисовал. А должно на нём быть вот что: Крест под кругом и в левом верхнем углу треугольник, а с правой стороны - овал. Можете раскрасить по желанию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: