Как Вы думаете, есть ли какие-нибудь ограничения участия в тренинге?




Принципы поведения в группе:

каждый участник может высказывать о других участниках тренинга (в том числе и о ведущем) все, что хочет, а может и промолчать;

каждый участник должен кратко и конкретно высказывать вслух мысли и чувства, которые возникают «здесь и теперь» по поводу со­бытий, происходящих в группе, и по поводу участников группы;

каждый участникдолжен внимательно слушать других участников, запрашивать дополнительную информацию, может не объяснять своего поведения.

каждый участникдолжен признавать ценность другого человека, не навязывать своего мнения, не говорить о том, что происходит в группе за пределами занятий (принцип партнерского общения);

каждый участникдолжен быть максимально активен, настроен на творческую деятельность.

Представьте, что в тренинге придется участвовать Вам. Какими принципами (правилами) Вы бы дополнили данный список?

 

Процесс обучения в тренинговой группе состоит из нескольких элементов:

· анализ собственного поведения («что происходит и почему») на основе анализа прошлого опыта и обратной связи от участников группы. При этом участники тренинга развивают восприятие себя и окружающих, расширяют способы самопрезентации, демонстрируют разные модели поведения;

· обратная связь – участники тренинга сообщают о своих реакциях на поведение других участников с целью помочь им откорректировать его в направлении достижения целей;

· экспериментирование – поиск новых стратегий поведения.

Как Вы думаете, какими чертами характера и специфическими умениями должен обладать ведущий тренинга (по сравнению, предположим, с диагностом или консультантом)?

Стадии тренинга: подготовка, осознание, пе­реоценка и действие.

На стадии подготовки формируется мотивация необходимости самоизменения, решаются задачи сплочения группы, установле­ния доброжелательных отношений, снимается страх открыться пе­ред другими людьми.

Вторая стадия — осознания — связана с развитием рефлексив­ных механизмов. Уровень осознания существенно повышается по­средством наблюдения, противопоставления, интерпретации воз­можных точек зрения, позиций, способов и приемов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличе­нию информации родители начинают осознавать и оценивать аль­тернативы нежелательному поведению и рост собственных и личностных возможностей в связи с отказом от нежелательных действий.

На стадии переоценки у родителей рождаются стремления к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (детей, супруга) и к переоценке собственной личности. Постепенно родители все больше ощущают собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать — основной результат этой стадии.

Четвертая стадия — действия — завершающая. Родитель апробирует новые способы поведения, опирающиеся на изменившуюся концепцию. Устойчивость к факторам, провоцирующим неже­лательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении — основной результат дан­ной стадии.

 

Организация тренинга.

1 шаг – определение необходимости тренинга посредством анализа ситуации как следствия обработки результатов диагностирования родительского коллектива или непосредственного «заказа» от родителей.

2 шаг – формулирование задач обучения, главное требование – реалистичность и определенность (результаты должны диагностироваться).

3 шаг – планирование и организация тренинга. Чаще всего тренинг педагогического общениясостоит из трех частей.

Первая часть — вводная лекция по проблеме общения. Участники знакомятся с научными основами взаимодействия с детьми разного возраста. На данном этапе проводится диагностирование с целью уяснения участниками уровня развития своей коммуникативной компетентности. Вторая часть — собственно тренировочная. Рекомендуе­мая длительность ее около 60 ч. (продолжительность одного сеанса до 1,5 ч.).В ходе занятий отрабатывается целая система упражне­ний, направленных на развитие коммуникативных умений. Третья часть— анализ тренировочной части и подведение итогов.

4 шаг – оценка результатов тренинга как самими участниками, так и ведущим тренинга, планирование последующих мероприятий (индивидуальная помощь, запрос на дополнительный тренинг соответствующей тематики).

 

Более частные методы коррекционно-развивающей работы можно использоватькак в родительской группе, так и в системе «семья».

Метод ролевой игры. Одним из главных прин­ципов ролевых игр является имитационное моделирование как самих субъектов, так и процесса их взаимодействия (субъектами являются родитель, педагог, ребенок). При помощи ролевой игры можно моделировать отношения, которые складываются между участниками педаго­гического процесса; возможные конфликты; проблемные зада­чи, возникающие в ходе взаимодействия, и многое другое.

Цель ролевой игрыпознавательна и созидательна. Ее продукт не пред­назначен для немедленного перенесения на реальную почву. Игровая модель не должна полностью задаваться ведущим. По ходу игры сохраняется полная сво­бода выбора роли и ее смены. Репертуар ролей: психолог, педагог, родитель, ребенок, друг семьи и др.

Главную функцию в активизации личностных регулято­ров поведения выполняет основная единица игры — роль. Решающее значение имеет новизна роли для родителя, обес­печивающая «взгляд со стороны». Например, в роли психо­лога — это способность оценивать не личность, а поступок; распознавать характер внутренних проблем личности как причин отклонений в ее поведении и т.д. Роль «не родителя» способствует лучшему пониманию проблем и индивидуальных особенностей ребенка и воспитателей ДОУ.

Метод групповой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность родителей, их общую сенситивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивиду­альные стереотипы воспитания. По мере развертывания дис­куссии в нее можно включать элементы проигрывания ситуаций и видеокоррекции. Какие темы можно предложить для групповой дискуссии?

Метод видеокоррекции состоит в проигрывании заданий психолога в условиях видеозаписи взаимодействия родителейи ребенка с последующим ее просмотром, анализом и самоанализом. Какие задания для анализа эффективности взаимодействия можно предложить родителям и детям?

Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Примером являются игры «Архитектор и строитель», «Приятное вос­поминание», «Неприятное воспоминание».

В первой игре «строитель» с завязанными глазами под руководством «архитектора», которому запрещены какие-либо действия руками, должен расставить в определенном порядке кубики на большой карте. При этом родитель и ребенок должны побывать в разных ролях.

Во второй игре необходимо вспомнить и поговорить о чем-либо приятном для ребенка и родителя и показать, как это было.

В третьей игре нужно вспомнить и проиграть последнюю ссору родителя с ребенком, а затем поговорить о чувствах ребенка и родителя.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: