Когда назначается инвентаризация




Вопрос

Одним из основных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности, является ведение бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе деятельности.

Основные задачи бухгалтерского учета можно представить следующим образом:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности - инвесторам, кредиторам и др.;

- обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Анализ сформулированных законодателем задач бухгалтерского учета позволяет сделать вывод, что его ведение отвечает как публичным, так и частным интересам. Бухгалтерская отчетность, формируемая на основе данных бухгалтерского учета, представляется в различные государственные органы: налоговые, статᴎϲтические и др. Это позволяет государству контролировать правильность уплаты организацией налогов и соответствие хозяйственной деятельности предъявляемым требованиям, позволяет представить общую картину финансово-экономического положения государства. Кроме того, информация, содержащаяся в документах бухгалтерского учета, необходима и таким пользователям, как контрагенты, кредиторы и инвесторы, которые еще до вступления в хозяйственные отношения должны рассчитать степень предпринимательского риска, а для этого необходимо иметь достоверное представление об имущественном и финансовом положении организации.

Вместе с тем и субъекты предпринимательской деятельности основывают анализ своего финансового положения в первую очередь на данных бухгалтерского учета и отчетности, сопоставляя аналогичные показатели разных периодов, определяя ликвидность, обеспеченность собственными оборотными средствами и т.п.

 

На современном этапе система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из актов нескольких уровней юридической силы.

Первый уровень - законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете. В соответствии с п. "р" ст. 71 Конституции РФ вопросы бухгалтерского учета находятся в ведении Российской Федерации. Основной составляющей законодательства РФ о бухгалтерском учете являются Федеральные законы "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. и "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" от 29 декабря 1995 г. К законодательству о бухгалтерском учете относятся также Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Второй уровень системы представляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. В настоящее время действуют следующие Положения:

1. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.

2. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н, с изменениями от 30 декабря 1999 г.

3. Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденное Приказом Минфина России от 20 декабря 1994 г.;

4. Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 10 января 2000 г. N° 2н;

5. Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;

6. Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;

7. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;

8. Положение по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" ПБУ 7/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. №65н;

9. Положение по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/98, утвержденное Приказом Минфина России от 25 ноября 1998 г. № 57н;

10. Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999г. N° 32н, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.

11. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № ЗЗн, с изменениями от 30 декабря 1999 г., 30 марта 2001 г.

12. Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н, с изменениями от 30 марта 2001 г.;

13. Положение по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" ПБУ 12/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 27 января 2000 г. №11н;

14. Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;

15. Положение по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. N° 91н;

16. Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" ПБУ 15/2001, утвержденное Приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н.

Необходимость Положений заключается в детализации правил ведения бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета.

Третий уровень системы - методические указания, рекомендации, инструкции. В качестве примера можно назвать Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 28 июня 1995 г. № 49. Один из важнейших документов этого уровня - План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. План счетов представляет собой систематизированный перечень синтетических счетов. На синтетических счетах ведется синтетический учет - учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам. К счетам могут, в установленных Планом счетов случаях, открываться субсчета, то есть частные слагаемые счетов, позволяющие вести аналитический учет.

Аналитическим называется учет, который ведется на аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета. На основании Плана счетов, являющегося нормативным актом, организации разрабатывают рабочий план счетов, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, и отражающий специфику деятельности. Рабочий план счетов является элементом учетной политики организации.

Четвертый уровень в системе составляют локальные нормативные акты, принимаемые организацией и формирующие ее учетную политику.

Необходимо также руководствоваться актами по бухгалтерскому учету, принятыми еще органами исполнительной власти СССР. Эти акты действуют, если не были отменены официально и не противоречат стандартам бухгалтерского учета.

Вопрос

Систему правового регулирования бухгалтерского учета схематично можно представить, как состоящую из документов трех уровней[1].

1. Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

2. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), утверждаемые приказами Минфина России.

3. Локальные акты организаций.

К первому уровню относятся прежде всего такие федеральные законы, как Закон о бухучете, БК РФ, НК РФ, Закон о Банке России, Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" и др.

Второй уровень представлен ведомственными нормативными актами, издаваемыми Минфином России. Отдельное место в этой группе документов занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Ко второму уровню, формирующему нормативную базу, которая регулирует отношения в сфере бухгалтерского учета, следует отнести и блок принятых положений по бухгалтерскому учету.

Положения (стандарты) бухгалтерского учета (ПБУ) призваны устанавливать принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности. Особое внимание в стандартах бухгалтерского учета уделяется качеству и особенностям информации, которая, будучи выведена в отчетность, отражает ту или иную специфику сегмента экономической деятельности, на регулирование бухгалтерского учета по которому направлено действие соответствующего ПБУ.

Важным звеном второго уровня является также План счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, и Инструкция по его применению.

Согласно Инструкции "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" План счетов содержит систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета, из которых организация выбирает те, которые соответствуют специфике ее деятельности. План счетов универсален и используется организациями всех отраслей и видов деятельности, форм собственности, организационно-правовых форм (исключение из общего правила составляют банки, иные кредитные организации, а также государственные и муниципальные учреждения[2])• При этом, учитывая рекомендательный характер рассматриваемого документа, при необходимости организация может по согласованию с Минфином России вводить дополнительные счета. Таким образом, План счетов – это систематизированный перечень синтетических счетов бухгалтерского учета.

Третий уровень в системе регулирования бухгалтерского учета занимают рабочие документы организации, формирующие его учетную политику. К числу рабочих (локальных) документов организации можно отнести рабочий план счетов организации, положение по учетной политике и др.

Федеральный закон "О бухгалтерском учете". До 1 января 2013 г. отношения в области бухгалтерского учета были урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", который сыграл свою роль и в настоящее время утратил силу.

Действующий Закон о бухучете, состоящий из четырех глав, предусматривает, с одной стороны, детальную регламентацию отношений в сфере бухгалтерского учета (на основе рецепции основных положений Закона, действовавшего ранее), с другой стороны, передачу части функций по регулированию учета профессиональным организациям.

В главе 1 "Общие положения" указано (ст. 1), что целями закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Здесь же устанавливается круг лиц (экономических субъектов), на которых распространяется сфера действия закона (ст. 2), содержится понятийный аппарат (ст. 3), например:

бухгалтерская (финансовая) отчетность – это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом;

3 вопрос

Основные требования к ведению бухгалтерского учета сформулированы в статье 8 Закона о бухгалтерском учете. К числу таких требований относятся следующие:
• бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации— в рублях. Организации с участием иностранного капитала в уставном капитале, представляющие отчетность учредителям и участникам в соответствии с международными стандартами, могут составлять отчетность и в иностранной валюте. Однако такая отчетность является дополнительной (второстепенной) по отношению к отчетности, составляемой в соответствии с отечественными стандартами, данные которой представляются в рублях; имущество, являющееся собственностью организации,учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Этот так называемый принцип имущественной обособленности — одно из основных допущений, учитываемых при формировании учетной политики организации. Более подробно мы рассмотрим ниже;
• бухгалтерский учет организация ведет непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Данное требование также относится к допущениям бухгалтерского учета, которое используется при формировании учетной политики организации. Более подробная характеристика этого требования также приведена ниже; организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета. Это требование означает, что любая запись в бухгалтерском учете должна осуществляться одновременно на двух счетах бухгалтерского учета. Такой подход позволяет правильно отражать изменения структуры активов и пассивов организации, а также оценивать движение активов организации в зависимости от источников их приобретения или поступления. Двойная запись подробно рассматривается в отдельном параграфе главы 12;
• данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. Введение счетов аналитического учета обусловлено необходимостью детализации и группировки данных для решения отдельных задач или для до-снижения определенных целей. Указанное требование означает, что систему аналитического учета следует организовать таким образом, чтобы все суммы, отраженные в синтетическом учете, были расшифрованы в регистрах аналитического учета. Другими словами, сумма остатков и оборотов по аналитическим счетам должна точно соответствовать остатку и оборотам по соответствующим синтетическим счетам, к которым открыты аналитические счета. Не допускается такая организация аналитического учета, когда бы, с одной стороны, какие-то суммы не учитывались на счетах более низкого уровня, а с другой — какая-то сумма не учитывалась бы дважды;
• все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий. Это требование означает, что организация не имеет права устанавливать какие-либо условия, позволяющие произвольно изменять сроки отражения в бухгалтерском учете его объектов, или оговаривать отражение в учете соответствующих операций какими-либо условиями;
• в бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно. Данное требование вытекает из разделения источников финансирования текущих и капитальных затрат: первые возмещаются за счет выручки от реализации продукции работ или услуг, а вторые — за счет чистой прибыли организации, амортизационных отчислений или целевых поступлений. Это же требование обусловлено необходимостью сопоставлять текущие затраты и выручку, полученную от продаж продукции (работ, услуг), при выпуске (выполнении, оказании) которых эти затраты осуществлены.

Помимо общих требований к организации бухгалтерского учета, установленных Законом о бухгалтерском учете, документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности регламентируют частные требования применительно к конкретной ситуации или группам операций.

 

 

Глава II. Основные требования к ведению бухгалтерского учета.
Бухгалтерская документация и регистрация

 

Статья 8. Основные требования к ведению бухгалтерского учета

 

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.

Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете организаций текущие затраты на производство продукции и капитальные вложения учитываются раздельно.

 

Статья 9. Первичные учетные документы

 

1. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

2. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной операции;

д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных лиц.

3. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером.

Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами.

4. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

5. Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений.

6. Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

7. Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

8. Первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и органами внутренних дел на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения и в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

 

 

Вопрос

Инвентариза́ция — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способфактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49, утвердивший «Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». Вопросы, не урегулированные указанной инструкцией, могут раскрываться в локальных нормативных актах по организации внутреннего контроля. Многие организации проводят инвентаризацию ежемесячно или ежеквартально, но все предприятия должны проводить инвентаризацию ежегодно. Согласно 25-й главе (ст. утратила силу)[ источник не указан 1449 дней ] Налогового кодекса РФневыполнение последнего требования приравнивается к отсутствию бухгалтерского учёта. Серьёзные последствия может повлечь за собой также и неправильное оформление результатов инвентаризации.

Инвентаризация может являться объектом аутсорсинга. Сторонние специализированные компании имеют свою технологию и методологию проведения инвентаризации, специализированное дорогостоящее программное обеспечение и оборудование, а также профессионально обученный штат специалистов, оплата труда которых бывает ниже, чем оплата складских и офисных сотрудников, которые часто привлекаются на инвентаризации.

Понятие и виды инвентаризации имущества[править | править вики-текст]

Основная цель инвентаризации — выявление фактического наличия имущества предприятия и сопоставление с данными бухгалтерского учёта. Инвентаризация проводится путём пересчёта, измерения, взвешивания материальных ценностей:

· на складах (склады сырья, продовольствия, горюче-смазочных материалов, готовой продукции, товаров; аптеки, библиотеки и т. п.)

· в производстве,

· на торговых площадях,

· в кассе.

При этом инвентаризации подвергаются следующие объекты бухгалтерского учёта:

· основные средства,

· материальные запасы,

· готовая продукция,

· товары в торговой сети,

· наличные денежные средства,

· ценные бумаги и денежные документы.

Также проведение инвентаризации помогает достигать ряда побочных целей:

· контроль выполнения правил по обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей,

· выявление товарно-материальных ценностей с истёкшим или истекающим сроком годности; испорченных,

· выявление неиспользуемых материальных ценностей с целью их реализации.

Инвентаризации могут быть сплошными (полными) или выборочными (частичными). Также инвентаризации делятся на плановые (проводимые по графику) и внезапные.

Требования к проведению инвентаризации:

· внезапность (для материально-ответственного лица),

· комиссионность (проведение комиссией),

· действительность (реальный пересчёт инвентаризуемого имущества),

· непрерывность,

· обязательное участие материально-ответственного лица.

Когда назначается инвентаризация

Количество инвентаризаций в году, время их проведения, объекты инвентаризации устанавливаются руководителем предприятия в приказе об учётной политике либо отдельным приказом. Помимо этого, действующим законодательством предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации (федеральный закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»):

· ежегодно в четвёртом квартале перед составлением годовой бухгалтерской отчётности,

· при продаже имущества, сдаче в аренду,

· при смене материально-ответственного лица,

· при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи имущества,

· после стихийного бедствия, пожара, аварии и т. п.

· при реорганизации или ликвидации предприятия.

Внезапную инвентаризацию целесообразно назначать при наличии данных:

· о фактах обмана потребителей,

· о фактах присвоения ценностей,

· о фактах изготовления неучтённой продукции,

· о фактах неучтённых продаж,

· о фактах уничтожения имущества и т. п.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: