Обратиться к вопросу присутствия покровской темы в пространстве русского зарубежья меня подтолкнула история одной книжной коллекции. Это фонд русскоязычной литературы и других документальных источников по отечественной истории и истории Русского Зарубежья в библиотеке «Бетти Амбивери»[1] при организации «Russia Cristiana» («Христианская Россия»)[2], в итальянском городе Сериате (via Tasca 36, 24068 Seriate, BG).
В составе большого книжного собрания, привезенного в Сериате в 2000 г. Фонда «La Vita con Dio» бывшего брюссельского издательства «Жизнь с Богом» на avenue de la Couronne, 206 и действовавшего при нем Благовещенского храма византийско-славянского обряда (l’Église Catholique russe de Belgique à Bruxelles) имевшего библиотеку для прихожан, названную именем Владимира Соловьева имеется большая партия книг, включающая 178 наименований, принадлежащие 129 авторам – это издания, существовавшего с 1951 г. издательства имени Чехова в Нью-Йорке “Chekhov Publishing House”. Любопытная деталь, все эти книги были подарены в 1954 г. Александрой Львовной Толстой (1884-1979), младшей дочерью великого писателя возглавлявшей Общественный совет издательства имени Чехова[3].
Как известно Александра Львовна была секретарем своего отца, освоила стенографию, машинопись, затем трудилась хранителем музея, созданного в Ясной поляне и директором музея Л.Н. Толстого в Москве. По завещанию Толстого, Александра Львовна получила авторские права на литературное наследие. В годы Первой мировой войны она была сестрой милосердия, служила на Турецком и Северо-Западном фронтах, в 1920 г., побывав узницей Лубянки и Новоспасского концентрационного лагеря, уехала в эмиграцию. Летом 1929 г., она по приглашению выехала в Японию для чтения лекций о Л.Н. Толстом, из этой поездки она не вернулась. Перебравшись в США А. Толстая стала лауреатом Русско-Американской Палаты Славы, в 1941 г. она приняла американское гражданство[4].
Близкой сподвижницей Александры Львовна стала Татьяна Алексеевна Schaufuss, вместе с которой Толстая приступила к организации Комитета помощи русским беженцам, который был создан весной 1939 г. на организационном собрании. Комитет получил юридическую регистрацию в штате Нью-Йорк, в память о русском писателе его назвали Толстовским фондом. Основателями Фонда выступили последний императорский посол в Америке Бахметьев, изобретатель Игорь Сикорский, композитор Сергей Рахманинов, Борис Сергеевский и др., почетным членом Фонда стал экс-президент Америки Гувер[5]. Огромную роль Толстовский фонд сыграл во время Второй мировой войны, помогая прибывающим в США русским военнопленным и многочисленным беженцам из оккупированных немецкими фашистами стран. В последующие годы Фонд стал настоящим центром русской эмигрантской жизни, открыв свои филлиалы во многих странах мира, Фонд оказал помощь более 70 тысячам беженцев, непосредственно через Толстовскую ферму прошли более 6 000 русских беженцев. Скончалась Александра Львовна в Валлей Коттедж, штат Нью-Йорк.
А. Толстая сделала немало для отечественной науки, истории и культуры, как на родине, так в годы своей жизни за рубежом. Заложенный ею фундамент, стал той основой, на которой стоит Покровский приход на так называемой Толстовской ферме в США. Это действующая церковь - частичка родины, культуры, духовности и небольшой, но яркий огонек в большом спектре национального многообразия мирового человеческого богатства.
Итак, обратимся к истории храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Девы Марии в местечке Наяк, штат Нью-Йорк, Соединённые Штаты Америки[6]. В 1941 г. Мrs. Reed внесла свою щедрую лепту в пользу фонда, подарив 70 акров земли (Reed Farm) в поселке Valley Cottage, Нью-Йорк, оформив этот дар как сделку стоимостью в 1 доллар. С этого знаменательного приобретения началась история русского прихода в графстве Рокланд.
Центр Толстовского Фонда, или так называемая Ферма Толстого предоставляла кров русским беженцам, помогая им адаптироваться и найти свое место в американском обществе. Это было довольно большое фермерское хозяйство, которое обеспечивало как продовольствием так и временной работой вновь прибывающих эмигрантов. Здесь же был дом для детей-сирот и для детей, родители которых были вынуждены временно уехать в поисках работы и обустройства на новом месте. На территории фермы был также организован летний лагерь для обездоленных детей, просуществовавший до 1968 г. В 1968 г. на месте лагеря был построен Дом Престарелых, который действует по сегодняшний день.
Наяк с его живописным расположением на берегу широкой реки Гудзон, а также наличие многих рабочих мест на местных фабриках в районе Толстовской Фермы, был очень привлекателен для русских эмигрантов. В 1949-1950 гг. несколько русских семей приобрели дома и поселились в соседнем посёлке Наяк. Вскоре за ними последовали другие семьи, арендуя квартиры по всему посёлку. Многие снимали жилье в жилом комплексе, известнoм под экзотическим названием "Слоновый Дом" (“Elephant House”), сохранившимся со старых времен, где бывший владелец действительно содержал заповедник слонов. Дом принадлежал клубу “Clarkstown Country Club”, (теперь – “Nyack Junior High School”), который сочувствовал благотворительной деятельности Толстовского Фонда и предоставлял весьма дешевое жилье для беженцев. Здесь же была создана первая русская православная часовня в Наяке. Первое церковное богослужение было совершено в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1/14 октября 1949 г. в здании местного спортивного клуба.
В октябре 1951 г. была открыта наша церковно-приходская школа. Занятия проходили в частном доме, затем был снят большой дом на Мидлэнд авеню (нынешний “Nyack Field Club”). До 1957 г. Наякский приход не имел своего постоянного храма, неоднократно переезжая с места на место: снимали гараж на Depew Avenue (чуть позади здания братьев Райт на South Broadway), затем зал реформатopского храма на Broadway, а позже третий этаж в другом здании на Broadway (сейчас там находится - New Age Сеnter).
С весны 1953 г. настоятелем прихода был назначен священник Серафим Алексеевич Слободской (1912-1971), прибывший с семьей из Германии. Он родился в селе Чернцовка под Пензой в семье священника. Отец погиб в концентрационном лагере. Сын как лишенец не мог получить полного образования, но учился живописи, посещая курсы поощрения художеств. Во время Второй мировой войны попал в батальон лишенцев, но избежал смерти. Взят в плен немцами, выжил благодаря своим дарованиям художника. В 1949 он женился на княжне Елене Алексеевне Лопухтной. В 1964 г. удостоен сана протоиерея. Отец Серафим известен в истории русской зарубежной книжной культуры благодаря своему знаменитому учебнику «Закон Божий»[7].
Под энергичным руководством отца Слободского началась разрaботка плана строительства постоянной церкви. Как свидетельствовал о нем протоиерей Андрей Папков (род. 1950), служивший в Покровском харме с 1973 по 1976 гг.: «Отец Серафим был выдающимся священником и думается, что его жизнеописание вполне по праву должно бы войти в собрание житий подвижников благочестия XX-го века... Чем же он запомнился?
Лучше всего это выразил в надгробном слове на отпевании отца Серафима приснопамятный архиепископ Аверкий (Таушев), сказав: «Это был настоящий русский батюшка». Эта «настоящесть» проявлялась прежде всего в целостности натуры отца Серафима; став на путь пастырского служения он отдал все свои силы и здоровье этому делу...
Пастырские труды отца Серафима были многогранны... Отец Серафим любил детей и молодежь, и также был духовным руководителем детского летнего лагеря.
Видя духовный голод в послевоенной русской эмиграции, особенно в среде тогдашнего молодого поколения, росшего при советской власти без какого-либо религиозного воспитания, отец Серафим взял на себя труд составления учебника по Закону Божию, который сейчас широко распространен не только в эмиграции, но и по необъятным просторам России. Этот учебник, кстати, он писал по ночам, жертвуя сном и отдыхом, т.к. днем он был предельно занят приходской деятельностью, включая и постройку храма.
За книгу «Закон Божий» отец Серафим, помнится, был награжден сразу камилавкой и золотым крестом вне очереди, как сказал Блаженнейший Митрополит Анастасий (Грибановский), «не в пример прочим». За постройку храма, при его освящении в 1964 году, отец Серафим был возведен в сан протоиерея. В то время в нашей Церкви эти награды считались высокими.
В связи с целостностью своей натуры, отец Серафим органически не был способен идти на какие-либо компромиссы с совестью. Это был, прежде всего, правдолюб, для которого белое было белым, а черное черным...
Что еще можно добавить к духовному портрету отца Серафима? Это был совершенный бессребренник, молитвенник и пастырь, положивший душу свою за паству. И последнее. Все служение отца Серафима было проникнуто любовью к Богу и людям. Он многократно подчеркивал, что Бог есть любовь, и что на заповедях о любви к Богу и ближним, как на твердом фундаменте основано все дело нашего спасения»[8].
В начале 1954 г. приход приобрел собственность на углу Cedar Hill Avenue и Prospect Street. В день приходского престольного праздника в 1955 г. состоялась торжественная закладка храма на купленном прихожанами участке земли. На торжество прибыла чудотворная икона Курской Божией Матери. Сбор средств на строительство храма осушествлялся устройством благотворительных концертов, билет стоил $ 1, лотерей, и других мероприятий, а также выгодной покупкой кирпичей по 50 центов. Постепенно, необходимые деньги были собраны, и проект храма, предложенный архитектором Владимиром Михайловичем Толстым, был принят строительным комитетом прихода. Принимали участие в строительствe все: дети, родители, бабушки и дедушки. Наконец, в 1957 г., приход переехал в свою церковь. Храм был построен по лучшим традициям православного русского зодчества: сдержанность и простота пропорций со светлой отделкой завершается изящным барабаном с устремленным в небо крестом на золотом куполе.
В 1955 г. со строительством моста Таппан Зи (Tappan Zee bridge) произошло много перемен в жизни графства Рокландa (Rockland County): с нагрянувшей урбанизацией фермерство пошло на спад, которого не избежала и Толстовская Ферма.
В настоящее время в приходе служат настоятелем - митрофорный протоиерей Георгий Ларин, он жил с семьей в эмиграции в Китае. В Шанхае, месте с братом с 1939 г. и до января 1949 г. посещал католическую школу "College de Sainte Jeanne d'Arc". В 1943-1949 гг. прислуживал алтарником у архиепископа Иоанна (Максимовича)[9], затем через остров Тубабао переехал в США, где в 1967 г. окончил Св.- Троицкую семинарию в Джонданвилле, в 1969-1971 гг. служил вторым священником в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в г. Найяк, затем - настоятель этой же церкви. В 1997 г. был назначен временно управляющим делами начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме Русской Православной Церкви за границей. В настоящее время - секретарь Восточно-Американской епархии, был членом Комиссии РПЦЗ по переговорам с Московским Патриархатом в 2004 г., участник III (1974) и IV (2006) Всезарубежных Соборов.
Вторым священником в храме служит - протоиерей Илия Горский, он с 1991 г. в сане протодиакона служил в этом же хаме. Старостой общины является - Николай А. Лопухин
Обратим внимание на историю Церковно-приходской школы храма Покрова Пресвятой Богородицы. Долгое время у школы не было своего места и приходилось снимать различные помещения: в лютеранской кирке, в Elmwood Playhouse, в зале реформатской общины, в школе при кастёле Св. Анны и в здании ветеранов возле Мемориального парка. В конце 1960-х годов стало ясно, что приходу необходимо иметь своё школьное здание и свой собственный зал. В феврале 1970 г., в целях сбора средств на строительство новой школы и зала, был проведен наш самый первый Блинный фестиваль. После многолетнего сбора средств, а также благодаря крупным денежным взносам семейств Клюге и Жуковских-Волынских, частным пожертвованиям и работе сотен преданных прихожан, новое здание школы и зала было построено.
В 2002 г. приход праздновал пятидесятилетие своей русской школы и чествовал матушку Елену Слободскую (1925 – 2003), вдову отца Серафима, за ее самоотверженную, непрерывную 50-летнюю службу школе и приходу.Она родилась в княжеской семье Лопухиных в Сергиевом Посаде. Эмигрировала в 1935 г. с родителями сначала в Эстонию, затем в 1941 г. в Германию. Вместе со своим мужем сыграла заметную роль в становлении и развитии воскресных школ для детей русских эмигрантов в США, является автором "Букваря" и многих учебных пособий по различным предметам, была создателем и много лет главным редактором и издателем детского журнала "Трезвон".
За годы существования школы, в ней учились, в среднем, 125 детей в год. Некоторые из выпускников сделали блестящую карьеру, ярким примером этого служит Пётр Афанасенко, старший переводчик госдепартамента США, работающий с американскими президентами вот уже 35 лет.
На русском языке дети проходят 14-летнюю программу обучения Закону Божиему, церковно-славянскому и русскому языкам, русской литературе и истории, географии России, пению русскому и церковному. Занимаясь пять дней в неделю в местных американских школах, дети «русских американцев» посвящают свободное для инославных американцев время в субботу поддержанию своей православной русскости в приходской школе.
В школьные ясли принимаются дети с двух лет. Здесь они постепенно привыкают к занятиям, к общению с другими детьми, говорящими по-русски, к русским песням и играм, а главное – здесь они получают первые понятия о молитве и о Законе Божием.
Школа прививает детям христианское мировоззрение и моральные ценности, любовь к родителям и сверстникам, уважение к старшим, во всем умеренность и дисциплину.
В 2008-2009 учебном году в школе было 95 учеников, начиная с яслей и кончая 12-м классом. Церковно-приходская школа храма Покрова Пресвятой Богородицы в Наяке принимает детей от 4 до 17 лет. Безвозмездно трудятся в школе 24 преподавателя, учебной частью школы заведует священник отец Сергий Арлиевский. Занятия начинаются молитвой в 9 утра и заканчиваются тоже молитвой после шестого урока к часу дня.
В течение учебного года с помощью учеников и родителей школа устраивает школьную Ёлку с представлением, паломничество в Св.-Троицкий монастырь в Джорданвилле, костюмированный маскарад на Детские Блины на Масленицу, Весенний бал после Пасхи, конкурс по декламации стихотворений и школьные пикники[10].
[1] Библиотека носит имя последней владелицы виллы, на которой расположена - Елизаветы Амбивери (Betti Ambiveri) (1888 - 1962), узницы фашистских концлагерей за связь с патризанами, посветившей себя делу социального и религиозного служения.
[2] Центр основан в 1957 римско-католическим священником Романо Скальфи (Romano Scalfi), род. 1923 в Тионе (Tione), провинция Тренто (Trento), рукоположен в 1948, с 1951 - обучался в Риме, в Папском коллегиуме “Руссикум” (Pontificio Collegio Russicum) и изучал социологию в Григорианском университете (Università Gregoriana). Заслуживает внимания богатейшее документальное наследие отца Р. Скальфи, его библиотека по русистике, а также многочисленнные артефакты русского декоративно-прикладного искусства и предметы материальной истории, связанные с Россией – СССР – СНГ.
[3] См.: Kolupaev R. Conoscenza e libertа. L‘editrice Čechov // La Nouva Europa. 2009. № 3. P. 39—43.; Idem. La “Čechov”, Russia made in USA // Il Domenicale. 2009, 20 giugno. P. 9.; Колупаев В.Е. Издательство имени Чехова в Нью-Йорке // Библиография. 2009. № 4. С. 140—143.
[4] См.: https://www.mochola.org/russiaabroad/encyclopaedia
[5] Милашина Е. Война и мир графини Толстой // Новая газета. 2001, № 16.
[6] См.: URL: https://wwr.holyvirginprotectionchurch.org/. Дата обращения: 09.6.2011.
[7] Слободской серафим, протоиерей. Закон Божий. Джорданвилль, 1967. 576 с. (Многочисленные переиздания в России). См.: также его: Краткий сборник статей апологетического содержания. Джорданвилль, 1958. 96 с.
[8] URL: https://www.pravoslavie.ru/guest/050919140651.htm. Дата обращения: 10.6.2011.
[9] См.: Ларин Георгий, протоиерей. Шанхайский прислужник // Архиепископ Иоанн (Максимович). Архипастырь, молитвенник, подвижник. Сан-Франциско: Издание Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви за границей, 1991. с. 31.
[10] См.: URL: https://school.holyvirginprotectionchurch.org/files/O_nashei_shkole_korotko_2009.pdf. Дата обращения: 09.6.2011.