Словесное описание кактуса




Дополнит диагностические сведения беседа с ребенком, в которой вы получите описание кактуса, задав следующие вопросы.

«Сильно ли колется кактус и можно ли его потрогать?» Ответы на эти вопросы показывают, насколько ребенок доступен для контакта. Чем сложнее прикоснуться к кактусу, тем труднее доступ к взаимодействию с ребенком, тем более естественным и безопасным для себя он считает дистанцирование от окружающих.

Бывают такие варианты ответов: «потрогать кактус может только мама» — т. е. ребенок готов к доверительному контакту только с мамой; «кактус никто не трогает» — это может указывать на то, что ребенок переживает отсутствие интереса окружающих к его жизни, испытывает чувство заброшенности.

«Один ли растет кактус или у него есть соседи?» Соседи кактуса — значимые близкие люди, чаще всего — сиблинги. Описание соседей может дать информацию об отношении ребенка к членам семьи:

· чувствует ли он сходство с ними — кактус и соседи похожи;

· дают ли они ему что-то положительное — общаются, не дают скучать, защищают от чего-то;

· наносят ли они ему вред — отвлекают от него внимание ухаживающего человека, загораживают от солнца, обижают.

«Как кактус изменится, когда вырастет?» Ответ на этот вопрос отражает представления ребенка о своем будущем. Нормальным, благополучным вариантом считается представление о прогрессе: кактус станет больше, сильнее, расцветет; у него могут появиться друзья или детеныши, улучшится среда обитания
и т. п. Это естественные детские представления о развитии, сопровождающемся увеличением радости, компетентности, счастья.

Ответ, который содержит частично или полностью негативный прогноз — кактус погибнет, заболеет, останется один и т. п., — говорит о более или менее выраженном катастрофическом видении собственных жизненных обстоятельств и предстоящих изменений. С таким ребенком необходимо провести дополнительную работу.

Настораживающим является и ответ «не знаю» — он может указывать на переживание тревоги в отношении будущего, но может быть и формой отказа ребенка от задания.

«Дикий или домашний кактус? Есть ли кто-то ухаживающий за ним? Как кактус относится к уходу за собой?» Ответы на эти вопросы дают информацию о том, как ребенок воспринимает детско-родительские отношения.

Домашний кактус изображают дети, осознающие свою включенность в семью и заботу взрослых о себе. Дикие кактусы рисуют те, кто не чувствует достаточной адекватной возрасту опеки и заботы.

Чем более реалистично и конкретно описано существо, которое заботится о кактусе, тем понятнее и очевиднее для ребенка семейные роли. В благополучном варианте ребенок описывает некоторого хозяина (любое существо), который оказывает необходимую кактусу заботу постоянно и внимательно, а кактус рад этой заботе и не испытывает никаких негативных ответных чувств. Это означает, что ребенок твердо убежден в наличии и естественности постоянного ухода родителя за собой. Если в рассказе о кактусе нет кого-то, кто дает такую заботу, или уход за кактусом происходит время от времени то одним, то другим существом, то он ее не чувствует или считает непостоянной и недостаточной. Отследите данный момент в изображении горшка.

Горшок, в котором растет кактус, символизирует опеку в детско-родительских отношениях. Кактус, изображенный без горшка, растущим в дикой природе, свидетельствует о переживании одиночества в отношениях с близкими, нехватке опеки и домашнего тепла. Кактусы в огромных горшках — гиперопекаемые дети. Адекватное, приближенное к бытовому соотношение размеров горшка и кактуса указывает на соответствующий потребностям и особенностям ребенка уровень родительской опеки.

Множество деталей на горшке выдает тревожность, связанную со способами проявления заботы в семье. Цвет горшка сигнализирует о детских чувствах, испытываемых в отношениях с родителями.

Интерпретация рисунков

Рисунок 1

Испытуемый — мальчик, 6 лет, старший из троих детей в семье.

Из беседы с ребенком. Три кактуса — три братика — живут в оранжерее со своими родителями, дядей и тетей — деревьями. Им нравится, как за ними ухаживают. У них есть колючки, но колют они только тех, кто их обижает. Они будут расти и становиться еще лучше.

Интерпретация. Уровень опеки воспринимается как достаточный (горшки у всех кактусов), условия благополучные (оранжерея). Агрессия невысокая, возникает ситуативно. Есть черты демонстративности (цветы). Несмотря на соответствие числа изображенных растений реальному количеству родственников, ежедневно участвующих в воспитании детей, можно предполагать тревожность (увеличение количества изображенных объектов в сравнении с заданием).

Рисунок 2

Испытуемый — девочка, 6 лет, младшая из двоих детей в семье.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий. Его никто не трогает. Он растет в горшке. За ним ухаживают. Другие цветы любят больше, чем его. Там есть и другие цветы, красивые. Я не знаю, что будет, когда он вырастет.

Интерпретация. Признаки тревожности (штриховка, рамочка вокруг рисунка), агрессивность (колючки, описание). Сиблинговая конкуренция, восприятие себя как менее любимого ребенка (сравнение с другими цветами). Уровень опеки достаточный.

Рисунок 3

Рисунок 4

Оба рисунка принадлежат детям 6-летнего возраста, оба — единственные в семье.

Описание рисунка сходное: колючий кактус, трогать его нельзя — он уколет. Растет в горшке, но кто за ним ухаживает, авторы рисунков сказать не могли. Соседей у кактуса нет.

Интерпретация. Дети с выраженной эмоциональной проблематикой: тревогой, связанной с детско-родительскими отношениями (характер штриховки горшка и кактуса, описание ухода) и агрессивностью, препятствующей благополучному контакту с окружающими (колючки, невозможность прикосновения, отсутствие соседей и понятного ухода). Признаки гиперопеки (крупные горшки).

Рисунок 5

Испытуемый — мальчик, 6 лет.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий, но его можно трогать. Он никого не колет. За ним ухаживает мама, ему это нравится. Он растет у нее в комнате, и всегда будет там расти. Там есть другие цветы, они все дружат.

Интерпретация. Уровень опеки высокий (крупный горшок), но воспринимается ребенком как адекватный и достаточный. Контакту со взрослыми и ровесниками открыт (можно прикоснуться, есть дружелюбные соседи). Особенная привязанность к матери. Агрессивен (колючки).

Рисунок 6

Испытуемый — девочка, 6 лет, единственный ребенок в семье.

Из беседы с ребенком. Кактус колючий и красивый, растет в музее, потому что только там есть красные кактусы. Его можно трогать, но не всем. Некоторых он сильно колет. За ним хорошо ухаживают. Он всегда будет красным, а взрослым он зацветет.

Интерпретация. Склонность к гиперопеке, потребность в четких границах между родителем и ребенком (рамочка на горшке). Агрессивность (колючки, уколы некоторых людей). Избирательность контактов с людьми. Представление о собственной уникальности (единственный кактус, музейный экспонат). Склонность доминировать (размеры). Вероятны неадекватные эмоциональные реакции (цвет кактуса).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: