Предмет и метод земельного права.
Предмет - отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель и регулируемые нормами земельного права.
Методы земельного права - это способы и приемы воздействия на поведение людей, которые соответствуют характеру и природе земли как природного достояния, жизненно необходимого всем гражданам.
1) метод административно-правового, организационного воздействия посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно проявление ≪власти и подчинения≫;
2) диспозитивный метод. Он определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляет им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов - метод дозволения.
Земельное право дает правомочие землепользователю (или управомочивает) свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.
И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях: при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв.
Принципы земельного права.
Принципы, установленные ЗК:
• значение земли как основы жизни и деятельности человека и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
• приоритет охраны земли перед использованием земли;
• приоритет охраны жизни и здоровья человека при осуществлении деятельности по использованию и охране земель;
• участие граждан и общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
• единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов;
• приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;
• платность использования земли, за исключением случаев установленных ФЗ и ОЗ;
• деление земель по целевому назначению на категории;
• разграничение государственной собственности на землю;
• дифференцированный подход к установлению правового режима земель;
• сочетание интересов общества и законных интересов граждан.
При регулировании земельных отношений применяются:
• принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель;
• принцип государственного регулирования приватизации земли.
Другие принципы земельного законодательства могут быть установлены ФЗ, если они не противоречат перечисленным выше.
История земельного права.
Как известно из истории, большевики отстаивали национализацию земли, в то время как меньшевики, левые эсеры — муниципализацию. Указанные партийные установки нашли свое отражение в Декрете о земле, принятом Вторым съездом Советов рабочих и солдатских делегатов на второй день после свершения Октябрьской революции, т. е. 26 октября (8 ноября) 1917 г.
Декрет о земле. На основе Декрета о земле был уничтожен земельный строй дореволюционной России и создан новый земельный строй России. Была отменена частная собственность на землю без вознаграждения крупных собственников. Уничтожение частной собственности на землю фактически явилось национализацией земли.
Правда, в самом Декрете термин "национализация земли" не содержится, тем не менее его положения законодательно закрепили именно национализацию земли. Декрет установил, что помещичья собственность на землю отменяется немедленно и без всякого выкупа, все земли обращаются во всенародное достояние и переходят в пользование всех трудящихся.
Раскрывая политико-юридическое содержание национализации земли, надо сказать, что национализация есть передача всей земли в собственность государства. Собственность означает право на ренту и определение государственной властью общих для всего государства правил владения и пользования землей. К таким общим правилам, безусловно, относится при национализации запрещение всякого посредничества, т. е. запрещение передачи земли субарендаторам, запрещение уступки земли тому, кто не является сам хозяином.
Юридическим выражением национализации земли явилось право исключительной собственности государства на землю — запрещались какие-либо сделки с землей: купля-продажа, аренда, залог.
Декрет о земле ввел принцип трудового землепользования, определил принципы и формы владения и пользования землей. Земельные участки с высококультурными хозяйствами превращались в государственные хозяйства. Основная масса земель передавалась на основе уравнительного землепользования крестьянам по трудовым или потребительско-трудовым нормам и подвергалась периодическим РСФСР.