Основы правотворчества органов местного самоуправления




Издавая нормативные акты, органы местного самоуправления обеспечивают самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы

Непосредственное правотворчество граждан осуществляется посредством референдума.

Прямое правотворчество граждан характеризуется рядом признаков:

а) оно проводится по инициативе групп граждан, населения;

б) в референдуме участвуют избиратели, чья воля является правообразующим источником решений;

в) итоги референдума не подлежат какому-либо утверждению и обладают высшей юридической силой;

г) подготовка и проведение референдума возлагаются на государственные органы

Договорное правотворчество — это деятельность государственных органов по заключению публично-правовых договоров..

Локальное правотворчество — это создание актов различных коллективов, организаций, регулирующих их деятельность, внутреннюю организацию, права и обязанности членов этих сообществ

 

β 35. Стадии правотворчества

Правотворчество включает в себя два этапа:

§ Подготовительный этап формирования права;

§ Этап непосредственного создания правовых норм.

Подготовительный этап формирования права подразделяется на следующие стадии:

1)предварительные работы, включающие в себя: инициативу внесения изменений в законодательство;

2)подготовка первоначального текста проекта Проекты законов, как правило, готовят соответствующие органы, имеющие право законодательной инициативы, или компетентные органы по поручению субъектов, имеющих право законодательной инициативы.

3)предварительное обсуждение проекта. Оно может осуществляться с привлечением большого круга заинтересованных органов, организаций, общественности.

4)доработка проекта акта и внесение его на рассмотрение правотворческого органа. На этой стадии проект дорабатывается, редактируется и вносится на рассмотрение соответствующего компетентного органа.

Этап непосредственного создания правовых норм подразделяется на следующие стадии:

1) официальное рассмотрение и принятие проекта акта соответствующим органом с соблюдением необходимых процедур;

2)утверждение (подписание) акта;

3)опубликование акта и доведение его до адресата.

.

β 36. Понятие и общая характеристика реализации права

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений и иных участников общественных отношений. Принимая соответствующие нормативные акты, правотворческие органы рассчитывают на их реализацию в общественных отношениях.

Общая характеристика реализации норм права. Право реализуется тогда, когда требования правовых норм воплощаются в общественных отношениях. Реализация права составляет непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без сложного механизма и их реализации.

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т. е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям.

В одном случае это активные положительные действия, в другом - это бездействие субъектов. Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерно - нарушает

 

β 37. Формы реализации правовых норм

1. При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, соблюдают требования правовых норм. Поведение индивида может быть правомерным, неправомерным, юридически безразличным. Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения.

Особенности данной формы реализации права заключаются в следующем:

§ это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий

§ наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех субъектов от гр. до президента

§ она касается главным образом правовых запретов

2. При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, тем самым реализуя правовые нормы.

Спецификой данной формы является то, что:

-распространяется на обязывающие формы

-предполагает активные действия субъектов

-отличается императивностью, властностью

3. При использовании субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою право и дееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность.

 

4. Применение это способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них функции.

β 38. Применение права: понятие и особенности

Применение права — это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесении по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов.

Правоприменение отличается от других форм реализации следующими признаками:

1) оно осуществляется уполномоченными на то органами государства и в пределах их компетенции;

2) правоприменение имеется там, где рассматривается конкретное юридическое дело и по нему выносится решение индивидуального, конкретного

3) указанное решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять;

4) правоприменительная деятельность носит властный характер

5) правоприменительная деятельность регламентирована процессуальными нормами

Применение норм права необходимо в случаях, когда те или иные нормы права не могут быть реализованы без властного вмешательства компетентного органа.

 

 

β 39. Пробелы в праве: понятие и общая характеристика

Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.

Социальные отношения в мире с каждым годом усложняются. Государство издает все увеличивающееся количество нормативных актов, призванных регулировать эти отношения. Однако далеко не всегда удается охватить те или иные сферы жизни, и тогда возникает пробел в праве.

Существуют объективные и субъективные причины появления пробелов в праве:

Объективные, если в момент принятия соответствующих норм права не существовало тех отношений, которые впоследствии заявили о себе в качестве нуждающихся в правовом регулировании.

Субъективные причины. Законодатель по каким-либо причинам сделал неверную оценку существующих общественных отношений и в силу этого что-то недосмотрел, упустил, неточно выразился, создал противоречие между нормами и т. д.

Следует отметить, что наличие пробелов не всегда является свидетельством «недостатков» права. Иногда их наличие является свидетельством динамичности права. Конечно, законодатель должен своевременно реагировать на вызовы времени и вносить соответствующие коррективы в законодательство.

 

 

β 40. Способы восполнения пробелов в праве. Аналогия закона и аналогия прав.

Единственным способом устранения пробелов в праве является принятие соответствующим полномочным органом недостающей нормы или группы норм права. Однако быстрое устранение таким способом пробелов не всегда возможно, поскольку связано с процессом нормотворчества. Но органы, применяющие нормы права, не могут отказаться от решения конкретного дела по причине неполноты законодательства. Во избежание этого в праве существует институт аналогий, означающий сходство жизненных ситуаций и правовых норм. Аналогия закона применяется, когда отсутствует норма права, регулирующая рассматриваемый конкретный жизненный случай, но в законодательстве имеется другая норма, регулирующая сходные с ним отношения.

Аналогия права применяется, когда в законодательстве отсутствует и норма права, регулирующая сходный случай, и дело решается на основе общих принципов права.

Аналогия закона и аналогия права – исключительные средства в праве и требуют соблюдения ряда определенных условий, обеспечивающих правильное их применение. Поэтому для того, чтобы использовать аналогию права, необходимо установить, что данная жизненная ситуация имеет юридический характер и требует правового решения, убедиться, что в законодательстве отсутствует конкретная норма права, призванная регулировать подобные случаи, отыскать в законодательстве норму, регулирующую сходный случай, и на ее основе решить

Таким образом, применение права по аналогии – это не произвольное разрешение дела.. Пробел может быть устранен только компетентным нормотворческим органом.

 

β 41. Понятие и признаки толкования правовых норм

Толкование нормы права — это уяснение и разъяснение ее подливного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях ее действия.

При этом под уяснением имеется в осмысление и обоснования искомого содержания толкуемой нормы.

Под разъяснением имеются в виду различные специальные формы внешнего публичного выражения

Для надлежащего толкования нормы права необходимо определить его объект, метод и предмет.

Объектом толкования нормы права является текст того нормативно-правового акта, в котором выражена толкуемая норма.

Метод толкования нормы права — это согласованная юридико-логическая интерпретация текста источника нормы

Предмет толкования нормы права — это значение нормы права, которое подлежит реализации в данной конкретной ситуации

Соотношение и связь между объектом, методом и предметом толкования нормы права в юридико-познавательном плане состоят в следующем: юридико-логическая интерпретация (метод) соответствующего данной конкретной ситуации (данному регулятивному случаю) текста нормативного источника (объект) выявляет, формулирует, обосновывает и определяет искомое актуальное регулятивно-правовое значение нормы права,

 

 

β 42. Способы толкования правовых норм

Способ толкования – это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.

Главными способами толкования считают следующие:

Грамматический С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.

Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами.

Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.

Логический способ Применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.

Телеологический способ – это уяснение целей издания нормативно-правового акта

Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.

 

 

β 43. Виды толкования правовых норм.

Виды толкования по субъектам, которое подразделяется прежде всего на:

1. Официальное толкование а) дается уполномоченными на то субъектами – государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, б) оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Официальное трактование подразделяется на нормативное и казуальное

Нормативное толкование делится на:

§ аутентичное - это толкование органами государства своих собственных актов

§ легальное - толкование, которое официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны законодателя

2. Неофициальное толкование исходит от субъектов, деятельность которых не является государственной, а стало быть, оно не имеет юридической силы. Неофициальное толкование не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть, как устным, так и письменным

Оно подразделяется:

на обыденное (даваемое гражданами в быту, в повседневной жизни);

профессиональное (дается сведущими в праве людьми, специалистами: прокурорами, адвокатами, юрисконсультами и др.);

доктринальное, осуществляемое учеными в статьях, монографиях, комментариях, учебниках и т. п.

 

β 44. Понятие и виды правомерного поведения

Правомерное поведение - это такое поведение, которое не противоречит юридическим нормам или основным принципам права определенного государства

1. В зависимости от субъектов различают:

•правомерное индивидуальное поведение;

•правомерное коллективное поведение

2. В зависимости от объективной стороны различают:

•активное действие;

•бездействие (пассивная форма).

3. В зависимости от форм реализации норм права различают: •выполнение предписаний правовых норм;

•использование предписаний правовых норм;

•применение предписаний правовых норм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: