Юридическое правопонимание 3 глава




Н. П. имеют определенную структуру (внутреннее строение).

Для того чтобы Н. П. полностью выполнила свое предназначение, в ней должны содержаться три элемента:

1) указание, когда и при каких фактических жизненных обстоятельствах данная норма действует и на кого она распространяется (называется гипотезой);

2) описание поведения лиц, оказавшихся в условиях, указанных в гипотезе, т.е. устанавливаются их права и обязанности (называется диспозицией);

3) меры государственного воздействия, которые будут применены к нарушителям этого правила. Они указываются в части нормы, которая называется санкцией.

При изложении Н. П. в статьях нормативных правовых актов используются различные способы. Простым называется такой способ изложения, при котором статья и Н. П. совпадают полностью, т.е. в одной статье изложены все три элемента нормы. В одной статье нормативного правового акта может быть изложено и несколько Н. П. В таких случаях статья включает несколько частей (или пунктов), и каждая (каждый) из них содержит отдельную правовую норму.

Возможен способ изложения, при котором одна Н. П. излагается в нескольких статьях одного нормативно-правового акта. При этом в статье отсутствует какой-либо элемент Н. П., но содержится указание, что он изложен в другой статье этого же акта. Такой способ изложения называется отсылочным (имеется отсылка к другой статье).

Н. П. подразделяются на определенные виды по различным основаниям:

1) по отраслям права, т.е. по предмету правового регулирования Н. П. делятся на нормы:

а) конституционного;

б) гражданского;

в) трудового;

г) финансового;

д) уголовного и других отраслей права;

2) по их юридической силе они подразделяются на:

а) законодательные нормы (нормы закона), обладающие высшей юридической силой;

б) подзаконные нормы (нормы, содержащиеся в подзаконных актах), обладающие меньшей юридической силой, которые не должны противоречить законодательным нормам;

3) по характеру диспозиции Н. П. делятся на:

а) управомочивающие (в их диспозиции указаны права);

б) обязывающие (в диспозиции указаны обязанности);

в) запрещающие (в диспозиции закрепляются правовые запреты);

4) по степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:

а) абсолютно определенные;

б) относительно определенные;

в) альтернативные;

5) по кругу лиц:

а) общие;

б) специальные;

6) по функциям, которые выполняют нормы права:

а) регулятивные;

б) охранительные.

Н. П. могут классифицироваться и по другим основаниям. Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц.

17. ГОСУДАРСТВО И ЛИЧНОСТЬ ОСНОВЫПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РФ - закреплены в виде специального конституционно-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.

Конституционно-правовой статус личности является одинаковым для всех. Им обладают:

1) граждане РФ;

2) иностранные граждане;

3) лица без гражданства (апатриды). Содержание конституционно-правового статуса личности - это совокупность прав и обязанностей индивида во взаимоотношениях с РФ.

Конституционный статус личности складывается из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством.

Российская Федерация в целях соблюдения и защиты прав и свобод личности:

1) устанавливает в федеральных законах запреты на нарушения прав человека и гражданина в какой бы то ни было форме, устанавливает меры ответственности за нарушения в уголовном, административном, гражданском и ином порядке;

2) обеспечивает экономические, политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории РФ независимо от пола, расы, национальности и других признаков.

Характерные черты основ конституционно-правого статуса личности в РФ:

1) конституционные права и свободы личности - основа государственной заботы и всей системы права в РФ;

2) они обладают высшей юридической силой;

3) эти права и свободы подлежат особой охране со стороны государства.

Конституция РФ регулирует О. П. С. Л. не в полном объеме, а устанавливает лишь основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя нормы не только конституционного права, но и нормы других отраслей российского права: нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права.

Элементы конституционно-правового статуса личности:

1) права и свободы человека и гражданина;

2) принципы конституционного статуса личности;

3) наличие либо отсутствие российского гражданства.

Конституционные права, свободы и обязанности личности - базовый элемент всего конституционно-правового статуса той или иной категории лиц. При этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.

Принципы конституционно-правового статуса личности в РФ - основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях.

Гражданство - основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ.

Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).

18. КОНФЕДЕРАЦИЯ - временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов. К. - форма союза государств, при которой входящие в союз государства сохраняют свой суверенитет в полном объеме.

К. сочетает в себе черты как международно-правовой, так и государственной организации. В настоящее время в мире существует только одно образование, обладающее признаками К., - Европейский союз. В разное время К. были: Австро-Венгрия - до 1918 г., Швеция и Норвегия - до 1905 г., США - с 1781 по 1789 гг., Швейцария - с 1815 по 1848 гг. С 1958 по 1961 гг. К. составляли Египет и Сирия, с 1982 по 1989 гг. - Гамбия и Сенегал.

К. характеризуется следующими чертами:

1) К. образуется на основе соответствующих договоров;

2) субъекты К. имеют право свободного выхода из нее;

3) суверенитет в К. принадлежит государствам, входящим в ее состав (никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов К.);

4) в предмет ведения К. входит небольшой круг вопросов (обычно войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, системы коммуникаций и т.п.);

5) в К. образуются только те государственные органы, которые необходимы для решения задач, особо выделенных по договорным актам (например, нет судебных органов);

6) парламент К. формируется представительными органами ее субъектов, которые обязывают свои делегации неукоснительно следовать выданным им инструкциям и указаниям;

7) постоянно действующие государственные органы К. лишены властных полномочий;

8) субъектам К. принадлежит право нуллификации, т.е. отказа в признании или отказа в применении актов союзной власти;

9) бюджет К. формируется за счет добровольных взносов ее субъектов;

10) субъекты К. имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц, товаров, услуг и капиталов;

11) как правило, в К. отсутствует единая система денежного обращения;

12) воинские формирования набираются субъектами К., причем нередко сохраняется их двойное подчинение органам К. и ее субъектов;

13) в К. нет союзного гражданства.

19. СИСТЕМА ПРРАВА И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА СИСТЕМА ПРАВА - внутренняя организация права.

Элементы С. П.:

1) правовая норма - первичный элемент С. П.;

2) институт права - регулирует определенный вид общественных отношений. Занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права.

Отрасль права - крупное подразделение С. П. - совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) однородных общественных отношений.

Внутри отрасли права правовые нормы группируются и распределяются по институтам права - группам правовых норм, которыми в пределах отрасли регулируется определенный вид однородных общественных отношений.

С. П. включает следующие основные отрасли права:

1) конституционное (государственное) - совокупность норм права, регулирующих политические отношения и закрепляющих основы государственного и общественного строя, правовое положение личности, систему органов государственной власти, государственное устройство;

2) административное - отрасль права, нормами которой регулируются управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти;

3) финансовое - регулирует отношения по сбору налогов, формированию государственного бюджета, расходованию средств и их распределению;

4) земельное - совокупность правовых норм, регулирующих отношения землепользования;

5) гражданское - совокупность норм права, регулирующих имущественные отношения и некоторые личные неимущественные;

6) семейное - нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

7) трудовое - нормы права, устанавливающие порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений между работником и работодателем, продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

8) уголовное - это отрасль права, состоящая из правовых норм, определяющих, какие деяния являются опасными для общества (преступлениями) и какие наказания за их совершение устанавливает государство;

9) экологическое;

10) гражданское процессуальное;

11) уголовно-процессуальное право.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых государственная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений.

В каждой П. С. можно выделить свои системы и подсистемы, узлы и блоки. При этом элементы, входящие в П. С., неодинаковы по своему значению, содержанию, юридической природе, удельному весу в рамках цельной П. С., самостоятельности, степени воздействия на иные компоненты и др.

П. С. является частью общесоциальной системы. В современном мире существует большое многообразие различных П. С., каждая из которых отличается какими-либо особенностями. Например, российская П. С. организована на федеральной основе, иными словами, в каждой республике, а также в ином субъекте Российской Федерации существует своя отдельная П. С., которая обязательно должна согласовываться с общефедеральной.

Элементами, действующими на уровне правовой системы, являются:

1) действующие правовые нормы и система источников права;

2) особенности правосознания и правовой культуры, правовые понятия, юридическая наука и правовая идеология, правовая политика;

3) система правоотношений, состояние правопорядка и законности;

4) юридическая практика;

5) юридическая техника.

Вследствие наличия большого многообразия видов П. С. в современном мире их принято классифицировать по различным критериям. При этом существуют разные подходы к вопросу об их классификации. Однако в настоящее время при классификации современной П. С. опираются в совокупности на следующие три критерия:

1) этно-географический;

2) технико-юридический;

3) религиозно-этический.

В рамках теории государства и права при изучении понятия "правовая система" выделяют следующие правовые категории: национальная правовая система, правовая семья и группа правовых систем.

20. ПРАВОСОЗНАНИЕ, ЕГО РОЛЬ В ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЕ - совокупность представлений, взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву.

П. - неизбежный спутник права, которое нераздельно связано с волей и сознанием людей.

П. достаточно ощутимо влияет на организацию общественной жизни. Этим объясняется включение П. в механизм правового регулирования как средства воздействия на общественные отношения.

Специфической чертой П. является то, что оно не ограничено какой-либо одной стадией правового воздействия. П. включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права, присутствует во всех элементах механизма правового регулирования.

Черты П.:

1) самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;

2) П. выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям;

3) охватывает волю, чувства, мысли и всю сферу бессознательного духовного опыта;

4) дает представление о прошлом, настоящем и будущем права.

Функции П. (воздействие на общественные отношения):

1) познавательная;

2) регулятивная;

3) оценочная.

От уровня, качества, характера, содержания П. зависит будущее поведение человека в обществе. Оно может быть правомерным и социально полезным или неправомерным и социально вредным и опасным.

Таким образом, П. есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное П. свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений.

21. СУВЕРИНЕТИТ НАЦИИ, НАРОДА (от франц. souverainete - верховная власть) - верховенство прав. Суверенитет нации - верховенство прав нации, неделимое и неотделяемое право каждой нации самостоятельно без чуждого воздействия решать все вопросы своей внутренней и международной жизни; одно из важнейших международных прав, лежащее наряду с другими в основе демократических отношений, право, закрепленное в Уставе ООН и других международных актах. Необходимо различать национальный и государственный суверенитеты означающие соответственно верховенство прав нации и прав государства, где суверенитет нации является первоосновой, а государственный суверенитет - одной из форм реализации суверенитета нации, живущей в данном государстве. Суверенитет нации, национальный суверенитет уже со времен Французской революции прочно входит в число основополагающих демократических принципов и прав. Бурное развитие производства и его интернационализация, связанные с перекройкой государственных границ и созданием колониальных империй, с закабалением одних наций другими, с непрекращающейся миграцией населения и перемешиванием наций и народностей, а также развитие национального самосознания и национальных движений ставят проблему развития наций, межнациональных отношений и утверждения суверенитета нации на одно из первых мест. XX век обострил эту проблематику: две мировые войны, Октябрьская революция и провозглашенное ею право наций на самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельных государств, а также распад колониальных империй в середине и конце XX в. еще больше драматизировали эту проблематику, сделали ее осью многих международных конфликтов и предметом многочисленных международных переговоров. Несмотря на всю актуальность и остроту межнациональных проблем и проблем суверенитета наций можно утверждать, что ни одно течение общественнополитической мысли и ни одно политологическое направление не сумело пока предложить научного решения этих проблем, о чем свидетельствуют острые, а иногда и весьма кровопролитные, не прекращающиеся межнациональные конфликты на Ближнем Востоке и в Великобритании, в Канаде и США, на территории бывшего Советского Союза. Наиболее обширным и поучительным является эксперимент коммунистов, попытавшихся на марксистской основе решить национальный вопрос в странах "реального социализма". Правильно объявив национальный вопрос частью общесоциальных проблем, но не поняв органической связи национальных проблем не только с классовыми отношениями, но и с общечеловеческой проблемой прав и свобод граждан, марксизм, а позже ленинизм, хотя и наметили ряд решений, допустили много принципиальных просчетов и ошибок. Реализуя эти концепции на практике, коммунисты хотя и решили некоторые вопросы (спасение от вырождения и исчезновения ряда народов, создание национально-государственных структур, возрождение языков и культур, выравнивание уровней социально-экономического развития, провозглашение равноправия и дружбы народов, налаживание практического сотрудничества и взаимодействия народов и др.), в целом не решили проблему межнациональных отношений. Более того, допущенные ими грубейшие несправедливости, просчеты и ошибки обусловили то, что созданные под их эгидой многонациональные объединения и образования - "содружество социалистических стран", Советский Союз РСФСР, СФРЮ, Чехословакия - в своем коммунистическом виде не выдержали испытания временем: одни распались, другие столкнулись с небывалыми трудностями и конфликтами. Особенно негативно сказалось здесь наследие сталинизма. Одним из центральных постулатов сталинского преобразования Советского Союза, задуманного как федерация, в унитарно-тоталитарное, сверхцентрализованное государство, в новую "тюрьму народов" или сталинскую империю - реальный Советский Союз, был постулат "ограничения суверенитета", т.е включения республик в Советский Союз с "ограниченным" суверенитетом. Позже эта великодержавная идея воспроизводилась всеми советскими номенклатурными руководителями - Н.Хрущевым, Л.Брежневым ("доктрина Брежнева"), К.Черненко, М.Горбачевым, Б.Ельциным (концепция "делегирования республиканских прав в центр"). В чем ее суть? Советский Союз (сейчас Россия) как единое, централизованное государство объявлялся носителем общих интересов всех людей (народов), всех республик, которые во имя этих интересов, для их реализации добровольно "ограничивают" свой суверенитет, передавая (или, как стали говорить при М.Горбачеве и Б.Ельцине - "делегируя") часть своих суверенных прав в Центр. При принятии сталинской Конституции 1936 г. широко обосновывалось "ограничение суверенитета" как необходимое и естественное условие успешного развития Союза. Чем это обернулось для всех советских народов, особенно русского, оказавшегося даже в худшем положении, в сравнении с другими, не говоря уже о "выселенных" народах, утративших свои национально-государственные структуры, свои земли, народах, подвергшихся ограничениям в развитии национального языка, литературы, культуры, - всем известно. Концепция "ограниченного суверенитета" (и все ее разновидности - от "доктрины Брежнева" до концепции Горбачева о "делегировании части суверенных прав республик в Центр") глубоко ошибочна и вредна. Чтобы убедиться в ее ошибочности, задумаемся над содержащейся в ней логикой. Она проста: дескать, чем больше развивается производство, чем органичнее связи между республиками, их специализация и кооперация, тем большим становится и объем общих координирующих и управляющих функций, а значит - тем больший объем суверенных прав и полномочий республик должен быть передан Центру. Таким образом, каждый шаг вперед общесоюзного производства, республиканской специализации и кооперации означает шаг назад в развитии суверенитета нации (народа), чем дальше продвинулась интернационализация и интеграция производства, тем ограниченнее суверенитет нации (народа). Однако жизнь свидетельствует о другом: суверенитет нации (народа) как совокупность их прав и полномочий, определяющих их развитие, их судьбу, в демократическом обществе неделим и неотчуждаем ни полностью, ни по частям. Но этот суверенитет не следует смешивать с государственно-политическими формами его реализации, которые могут быть разными: национально-государственными (республиканскими), межреспубликанскими (в СССР или в СНГ) и надгосударственными (скажем, с помощью ООН).. Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной, - в то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет... означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правовое оправдание для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство. Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны; их влияние прекращается на ваших границах.

22. ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ - негативное направление общественной мысли, выражающее отрицательное и равнодушное отношение к праву, закону, личности и государству, основанное на юридическом невежестве и правовой невоспитанности основной массы населения.

Основные источники появления и развития П. Н. в России:

1) особенности исторического развития общества и государства;

2) самодержавный характер власти;

3) крепостное право;

4) отсутствие развитых демократических и правовых традиций;

5) распространенность неправовых способов решения споров;

6) репрессивный характер права;

7) теория и практика диктатуры пролетариата;

8) фактическое преобладание подзаконных актов над законами;

9) несовершенство и недостаточная эффективность судебно-правоохранительной системы;

10) нарушение прав и свобод граждан;

11) несовершенство правовой системы.

Признаки российского П. Н.:

1) широкая распространенность и повсеместность;

2) многообразие форм проявления;

3) высшая степень агрессивности и неподконтрольности;

4) соединение П. Н. с формами социального протеста;

5) усиление П. Н. нигилизмом иных сфер жизни;

6) эстетизация.

Основные направления борьбы с П. Н.:

1) укрепление режима законности в стране;

2) обеспечение реального верховенства Конституции РФ и законов;

3) гарантированность прав и свобод человека;

4) совершенствование правовой системы;

5) совершенствование судебных и правоохранительных органов;

6) обеспечение правопорядка;

7) правовое воспитание.

23. НОРМАТИВНО_ПРАВОВЫЕ АКТЫИ АКТЫПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права, посредством которых закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Эта разновидность правовых актов характеризуется определенными специфическими чертами, из которых основными, на наш взгляд, можно назвать следующие.

Во-первых, акт применения права – это решение по конкретному делу официального компетентного органа, которого государство уполномочило на реализацию права в определенных сферах общественных отношений.

Во-вторых, акт применения права содержит государственно-властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано, и обеспечиваемое силой государства.

В-третьих, акт применения права имеет определенную, установленную законом форму.

В-четвертых, акт применения права нацелен на индивидуальное регулирование общественных отношений. В нем строго индивидуализируются (персонифицируются) субъективные права и юридические обязанности конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения прав регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение.

С учетом изложенного можно сформулировать понятие акта применения права. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем.

1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай.

2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. Например, закрепленное в Конституции РФ (нормативный акт) право малоимущих граждан на получение бесплатного жилья превращается в конкретное право, переходит из потенциального права в реальное только посредством акта применения права – решения соответствующего органа о выделении квартиры и выдачи на нее ордера.

24. ПРАВОТВОРЧЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВО - форма управленческой деятельности государства, связанная с принятием новых и изменением существующих правовых норм.

Под П. чаще всего понимают процесс создания конкретной нормы права компетентным органом.

Субъекты П. - специализированные компетентные органы, наделенные соответствующими полномочиями в установленном законом порядке.

Сущность П. - возведение государственной воли в норму права.

П. осуществляется в рамках процессуальных норм, содержащихся в конституции, регламентах и уставах, и заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений.

Черты П.:

1) это важнейшее средство управления обществом;

2) результат П. воплощается в нормативных актах;

3) качество принимаемых нормативных актов является показателем цивилизованности и демократии общества.

Принципы П.:

1) демократизм - степень участия граждан в процедуре принятия и реализации правовых норм;

2) гласность - привлечение средств массовой информации, представителей общественности при проведении П. для обсуждения проекта нормативного правового акта;

3) научная обоснованность - тщательное изучение социально-экономической обстановки на момент принятия конкретной правовой нормы;

4) профессионализм - П. должны заниматься специалисты, обладающие достаточными знаниями и опытом в моделировании законопроектов;

5) законность деятельности - П. осуществляется на основе и в строгом соответствии с действующим законодательством.

25. ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА - это совокупность правил, средств, приемов и способов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.

Объектом Ю. Т. является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя.

Уровень развития Ю. Т. всегда служит надежным показателем уровня развития правовой культуры общества. Ю. Т. не чисто техническая, прикладная проблема, а критерий определения сущности права, критерий направленности политической воли законодателя.

Разновидностями Ю. Т. являются правотворческая, правоприменительная и право-разъяснительная техника.

Условно Ю. Т. разграничивается на:

1) технику юридического изложения авторской воли в содержании правовых актов. Правила подготовки проектов нормативных актов многообразны и многочисленны. Наиболее общими из них являются:

а) конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;

б) логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;

в) отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;

г) ясность, простота применения и понимания терминов;

д) недопустимость использования в тексте документа неясных, многозначных и нечетких, эмоционально насыщенных терминов;

е) отказ от канцеляризмов, словесных штампов, устаревших оборотов и редко встречающихся слов;

ж) краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу;

2) технику ее документального оформления.

От правил Ю. Т. следует отличать правила оформления нормативного акта (техника юридического изложения). Это специфические и унифицированные нормы, которые фиксируют официальные реквизиты и структурные части нормативного акта.

Техника юридического изложения предполагает использование определенных средств и приемов.

Средствами формирования содержания юридических актов являются:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: