Юридическое правопонимание 5 глава




В сфере административно-правового регулирования, как и в других сферах государственной деятельности и правового регулирования, З. составляет организационную и правовую основу деятельности всех субъектов административного права.

В сфере государственного управления и в сфере административно-правового регулирования она имеет свои особенности:

1) большое число субъектов в сфере административно-правового регулирования;

2) огромное число действующих и постоянно изменяющихся нормативно-правовых актов - законов и основанных на них правительственных, ведомственных и иных актов;

3) государственное управление как один из видов государственной деятельности носит организующий характер; многие управленческие действия совершаются по усмотрению (соотношение З. и целесообразности).

Соотношение З. и целесообразности в сфере государственного управления складывается следующим образом:

1) все и всякие законные предписания нормативного и индивидуального характера целесообразны;

2) в рамках, очерченных законодательством, орган управления или должностное лицо отбирают наилучший, т.е. наиболее целесообразный, вариант;

3) при отсутствии правового предписания по конкретному вопросу орган управления или должностное лицо действуют исходя из целесообразности;

4) недопустимо руководствоваться органу или должностному лицу целесообразностью (местной, национальной и т.п.) при наличии законодательного предписания. Недопустимо противопоставление З. и целесообразности, верховенствует всегда правовое предписание.

Следовательно, целесообразность в правовом государстве реализуется на основании и во исполнение закона. В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, но в рамках закона должна приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для данного конкретного случая. Закон обладает высшей целесообразностью, поэтому он позволяет учесть все многообразие местных и индивидуальных интересов людей.

34. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ ОСНОВЫПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ В РФ - закреплены в виде специального конституционно-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.

Конституционно-правовой статус личности является одинаковым для всех. Им обладают:

1) граждане РФ;

2) иностранные граждане;

3) лица без гражданства (апатриды). Содержание конституционно-правового статуса личности - это совокупность прав и обязанностей индивида во взаимоотношениях с РФ.

Конституционный статус личности складывается из закрепленных в Конституции РФ прав и свобод личности, а также обязанностей индивида перед государством.

Российская Федерация в целях соблюдения и защиты прав и свобод личности:

1) устанавливает в федеральных законах запреты на нарушения прав человека и гражданина в какой бы то ни было форме, устанавливает меры ответственности за нарушения в уголовном, административном, гражданском и ином порядке;

2) обеспечивает экономические, политические, социальные и иные условия для реализации прав и свобод человека и гражданина на территории РФ независимо от пола, расы, национальности и других признаков.

Характерные черты основ конституционно-правого статуса личности в РФ:

1) конституционные права и свободы личности - основа государственной заботы и всей системы права в РФ;

2) они обладают высшей юридической силой;

3) эти права и свободы подлежат особой охране со стороны государства.

Конституция РФ регулирует О. П. С. Л. не в полном объеме, а устанавливает лишь основы этого статуса. Поэтому институт основ конституционно-правового статуса личности является комплексным и включает в себя нормы не только конституционного права, но и нормы других отраслей российского права: нормы семейного, гражданского, уголовного, экологического и трудового права.

Элементы конституционно-правового статуса личности:

1) права и свободы человека и гражданина;

2) принципы конституционного статуса личности;

3) наличие либо отсутствие российского гражданства.

Конституционные права, свободы и обязанности личности - базовый элемент всего конституционно-правового статуса той или иной категории лиц. При этом вид категории определяется именно объемом этих прав и обязанностей лица.

Принципы конституционно-правового статуса личности в РФ - основополагающие начала всего взаимодействия РФ и лиц, находящих на ее территории на законных основаниях.

Гражданство - основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ.

Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина).

35. ВНУТРИГОСУДАРСТВЕЕНОЕ И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - комплекс юридических норм, которые создаются государствами и межгосударственными организациями путем соглашений и представляют собой самостоятельную правовую систему, предметом регулирования которой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные отношения.

При этом необходимо учитывать и следующие признаки:

1) участие в создании норм наряду с государствами некоторых других субъектов права;

2) своеобразные способы реализации и обеспечения исполнения международно-правовых норм посредством коллективных или индивидуальных действий самих государств.

М. П. рассматривается как особая правовая система, которая состоит из принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения между его субъектами в целях:

1) обеспечения мира и безопасности;

2) осуществления сотрудничества в разрешении международных экономических, социальных, культурных, гуманитарных проблем;

3) поощрения и развития уважения к правам и свободам человека.

Развитие М. П. соответствует закономерностям развития международных отношений, оказывая на них активное воздействие.

Отношениями, регулируемыми международным правом, являются отношения между:

1) государствами - двусторонние и многосторонние, имеющие особое значение и охватывающие международное сообщество государств в целом;

2) государствами и международными межправительственными организациями - связано с членством государств в международных организациях;

3) государствами и государству подобными образованиями, имеющими относительно самостоятельный международный статус;

4) международными межправительственными организациями.

В настоящее время роль М. П. постоянно возрастает.

36. ВИДЫСИСТИМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА СИСТЕМА ПРАВА - внутренняя организация права.

Элементы С. П.:

1) правовая норма - первичный элемент С. П.;

2) институт права - регулирует определенный вид общественных отношений. Занимает промежуточное положение между правовой нормой и отраслью права.

Отрасль права - крупное подразделение С. П. - совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу (область) однородных общественных отношений.

Внутри отрасли права правовые нормы группируются и распределяются по институтам права - группам правовых норм, которыми в пределах отрасли регулируется определенный вид однородных общественных отношений.

С. П. включает следующие основные отрасли права:

1) конституционное (государственное) - совокупность норм права, регулирующих политические отношения и закрепляющих основы государственного и общественного строя, правовое положение личности, систему органов государственной власти, государственное устройство;

2) административное - отрасль права, нормами которой регулируются управленческие отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти;

3) финансовое - регулирует отношения по сбору налогов, формированию государственного бюджета, расходованию средств и их распределению;

4) земельное - совокупность правовых норм, регулирующих отношения землепользования;

5) гражданское - совокупность норм права, регулирующих имущественные отношения и некоторые личные неимущественные;

6) семейное - нормы права, которые регулируют имущественные и личные неимущественные отношения в сфере брачно-семейных отношений;

7) трудовое - нормы права, устанавливающие порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений между работником и работодателем, продолжительность рабочего времени и времени отдыха;

8) уголовное - это отрасль права, состоящая из правовых норм, определяющих, какие деяния являются опасными для общества (преступлениями) и какие наказания за их совершение устанавливает государство;

9) экологическое;

10) гражданское процессуальное;

11) уголовно-процессуальное право.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ - деятельность законодателя по упорядоченному объединению Н. А., приведению их в определенную систему путем их внешней и внутренней обработки с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения.

Необходимость С. Н. П. А. обусловлена необходимостью обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов и ликвидации пробелов в праве.

Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал М.М. Сперанский, который в качестве одной из главных задач государственного переустройства говорил о приведении законов в один состав.

В основе С. Н. П. А. содержатся знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

Существует три вида С. Н. П. А.:

1) инкорпорация;

2) консолидация;

3) кодификация.

Инкорпорация - С. Н. П. А. путем их объединения без изменения содержания Н. П. А. в алфавитном, хронологическом или систематическом (предметном) порядке в единый сборник, где каждый из Н. П. А. имеет самостоятельное значение.

Признаки инкорпорации:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) ее субъектами могут быть не только органы государства, но и общественные организации и физические лица;

3) она не меняет нормативного содержания акта, т.е. нормы права содержатся в неизменном виде;

4) Н. П. А. могут систематизироваться в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, а также могут подвергаться внешней обработке;

5) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства, свод законов или иной Н. П. А.

В юридической литературе различают официальную и неофициальную инкорпорацию. Инкорпорация является официальной, если упорядоченное объединение Н. П. А. производится компетентным органом. Так издаются Ведомости Верховного Совета, Собрание Постановлений Правительства, Собрание законодательства и др. Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер (например, Сборник нормативных актов в учебных целях). На результаты такой инкорпорации нельзя ссылаться в ходе рассмотрения дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.

Консолидация - это С. Н. П. А. без изменения их содержания, где каждый из актов теряет свое самостоятельное значение. Целью консолидации является преодоление множественности Н. П. А. и обеспечения единства правового регулирования.

Признаки консолидации:

1) она является одним из правотворческих приемов;

2) проводится только правотворческими органами в отношении принятых ими актов;

3) объединенные Н. П. А. теряют свое самостоятельное значение, т.е. они утрачивают юридическую силу, а вместо них вступает в силу единый Н. П. А.;

4) консолидация является промежуточной формой С. Н. П. А., сочетающей в себе черты инкорпорации и кодификации;

5) Н. П. А. объединяются по признаку их относимости к определенному виду деятельности.

В качестве примера консолидации можно назвать Указ Президиума союзного Верховного Совета от 1 октября 1980 г. "О праздничных и памятных днях", который объединил 48 ранее действовавших по данному вопросу Н. П. А.

Кодификация - объединение Н. П. А. в единый логически цельный акт с изменением их содержания. В процессе кодификации создается новый Н. П. А. путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Признаки кодификации:

1) она является наиболее сложной формой С. Н. П. А.;

2) выполняет правотворческую функцию;

3) ее осуществляют только компетентные государственные органы на основании соответствующих полномочий;

4) в процессе кодификации устраняется устаревший правовой материал;

5) результатами кодификации являются кодекс, основы законодательства, устав, правила, положения и др.

Кодификация состоит в разработке нового Н. П. А. или в такой переработке ранее действовавшего Н. П. А., которая приводит к появлению нового Н. П. А.

Различают несколько видов кодификации:

1) всеобщая, при которой переработке подвергается большая часть законодательства;

2) отраслевая, при которой переработке подвергается отдельная отрасль;

3) специальная, при которой переработке подвергаются нормы какого-либо одного правового института.

 

37. ПРАВОНАРШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ ДЕЛИКТ (правонарушение) - антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону, за него законом предусматривается гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Подразделяются Д. на:

1) гражданские. Установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих обязанностей, связанных с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Ответственность заключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для должника экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмещение вреда, уплату неустойки), или может выражаться и в применении к нарушителю неимущественных санкций (например, требования опровергнуть распространявшиеся им сведения, порочащие честь и достоинство граждан и организаций);

2) административные. К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения;

3) дисциплинарные проступки (прогул и т.п.). Ответственность заключается в наложении дисциплинарного взыскания. При наложении взыскания учитываются объяснения нарушителя, тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение.

Дисциплинарные взыскания:

а) замечание;

б) выговор;

в) строгий выговор;

г) увольнение с работы;

4) уголовные. Наиболее опасный вид - преступление. Правовое последствие совершения преступления заключается в применении к виновному государственного принуждения в форме наказания. Привлечение к ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство. У совершившего преступление возникает, с одной стороны, обязанность нести ответственность, а с другой - право на ограничение этой ответственности только пределами, установленными законом для данного вида деяний. Ответственность наступает также за приготовление к преступлению, за покушение на преступление, за соучастие в преступлении.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ - посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Понятие А. П. раскрывается через его основные правовые признаки:

1) деяние, т.е. объективно выраженное действие - активное невыполнение обязанности, законного требования, а также нарушение запрета или бездействие - пассивное невыполнение обязанности;

2) деяние, посягающее на любой из пяти общих родовых объектов;

3) виновное деяние. Виновность деяния означает, что оно совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины - обязательный признак административного правонарушения, отсутствие вины исключает признание деяния административным правонарушением;

4) противоправное деяние, т.е. противоречащее каким-то правовым предписаниям. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность;

5) деяние, за совершение которого действующим законодательством предусмотрена административная ответственность. Деяние, содержащее все признаки А. П., может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно находится в полном соответствии с условиями привлечения к административной ответственности (или исключающими ее).

С одной стороны, А. П. - основание административной ответственности, с другой - она - признак А. П., который определяет его юридическую природу.

Виды А. П. предусмотрены КоАП РФ и указаны в гл. с 5 по 21. К ним относятся:

1) А. П., посягающие на права граждан (гл. 5 КоАП);

2) А. П., посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (гл. 6 КоАП);

3) А. П. в области охраны собственности (гл. 7 КоАП); в области охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8 КоАП);

4) А. П. в промышленности, строительстве и энергетике (гл. 9 КоАП) и другие виды.

Признаки А. П. надо отличать от его юридического состава.

Под составом А. П. понимается установленная законом совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), при наличии которых соответствующее деяние считается А. П.

Состав А. П. включает в себя четыре юридических признака (элемента): объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом А. П. являются общественные отношения, которые регулируются и охраняются нормами административного права в сферах исполнительной власти, предусматривающими применение видов административного наказания.

Объектами А. П. являются:

1) защита личности;

2) охрана прав и свобод человека и гражданина;

3) охрана здоровья граждан, санитарно- эпидемиологического благополучия населения;

4) защита общественной нравственности;

5) охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти;

6) охрана общественного порядка и общественной безопасности собственности;

7) защита законных экономических интересов физических и юридических лиц общества и государства.

Указанные объекты по правовой характеристике являются родовыми объектами А. П., которые составляют неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта.

Родовые объекты подразделяются на административные правоотношения, посягающие на права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, общественную нравственность, собственность.

Различают родовые объекты по внутреннему содержанию охраняемых и регулируемых правовыми средствами общественных отношений:

1) охрана окружающей природной среды и природопользования;

2) промышленность, строительство и энергетика;

3) сельское хозяйство, ветеринария, мелиорация земель.

Видовой объект - специфическая юридическая группа общественных отношений, являющаяся разновидностью родового объекта и регулирующая административную ответственность: транспорт, дорожное движение, финансы, налоги и сборы и др.

Объективная сторона А. П. - это система предусмотренных нормами административного права признаков, характеризующих его внешние проявления.

Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия - неоднократность, повторность, длящееся нарушение.

Субъектами А. П. являются:

1) лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет;

2) юридические лица;

3) должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей;

4) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории России административные правонарушения. Субъективная сторона - психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям. Оно может быть выражено в форме умысла или неосторожности.

А. П. признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

А совершенным по неосторожности признается правонарушение, если лицо предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело наступление таких последствий, но должно было и могло их предвидеть.

38. ПОНЯТИЕ И ВИДЫПРАВОСОЗНАНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЕ - совокупность представлений, взглядов, оценок и эмоций, посредством которых выражается отношение человека и общественных объединений к действующему праву.

П. - неизбежный спутник права, которое нераздельно связано с волей и сознанием людей.

П. достаточно ощутимо влияет на организацию общественной жизни. Этим объясняется включение П. в механизм правового регулирования как средства воздействия на общественные отношения.

Специфической чертой П. является то, что оно не ограничено какой-либо одной стадией правового воздействия. П. включается в работу и на стадии правотворчества, и на стадии реализации права, присутствует во всех элементах механизма правового регулирования.

Черты П.:

1) самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с нравственными, религиозными, политическими и иными формами;

2) П. выражает психическое и идеологическое отношение людей к праву и правовым явлениям;

3) охватывает волю, чувства, мысли и всю сферу бессознательного духовного опыта;

4) дает представление о прошлом, настоящем и будущем права.

Функции П. (воздействие на общественные отношения):

1) познавательная;

2) регулятивная;

3) оценочная.

От уровня, качества, характера, содержания П. зависит будущее поведение человека в обществе. Оно может быть правомерным и социально полезным или неправомерным и социально вредным и опасным.

39. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Ф. Г. имеют либо классовую, либо общесоциальную направленность.

Функции современных развитых государств подразделяются на виды:

1) в зависимости от политической направленности:

а) внутренние (деятельность внутри страны);

б) внешние (деятельность за ее пределами);

2) по времени осуществления:

а) постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства);

б) временные (вызванные какими-либо специфическими условиями, с исчезновением которых данная функция отпадает);

3) по основным сферам общественной жизни:

а) экономические;

б) социальные;

в) политические;

г) в духовной сфере.

Внутренние функции - главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства:

1) экономические - долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;

2) социальные - социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, пенсионное обеспечение по старости, выделение средств на бесплатное образование, здравоохранение, на строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и т. п.;

3) политические - охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов, оказание помощи вынужденным переселенцам и мигрантам;

4) культурные - государственная поддержка и финансирование искусства, национальной культуры, забота о нравственном здоровье общества.

Внешние функции:

1) взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, военное, культурное сотрудничество с другими государствами;

2) защита от нападения, внешней агрессии, охрана государственных границ;

3) предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом.

Внутренние и внешние функции государства тесно связаны, так как внешняя политика во многом определяется внутренними условиями существования данного государства.

40. ЗАКОННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ, ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАКОННОСТЬ - строгое соблюдение и исполнение конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

З. служит неотъемлемой основой построения и функционирования демократического правового государства, деятельности всех его звеньев. На основе З. должна осуществляться жизнь и деятельность членов общества - граждан и их различных объединений.

В своей основе требования законности совпадают с принципами права, поскольку их реализация создает оптимальный режим регулирования общественных отношений.

И все-таки принципы права и требования законности неоднозначны. Последние являются средством реализации принципов права, совпадая с ними в формулировках. Требования законности – это лишь юридический инструмент воплощения в жизнь общих принципов права (справедливости, гуманизма, социального равенства). Более того, сама законность является одним из ведущих принципов права.

З. содержит следующие основные требования:

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам;

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия;

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их равная обязанность следовать его предписаниям (равенство всех перед законом и судом);

4. Осуществление прав и свобод человеком не должно нарушать права и свободы других лиц;

5. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности;

6. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями.

Обеспечение законности - одно из важных направлений деятельности государства. Оно осуществляется специальными правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией. Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры государственного принуждения.

Центральное место в системе правоохранительных органов, призванных поддерживать режим законности, принадлежит судам, которые осуществляют свою власть в формах конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Любые решения и действия государственных органов, учреждений, должностных лиц, частных предпринимателей, нарушающих права и свободы, могут быть обжалованы в суд. Высший надзор за законностью осуществляет конституционный суд. В целях зашиты конституционного строя, основных прав и свобод человека, поддержания верховенства и непосредственного действия конституции на всей территории страны конституционный суд рассматривает дела о конституционности нормативно-правовых актов представительных органов государства, высших и местных органов исполнительной власти, правоприменительной практики по жалобам граждан и другие. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу со дня официального опубликования конституционным судом соответствующего решения. Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни, способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными законами исторического прогресса.

41. МОРАЛЬ И ПРАВО Мораль (нравственность)это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: