Учебно-ознакомительной ПРАКТИКИ




УТВЕРЖДАЮ

Ректор УО «ВГУ им. П.М. Машерова

__________ ____________________

(подпись) (И.О. Фамилия)

«_____»_________ 20___г.

 

Регистрационный № _______

 

ПРОГРАММА

Комплексной учебно-ознакомительной ПРАКТИКИ

_____________________________________________________________________________

(наименование практики)

 

для специальности:

1-86 01 01-01 Социальная педагогика. Практическая психология __

(код специальности) (наименование специальности)

 

Курс ___ 1 ___ Форма обучения дневная ___

 

 

2011 г.

 

СОСТАВИТЕЛИ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)

 

 

Программа разработана на основе образовательного стандарта РД РБ 021 00.5.098-98 для специальности «Социальная педагогика. Практическая психология»

 

РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Кафедрой социально-педагогической работы.

(название кафедры – разработчика программы)

(протокол №____ от_____________)

 

Заведующий кафедрой

__________ А.П. Орлова

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

 

Советом факультета социальной педагогики и психологии.

(название факультета)

(протокол №____ от_____________)

 

Председатель

Совета факультета

__________ С.А. Моторов

(подпись) (И.О. Фамилия)

 

Пояснительная записка

 

Практика — особая фор­ма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладе­вают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельнос­ти, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста.

Цель практики:

Ознакомление с общей структурой социально-педагогическими учреждениями или учреждениями образования, деятельностью социально-психологической службы. Изучение основ социально-педагогических и социально-психологических технологий и знакомство с методами социально-педагогической и социально-психологической деятельности и управления в условиях конкретного учреждения.

Задачи практики:

v обеспечить первичное «погружение» студентов в реальную обстановку действующих социально-педагогических учреждений и учреждений образования;

v ознакомление со структурой, организацией социально-педагогических учреждений и учреждений образования;

v организовать деловое общение студентов с социальными педагогами, психологами и другими специалистами;

v ознакомление с функциональными обязанностями социального педагога (психолога);

v приобретение умений и навыков непосредственного взаимодействия с клиентами при выполнении функций социального педагога (психолога);

v изучение влияние социокультурной среды на содержание работы учреждения;

v содействовать осознанию студентами своей профессиональной роли.

 

Организация практики:

Ознакомительная практика студентов 1 курса специальности «Социальная педагогика. Практическая психология» проводится в течение 2-х недель и является начальным звеном в системе практической подготовки социальных педагогов.

Она организуется деканатом факультета социальной педагогики и психологии совместно с кафедрой социально-педагогической работы, а также коллективом учреждений, на базе которых проводится.

До начала практики проводится установочная конференция, на которой студентов знакомят с ее целями и методами организации; обязанностями студентов-практикантов; критериями оценки итогов практики, требованиями к оформлению отчетной документации, объектами практики и групповыми руководителями.

В течение всего периода практики студенты знакомятся со спецификой функционирования учреждений разного типа.

В ходе практики студенты руководствуются ее целями, задачами, содержанием. Ведут дневник, в котором отражается вся проводимая работа: выполнение заданий по основным направлениям практики, анализ деятельности социального педагога и собственной деятельности и т.д.

Групповой руководитель обеспечивает выход студентов на практику, общий контроль, методическое руководство, принимает меры по устранению недочетов в организации и проведении практики, анализирует отчетную документацию и оценивает работу студентов.

Решение организационных вопросов о проведении комплексной учебно-ознакомительной практики возлагается на факультетского руководителя.

 

Обязанности студента-практиканта:

1. Ежедневно работать в учреждении не менее 6 академических часов.

2. Выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики

3. Соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, указания группового методиста.

4. Своевременно вести всю документацию.

 

Критерии оценки итогов практики:

1. Качество и объем выполнения студентами поставленных задач и предлагаемых заданий.

2. Отношение студентов к практике (самостоятельность, инициативность, творческий подход к выполнению заданий, ответственность, трудовая дисциплина).

3. Своевременность выполнения всех заданий.

4. Качество содержания, своевременное представление отчетной документации.

 

Форма отчетности:

1. Дневник работы с индивидуальным планом работы, ежедневными записями о работе, ее анализом и выполненными заданиями.

2. Отчет с самоанализом деятельности.

 

Содержание практики:

v Ознакомление с общей структурой базы практики, беседа с руководителями учреждения, составление социального паспорта учреждения;

v Ознакомление с функциональными обязанностями социального педагога (психолога);

v Знакомство с передовыми идеями, опытом, с конкретными видами и формами деятельности учреждения.

 

Подведение итогов:

1. В течение практики студенты ведут дневник, который носит исследовательский, аналитический характер.

2. По итогам практики студенты предоставляют отчет с анализом собственной деятельности.

3. Итоги практики подводятся на конференции.

 

СОДЕРЖАНИЕ Комплексной

учебно-ознакомительной ПРАКТИКИ

 

Задание 1. Составить индивидуальный план работы на весь период прохождения практики.

Индивидуальный план работы

«УТВЕРЖДАЮ»

Групповой руководитель

Содержание работы Сроки выполнения Отметка о выполнении
     

Задание 2: Составить социальный паспорт социально-педагогического учреждения и учреждения образования.

Методические указания: Заполняется по результатам беседы с администрацией учреждения, социальным педагогом, экскурсий по учреждению.

1. Тип учреждения.

2. Ф.И.О. ключевых фигур.

3. Краткая историческая справка о создании и развитии учреждения.

4. Категории населения, которые данные учреждения оказывают помощь.

5. Штат учреждения.

6. Характеристика особенностей воспитательной и материальной базы учреждения.

7. Режим работы учреждения.

8. Основные направления в работе учреждения.

9. Особенности воспитательной работы учреждения.

10. Выводы.

 

Задание 3: Составить схему взаимодействия социально-педагогического учреждения и учреждения образования с различными общественными и государственными организациями.

Методические указания: в ходе знакомства с учреждением, планом работы, встреч и бесед с администрацией охарактеризуйте основные направления и содержание взаимодействия учреждения с государственными и общественными организациями.

1. Цели и задачи взаимодействия учреждения с различными государственными и общественными организациями.

2. Направления взаимодействия.

3. Формы и виды взаимодействия.

4. Трудности в налаживании взаимодействия.

 

Задание 4. Ознакомиться с системой работы социального педагога.

Цель: формирование у студентов целостного представления о деятельности социального педагога, воспитателя.

Методические указания: Изучив необходимую литературу, встретьтесь с социальным педагогом и побеседуйте с ним по следующим вопросам:

1. Каково содержание основных направлений деятельности социального педагога? Представьте направление деятельности социального педагога в виде схемы.

2. В чем заключаются его профессиональные и должностные обязанности?

3. Как планирует свою работу социальный педагог?

4. Как налажено взаимодействие социального педагога и администрации учреждения, воспитателями, психологами?

5. Имеется ли для работы отдельный кабинет. Если да, то, каково его оснащение? (стенды, методические разработки и т.д.)

6. Какими проблемами занимается социальный педагог в данном учреждении? Почему?

7. Какие формы и методы он практикует в своей профессиональной деятельности?

8. Налажено ли сотрудничество социального педагога с общественностью, учреждениями микрорайона школы, клубами по месту жительства? Какими? Составьте карту-схему взаимодействия социального педагога с другими социальными институтами.

9. Как выстраивает социальный педагог свои взаимоотношения с родителями детей, находящихся в учреждении?

10.С какими проблемами обращаются дети к социальному педагогу? Какую социально-педагогическую помощь он им оказывает (разрешение конфликтов и конфликтных ситуаций, налаживание взаимоотношений с родителями, сверстниками, защита прав ребенка и т.д.).

11.К каким методам и формам социально-педагогической помощи чаще всего прибегает социальный педагог (консультирование, индивидуальные беседы, разъяснения, тренинги, круглые столы и т.д.).

12.Как налажена работа социального педагога с детьми-инвалидами, больными детьми, не посещающими школу (если такие дети есть)? С детьми-сиротами? Через какие формы она осуществляется?

13.Каких принципов в своей профессиональной деятельности придерживается социальный педагог? От чего, с его точки зрения, зависит успех работы?

14.С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог (недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие необходимой научно-методической литературы, отсутствие нужного контакта с администрацией школы, нет четкого разделения функциональных обязанностей социального педагога, школьного психолога и организатора по воспитательной работе)?

 

Литература: 1. Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы / А і В - № 7-8. - 2008.

 

Результаты беседы с социальным педагогом

отразить в дневнике.

Задание 5. Изучить опыт работы социального педагога по взаимодействию учреждения и семьи. Цель: ознакомление с существующими формами взаимодействия учреждения и семьи по воспитанию детей.

Методические указания: для выполнения задания используйте методы наблюдения, анкетирования, а также беседы с целью выяснения сложившихся традиций во взаимоотношениях социального педагога по воспитанию детей.

В процессе беседы обратите внимание на:

1. Как организовано сотрудничество социального педагога родителей по воспитанию детей? В чем оно проявляется?

2. Участвуют ли родители в делах коллектива? Каким образом?

3. По каким проблемам чаще всего встречается социальный педагог с родителями детей? Эти встречи происходят по «звонку» или по инициативе родителей?

4. Осуществляет ли социальный педагог индивидуальный подход в работе с родителями? В чем о­н заключается?

5. С кем чаще всего контактирует социальный педагог: с отцом, матерью, другими родственниками?

6. К каким формам работы с семьей чаще всего он прибегает?

7. Как налажено взаимодействие с трудными семьями?

8. С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог во взаимоотношениях с родителями?

9. Как налажено сотрудничество в учреждениях по взаимодействию с семьей?

10. Каковы основные направления деятельности социального педагога работе по взаимодействию с семьей?

11. Проведена ли дифференциация семей микрорайона учреждения? Какие типы семей выделены (многодетные; неполные семьи; семьи, имеющие в своем составе больных алкоголизмом; конфликтные семьи и т.д.)? Сколько таких семей? Каким образом осуществлялась дифференциация?

12. Как организована работа с различными типами семей?

13. Какие формы взаимодействия с родителями чаще всего использует социальный педагог (консультации, индивидуальные и групповые беседы, посещение на дому, тренинги для родителей и т.д.)?

14. С какими трудностями встречается социальный педагог в работе с родителями педагогически запущенных детей?

15. Владеет ли социальный педагог информацией, в каких видах, формах социальной помощи нуждаются родители?

16. С какими проблемами чаще всего обращаются родители к социальному педагогу?

17. Какие проблемы он использует, чтобы включить родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность?

18. Имеются ли на учете социального педагога семьи, где допускаются насилие и жестокое обращение с детьми? Как организована работа с такими семьями?

 

Задание 6. Ознакомление с опытом работы социального педагога (психолога) с различными категориями детей.

Методические рекомендации: для выполнения задания используйте различные методы: наблюдение, беседы и др.

1. Какие категории и сколько детей и подростков выделяют в своей работе социальный педагог?

2. Как социальный педагог выстраивает свою работу с этими категориями детей?

3. Сколько детей стоит на учете в ИДН?

4. Какую социально-педагогическую помощь оказывает социальный педагог детям разных категорий?

5. С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог (специалист по социальной работе) в работе с детьми различных категорий?

6. Налажено ли сотрудничество социального педагога, специалист по социальной работе с другими сотрудниками учреждения? Какую помощь они ему оказывают?

7. Какая профилактическая работа проводится социальным педагогом в учреждении и за пределами?

8. Какие рекомендации по улучшению работы в данном направлении вы можете дать?

 

Задание 7: Охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждения и его специалистов.

Методические указания: в ходе беседы с администрацией, социальным педагогом, психологом, воспитателем познакомиться с положением и другими нормативными актами, регламентирующими деятельность учреждения. Представьте их в виде схемы-таблицы.

 

Задание 8. Самоанализ результатов непрерывной комплексной учебно-ознакомительной практики

1. Выполнение индивидуального плана (объем, качество, строки).

2. Осознали ли Вы цель прошедшей практики?

Какие основные задачи решались в ее период?

3. Какое отношение у Вас сложилось в процессе прохождения практики:

- к избранной специальности в целом.

4. Чем Вы руководствовали в большей мере при выполнении заданий практики, при подготовке к воспитательному мероприятию:

а) указаниями и консультацией методиста;

б) рекомендациями социального педагога, психолога;

в) теоретическими и методическими источниками (учебниками,

пособиями и т. д.);

г) собственным творческим подходом.

5. С какими трудностями вы столкнулись в процессе прохождения, в чем их причина, каковы, на Ваш взгляд, пути их устранения.

6. Что наиболее эффективно удалось реализовать в ходе практики? Почему?

7. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?

8. Общие выводы о практике, ее значение в Вашем становлении как социального педагога.

9. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Документы по практике

Титульный лист

Форма дневника

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: