УТВЕРЖДАЮ
Ректор УО «ВГУ им. П.М. Машерова
__________ ____________________
(подпись) (И.О. Фамилия)
«_____»_________ 20___г.
Регистрационный № _______
ПРОГРАММА
Комплексной учебно-ознакомительной ПРАКТИКИ
_____________________________________________________________________________
(наименование практики)
для специальности:
1-86 01 01-01 Социальная педагогика. Практическая психология __
(код специальности) (наименование специальности)
Курс ___ 1 ___ Форма обучения дневная ___
2011 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(И.О. Фамилия, должность, ученая степень, ученое звание)
Программа разработана на основе образовательного стандарта РД РБ 021 00.5.098-98 для специальности «Социальная педагогика. Практическая психология»
РАССМОТРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Кафедрой социально-педагогической работы.
(название кафедры – разработчика программы)
(протокол №____ от_____________)
Заведующий кафедрой
__________ А.П. Орлова
(подпись) (И.О. Фамилия)
ОДОБРЕНА И РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
Советом факультета социальной педагогики и психологии.
(название факультета)
(протокол №____ от_____________)
Председатель
Совета факультета
__________ С.А. Моторов
(подпись) (И.О. Фамилия)
Пояснительная записка
Практика — особая форма внеаудиторной учебной работы, во время которой студенты овладевают прикладными аспектами будущей профессиональной деятельности, используют и закрепляют знания, приобретенные теоретическим путем. Практика является важной составляющей профессиональной подготовки специалиста.
Цель практики:
Ознакомление с общей структурой социально-педагогическими учреждениями или учреждениями образования, деятельностью социально-психологической службы. Изучение основ социально-педагогических и социально-психологических технологий и знакомство с методами социально-педагогической и социально-психологической деятельности и управления в условиях конкретного учреждения.
Задачи практики:
v обеспечить первичное «погружение» студентов в реальную обстановку действующих социально-педагогических учреждений и учреждений образования;
v ознакомление со структурой, организацией социально-педагогических учреждений и учреждений образования;
v организовать деловое общение студентов с социальными педагогами, психологами и другими специалистами;
v ознакомление с функциональными обязанностями социального педагога (психолога);
v приобретение умений и навыков непосредственного взаимодействия с клиентами при выполнении функций социального педагога (психолога);
v изучение влияние социокультурной среды на содержание работы учреждения;
v содействовать осознанию студентами своей профессиональной роли.
Организация практики:
Ознакомительная практика студентов 1 курса специальности «Социальная педагогика. Практическая психология» проводится в течение 2-х недель и является начальным звеном в системе практической подготовки социальных педагогов.
Она организуется деканатом факультета социальной педагогики и психологии совместно с кафедрой социально-педагогической работы, а также коллективом учреждений, на базе которых проводится.
До начала практики проводится установочная конференция, на которой студентов знакомят с ее целями и методами организации; обязанностями студентов-практикантов; критериями оценки итогов практики, требованиями к оформлению отчетной документации, объектами практики и групповыми руководителями.
В течение всего периода практики студенты знакомятся со спецификой функционирования учреждений разного типа.
В ходе практики студенты руководствуются ее целями, задачами, содержанием. Ведут дневник, в котором отражается вся проводимая работа: выполнение заданий по основным направлениям практики, анализ деятельности социального педагога и собственной деятельности и т.д.
Групповой руководитель обеспечивает выход студентов на практику, общий контроль, методическое руководство, принимает меры по устранению недочетов в организации и проведении практики, анализирует отчетную документацию и оценивает работу студентов.
Решение организационных вопросов о проведении комплексной учебно-ознакомительной практики возлагается на факультетского руководителя.
Обязанности студента-практиканта:
1. Ежедневно работать в учреждении не менее 6 академических часов.
2. Выполнять все виды работ, предусмотренных программой практики
3. Соблюдать правила внутреннего распорядка учреждения, указания группового методиста.
4. Своевременно вести всю документацию.
Критерии оценки итогов практики:
1. Качество и объем выполнения студентами поставленных задач и предлагаемых заданий.
2. Отношение студентов к практике (самостоятельность, инициативность, творческий подход к выполнению заданий, ответственность, трудовая дисциплина).
3. Своевременность выполнения всех заданий.
4. Качество содержания, своевременное представление отчетной документации.
Форма отчетности:
1. Дневник работы с индивидуальным планом работы, ежедневными записями о работе, ее анализом и выполненными заданиями.
2. Отчет с самоанализом деятельности.
Содержание практики:
v Ознакомление с общей структурой базы практики, беседа с руководителями учреждения, составление социального паспорта учреждения;
v Ознакомление с функциональными обязанностями социального педагога (психолога);
v Знакомство с передовыми идеями, опытом, с конкретными видами и формами деятельности учреждения.
Подведение итогов:
1. В течение практики студенты ведут дневник, который носит исследовательский, аналитический характер.
2. По итогам практики студенты предоставляют отчет с анализом собственной деятельности.
3. Итоги практики подводятся на конференции.
СОДЕРЖАНИЕ Комплексной
учебно-ознакомительной ПРАКТИКИ
Задание 1. Составить индивидуальный план работы на весь период прохождения практики.
Индивидуальный план работы
«УТВЕРЖДАЮ»
Групповой руководитель
Содержание работы | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Задание 2: Составить социальный паспорт социально-педагогического учреждения и учреждения образования.
Методические указания: Заполняется по результатам беседы с администрацией учреждения, социальным педагогом, экскурсий по учреждению.
1. Тип учреждения.
2. Ф.И.О. ключевых фигур.
3. Краткая историческая справка о создании и развитии учреждения.
4. Категории населения, которые данные учреждения оказывают помощь.
5. Штат учреждения.
6. Характеристика особенностей воспитательной и материальной базы учреждения.
7. Режим работы учреждения.
8. Основные направления в работе учреждения.
9. Особенности воспитательной работы учреждения.
10. Выводы.
Задание 3: Составить схему взаимодействия социально-педагогического учреждения и учреждения образования с различными общественными и государственными организациями.
Методические указания: в ходе знакомства с учреждением, планом работы, встреч и бесед с администрацией охарактеризуйте основные направления и содержание взаимодействия учреждения с государственными и общественными организациями.
1. Цели и задачи взаимодействия учреждения с различными государственными и общественными организациями.
2. Направления взаимодействия.
3. Формы и виды взаимодействия.
4. Трудности в налаживании взаимодействия.
Задание 4. Ознакомиться с системой работы социального педагога.
Цель: формирование у студентов целостного представления о деятельности социального педагога, воспитателя.
Методические указания: Изучив необходимую литературу, встретьтесь с социальным педагогом и побеседуйте с ним по следующим вопросам:
1. Каково содержание основных направлений деятельности социального педагога? Представьте направление деятельности социального педагога в виде схемы.
2. В чем заключаются его профессиональные и должностные обязанности?
3. Как планирует свою работу социальный педагог?
4. Как налажено взаимодействие социального педагога и администрации учреждения, воспитателями, психологами?
5. Имеется ли для работы отдельный кабинет. Если да, то, каково его оснащение? (стенды, методические разработки и т.д.)
6. Какими проблемами занимается социальный педагог в данном учреждении? Почему?
7. Какие формы и методы он практикует в своей профессиональной деятельности?
8. Налажено ли сотрудничество социального педагога с общественностью, учреждениями микрорайона школы, клубами по месту жительства? Какими? Составьте карту-схему взаимодействия социального педагога с другими социальными институтами.
9. Как выстраивает социальный педагог свои взаимоотношения с родителями детей, находящихся в учреждении?
10.С какими проблемами обращаются дети к социальному педагогу? Какую социально-педагогическую помощь он им оказывает (разрешение конфликтов и конфликтных ситуаций, налаживание взаимоотношений с родителями, сверстниками, защита прав ребенка и т.д.).
11.К каким методам и формам социально-педагогической помощи чаще всего прибегает социальный педагог (консультирование, индивидуальные беседы, разъяснения, тренинги, круглые столы и т.д.).
12.Как налажена работа социального педагога с детьми-инвалидами, больными детьми, не посещающими школу (если такие дети есть)? С детьми-сиротами? Через какие формы она осуществляется?
13.Каких принципов в своей профессиональной деятельности придерживается социальный педагог? От чего, с его точки зрения, зависит успех работы?
14.С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог (недостаточная профессиональная подготовленность, отсутствие необходимой научно-методической литературы, отсутствие нужного контакта с администрацией школы, нет четкого разделения функциональных обязанностей социального педагога, школьного психолога и организатора по воспитательной работе)?
Литература: 1. Методические рекомендации о деятельности социально-педагогической и психологической службы / А і В - № 7-8. - 2008.
Результаты беседы с социальным педагогом
отразить в дневнике.
Задание 5. Изучить опыт работы социального педагога по взаимодействию учреждения и семьи. Цель: ознакомление с существующими формами взаимодействия учреждения и семьи по воспитанию детей.
Методические указания: для выполнения задания используйте методы наблюдения, анкетирования, а также беседы с целью выяснения сложившихся традиций во взаимоотношениях социального педагога по воспитанию детей.
В процессе беседы обратите внимание на:
1. Как организовано сотрудничество социального педагога родителей по воспитанию детей? В чем оно проявляется?
2. Участвуют ли родители в делах коллектива? Каким образом?
3. По каким проблемам чаще всего встречается социальный педагог с родителями детей? Эти встречи происходят по «звонку» или по инициативе родителей?
4. Осуществляет ли социальный педагог индивидуальный подход в работе с родителями? В чем он заключается?
5. С кем чаще всего контактирует социальный педагог: с отцом, матерью, другими родственниками?
6. К каким формам работы с семьей чаще всего он прибегает?
7. Как налажено взаимодействие с трудными семьями?
8. С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог во взаимоотношениях с родителями?
9. Как налажено сотрудничество в учреждениях по взаимодействию с семьей?
10. Каковы основные направления деятельности социального педагога работе по взаимодействию с семьей?
11. Проведена ли дифференциация семей микрорайона учреждения? Какие типы семей выделены (многодетные; неполные семьи; семьи, имеющие в своем составе больных алкоголизмом; конфликтные семьи и т.д.)? Сколько таких семей? Каким образом осуществлялась дифференциация?
12. Как организована работа с различными типами семей?
13. Какие формы взаимодействия с родителями чаще всего использует социальный педагог (консультации, индивидуальные и групповые беседы, посещение на дому, тренинги для родителей и т.д.)?
14. С какими трудностями встречается социальный педагог в работе с родителями педагогически запущенных детей?
15. Владеет ли социальный педагог информацией, в каких видах, формах социальной помощи нуждаются родители?
16. С какими проблемами чаще всего обращаются родители к социальному педагогу?
17. Какие проблемы он использует, чтобы включить родителей в совместную воспитательно-образовательную деятельность?
18. Имеются ли на учете социального педагога семьи, где допускаются насилие и жестокое обращение с детьми? Как организована работа с такими семьями?
Задание 6. Ознакомление с опытом работы социального педагога (психолога) с различными категориями детей.
Методические рекомендации: для выполнения задания используйте различные методы: наблюдение, беседы и др.
1. Какие категории и сколько детей и подростков выделяют в своей работе социальный педагог?
2. Как социальный педагог выстраивает свою работу с этими категориями детей?
3. Сколько детей стоит на учете в ИДН?
4. Какую социально-педагогическую помощь оказывает социальный педагог детям разных категорий?
5. С какими проблемами, трудностями сталкивается социальный педагог (специалист по социальной работе) в работе с детьми различных категорий?
6. Налажено ли сотрудничество социального педагога, специалист по социальной работе с другими сотрудниками учреждения? Какую помощь они ему оказывают?
7. Какая профилактическая работа проводится социальным педагогом в учреждении и за пределами?
8. Какие рекомендации по улучшению работы в данном направлении вы можете дать?
Задание 7: Охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждения и его специалистов.
Методические указания: в ходе беседы с администрацией, социальным педагогом, психологом, воспитателем познакомиться с положением и другими нормативными актами, регламентирующими деятельность учреждения. Представьте их в виде схемы-таблицы.
Задание 8. Самоанализ результатов непрерывной комплексной учебно-ознакомительной практики
1. Выполнение индивидуального плана (объем, качество, строки).
2. Осознали ли Вы цель прошедшей практики?
Какие основные задачи решались в ее период?
3. Какое отношение у Вас сложилось в процессе прохождения практики:
- к избранной специальности в целом.
4. Чем Вы руководствовали в большей мере при выполнении заданий практики, при подготовке к воспитательному мероприятию:
а) указаниями и консультацией методиста;
б) рекомендациями социального педагога, психолога;
в) теоретическими и методическими источниками (учебниками,
пособиями и т. д.);
г) собственным творческим подходом.
5. С какими трудностями вы столкнулись в процессе прохождения, в чем их причина, каковы, на Ваш взгляд, пути их устранения.
6. Что наиболее эффективно удалось реализовать в ходе практики? Почему?
7. Какие умения и навыки Вы приобрели в процессе практики?
8. Общие выводы о практике, ее значение в Вашем становлении как социального педагога.
9. Ваши предложения по совершенствованию содержания и организации практики.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Документы по практике
Титульный лист
Форма дневника