школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2017-18 уч. год.




Методические рекомендации по оцениванию заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2017-18 уч. году

Оценивание заданий теоретического тура

Для проведения школьного тура предлагается задания 3 типов. Время, отводимое на выполнение заданий теоретического тура, составляет 90 минут.

 

В тестовых заданиях частей I –III за каждый правильный ответ участник получает по 1 баллу. Оценивание заданий части IV производится в соответствии с условиями каждого задания (обычно по 0,5 балла за каждое совпадение). Максимальное количество баллов, которое можно набрать представлено в таблице 1.

Оценивание работы в целом. Определение рейтинга

Таблица 1.

Количество заданий для школьного этапа олимпиады по биологии

(продолжительность работы 90 минут)

Класс часть I часть II часть III кол-во баллов
7-8 класс        
9 класс        
10-11 класс        

 

По результатам проверки конкурсных работ по каждой параллели жюри

выстраивается итоговый рейтинг конкурсантов, на основании которого определяются

победители и призеры.

 

Ответы

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2017-18 уч. год.

Класс

Часть I (max-10 баллов) Правильный ответ — 1 балл; правильным ответом считается выбор обоих верных вариантов.

I - 1,6

II - 1,3

III - 3.4

IV - 1,6

V - 4,6

VI - 2,6

VII - 2,6

VIII - 3,6

IX - 1,2

X - 2.4

Часть2. (max-15 баллов) О твет и обоснование — от 0 до 3 баллов.

I. Территории, специально предназначенные для отдыха людей, — это агроценозы.

Ответ «нет». Агроценоз – это биогеоценоз, созданный человеком (искусственная экосистема) с целью получения высоких урожаев культурных растений. При создании и поддержании агроценозов человек применяет комплекс агротехнических приёмов. Территории, специально предназначенные для отдыха людей, называются рекреационными зонами.

II. Живые организмы в биосфере распределены равномерно.

Ответ «нет». Распределение живых организмов в биосфере зависит от различных благоприятных и неблагоприятных условий (факторов) их обитания, например, климатических факторов, доступности пищевых ресурсов и т. д. Плотность живых организмов велика в тропических лесах, гораздо меньше – в глубинах океана, высокогорьях.

 

III. Рельеф местности относится к абиотическим экологическим факторам.

Ответ «да». Рельеф местности относится к абиотическим экологическим факторам. Рельеф местности – это совокупность неровностей твёрдой земной поверхности. Он относится к факторам неживой природы (абиотическим).

 

IV. Мхи заселяют скальные породы прежде кустарников.

Ответ «да». Нетребовательные к условиям обитания, мхи заселяют новые (свободные от других живых организмов) участки одними из первых. Это участки с нарушенным почвенным покровом, пожарища, вырубки, песчаные дюны и так далее. Отмирая, эти растения вместе с другими первопоселенцами дают начало почве.

 

V. Средой обитания для паразитов является организм хозяина.

Ответ «да». Различают паразитов облигатных (обязательных) и факультативных (необязательных). Облигатные паразиты абсолютно не способны жить и размножаться вне организма хозяина. Факультативные паразиты, как правило, ведут более свободный образ жизни, чем облигатные, но тоже сильно зависят от организма хозяина.

Часть 3 (max-4 балла) (выбор правильного ответа — 2 балла; обоснование — от 0 до 2 баллов; всего за задачу — 4 балла).

Ответ Б. На газонах остальных территорий, в том числе лесопарков, парков, скверов, бульваров, лист не убирается. Уборку листвы необходимо проводить веерными граблями, исключить использование острых грабель и метел на газонах с целью предотвращения повреждения напочвенного травяного покрова.

Ответы

Школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2017-18 уч. год.

Класс


ЧастьI. (max- 15 баллов) На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее правильным. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

1) - б

2) - а

3) - в

4) - б

5) - а

6) - а

7) - в

8) - г

9) - а

10) - г

11) - б

12) - в

13) - а

14) - а

15) - б

 

ЧастьII. (max- 30 баллов) Ответ и обоснование — от 0 до 3 баллов.

1. Да. Экологическая ниша совокупность всех факторов среды, в пределах которых возможно существование вида в природе. То есть экологическая ниша – это место вида в природе, вклю­чающее не только его положение в пространстве и отношение к абиотическим факторам, но и его функциональную роль в сообществе (прежде всего трофический статус).

 

2. Да. Толерантность (от лот. — терпение) — означает выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора, причем диапазон между экологическим минимумом и максимумом фактора составляет предел толерантности. Толерантные организмы — это виды, весьма устойчивые к неблагоприятным изменениям окружающей среды.

 

3. Да. Любой фактор, находящийся в избытке или недостатке, ограничивает рост и развитие организмов и популяций, а при его оптимальном значении способствует нормальному проживанию вида.

 

4. Да. Каждая популяция в естественных экосистемах находится под контролем «сверху» и «снизу». «Снизу» ее контролирует количество ресурсов, а «сверху» – организмы, которые используют эту популяцию как ресурс. Любая популяция имеет «запас прочности», т.е. может сохраняться при некотором изменении влияния контролирующих факторов (как «сверху», так и «снизу»). Если определенную часть популяции изымает человек, то она компенсирует потери за счет более интенсивного размножения. Так человек влияет на популяции зайцев, белок, соболей, лосей, уток, промысловых рыб, лекарственных и декоративных растений.

 

5. Нет. Возрастная структура популяции — количественное соотношение особей разного возраста, определяется способностью особей популяции к размножению. Она формируется на основе биологических свойств вида, но в то же время зависит от силы воздействия факторов окружающей среды.

 

6. Нет. Абиотические факторы- температура, свет, влажность воздуха, ветер, солевой состав воды, давление атмосферного воздуха, рельеф местности и др. Это все свойства неживой природы, которые прямо или косвенно влияют на живой организм, могут вызвать их конкуренцию.

 

7. Да. Хищники способствуют регуляции численности организмов, избирательно уничтожают слабых и больных, улучшая генотип популяции жертв.

 

8. Да. Ярусное строение фитоценоза даёт растениям возможность более полно использовать ресурсы среды, прежде всего свет, тепло, влагу. Растения разных ярусов живут в разных условиях, что уменьшает конкуренцию и способствует увеличению видового разнообразия. Чем благоприятнее условия местообитания, тем сложнее ярусность.

 

9. Да. Сукцессия - последовательная необратимая смена биоценозов, преемственно возникающих на одной и той же территории в результате влияния природных факторов или воздействия человека. Выделяют два основных типа сукцессий:

Автотрофная сукцессия представляет собой широко распространенное в природе явление, которое начинается в незаселенной среде и характеризуется ранним и длительным преобладанием автотрофных организмов.

Гетеротрофная сукцессия характеризуется начальным преобладанием гетеротрофных организмов и встречается в тех случаях, когда среда перенасыщена органическим веществом.

 

10. Да. По времени они совпадают с естественными ритмами окружающей среды, годовые, суточные, сезонные. При этом у человека прослеживаются изменения температуры тела, пульса, частоты дыхания. У гипертоников и для гипотоников это происходит по - разному. Поэтому в течение месяца у человека проявляются индивидуальные ритмы.

Часть 3 (max- 4 балла). Выбор правильного ответа — 2 балла; обоснование — от 0 до 2 баллов; всего за задачу — 4 балла.

 

Ответ 1.

Сокращение численности волков ведёт к увеличению численности оленей и других животных, питающихся ягелем. Следовательно, запасы ягеля уменьшаются.

 

Ответы

школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии. 2017-18 уч. год.

Класс

ЧастьI. (max- 20 баллов) На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее правильным. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

 

                   
а г г в а а г б а б
                   
б а б б г а а б в в

 

ЧастьII. (max- 15 баллов) Ответ и обоснование — от 0 до 3 баллов.

1. Да, ультрафиолетовое излучение вызывает кожные заболевания.

 

2. Нет, наибольшую биомассу имеют продуценты.

 

3. Да, Закон есть следствие из начал термодинамики. Он имеет чрезвычайно важное теоретическое

и практическое значение благодаря основным своим следствиям:

Абсолютно безотходное производство невозможно;

Любая более высокоорганизованная биотическая система (например, вид живого), используя и видоизменяя среду жизни, представляет потенциальную угрозу для более низкоорганизованных систем (благодаря этому в земной биосфере невозможно повторное зарождение жизни – она будет уничтожена существующими организмами).

Биосфера Земли как система развивается не только за счет ресурсов планеты, но

опосредованно за счет и под управляющим воздействием космических систем (прежде

всего Солнечной).

 

4. Нет, не только приток энергии извне, но и отработанные вещества выделяются в среду.

5. Нет, увеличение валового продукта на душу населения.

Часть 3 (max- 8 баллов) Выбор правильного ответа — 2 балла; обоснование — от 0 до 2 баллов; всего за задачу — 4 балла.

Задание 1.

ответ б  
А – Ответ неправильный, поскольку как правило используют современные пестициды, эффективно воздействующие на вредителей сельскохозяйственных культур. При этом пестициды, в отношении которых наблюдается привыкание вредителей, изымаются из использования. Ответ неправильный.
Б – Многие пестициды являются ядами широкого спектра действия и могут уничтожать (подавлять) не только вредителей сельскохозяйственных культур, но и их естественных врагов (хищников). Поэтому на следующий год может наблюдаться вспышка численности сельскохозяйственных вредителей, лишенных пресса хищников. Ответ правильный
В – Действительно многие пестициды в очень малых количествах могут проявлять стимулирующее действие. Однако, во избежание этого, пестициды использует всегда в концентрациях, на порядки превышающие стимулирующие дозы.Ответ неправильный.
Г – Пестициды, как правило, подавляют не только функционирование вредителей, но и нарушают их репродуктивную функцию (что часто является основным эффектом). Ответ неправильный.

 

Задание 2

ответ а  
Пирамиды биомасс сходны с таковыми для энергии и продукции, но только для сухопутных экосистем. Для водных экосистем закономерности соотношения биомасс на различных трофических уровнях имеют свою специфику. Здесь пирамида биомасс как бы перевернута, то есть биомасса животных, потребляющих растительную продукцию, больше биомассы растительных организмов. Причина этого - резкие различия в продолжительности жизни организмов сравниваемых уровней. Первый уровень (продуценты) представлен в основном фитопланктоном с крайне коротким периодом жизни (несколько дней или часов), второй - более долгоживущими организмами - зоопланктоном или другими животными, питающимися фитопланктоном изоопланктоном (рыбы, моллюски, киты и т. п.). Они накапливают биомассу годами и десятилетиями. Пирамида чисел свидетельствует, что количество организмов, как правило, уменьшается от основания к вершине. Это правило не абсолютно и применимо в основном к цепям питания, не включающим редуцентов. Примером может служить пищевая цепь: насекомые и их личинки - насекомоядные животные - хищники. Для воды характерно наличие растворенных газов. В океане «растворенная атмосфера» формируется как результат газообмена с земной атмосферой при участии биогеохимических процессов в толще воды и на дне, а также при дегазации мантии в районах рифтовых долин и подводных вулканов. Организмы с фильтрационным типом питания проводят колоссальную работу, очищая весь океан от взвеси каждые четыре года, а веслоногий рачок — эпишура за год процеживает воду озера Байкал трижды

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: