Экологическая политика предприятий




Первый и наиболее важный шаг в применении программы предотвращения загрязнения окружающей среды на любом предприятии — это становление философии предупреждения вреда окружающей среде приоритетом организации. Для достижения этого признанный лидер компании должен рассказать всем работникам о программе, спросить об их мнении, какой вклад они могут сделать, попросить их о помощи в реализации проектов. После того, как определены наиболее вредоносные зоны, рекомендуем сосредоточиться на экологизации одного единственного процесса. Вне зависимости от того, какой подход будет выбран, необходимо определить способ измерения эффекта от проекта экологизации производства. В первую очередь, нужно получить максимально точные данные обо всех издержках, связанных с действующими методами производства, насколько это возможно. Далее мы сравниваем эти издержки с затратами (включая стоимость необходимого оборудования), которые потребуются для реализации проекта экологизации. Поддержание жизнеспособной программы экологизации полиграфического предприятия требует постоянной поддержки и участия со стороны руководства, а также постоянного участия любого человека вовлеченного в планирование и реализацию данной программы. Препятствия могут проявляться в форме проблем с качеством продукции, получаемой новыми методами, сопротивления части руководства и работников или конфликтом с теми или иными положениями регионального и федерального законодательства. Тем не менее, при должной поддержке и энтузиазме авторитетных в компании людей, типография может реализовать любые проекты вплоть до предотвращения шумового загрязнения. Экологизация производства может стать частью проекта по внедрению системы управления качеством на предприятии, обеспечивая самый важный показатель — качество окружающей среды.

Главное направление в экологизации материального производства — это создание безотходных (малоотходных) производств. Безотходное (малоотходное) производство — это такая хозяйственная система, технология и организация которой обеспечивают экологическое равновесие и наиболее эффективное использование природного сырья и энергии.

Функционирование безотходного производства обеспечивается разработкой и внедрением технологических процессов и оборудования, позволяющих: комплексно перерабатывать сырье с использованием всех его компонентов; существенно уменьшать или полностью исключать загрязнение окружающей среды отходами производства и потребление; перерабатывать отходы производства и потребление с получением товарной продукции или использовать отходы без нарушения экологического равновесия; создавать замкнутые системы промышленного водоснабжения и безотходные территориально-производственные комплексы и экологические регионы.

Основная эколого-экономическая характеристика безотходного производства — это максимальная (близкая к 100 %) степень переработки сырья, обеспечивающая минимальные затраты природного вещества и энергии на единицу продукции и исключающая загрязнение окружающей среды.

Безотходные (малоотходные) технологии развиваются в следующих направлениях:

— создание различных видов бессточных технологических систем и водооборотных циклов на базе существующих, внедряемых и перспективных методов очистки;

— разработка и внедрение систем переработки отходов производства и

потребления, которые рассматриваются как вторичные материальные ресурсы;

— создание принципиально новых процессов получения традиционных видов продукции, позволяющих исключить или сократить технологические стадии, на которых образуется основное количество отходов;

— разработка и создание ТПК с замкнутой структурой материальных потоков сырья и отходов, имеющих минимум выбросов в окружающую среду.

 

50. Лицензирование природопользования в структуре комплексного управления экологической сферой

 

Поскольку большая часть природных богатств страны находится в собст­венности государства, оно предоставляет их в пользование гражданам и юридическим лицам посредством выдачи специальных документов на поль­зование - лицензий. Лицензирование - это один из способов, с помощью которого государство осуществляет регулирование и контроль в сфере при­родопользования и охраны окружающей среды.

Лицензия представляет собой разрешение на ведение определенного вида деятельности до использованию природных ресурсов, например, заготов­ку древесины, добычу полезных ископаемых, сельскохозяйственную разра­ботку земель, осуществление охоты и т. д.

В каждой сфере природопользования применяются свои виды лицензий или приравненных к ним разрешительных документов: при использовании лесов - лесорубочный и лесной билеты, вод - лицензии на водопользование и разрешительные лицензии, недр - лицензии на пользование недрами, жи­вотного мира - долгосрочные и именные разовые лицензии, атмосферного воздуха - разрешения на выброс загрязняющих веществ и др.

Виды лицензий, их форма и содержание, а также порядок и условия вы­дачи регулируются законодательством: федеральными законами «О лицен­зировании отдельных видов деятельности» 1998 г., «О животном мире», Вод­ным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Законом РФ «О недрах» и др., а также подзаконными нормативными актами, например, Положением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружаю­щей среды 1996 г., Положением о лицензировании пользования недрами 1992 г., Положением о порядке предоставления и аннулирования лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков 1996 г. и др.

В содержание лицензий на право пользования природными ресурсами, как правило, входят сведения о предоставляемом природном объекте, субъ­екте права природопользования, о целях и способах использования природ­ного объекта, его пространственных границах, сроках, объемах и условиях пользования, требованиях по рациональному использованию и охране окру­жающей природной среды и др.

Лицензии выдаются специально уполномоченными федеральными орга­нами экологического управления и их территориальными подразделениями. Правами по выдаче лицензий, в частности, обладают органы системы Мини­стерства природных ресурсов РФ, Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России и др.

Лицензия предоставляется на основании заявления лица, желающего стать природопользователем. В большинстве случаев процедура предостав­ления лицензии достаточно сложна и предполагает принятие компетентным государственным органом (Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ, специально уполномоченным органом экологического управления) решения о предоставлении природного ресурса в пользование, а также может включать предварительное проведение конкурсов или аукци­онов (например, при получении концессии на пользование недрами и леса­ми) или последующее заключение договора на пользование природным ре­сурсом в соответствии с лицензией (например, при предоставлении водных объектов). Предусмотрена также обязательная государственная регистрация лицензий и договоров на природопользование*.

 

51. Сертификация и мониторинг в экологической сфере

В России создана единая государственная Система экологического мониторинга. Она создана с целью наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей среде, предупреждения и прогноза ее состояния.

Экологический мониторинг окружающей природной среды ведет Росгидромет Система наблюдений включает следующие подсистемы:

1) слежения за загрязнением воздуха в городах и промышленных районах;

2) слежения за загрязнением почв;

3) слежения за загрязнением пресных и морских вод;

4) слежения за трансграничным переносом веществ, загрязняющих атмосферу;

5) слежения за химическим и радионуклидным составом и кислотностью атмосферных осадков и загрязнением снежного покрова;

6) слежения за фоновым загрязнением атмосферы;

7) комплексные наблюдения за загрязнением природной среды и состоянием растительности.

При этом выполняются Три вида работ:

1) режимные наблюдения;

2) оперативные;

3) специальные работы.

Необходимость выполнения оперативных работ обусловлена случаями аварийного загрязнения природной среды или стихийного бедствия. В результате выдается экстренная информация о фактических и прогнозируемых изменениях загрязнения окружающей природной среды, опасных природных явлениях.

Специальные работы обычно проводятся в случае увеличения уровня воздействия того или иного антропогенного фактора на развитие природных экосистем. В результате сбора, обработки, учета, хранения и распространения информации о состоянии ОПС и ее загрязнении формируется единый государственный банк данных, которыми пользуются компетентные органы в процессе принятия решений. Министерство здравоохранения РФ через свою службу контроля объединяет санитарно-гигиенические и микробиологические лаборатории.

Государственный комитет России по недрам обеспечивает функционирование системы государственного экологического мониторинга геологических объектов. Она связана с системами государственного мониторинга водных объектов Росгидромета и водного кадастра, Федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, Российской автоматизированной информационно-управляющей системой по чрезвычайным ситуациям, Единой информационной системой недропользования.

Экологическая сертификация осуществляется с целью защиты потребителей и окружающей среды, а также обеспечения интеграции национальной экономики в мировой рынок.

Формирование рынка экологических работ и услуг сопровождается появлением консалтинговых, инжиниринговых, венчурных фирм, лицензированием деятельности в области охраны природы, проведением политики торговли правами на загрязнения, созданием банков и бирж прав на загрязнение. Перспектива развития рынка экологических товаров и услуг в России связана с мировой переориентацией спроса на товары и услуги, отвечающие определенным экологическим требованиям.

 

52. Нормирование и стандартизация в области охраны окружающей среды. Система эколого-экономических показателей и нормативов

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении:

 

  1. Нормативов качества окружающей среды.
    2. Нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.
    3. Лимитов на природопользование,
    4. Иных нормативов в области охраны окружающей среды.

    Основными требованиями к разработке нормативов в области охраны окружающей среды являются:
    - установление оснований их разработки;
    - проведение научно-исследовательских работ по их обоснованию;
    - оценка и прогнозирование экологических, социальных, экономических последствий их применения;
    Нормативы качества окружающей среды:

    Нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.

    К нормативам качества окружающей среды относятся:
    - нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;
    - нормативы предельно допустимых физических воздействий;
    - нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
    - иные нормативы качества окружающей среды.

 

Процесс разработки и реализации долгосрочного плана (прогноза) природопользования, оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза опираются на систему показателей состояния окружающей природной среды и эколого-экономических нормативов. Это опорная, несущая конструкция общей системы эколого-экономического анализа, планирования, прогнозирования, контроля и учета в природопользовании.

Информационной базой для характеристики эколого-экономи­чес­кого состояния должны служить эколого-экономические паспорта предприятий и территорий, комплексные схемы охраны природы и т. д. Отдельные сведения экологического характера можно найти и в других формах статистической отчетности в отраслевом разрезе – по лесному, водному, сельскому хозяйству и т. д.

Большое значение в эколого-экономическом анализе состояния окружающей природной среды играют стандарты. Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований.

Основу экологических нормативов составляют: 1) технологические; 2) научно-технические; 3) медицинские показатели. Допустимой признается такая концентрация загрязняющего вещества, которая не оказывает на человека прямого или косвенного вредного воздействия, не снижает его работоспособности, не влияет на самочувствие и настроение.

 

53. Экологическая экспертиза и экологический аудит как методы управления природопользованием

Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую природную среду, природные ресурсы и здоровье людей, т. е. на все компоненты биосферы. Экологическая экспертиза или прогноз хозяйственной деятельности человека на биосферу предусматривают оценки хозяйственных и иных проектов на предмет их соответствия экологической безопасности и системе рационального природопользования. В России работы по экологической экспертизе основываются на Федеральном законе «Об экологической экспертизе».

Объектами экологической экспертизы являются:

1) проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации будущих хозяйственных сооружений;

2) нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов и новых производств в целом.

Субъектами экономической экспертизы являются:

1) законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

2) специализированные правительственные организации;

3) специализированные неправительственные организации.

Экологическая экспертиза основывается на ряде Принципов:

1) принципы презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной деятельности;

2) принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду как части биосферы хозяйственной деятельности и ее последствий;

3) принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу по намечаемой хозяйственной деятельности;

4) принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы по предстоящей хозяйственной деятельности.

Прогноз влияния хозяйственной деятельности на биосферу, как правило, производится с использованием базы данных, накопленных экологами в течение нескольких десятков лет по всем видам хозяйственной деятельности. Только при наличии заключения экологической экспертизы местными органами власти выдается разрешение на ведение какой-либо хозяйственной деятельности. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией. В ее состав входят: руководитель, ответственный секретарь и эксперты. Результатом работы комиссии является заключение государственной экологической экспертизы. Финансирование экологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика.

Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

Цели и задачи экологического аудита

· Обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды,

· Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов,

· Анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды,

· Обоснование и инициация экологической деятельности,

· Идентификация экологических проблем производств и территорий.

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды:

· Определение соответствия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,

· Оценка эффективности системы экологического менеджмента,

· Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,

· Оценка экономического ущерба от загрязнения,

· Оценка опасности отходов,

· Определение рациональности природопользования на конкретной территории,

· Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,

· Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,

· Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,

· Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,

· Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

 

54. Платежи за использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды. Система платного природопользования и ее эффективность

К платежам за природные ресурсы и иным поступлениям, непосредственно связанным с их использованием, относятся: плата за землю; платежи при пользовании недрами; платежи за лесные ресурсы; платежи за загрязнение окружающей среды, платежи за водные ресурсы; платежи за водные биоресурсы; платежи за перевод лесных земель из одной категории в другую.

При пользовании недрами также уплачиваются: налог на добычу полезных ископаемых, акциз на природный газ. При экспорте минерально-сырьевых и лесных ресурсов взимаются вывозные таможенные пошлины.

Плата за пользование природными ресурсами взимается как в форме платежей, так и в форме налогов, акцизов, вывозных таможенных пошлин. С юридической точки зрения есть большая разница между платежом, налогом и сбором (акцизом).

Налог — это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц по установленным правилам без получения этими лицами каких либо материальных выгод в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Платеж — это денежное возмездное вознаграждение, например оплата права получения чего-либо, в том числе и услуги.

Акциз — платеж налогового характера, устанавливаемые на высокодоходные товары, к которым, например, относится природный газ.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий.

Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической обстановки. Введение платежей за загрязнение подразумевает эколого-экономическую паспортизацию предприятий; экологическую инвентаризацию оборудования и технологических процессов; экологические экспертизы вновь строящихся, расширяющихся и проектируемых предприятий.

В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды определяют издержки загрязнения, которые включают:

• суммарные затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей);

• затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды.

Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ.

Взимание платы по нормативам производится за:

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

• выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

• сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации), в том числе осуществляемый предприятиями через системы коммунальной канализации;

• размещение отходов.

 

55. Проблемы налогового и ценового регулирования экологической сферы, его совершенствование

Налогообложение. Предприятие отчисляет платежи и сборы за пользование природными ресурсами - земельный налог, плату за водопользование, лесные подати, налог на право пользования недрами и др. В систему налогообложения введена экологическая составляющая, которая определяет зависимость части отчислений с предприятий в бюджеты от степени вреда, причиняемого этим предприятием. Экологические налоги бывают:

1) регулирующие - направленные на непосредственное предотвращение действий, наносящих ущерб окружающей природной среде, при этом налог соизмеряется с размером ущерба;

2) финансирующие - взимание денежных сумм и сосредоточение их в экологических фондах для финансирования природоохранных мероприятий.

Государственная налоговая политика включает следующие виды налогообложений:

1) специальное - налогообложение экологически вредной продукции;

2) льготное - налогообложение и освобождение от уплаты налогов.

Финансово-кредитный механизм природоохранной деятельности включает: а) льготное кредитование бюджетом и банками мероприятий природоохранной направленности; б) субсидии в виде специальных выплат предприятиям-загрязнителям за сокращение выбросов (сбросов); в) субвенцирование на развитие экологической инфраструктуры в регионах.

Ценовая политика. Поощрение производителей экологически чистой продукции, выпущенной с применением малоотходных и безотходных технологий, с использованием льготных цен и надбавок. Ценообразование должно дополняться специальным налогообложением - введением акцизного сбора.

 

56. Необходимость и значимость экономической оценки ресурсов природы. Подходы к экономической оценке природных благ и услуг

Для обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны недр и окружающей среды нужны не только натуральные, физические данные о количестве и качестве природных ресурсов, но и стоимостные. Это обусловливается тесной зависимостью эффективности общественного производства от ценности вовлекаемых в производство природных ресурсов.
В свою очередь, общественное производство оказывает большое влияние на состояние окружающей среды, и поэтому важно оценить в стоимостном выражении ущерб, наносимый ей в результате производственно-хозяйственной деятельности.
 
Планомерное экономическое регулирование этих взаимных воздействий возможно только на основе стоимостных (денежных) оценок природных ресурсов, позволяющих объективно определить их роль и полезность в общественном производстве и важность для общества. В отличие от оценки в натуральных показателях денежная оценка обладает большей гибкостью и универсальностью. Она позволяет в обобщенном виде оценивать объемы природных ресурсов, улавливать различия в их качественных характеристиках и, когда это необходимо, сопоставлять и суммировать ресурсы различных видов.
Стоимостная (денежная) оценка природных ресурсов необходима для: - количественного и качественного определения величины национального богатства, заключенного в природных ресурсах; - обоснования расчетов (прогнозных, плановых, проектных) показателей их эксплуатации и сравнения вариантов принимаемых решений, рационального (оптимального) использования, потребления и восстановления природных ресурсов; - оценки ущерба природе при освоении ресурсов, его последствий и эффективности природоохранных мероприятий. Экономической оценке подлежат все виды природных ресурсов за исключением имеющихся в неограниченном количестве (например, атмосферный воздух, вода в Мировом океане). Экономическая оценка природных' ресурсов означает количественное и качественное измерение их потребительной стоимости и предполагает определение народно-хозяйственной ценности данного ресурса. Целью данной оценки является создание экономических стимулов, побуждающих предприятия и организации к рациональному использованию и охране этих ресурсов в целях повышения эффективности общественного производства и всемерного удовлетворения народно-хозяйственных потребностей. Это обусловливается тесной зависимостью эффективности общественного производства от ценности вовлекаемых в него природных ресурсов. Увеличивающиеся темпы развития общественного производства определяют возрастание потребности в природных ресурсах, как в минеральных, так и в растительных и животных, что оказывает отрицательное экологическое воздействие на окружающую среду. Кроме того, в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций качество окружающей среды ухудшается из-за загрязнения ее отходами производства. Экономическая оценка природных ресурсов дает возможность учесть всевозможные потери, связанные с их широким использованием, и оценить в денежном выражении экологические последствия воздействия производства на окружающую среду.

Экономическая оценка ресурсов выполняет две функции:

1) учетную (показывает, каким национальным богатством обладает страна, на что можно рассчитывать в развитии производства);

2) расчетную, стимулирующую (создает основу для введения платы за эксплуатацию природных ресурсов с учетом ущерба и его возмещения в случае их нерационального использования).

Наиболее известными и используемыми в нашей стране являются рентная и затратная оценки ресурсов природы. Эти методы в большей степени применяются к оценке земельных, лесных и других ресурсов. Для рентного подхода важен, прежде всего, факт лимитированности и уникальности ресурсов. Обычно под экономической рентой понимается цена (или арендная плата) за пользование природными ресурсами, количество которых (запасы) ограничены. Другими словами, рента имеет место при ограниченности, неэластичности совокупного предложения природных ресурсов. В этом случае спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту, при пассивном предложении. Спрос на ресурс является активным (изменяющимся фактором), определяющим цену. Особенно широко рентный подход используется при оценке земельных ресурсов.

Рентный подход в чистом виде нацелен на расчет оценки природных ресурсов только как элемента фактора производства и не учитывает социальных, эстетических и других свойств.

Довольно понятен и очевиден затратный подход к оценке природных ресурсов. Если суммировать затраты на подготовку и использование природных ресурсов, то эту величину можно принять в качестве отправной точки при определении цены ресурса. Затратный подход широко используется для оценки стоимости воссоздания природного блага при его утрате или деградации. В этом случае рассчитываются компенсирующие потенциальные затраты, необходимые на замещение потерянного или поврежденного ресурса идентичным в данном или альтернативном месте. Например, если в результате добычи полезных ископаемых изымается или разрушается плодородный почвенный слой, минимальной экономической оценкой теряемой или деградированной почвы будут затраты на восстановление плодородия этого участка (рекультивация) или повышение плодородия другого участка для компенсации потери первого участка. Косвенные методы оценки разработаны и довольно часто применяются за рубежом, а в последние годы и у нас. В целом методы косвенной (субъективной) оценки в сущности сводятся к построению кривых спроса на ресурс природы. Функции спроса можно определить методами прямых предпочтений (условной оценки), опросом респондентов (пользователей), а также методами выявленных предпочтений: транспортных затрат и гедонистических цен. Косвенные методы дают только приблизительную оценку ресурсов. Точности оценки можно добиться применением нескольких методов оценки одного и того же объекта. Но иногда для принятия хозяйственного решения достаточно иметь даже приблизительную оценку.

57. Традиционные методы оценки природных ресурсов: рентные и затратные методы оценки

1) Рентный. Эти методы в большей степени применяются к оценке земельных, лесных и других ресурсов. Для рентного подхода важен, прежде всего, факт лимитированности и уникальности ресурсов. Обычно под экономической рентой понимается цена (или арендная плата) за пользование природными ресурсами, количество которых (запасы) ограничены. Другими словами, рента имеет место при ограниченности, неэластичности совокупного предложения природных ресурсов. В этом случае спрос выступает единственным действенным фактором, определяющим ренту, при пассивном предложении. Спрос на ресурс является активным (изменяющимся фактором), определяющим цену. Особенно широко рентный подход используется при оценке земельных ресурсов. Принципиальная формула цены земли (природного ресурса) Р в этом случае такова:Р = R/r*100%, где R – величина годовой ренты; r – коэффициент. Предполагается, что рента R получается в течение неопределенно продолжительного срока. Коэффициент r берется меньшим единицы, и его величина часто коррелируется с банковским ссудным процентом. Природные объекты могут обладать неодинаковыми свойствами, которые проявляются в виде несовпадения затрат на единицу производимой с их помощью продукции или неодинаковой отдачей на единицу затрат. С неодинаковыми свойствами природных ресурсов связано существование дифференциальной ренты. Ресурс лучшего качества (более плодородная земля, качественная нефть, порода с высоким содержанием руды и пр.) позволяет владельцу при прочих равных условиях (квалификация кадров, оборудование и технологии) получать более высокие экономические результаты по сравнению с владельцами более бедных природных ресурсов. Аналогичный эффект дают местоположение и транспортный фактор. Местоположение и транспортная близость определяют высокую цену сельскохозяйственных земель, расположенных вблизи городов, даже в случае их невысокого плодородия. Одинакового качества месторождения нефти и газа могут иметь различный доступ к трубопроводам, транспортную инфраструктуру, находиться на различном расстоянии от мест потребления и переработки. Разница в получаемых результатах при различном качестве природных благ и их местоположении составляет основу дифференциальной ренты и определяет ее величину. Ri = (P – Zi) qi; где Ri – дифференциальная рента, приносимая участком i; Р – цена единицы произведенной продукции; Zi – индивидуальные издержки по эксплуатации участка i; qi – объем производства продукции на участке i. Рентный подход в чистом виде нацелен на расчет оценки природных ресурсов только как элемента фактора производства и не учитывает социальных, эстетических и других свойств. 2) Затратный. Если суммировать затраты на подготовку и использование природных ресурсов, то эту величину можно принять в качестве отправной точки при определении цены ресурса. Затратный подход широко используется для оценки стоимости воссоздания природного блага при его утрате или деградации. Затратный подход содержит в себе принципиальное противоречие: чем лучше по качеству природный ресурс, тем меньшую оценку в соответствии с затратной концепцией он получит. Так, находящиеся ближе к поверхности и более доступные месторождения полезных ископаемых требуют меньше затрат на свою эксплуатацию, нежели месторождения, находящиеся в более сложных условиях добычи, и, следовательно, имеют меньшую экономическую оценку. Рассчит. Цену, комплекс-е потенц-е затраты. Издержки, связ с исп-м ПР, вкл.: 1) прямые издержки, связ с добычей 2) любые внеш косвенных эконом-е издержки 3) издержки использования. кот представляют уменьшение стоимости продукции в будущем.

 

58. Косвенные методы оценки природных благ и услуг

В целом методы косвенной (субъективной) оценки в сущности сводятся к построению кривых спроса на ресурс природы. Функции спроса можно определить методами прямых предпочтений (условной оценки), опросом респондентов (пользователей), а также методами выявленных предпочтений: транспортных затрат и гедонистических цен. Косвенные методы дают только приблизительную оценку ресурсов. Точности оценки можно добиться применением нескольких методов оценки одного и того же объекта. Но иногда для принятия хозяйственного решения достаточно иметь даже приблизительную оценку. Одним из косвенных методов оценки ресурсов природы является концепция альтернативной стоимости (упущенная выгода). В экономике природопользования альтернативные стоимости позволяют оценить природный объект (ресурс), имеющий заниженную рыночную цену или вообще не имеющий ее, и через упущенные доходы и выгоды, которые можно было бы получить при использовании данного объекта (ресурса) в других целях. Например, альтернативные стоимости охраняемых природных территорий – это выгоды, которые теряет человек из-за консервации территорий. Эти издержки включают неполучение продукции от охраняемых территорий (животные, растения). Альтернативные стоимости также включают выгоды, которые могли бы быть получены от альтернативного использования (развитие сельского хозяйства, интенсивное сельское хозяйство и пр.). Концепция альтернативной стоимости в определенной степени связана с затратной концепцией. Чем ниже альтернативная стоимость природного блага, тем меньше требуется затрат для компенсации экономических потерь от сохранения этого блага. Перспективной с точки зрения комплексности подхода к оценке природы и попытке учесть не только ее прямые ресурсные функции, но и ассимиляционные функции, является концепция общей экономической ценности (стоимости). В рыночной экономике цена всегда используется как индикатор полезности того или иного товара. Однако с подобным подходом возникают сложности, если рынок товара с учетом всех имеющихся полезных свойств отсутствует. Следовательно, мы должны скорректировать существующие цены на природные ресурсы для более точного отражения социальных ценностей, а также оценить недооцененные потребительские свойства природных ресурсов. Подобный подход позволяет оценить так называемую общую экономическую стоимость природного ресурса. В настоящее время расширительный подход к оценке экологических благ и услуг обосновывает концепцию полной экономической ценности. Важные составляющие полной экономической ценности: ценность пользования (потребительная стоимость) и стоимость неиспользования (непотребительная ценность). В свою очередь, ценность пользования состоит: из ценности прямого и косвенного использования. Ценность, обусловленная прямым фактическим использованием экологических благ, может быть измерена с помощью получаемого дохода. Ценность от косвенного использования может быть оценена дополнительным доходом в результате удовлетворен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: