Речевые образцы для окончания сочинения по данному тексту




Закончить сочинение надо фразой, которая подводит итог всему сказанному и логически связывает творческую работу ученика с прочитанным текстом.

Вот несколько удачных, на наш взгляд, заключительных фраз из сочинений выпускников.

1) Прочитанный текст В. Астафьева помог мне утвердиться во мнении, что дружба в сочетании с любовью и заботой близких формирует личность человека. Кроме того, автор «заразил» меня своим оптимизмом: мне тоже хочется верить, что добрых людей в жизни больше, чем злых.

2) Прочитав статью, я понял, как хрупок этот музейный мир, недолговечны его «экспонаты», которые часто подвергаются «потребительскому» отношению. Так давайте вместе позаботимся о том, чтобы эти вековые ценности сохранили свою значимость и для будущих поколений.

3) Статья С. Соловейчика задела меня за живое, побудила задуматься о том, что я благодарна своим родителям за мое воспитание: они привили мне веру в лучшее, и я надеюсь, что эта «функция души» поможет мне в жизни.

В тексте должно быть, как минимум, 5 абзацев:

· вступление;

· проблема;

· анализ исходного текста с опорой на авторскую позицию;

· выражение и аргументация собственной позиции;

· заключение – выводы.


Композиция сочинения

Части (абзац) Вид деятельности Для чего
Вступление Сообщи о теме: В тексте (?) говорится о… Или Автора текста (?), как и многих из нас, привлекает тема… (1-5 коротких предложений) Чтобы не ошибиться в определении жанра текста.
Основная часть В тексте автором (?)поднимаются проблемы….. Хотелось бы остановиться на… (если проблем несколько). Или Автор в тексте рассматривает проблему… (сформулируёте её!). (1-2 предложения) Если не знаешь об авторе ничего
1. Определение авторской позиции Сформулируйте авторскую позицию на проблему. Покажите, как автор (?)раскрывает проблему. Подтвердите это короткими цитатами из текста (8-10 предложений) Это для соблюдения фактической точности.
2. Собственная позиция Выражение и аргументация собственной позиции: С автором трудно не согласиться… или С автором нельзя не согласиться… или Я полностью согласен с автором… далее аргументация с переходом: Попробую доказать свою точку зрения. Во-первых…. Во-вторых…. В-третьих…. Если…, то…. Это 1 балл за недопущение этической ошибки и соответствие языка общепринятой морали.
  Каждое положение в аргументации должно сопровождаться словесной иллюстрацией, примерами из жизненного опыта, из прочитанной литературы, из просмотренной телепередачи, из услышанного по радио. (8-12 предложений). Не требуется включения средств выразительности. Главное - точность словесного выражения.
Заключение Вывод по поводу того, о чем говорилось на основании авторской и собственной позиции. Если тематика о нравственности, то заключительная часть может содержать нравственный вывод, призыв (так давайте же…), афоризм, пословицу, поговорку, но они должны быть обыграны и записаны в виде формулы, вывода, рекомендации, вопросно-ответное единством (1-5 предложений).  

 

Полезные памятки

Памятка 1. Основная проблема

Основная проблема - это та, которая стала объектом раздумий автора;

над которой он в основном размышляет; к которой он неоднократно возвращается; по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

В тексте

исследуется

анализируется

поднимается

рассматривается

затрагивается

проблема (чего? - Р.п.)

нравственного выбора

экологии

добра и зла и т.д.

Автором проблема может быть:

поставлена

изложена

рассмотрена

выдвинута

затронута

поднята

сформулирована

исследована

проанализирована

Памятка 2. Оценочные слова

Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, позиция экзаменуемого не считается сформулированной!

с удовольствием прочитал...

нельзя остаться равнодушным...

к сожалению,...

к немалому удивлению, узнал, что...

убеждённость автора в правильности данных им оценок не может не вызвать симпатии читателя

разделяя негодование автора, хочу сказать, что...

оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение

возмущает (радует, восхищает, огорчает и т.п.) то, что...

интересно то, как автор... и т.п.

Памятка 3. Аргументы

Аргументами также являются:

ссылки на передачи телевидения, радио, кинофильмы

имена исторических деятелей

ссылки на признанные авторитеты и их произведения

свидетельства очевидцев

названия событий

цитаты

даты

различные факты (место, обстоятельства, участники событий)

собственные наблюдения и выводы

положения официальных документов

различные общественные законы

законы природы

народная мудрость (пословицы, поговорки, приметы и т.п.)

статистические данные

примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы

примеры из жизни окружающих



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: