Источники таможенного права
Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня.
Основным критерием классификацию источников права является их юридическая сила. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности:
Международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация.
Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации.
Федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела.
Подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, ФТС РФ, а также совместные акты ФТС РФ с другими министерствами и ведомствами.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены Конституцией РФ, то применяются правила международного договора.
Конституция РФ предопределяет характер таможенного дела в целом и, как уже отмечено, относит таможенное регулирование к ведению федеральных органов государственной власти, поэтому правовые акты государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в число источников таможенного права не входят.
В систему источников таможенного права входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения в сфере таможенного дела. К таким законам относятся законы, в нормах которых закрепляются обязанности государственных органов и общественных организаций, юридических и физических лиц — субъектов таможенного права, а также формулируются меры ответственности за их нарушение: уголовного, уголовно-процессуального, гражданского и др.
Немаловажное место в системе источников таможенного права занимает Федеральный закон РФ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами, права, обязанности и ответственность органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешнеторговой деятельности. В нем раскрываются также основные принципы внешнеторговой деятельности, к которым относятся единство внешнеторговой политики Российской Федерации, единство ее таможенной территории, приоритет экономических методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, равенство ее участников и их недискриминация, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность и др.
Анализ законодательства позволяет отнести к числу источников таможенного права также ряд федеральных законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений. Среди них можно выделить следующие.
Закон РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей",
Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле",
Федеральный закон РФ "О наркотических средствах и психотропных веществах",
Федеральный закон РФ "Об оружии",
Субъекты таможенного права.
Субъектом таможенного права признаётся тот, кто наделяется правами и обязанностями в таможенной сфере.
Субъектами таможенного права являются:
Таможенные органы;
Государственные служащие таможенных органов и служащие таможенных организаций;
Юридические лица;
Физические лица.
Эти субъекты могут быть разделены на две группы: специальные и иные субъекты.
Специального субъекта таможенного права - таможенные органы и государственные служащие таможенных органов. Их специфика определяется установленной таможенным правом компетенцией таможенных органов, совокупностью возложенных на них задач и функций, а также объемом конкретных прав и обязанностей.
Иные субъекты - «лица» и «российские лица» двоякого рода: юридические лица – предприятия, учреждения и организации. и физические лица, вступающие в различные правоотношения с таможенными органами, кроме того, к иным субъектам относятся также международные организации, имеющие отношение к таможенному делу. Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица имеют самостоятельный баланс или смету. Физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Правовое положение граждан характеризуется понятием правоспособности и дееспособности. Правоспособность – это способность гражданина иметь права и обязанности, т.е. быть субъектом этих прав и обязанностей.
Для того чтобы своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, то своего имени создавать для себя обязанности и исполнять их, гражданин должен быть дееспособным.
Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят в РФ и вывозят из неё товары и транспортные средства, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Монополии государства на внешнеэкономическую деятельность в РФ не существует.
83.