Структура и функции политических систем.




Политические системы.

Политическая система – категория историческая и появилась в обществе в период распада первобытнообщинного строя. Достаточно обратиться к идеям мыслителей прошлого (Аристотель, Н. Макиавелли, Ж. Ж. Руссо), которые представляли политику как некую самостоятельную целостность, поставили и попытались ответить на вопрос, кому принадлежит власть и как она обеспечивается, обосновали необходимость политического оформления общества, регулирования интересов различных социальных групп. Подробную и тщательную разработку понятие политическая система получило в 60-е годы XX века в трудах американских политологов Д. Истона и Г. Алмонда, общепризнанных основоположников теории политических систем, а также их последователей.

Каковы же структура и функции политической системы?

Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, с ее природной средой и природными ресурсами, а также внешнеполитическим окружением.

В исследованиях зарубежных политологов и наших отечественных ученых выделяются пять компонентов политической системы:

- институциональный (политические институты – государство, политическая власть, политические партии и общественно-политические движения, профессиональные союзы, неполитические по своей природе социальные институты – средства массовой информации, церковь;

- регулятивный (политические принципы, нормы, традиции и т. п.);

- функциональный (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь – политический режим);

- коммуникативный (формы взаимодействия как внутри политической системы между партиями и государством, обществом и государством, политикой и экономикой, так и между политическими системами разных стран);

- идеологический (политическое сознание, идеология, политическая культура, политическая социализация).

Кратко обозначим роль и место наиболее важных элементов структуры политической системы.

Ведущим политическим институтом, сосредоточивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Оно обеспечивает независимость страны и поддерживает порядок в обществе, регулирует политические отношения. Местные органы власти определяют политическую жизнь в конкретном регионе. Важное значение в защите прав граждан имеет конституция страны. В этом документе дается не только характеристика политической системы общества, но и закладываются основы правопорядка, определяются сферы законодательной, исполнительной, судебной властей и т. п.

В рамках конституции осуществляют свою деятельность политические партии, которые выступают связующими звеньями между обществом и государством, влияют на выработку политической линии страны

Общественные объединения, организации, движения содействуют выполнению социально-экономических программ, широко практикуют разработку требований, различных предложений для представления в государственные органы, добиваются их выполнения.

Следовательно, политическая система сформирована по принципу пирамиды: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Аналогично построены и подсистемы, имеющие вертикальные структуры: от массовой базы – к руководящим учреждениям.

Перейдем к характеристике функций политической системы. К функциям можно отнести любые действия, которые способствуют не только поддержанию достигнутого политической системой состояния, но и ее дальнейшему развитию.

Выделим следующие функции политической системы: определение целей, задач, путей развития общества; организация деятельности общества, различных социальных групп для реализации целей, задач, программ развития; согласование интересов государственных образований (подразделений) и населения; определение и распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами и положением социальных общностей; духовно-идеологическая деятельность, формирование политического сознания народа или манипулирование им; утверждение данного общественно-политического строя, обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Таким образом, функции политической системы можно обозначить как: а) координирующую, б) интегративную, в) направленную на достижение адекватного отражения приоритетных социальных интересов.

С функционированием политической системы связан вопрос о ее эффективности. Система эффективна, когда она не разделяет, не раскалывает общество, а способствует его объединению. Эффективность политической системы выражается как в способности сохранять свою целостность и известную автономию от общества, так и в формировании гармоничных отношений со средой.

Исходя из анализа структуры и функций политической системы, ее можно определить так. Политическая система – это совокупность политических отношений определенного общественного устройства; это целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных определенным политическим, социальным, юридическим, идеологическим и культурным нормам, историческим традициям и установкам политического режима общества. Наиболее емким и кратким является такое определение: политическая система есть совокупность субъектов политики, механизма и идеологической направленности политической жизни общества.

Итак, политическая система является наиболее сложной формой политических связей в обществе. В то же время она не должна быть застывшей, неизменной. Гибкость, вариативность, множественность социально-политических отношений являются главным показателем прогрессивности ее развития. Жизнь политической системы протекает как постоянная смена равновесных состояний и кризисов разного рода правительственных, партийных, парламентских структур до общих кризисов системы, которые связаны со сменой типа общества или его существенных характеристик (форм собственности, экономических отношений и т. п.) и могут сопровождаться революционными преобразованиями.

Типология политических систем.

Будучи чрезвычайно сложными, богатыми по содержанию явлениями, политические системы могут классифицироваться по различным основаниям. Так, по характеру взаимодействия со средой они делятся на открытые и закрытые.

Закрытые политиче­ские системы имеют ограниченные связи с внешней средой, они не восприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть находят ресурсы разви­тия внутри самой системы. Примером могут служить социалистические страны.

Открытые системы активно обмениваются с внешним миром, ус­пешно усваивают ценности других систем, они подвижны и динамичны.

Французский социолог и политолог Ж. Блондель предложил в качестве критерия классификации политиче­ских систем рассматривать содержание и формы управления. В соответствии с этим, он выделил пять основных типов:

· либеральные демократии с опорой на либерализм в принятии государственных решений;

· коммунистические системы с приоритетом равенства социальных благ и пренебрежением к ли­беральным средствам его достижения;

· традиционные политические сис­темы, управляемые олигархами, с весьма неравномерным распределением социальных и экономических благ;

· становящиеся политические системы в развивающихся странах с авторитарными режимами управления;

· автори­тарно-консервативные системы, цель которых - сохранение существующего социального и экономического неравенства.

Американские политологи Г. Алмонд и Д. Пауэлл в основу классификации положили комплекс­ный критерий - «стратегия управления», который интегрально включает в себя экономические, культурные, политические характеристики, что обуславли­вает определенные результаты функционирования той или иной политиче­ской системы. Этими учеными выделяются два крупных класса стран: инду­стриальных и доиндустриальных наций, имеющих различные стратегии социально-экономического развития. Индустриальные страны, в свою оче­редь, делятся на демократические (консервативные и социал-либеральные) и авторитарные (радикальные и консервативные) системы, различающиеся своей индустриальной структурой и способом мобилизации граждан. Доин­дустриальные страны подразделяются на неотрадиционные (зона Тропиче­ской Африки), популистские (новые освободившиеся режимы Азии и Латин­ской Америки) и авторитарные (режимы с технократической стратегией мо­билизации населения типа Тайваня, Южной Кореи, Бразилии).

Наиболее распространенным в западной политологии является следующая типология политических систем:

1. Политические системы англо-американского типа. Они отлича­ются однородной светской политической культурой, ориентированной на либеральные ценности, и сильно разветвленной ролевой структурой, пред­ставленной автономными политическими партиями, общественными организациями и т. п. С. Липсет считал, что американская политическая система основана на антиэта­тизме, индивидуализме, секуляризированной политической культуре. Осо­бенность последней состоит в том, что она плюралистична и гомогенна од­новременно. В ее основе лежат идея свободы человека и разнообразие пози­ций, но при этом основные цели и средства политики разделяются всем населением. Характерными чертами политической системы являются развитость разде­ления функций, властей, противовесов; четкая организованность и бюрокра­тизированность, высокая стабильность.

2. Политические системы тоталитарного типа характеризуются навязанной государственной властью политической культурой, ценностями и образцами политического поведения. Поли­тическая культура имеет классовый или националистический характер. Су­ществование других субкультур невозможно. Власть контролирует все сферы жизнедеятельности личности и сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информа­ции находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы, включая и государство. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции всех репрес­сивных органов. Политическая активность носит прину­дительный характер.

3. Континентально-европейская система отличается «раздробленностью поли­тической культуры», наличием изолированных друг от друга субкультур, то есть систем ценностей, идеалов, убеждений, присущих какой-то социальной группе (классу, этносу, конфессиональной или территориальной общности). Фрагментарность политической культуры порождают нестабильность, по­этому в европейских странах часто бывают правительственные и парламентские кри­зисы. Имеются в виду политические системы, сложившиеся во Франции, Германии и Италии. Страны Скандинавии занимают промежуточное положение между европейско-континентальной и англо-американскими системами.

4. Доиндустриальные и частично индустриальные политические системы характеризуются существованием закрытой, замкнутой, местной политической культуры. Люди мало восприимчивы к глобальной политиче­ской культуре и ориентируются на местную политическую подсистему (племя, клан, деревню). Множественность таких подсистем затрудняет дос­тижение согласия и компромисса.

Индийский политолог П. Шаран предложил типологию систем, осно­ванную на принципе развития: системы, ориентированные на традиции, ста­тус-кво и на перемены.

Марксизм различает политические системы по типу общественно-экономи­ческой формации: рабовладельческие, феодальные, буржуазные и проле­тарские (социалистические).

Наиболее актуальной применительно к нашей российской действи­тельности является типология, основанная на характере распределения власти и взаимоотношений политической системы и общества. Базовыми моделями систем, классифицируемых по характеру распределения власти, являются авторитарные и плюралистические системы.

Авторитарный тип властвования в наиболее последовательном виде означает сосредоточенность власти в едином центре, что исключает коллек­тивность, самостоятельность на местах, существование действенной оппози­ции, самостоятельность средств массовой информации. Опыт ряда стран третьего мира показал, что авторитаризм может оказаться достаточно эффек­тивной формой политической модернизации. Но политическая практика сви­детельствует, что он может утвердиться там, где устойчиво доверие к власти, развито законопослушание, сильны элементы традиционного отношения к власти.

Плюралистическая система является противоположностью авторита­ризму и предполагает существование множественности противовесов любой власти, исключает господство устойчивого неизменного большинства. Плю­рализм проявляется в разделении властей в государстве, многопартийности, децентрализации.

Существует множество и других типологий политических систем. Одна из относительно простых, широко распространенных, а главное, достаточно глубоких классификаций - деление политических систем на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Критерием их разграничения служит политический режим - характер и способы взаимоотношения власти, общества (народа) и личности (граждан).

Таким образом, взаимоотношения между элементами и институтами политической системы общества не остаются неизменными. Многообразна и типология самих политических систем. Содержание и механизмы функционирования политических систем обусловлены типом экономических отношений, характером социальной структуры общества, историческими и национальными традициями народа

 

"Авторитарная и тоталитарная политическая системы."



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: