Историческая ограниченность авторитарных и тоталитарных систем.




Блокируя связи с массами, авторитаризм (за исключением своих харизматических форм правления) утрачивает возможность использования поддержки населения для укрепления правящего режима. Однако власть, не опирающаяся на понимание запросов широких социальных кругов, как правило, оказывается неспособной создавать политические порядки, которые выражали бы общественные запросы. Ориентируясь при проведении государственной политики только на узкие интересы правящего слоя, авторитаризм использует в отношениях с населением методы патронирования и контроля над его инициативами. Поэтому авторитарная власть способна обеспечить лишь принудительную легитимность. Устойчивое игнорирование общественного мнения, формирование государственной политики без привлечения общественности в большинстве случаев делают авторитарную власть неспособной создать какие-либо серьезные стимулы для социальной инициативы населения. Правда, за счет принудительной мобилизации отдельные режимы (например, Пиночет в Чили в 70-х гг.) могут в короткие исторические периоды вызывать к жизни высокую гражданскую активность населения. Однако в большинстве случаев авторитаризм уничтожает инициативу общественности как источник экономического роста и неизбежно ведет к падению эффективности правления, низкой хозяйственной результативности власти.

Авторитарные режимы формируются, как правило, в результате государственных переворотов или «ползучей» концентрации власти в руках лидеров или отдельных внутриэлитарных группировок. Складывающийся таким образом тип формирования и отправления власти показывает, что реально правящими силами в обществе являются небольшие элитарные группировки, которые осуществляют власть либо в форме коллективного господства (например, в виде власти отдельной партии), либо в форме режима единовластия того или иного, в том числе харизматического, лидера

Тоталитаризм – это политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Этому режиму присущи определенные признаки:

- государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

- общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого. В политическом сознании формируется представление о “единстве”, “слиянии” власти и народа. Монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией, вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

- абсолютная “правовая”, на деле антиправовая регламентация общественных отношений, которая базировалась на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”;

- государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, окружена непроницаемой стеной и недоступна для контроля со стороны народа;

- доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;

- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

- права и свободы человека и г8ражданина носят декларативный, формальный характер, отсутствуют веские гарантии их реализации;

- экономической основой выступает крупная собственность – государственная, монополистическая, общинная;

- наличие одной официальной идеологии, плюрализм фактически устранен;

- централизация государственной власти в руках диктатора и его окружения;

- государственная власть осуществляется по своему усмотрению, произволу, без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Прокомментируйте высказывание французского философа Дени Дидро: "...Чем больше расстояние между повелевающими и повелевающимися, тем меньше значения для первого имеет кровь второго..."

Дени́ Дидро́ (фр. Denis Diderot; 5 октября 1713, Лангр, Франция — 31 июля 1784, Париж, Франция) — французскийписатель, философ-просветитель и драматург, основавший «Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751). Иностранный почётный член Петербургской академии наук (1773)[1].

Вместе с Вольтером, Руссо,Монтескьё, Д’Аламбером и другими энциклопедистами, Дидро был идеологом третьего сословия и создателем тех идей Просветительного века, которые подготовили умы к Великой французской революции.

Дидро умер от болезни желудочно-кишечного тракта в Париже 31 июля 1784 года.

Знаменит не только тем, что руководил изданием популярной «Энциклопедии», которая стала впоследствии своеобразным печатным станком для французских просветителей, но и своими философскими работами.

Социально-политическое учение данного автора было основано на целом ряде положений теории естественного права. Согласно ей, ранее люди жили в своём естественном состоянии и являлись равными, пользуясь своей полной независимостью. В интерпретации мыслителя естественное состояние оказывалось периодом первобытных коллективов, в которых вся общественная собственность являлась так же и средствами труда.

Позже возникает государственная власть. Это стало возможным в результате договора о союзе, заключённого между людьми ради общего блага. Дидро рассматривает данный общественный договор в качестве подчинения людей выбранной ими же власти.

Автор был глубоко убеждён, что именно народ выступает основным источником государственной власти, в то время как государи и правители являются только её держателями в собственных руках. При этом, если правитель отказывается обеспечивать населению блага, то жители не связанные с ним никаким договором имеют право заключить новый договор с иным государем.

Дидро утверждал, что ликвидация феодального порядка возможна и мирным путём, при помощи различных законодательных реформ или воспитания в народных массах нравственности. Политическая программа, которая изложена в его основных сочинениях, предусматривала, прежде всего, отмену крепостного права, уничтожение сословий и наделение всех крестьян земельными участками.

В качестве идеальной государственной формы Дидро считал республику, однако он считал её полностью непригодной для территории Франции.

 

 

Источники:

1. https://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebno-prakticheskoe-posobie-klimova/sushnost-totalitarizma-ego-osnovnie-cherti

2.https://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebnoe-posobie/tipologiya-politicheskix-sistem

3.https://all-politologija.ru/knigi/politologiya-uchebno-prakticheskoe-posobie-klimova/ponyatie-politicheskoj-sistemi-ee-struktura-i-funkcii

4. https://student-pravo.ru/ippu-kratkie-lekcii/deni-didri-politpravovie-vzgladi/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: